Fr. Nyarlathotep Otis: Мы продолжаем культуру Междуречья. Напоминаю, где они вообще находится, и что находится рядом:
С востока у нас современный Иран, с запада — Турция, юго-западнее — Сирия и Левант, юго-восточнее — Персидский залив и, соответственно, Оман, Йемен и т. д. Через Левант — соответственно, Египет. Сперва — «краткое содержание предыдущих серий». О какой-то более или менее специфической культуре мы можем говорить примерно с периода 35 тыс. лет, когда барадостская культура вытеснила местную — неандертальскую и смешанную — мустьерскую культуру:
Потом — уже непосредственно Междуреченская культура, которая называется зарзийской:
Это от 14 до 10 тыс. до н.э. — то есть, это уже то, что соседствует не только по пространству, но и по времени с культурой Анатолии. Вот у нас три основные культуры региона:
Это загросская (зарзийская) культура на востоке, Левант с родственной натуфийской культурой на юге, а на западе — Анатолия. И в серединке — регион пересечения этих культур, это как раз верхнее течение Тигра и Евфрата, верхнее Междуречье.
Потом собственно в Междуречье соперничали и пересекались параллельно две культуры: халафская — которая в значительной степени была преемником позднеанатолийской культуры, связанной с революцией в Чайоню, — и хассуно-самаррская — которая, судя по некоторым моментам, в большей степени связана с той частью анатолийской культуры, которая была вытеснена из Анатолии после революции:
Именно поэтому позднее в Междуречье была сильна теократическая составляющая, как раз восходящая к хассуно-самаррской культуре.
Ниже приведена достаточно большая карта неолитической Европы и Ближнего Востока. Интересующий нас регион — в правом нижнем углу, и прежние культуры вытеснила пришедшая из низовий Тигра и Евфрата убейдская культура, которая в значительной степени являлась культурным предшественником шумеро-аккадской цивилизации:
Генетически все эти многочисленные народы и культуры были носителями j2-Y-хромосомной гаплогруппы. Вот примерное распространение этого генетического маркера так называемой средиземноморской подрасы (относящейся к европеоидной расе):
Сейчас мы переходим к периоду собственно шумеро-аккадской цивилизации. На следующем рисунке изображён камень с так называемым Царским списком, на котором ведётся хронология основных династий Шумера и Аккада:
Вот у нас, собственно, города-государства Междуречья:
В основном (или, во всяком случае, в значительной степени) это семитские города — по крайней мере, на севере семитское замещение произошло раньше. Южные города — это, соответственно, убейдский субстрат и, позднее, сами шумеры — пришедшие, скорее всего, с Персидского залива, а именно с острова Бахрейн, который в шумеро-аккадских текстах называется Дильмун:
Обратите внимание немножечко на эту карту. Чуть ниже у нас находятся такие государства как Оман и (ещё ниже) Йемен. Это у нас Аравийский полуостров, и к этой территории мы вернёмся уже практически в конце. Так вот, примерно в начале 4 тысячелетия до н.э. с этой территории, центром которой был, вероятно, остров Дильмун, пришли на север шумерские мореплаватели. Которые постепенно стали колонизировать Междуречье, начиная с его дельты, с низовий. Примерно в третьем тысячелетии до н.э. (по разным источникам получаются немного разные датировки, но будем считать, что в третьем) на территории, во всяком случае, нижнего Междуречья произошёл большой потоп, который во многих легендах того региона воспринимается как всемирный (что, в общем-то, характерно для разных культур, где свои локальные потопы воспринимаются как всемирные, хотя, в общем-то, были ограничены своим регионом):
2600 лет до н.э. был такой достаточно известный царь Гильгамеш, история которого тесно связана с эпохой потопа, хотя датировка другая:
И этот Гильгамеш интересен тем, что он является объединителем шумерских городов. Раньше, с середины 4 тысячелетия, шумеры уже были на этой территории, но образовывали отдельные города государства, мало друг с другом контактирующие. Как, скажем, позднее — греческие колонии на Чёрном море или где-то ещё, — так же вполне себе самостоятельными политическими единицами были эти шумерские колонии относительно Дильмуна и относительно друг друга. Гильгамеш впервые объединил Шумер и сделал его отдельным государством.
Вернёмся немного к карте шумерских городов-государств:
Согласно Царскому списку, «корона», власть над всем Междуречьем перепасывалась, как мячик, по всей этой территории. Даже если говорить о допотопном периоде, то Эреду (или Эриду) считается городом основания Шумера. Потом престол был перенесён выше по течению, в Бад-Тибиру, потом в ещё более северные земли, выше по течению — в Ларак, ещё выше — в Сиппар, а потом снова ближе к низовьям — в Шуруппак. «Затем потоп смыл страну», — как говорится в списке. После этого «корона» снова многократно переходила из рук в руки, причём в некоторых она бывала по нескольку раз. Допустим, первый город, где после потопа находился престол — Киш, он расположен ближе к верховьям, поэтому потоп его меньше затронул. Вскоре после потопа он утратил власть, но затем несколько раз возвращал снова: ещё три правящих династии находились в Кише.
Далее — карта более раннего периода, но она интересна нам тем, что на ней изображена миграция семитских народов:
Чем это интересно? Тем, что по этим стрелочкам мы видим, что в северное Междуречье приходили различные семитские племена, и именно они забрали «корону» у самих шумеров, когда власть перешла к расположенному в верховьях Евфрата Аккаду. Вот аккадский царь, который захватил территорию Междуречья — Саргон Аккадский, или Саргон Древний (это либо его маска, либо маска его внука — историки не уверены на этот счёт, но традиционно её принято называть маской Саргона):
Вот территория Аккадской империи:
Зелёным обозначена территория Шумеро-Аккад, выше (отмечено фиолетовым) находится Хурритское царство, восточнее — Элам, то есть праперсидские земли. Датировка на карте — 2300 лет до н.э. Опять же, смотрите — там обозначены семитские племена, да и всякие прочие: там было много разных народов, больших маленьких государств, к некоторым из них чуть позже вернёмся. Примерно в начале второго тысячелетия до н.э. на земли местных династий (аккадские — это всё-таки местные династии, это «свои» города единого шумеро-аккадского государства) напали гутии:
Это случилось чуть раньше, чем нашествие гиксосов в Египте, но, в принципе, это результаты одних и тех же исторических процессов, о которых мы немножко говорили на самой первой лекции. Скорее всего, это связано с началом миграции индоевропейцев с территории так называемой «Страны городов» (Аркаим и соседние с ним города). Главная военная сила представляла собой колесницу, которая, в общем-то, очень помогала вытеснить местные «варварские» племена.
Кем были гутии с генетической и с языковой точки зрения? Из их языка практически ничего не сохранилось, кроме имён собственных (конкретнее — царских имён) и некоторых подобных — очень фрагментарных — упоминаний. По этим фрагментарным упоминаниям, естественно, какое-то единое мнение сложить — сложно, но есть версия, что это как раз индоевропейские народы. Есть версия, что их язык был ближе к каким-то кавказским.
Владычество гутиев продолжалось около ста лет. Возвышение Аккада произошло при Саргоне Древнем, то есть около 2300 года до н.э., а около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть Ниппуром и принял царский титул. Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе. Власть гутиев была, в свою очередь, свергнута Утухенгалем — царём Урука, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану (Царский список сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил Царство Шумера и Аккада.
Обратите внимание ещё вот на что. Полностью под властью гутиев находилось только северное Междуречье, а на юге (хотя влияние гутиев там, и постоянно совершались набеги) такие города как Ур, Урук, Лагаш и некоторые другие существовали вполне самостоятельно, и у них были свои собственные династии, которые шли параллельно. Какой-то единой, общешумерской династии на тот момент не было, но, тем не менее, шумерская традиция вполне себе сохранялась на юге, ближе к Персидскому заливу. И период, о котором мы говорим — который начался освобождением от гутиев — закончился возвышением семитского города Вавилона, а чуть позднее — и Ашшура (на рисунке ниже реконструкция Вавилона — его знаменитых Ворот Иштар):
Это был краткий экскурс в историю, а теперь самое интересное. Когда мы говорим о шумеро-аккадской цивилизации — самое интересное, что это, фактически, первая (пальму первенства оспаривает с Египтом) письменная цивилизация. Что значит «письменная»? Как я уже говорил раньше, письменность вполне себе существовала и до этого — в достаточно далёкие времена (вспоминаем диспилийские и тэртэрийские надписи Старой Европы, иероглифы Цзяху и некоторые другие образцы). Но Шумеро-Аккад (или Египет) — первая цивилизация, о которой мы имеем не только археологические данные, но и непосредственные описания глазами очевидцев; первая цивилизация, где письменных источников достаточно много, а самое важное — что эти источники (в отличие от более древних) расшифрованы.
Письменность, которая характерна для этого региона — называется клинописью:
Возможно, это собственная, коренная, местная форма письменности, а может быть, заимствованная — скажем, из Старой Европы. Клинопись была известна (и даже расшифрована) достаточно давно. Есть такая Бехистунская надпись — она была написана на аккадском, эламитском и каком-то ещё языке, и все они — клинописью, хотя разной, да и языки сильно разные:
При этом было известно, что, скажем, аккадский или ассирийский — это семитские языки, использовавшие клинопись. Была известна также персидская (то есть индоевропейская) клинописная запись. Однако существовали ещё какие-то клинописные тексты, которые долгое время никто не мог расшифровать. И вот для этих текстов Ю. Оппертом в середине XIX века было предложено название «шумерская клинопись»:
Сравните, когда начали «открывать» Египет и когда — только-только подобрались к самому понятие «шумеры»! Итак, в середине XIX века Оппертом были предложены эти термины — шумерский язык, шумерская письменность. Как я говорил на первой лекции о Междуречье, первые известные праклинописные записи датируются серединой 4 тысячелетия до н.э. и обнаружены в городе Киш, который возвысился после потопа:
На рисунке ниже можно посмотреть достаточно сложную эволюцию праклинописных знаков: сначала идут фактически иероглифические изображения, а потом они превращаются в какие-то ассирийские или даже персидские знаки. Это один из знаков, знак «голова»:
Слушатель: А откуда взялась разница между четвёртым и седьмым?
Fr. Nyarlathotep Otis: Не знаю, за тысячелетия всё понемногу менялось… Где-то что-то неправильно переписали, или просто сделали более удобно для себя…
Слушатель: Смотрю, там избавились от косых линий…
Fr. Nyarlathotep Otis: Далее. Вот территория распространения шумерского языка и шумерской письменности:
Как можно заметить, хотя говорят о Шумеро-Аккаде, но единой письменности там так и не было. На севере была аккадская (семитская) клинопись, а на юге, соответственно, шумерская клинопись и шумерский язык. Скажем, это у нас тоже клинопись, но клинопись аккадская:
Для несведущего человека вроде меня — одно и то же, но это принципиально другой язык, нежели шумерский. Если аккадский язык — совершенно определённо семитский, то происхождение шумерского точно не известно. С чем его только ни связывают: и с какими-то сино-тибетскими языками, и с какими-то языками Старой Европы — с баскскими, кавказскими и так далее, — общепринятой или даже хотя бы более-менее достоверной точки зрения на этот счёт нет. Ассирийский, как и аккадский — это семитский язык. Также использовали клинопись индоевропейцы. На рисунке ниже — уже персидская клинопись (конечно, более поздняя, чем рассматриваемый нами период: это уже середина первого тысячелетия до нашей эры):
И, естественно, если мы говорим о письменной цивилизации — главное, о чём стоит упомянуть (тем более на лекции, проходящей в Областной юношеской библиотеке Калининграда) — это литература. Именно начиная с Шумера мы можем говорить о литературе — причём, насколько я понимаю, литература как таковая сложилась в Междуречье даже раньше, чем в Египте. В Египте, насколько мне известно, были только более или менее разрозненные тексты — а здесь… Скажем, вот этот камень, Урра-Хубуллу — это первый энциклопедический словарь, состоящий из 24 глиняных табличек, содержащих статьи на двух языках, сгруппированные по тематическому признаку:
На табличках 4 и 5 перечисляются морские и сухопутные транспортные средства, на табличках с 13-й по 15-ю представлен систематизированный список различные видов животных, на 16-й табличке — камней, на 17-й — растений. На 22-й табличке составлен список звёзд. Поскольку Урра-Хубуллу использовалась для обучения письму, существуют различные экземпляры одних и тех же «страниц» энциклопедии.
Вообще, литература была достаточно развита — хотя, к сожалению, большинство текстов известно уже с аккадских пересказов, а то и с ассирийских (дойдём до Ассирии — поговорим о Ниневийской библиотеке). Ниже приведу один очень интересный и достаточно поэтичный текст. Перед началом лекции я упомянул, что греки, евреи и прочие долгое время пытались претендовать на то, что являются родоначальниками философии. Сейчас, столкнувшись с этим текстом под названием «Наставление Шуруппака своему сыну», мы вынуждены признать, что и здесь, в общем-то, отметились шумеры:
Фактически, это первый известный текст философского (а местами юридического) содержания. Понятно, что тут мы не видим такую глубокую философию, как, допустим, в Индии, Китае или той же Греции. Зато эта философия весьма практична и написана задолго до них.
Вот это Наставление, позволю себе привести его полностью:
В давние дни, в стародавние дни,
В давние ночи, в стародавние ночи,
В давние годы, в стародавние годы.
Во время оно некий мудрец,
хитроумных слов он был составитель.
Сведущий в слове, Шумера житель,
Шуруппак наставлял своего сына.
Шуруппак, сын Убартуту,
Наставлял сына своего Зиусудру.
(Кстати, Зиусудра — это один из тех персонажей, которые, как и Гильгамеш, связаны с мифом о потопе).
Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой.
Зиусудра, слово скажу, со вниманием выслушай.
Советом, что дам я, не пренебрегай.
Слов, что скажу я, не переступай.
Всемогущи наставленья отцов, будь им послушен.
И дальше идут собственно наставления:
Осла крикливого не покупай —
стоит его крик в твоём затылке.
Поля у дороги не разбивай — затопчут.
Поля во ослиных тропах не возделывай — загубят.
Колодца посредь поля не выкапывай — водою зальёт.
Вполне себе практические советы.
Дом на улицу широкую не выпячивай —
пусть в ряду стоит.
Далее идут уже наставления скорее этического плана:
Не ручайся — да не будешь зависим.
Да, ни за кого не ручайся —
кто ручается, неблагоразумен.
И свидетельствовать не надо —
за человека говорит его город.
Не иди туда, где спорят, —
Да не будешь свидетелем в споре.
Лучше пусть спор тот сам собою угаснет.
Сам не затевай споров.
<…>
Спор что огонь — сам не вспыхнет.
Споров избегай, иного пути не знай.
Не кради — себя не губи.
Это уже вопросы юридического характера.
В дом не врывайся, на сито чужое не зарься.
Вор-то — лев, а схватили его — раб.
Дитя моё, не соверши убийства!
Топора сам не воздымай!
Мужчину сватом не посылай, себя не… [конец строки разрушен]
С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно.
О дитя моё, с молодицею замужнею
в комнате не рассиживайся.
Ссоры не разжигай, себя не роняй.
Лжи не допускай, голову от шеи отличай.
Слова не нарушай, твоё слово — основа.
Слова не возвращай, взгляда злого не привлекай.
Краденым не прельщайся,
Рук своих не марай.
Много прибыли не получишь.
Слов неискренних не говори —
Словно в ловушку, в них потом попадёшься.
Овцу на пастбище незнакомое не гони.
Быка на земле ненадёжной не заставляй пахать.
Основанье надёжно — и путь надёжен.
Пути чёрного не избирай, добро его — злое.
Степного осла не покупай — погонщики по обе стороны
за ним должны бежать.
Не спи с рабынею — зазнается.
А здесь крылатые выражения, многие из которых и до сих пор не утратили силу:
В ярости не проклинай — к тебе возвратится.
Не пытайся воду хватать рукою — ослабеешь.
То, что ты с силою бросишь, тебя же потом сбросит.
Не гони должника — наживёшь врага.
С высокомерным не устраивай дома,
Словно рабыню, тебя погонят,
И когда подойдёшь ты к жилью мужа,
«Побегай, побегай!» — тебе скажут.
Сладкий тростник в саду не обламывай —
«Возмести, возмести!» — так тебе скажут.
Врага не приваживай, споров не сглаживай.
Дитя моё, силой не надо брать,
раздоров не надо рождать.
Дочь человека да не осилишь, во дворе она это скажет.
Силу имеющего не отдаляй,
стен крепостных не разрушай.
Крепкого молодца не отдаляй, от города его не отвращай.
Бесчестный, словно веретеном, глазами вертит.
Уклончив взглядом — переменчиво сердце.
Не сори словами, словно лжец в пивнушке,
В собраньях мужей не маши руками.
Герой — один, один средь людей.
Солнце — одно, одно средь людей.
С героем встать рядом — вот удел!
С солнцем встать рядом — вот удел!
Шуруппак наставлял своего сына.
Шуруппак, сын Убартуту,
Наставлял сына своего Зиусудру.
Второй раз Шуруппак наставлял сына.
Шуруппак, сын Убартуту,
Наставлял сына своего Зиусудру.
Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой.
Зиусудра, слово скажу, со вниманием выслушай.
Советом, что дам я, не пренебрегай.
Слов, что скажу я. не переступай.
<…>
[Строки 88-96 разрушены]
<…>
Тот, кто твоё тебе не восполнит, —
Что козёл вороватый, блудливый,
в его сердце — слова лживые.
Дворец — это поток могучий, чьё нутро, словно бык бодучий,
Что в него входит, ни с чем не сравнимо.
Что выходит, конца не имеет.
Вот даю тебе хлеб к отборному пиву.
Но пока даю — далеко то пиво.
Не даю тебе хлеба — он далеко,
Вот отдаю другому пиво —
Нет, с имуществом надёжным,
Мой малыш, ничто не сравнится!
Льстивый рот — блудливый рот.
Злобный рот печати ждёт.
Сладкогласный рот собирает мёд.
О лжеце судит мешок для пищи.
Болтун заполняет пустой мешок.
Хвастун заполняет пустой рот.
Кожевник одет своей собственной кожей.
Власть имущий может избегнуть руки человека.
Дурак всегда что-то теряет.
Удивляясь, дурак что-то теряет.
«Да не свяжешь меня!» — он делает жест молитвы.
«Да буду жив!» — он делает жест молитвы.
Пустоголовый решает судьбы.
Бесстыжий поучает другого:
Воистину я восхищенья достоин!
[Строка 123 разрушена.]
Твой наёмник мешок для еды с тобою делит.
Из одного мешка с тобою ест он.
Когда он с тобою мешок тот закончит,
То работу он у тебя оставляет,
«Воистину я у тебя поел!» — И у дворца остановится.
Твой наследник — для твоего дома.
Твоя дочь — для её женского дома.
Выпил пива — не изрекай суждений.
Что ушло из дома, пусть не гложет сердца.
Небеса далеки — земля драгоценна,
Но с небес ты получаешь много —
Все страны дышат небесами.
В дни жатвы каждый день дорог —
Собирай, как рабыня, вкушай, как хозяйка,
О да, дитя моё, именно так, собирай, как рабыня,
вкушай, как хозяйка.
Проклятья ранят только внешне.
Но подаяния убивают.
Насилие чревато ложью.
Проклятия вздымают злобу.
Многословие — чирей, трава чёрная, жгучая:
«С именем ярким да озарю тебя светом,
Слова молитвы моей — изобилие.
Молитва водою прохладною освежает сердце!
Надсмотрщик города — главный мудрец страны.
Шуруппак поучал своего сына.
Шуруппак, сын Убартуту,
Наставлял сына своего Зиусудру.
В третий раз Шуруппак поучал сына.
Шуруппак, сын Убартуту,
Наставлял сына своего Зиусудру.
Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой.
Зиусудра, слово скажу, со вниманием выслушай.
Советом, что дам я, не пренебрегай.
Слов, что скажу я, не переступай.
Драгоценны советы отцов, будь им послушен.
Сына земледельца не бей —
протоку оросительную тебе разобьёт.
Гулящую женщину не покупай — это тёрн колючий.
Раба, в доме рождённого, не покупай —
это трава чёрная, жгучая.
Свободнорождённого не покупай —
постоянно на стену он будет лезть.
Рабыню дворцовую не покупай — ноги плоские у неё.
Но если ты раба-чужеземца с гор спустил.
Того, кто из мест неведомых, ты привёл, —
О дитя моё, там, где солнце встаёт,
Воду для тебя он будет пить, перед тобою он пойдёт.
Дома нет у него — к дому он не пойдёт.
Родного города нет у него —
в город свой он не пойдёт, —
Он не веселее тебя, он не сильнее тебя.
Сынок, путешествуя на Востоке,
Один в дорогу не отправляйся —
Земляк может оказать помощь.
Имя на имя — можно поднять человека.
Гору на гору не громозди.
Воистину судьба — это зыбкий берег.
Скользит по нему человек ногами.
Старший брат — воистину отец,
старшая сестра — воистину мать.
Старшего брата своего почитай.
Пред сестрою старшею, как пред матерью, склони голову.
Не работай одними глазами.
На словах-то ты много делаешь.
Лентяй слоняется по постоялому двору.
Ради хлеба человек поднимется в гору.
Лжец собьёт с пути человека.
Ради хлеба человек спустится с гор.
Малый город даст царю быка.
Большой город дома построит, каналы пророет.
Имущий хорошо устроен.
Имущий даёт неимущему полбу.
Женатый хорошо устроен.
Неженатый спит на соломе.
Кто рушит дома, будет домом раздавлен.
Кто на людей подымется, на того люди подымутся.
Кто быка мощного на шею взвалит.
Тому через реку не переправиться.
Если ты к сильным своего города примкнёшь,
Дитя моё, безусловно, вверх ты поднимешься.
Рабыню с гор ты приводишь,
Благо она тебе приносит.
Но и зло тебе принесёт.
Благо в руках, зло — в сердце.
Добро не освобождает сердца.
Но и зло не освобождает сердца.
Добро — что сырость, не откроет сердца,
Но и зло — копилка, его не заглотит.
От злобы и корзина в реке тонет.
Кожаный мех в степи рвётся.
Ибо сердце в любови — строит дом.
Сердце злобное — дом рушит.
Геройство и обладание — защита Сутей княжества.
Перед геройством ты склонишь голову.
Власть имеющему ты подчинишься.
Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь.
В праздники не выбирай жену:
И внутри всё у неё напоказ, и снаружи всё у неё напоказ.
В серебре напрокат — напоказ,
в лазурите напрокат — напоказ.
В шерстяной ткани напрокат — напоказ,
в ткани льняной напрокат — напоказ.
О мой малыш, как всё это назвать!
Не покупай быка во время жатвы…
Хитрого быка не покупай — разобьёт стойло.
На жену добрую, как на поле плодородное, надеется муж.
Не покупай осла во время жатвы.
Осёл, который жрёт… с другим ослом…
Коварного осла ты привяжешь за шею.
Но, дитя, лжец коварный за бок тебя схватит.
Повитуху ищи на дворе постоялом.
Пьяница топит свой урожай.
Рыбачку и два мужчины на пороге не задержат,
В дом, словно муха, она влетает.
Ослица на улице подаёт голос.
Свинья детёнышей кормит на улице.
Женщина, которая укололась, начинает кричать,
Но веретено, что её укололо, держит в руке.
Из дома в дом она бегает.
Во все переулки тянет шею,
…она говорит и выскакивает.
Во все чердаки заглядывает.
Там, где споры, туда бежит.
<…>
[Строки 237-243 плохо сохранились.]
Сердце обширное, радостное.
Что ценнее для жизни сладостной?
То, что ты ценишь, то и тебя ценит.
Сынок, как ярки глаза яркие!
Зерну не мешай расти — размножит побеги.
Не кляни овечку — родится девочка.
Комья земли не просеивай — родится мальчик.
Супругу из дома не удаляй, голоса на неё не возвышай.
Место, откуда изгнали супругу, — погибло.
«О бёдра мои, о горло моё!» — будем вместе скакать.
Мужа могучего одной силой вместе да осилим!
Мастера-искусника да не убей — дитя искусное родится.
Господина, как дикий дракон, не убей,
рук ему не связывай.
Кормилица из женского дома
определяет судьбу своего хозяина.
С матерью дерзко не разговаривай —
она на тебя рассердится.
Слов матери твоей и бога-хранителя твоего
не оспаривай.
Мать — словно бог солнца Уту, она рождает человека.
Отец — словно бог, он свет даёт.
Отец — словно бог, его слово твёрдо.
К совету отца да будь внимателен.
Дома за городом построить — изнутри город построить.
Дитя моё, поле, которое оросили,
Влажно — это поле, о котором заботятся.
Но когда оно сухое — это тоже поле,
о котором заботятся.
Потерянное — это то, чему не перестаёшь удивляться.
Незнакомый пёс — плохо,
незнакомый человек — ужасно.
На путях неизвестных на краю плоскогорья —
Боги плоскогорья, людей пожиратели.
Люди, в горах живущие.
Зерна, как люди, они не едят,
Дома, как люди, они не строят,
города, как люди, они не строят.
Ночью с гор они спускаются,
Когда люди работу закончили,
когда овцы в стойла загнаны,
Когда плужные труды закопчёны,
Они спустятся — подберут колосья.
Дар слова — освежитель сердца.
Дворца достоин, освежитель сердца.
Дар словесный, что звёзды небесные».
За наставления Шуруппака, сына Убартуту,
Коими наставлял Шуруппак, сын Убартуту,
Кои Владычицы Таблиц Великих достойны,
Хвала тебе, дева Нисаба!
В общем, вполне такой философский текст, и не только с чисто утилитарными советами типа «поля у дороги не разбивай», но и гораздо более глубокие темы.
Дальше переходим к архитектуре:
Это, правда, Элам, соседнее с Шумеро-Аккадом государство, но оно примерно так же связано с Шумеро-Аккадом, как, допустим, Нубия — с Египтом: тесные культурные связи, поэтому в тот период архитектура практически неотличима. Этот образец архитектуры — Персеполь на территории Персии, современного Ирана. А ниже — образец храмового комплекса в городе Эриду, одном из древнейших городов:
Что касается архитектуры. Камня на этой территории практически не было (поскольку с горами было не очень густо). Дерева тоже было мало, очень ограниченное количество. Но здесь ещё до шумерских времён (я рассказывал на прошлой лекции) использовались печи для обжига. Соответственно, для строительства использовался кирпич:
На фотографии — не именно шумерский кирпич, но что-то похожее. Сначала использовался кирпич-сырец, потом постепенно стали переходить к обожжённому кирпичу. Перекрытия делали из того, что было — из одного из немногих деревьев, которые можно было более-менее легко добыть, то есть из финиковой пальмы:
Крыши (если мы говорим не о храмовых комплексах, а о жилой архитектуре) делались из тростника:
Опять же, в чём Шумеро-Аккад является пионером — это в планировке города. Если раньше города просто росли, разрастаясь один дом к другому — то теперь, по крайней мере, город строится по определённым схемам:
Конечно, кое-где всё равно застройка идёт спонтанная, но соотношение уже 50:50: что-то осталось, как есть, что-то спланировали. Но, в принципе, то же самое можно говорить и о современных городах: кое-что спланировали, а дальше уже — кто во что горазд.
Ещё о чём можно сказать — так это о ландшафтной архитектуре. Шумер был первым государством, в котором использовались сады именно как элемент ландшафтной архитектуры:
Не просто фруктовые сады, а именно намеренно разбитые сады, где, помимо прочего, всё устроено в том числе и с эстетической точки зрения. Не чисто утилитарно — где можно собирать какие-то там яблоки, грубо говоря, — а для красоты, как элемент ландшафтного дизайна. Причём, естественно, тут сразу вспоминаются Висячие сады Семирамиды, но это позднее, уже первого тысячелетия до н.э.:
Касательно архитектуры, в разговоре об о убейдской культуре мы упоминали, что особое место занимал храм:
Стало быть, это была теократическая культура, теократическое государство. Храм всегда делался на возвышении, а город располагался не столько вокруг него, сколько с одной стороны — со стороны главного входа туда. Вот, допустим, изображение одного из древнейших храмов в Ниппуре — Белого Храма:
Белый Храм был посвящён Ану — богу неба:
Кстати говоря, «бог» по-шумерски — «дингир», и исходя из этого (и из некоторых других моментов) некоторые исследователи (я не буду использовать слово «учёные», потому что там достаточно фрагментарные знания) связывают это слово «дингир» с именем Тэнгри, которое обозначает, опять же, бога неба у нынешних тюркских народов, которые недостаточно исламизированы или у которые произошло такое же двоеверие, как в православии со славянским язычеством. И на основании этого связывают тюркские языки с шумерским и, соответственно, тюркскую культуру — с шумерской: тоже почитание бога неба, и тоже схожее звукосочетание — «ТНГР-ДНГР».
Кроме Белого Храма, имелся ещё и Красный Храм примерно того же времени и там же расположенный (изображение, к сожалению не нашёл), но он посвящён был Богине Инанне, которая у аккадцев и ассирийцев называлась Иштар. Обращаем внимание что-то такое змееподобное в руках, и вспоминаем иконографию Богини-Матери от древней Анатолии до образа Богоматери Оранты:
А вот другое изображение Иштар (на лекциях Ольги Арофикиной по искусству древнего мира много говорилось о различиях «столичного» искусства и «провинциального»; во всяком случае, есть разница между «высоким искусством» и, скажем так, «народным ширпотребом»):
В принципе, иконография практически идентичная, но качество исполнения, разумеется, совершенно другое.
Для сравнения — критская богиня со змеями и Богородица Оранта:
От почитаемых в Красном и Белом храмах божеств возвращаемся к архитектуре, и характерная для Междуречья храмовая форма называется зиккуратом:
Сейчас это слово больше связывается с мавзолеем Ленина 🙂 Тем не менее, обратите внимание на слайд: там написано «Храм в Эль-Обейде». Обейда — это то же самое, что Убейд. Я не знаю, что там имеется в виду по времени, — но если это строение относится именно к убейдской культуре, а не к более поздней, находившейся на том же месте, — то видна преемственность архитектуры, примерно такая же, как между древними ступенчатыми храмами Южной и Центральной Америки со всеми более поздними культурами Америки, включая инков и ацтеков. То же самое и здесь: преемственность от Убейда до Вавилона 1-го тысячелетия (та же «Вавилонская башня»). Кстати, несмотря на то, что любят все пирамидальные комплексы валить в одну кучу — и пирамиды Египта, и американские, и эти, — всё-таки здесь ступенчатость — это не ступеньки, по которым ходят люди (для подъёма есть специальные лестницы, они вынесены отдельно). А ступенчатость самого зиккурата — это скорее этажи, чем собственно ступени.
Переходим от архитектуры к скульптуре. Вот эту картиночку мы смотрели на прошлых занятиях:
Это бык из города Джемдет-Наср — я упоминал на прошлой лекции, что это слой, расположенный непосредственно под слоем потопа. Следующие образцы мы тоже рассматривали несколько раз — женская голова из города Ур и скульптура жреца:
Обратите внимание — практически всегда мужчины изображаются с волнистыми, окладистыми бородами. Если говорить об эталонах — то борода входила в тамошний эталон красоты, причём, что интересно, южные культуры больше предпочитали лёгкое, пропорциональное телосложение, а вот уже семиты — Аккад, Ассирия, Вавилония и так далее — предпочитали мускулистых «мачо».
Скульптурка из Лагаша (периода нашествия гутиев, — но Лагаш, как я говорил, был в тот период вполне себе шумерским, хотя смешение, конечно, было):
Это «Правитель Лагаша» — и, судя по тому, что там есть какой-то клинописный текст, возможно, это достаточно достоверное название, а не условное. Вот, опять же, голова Саргона Древнего (ок. 2000-1900 г. до н.э.):
Ещё разные скульптурки:
Обратите внимание: тонкие талии, широкие плечи — это именно Шумер, юг.
Что касается рельефа. Когда говорят о скульптуре Междуречья — чаще всего вспоминают именно рельеф. Но по рельефам Шумеро-Аккада мне попалось достаточно мало. Большинство рельефов, которыми чаще всего иллюстрируют Междуречье (вроде изображений на Воротах Иштар) — это уже Ассиро-Вавилония. Но вот пара образцов шумеро-аккадского периода из Лагаша (в этом городе рельеф был достаточно развит):
Когда мы говорим о рельефе, опять вспомним о такой вещи как цилиндрическая печать (по одежде и фигурам напоминает критские печати — сами понимаете, общие влияния могли быть):
Обратите внимание: Луну было принято изображать горизонтально.
Как мы помним, в этом регионе уже появлялась печать. Правда, это были такие штампики, они ещё с очень-очень давних времён были в Анатолии и (примерно в то же самое время) в дравидской Индии. Таким образом, здесь были и штучные рельефы, и «серийные», сделанные с помощью обычных или цилиндрических печатей.
Ещё один образец рельефа — Стела коршунов:
Стелы в Междуречье часто использовались фактически как памятники — для обозначения какой-то победы какого-то вождя. Я говорил, что власть пиналась, как мячик, по всему Междуречью, и в связи с этим регулярно то в одном городе, то в другом воздвигались какие-то стелы. Рельеф как искусство был, прежде всего, связан именно с такими стелами — с памятниками, посвящёнными определённым событиям.
Живопись в Шумеро-Аккаде, в общем, не сложилась (или же не дошла до нас, поскольку была на недолговечных материалах). Зато здесь (это примерно середина 3 тысячелетия до н.э., насколько я помню) возникло искусство мозаики — кажется, это первые мозаики в мире:
Мозаика достаточно большая и сложная, хорошо проработанная.
А теперь переходим к костюму. К костюму и прикладному искусству. Вот, скажем — реконструкция расположения украшений:
И здесь, следует упомянуть о том, что в Шумере была очень развита металлургия. Было обнаружено очень много металлических предметов, причём металлы использовались самые разные — золото, серебро, медь, олово — в том числе сплавы, как, например, бронза:
Теперь переходим к одежде. Сейчас без особых комментариев (только упоминая, где что) будем смотреть картинки.
Вот это касситы — более поздний период, чем рассматриваемый нами:
Касситы — это тоже такое племя неясного происхождения — то ли индоевропейцы, то ли семиты. Обращайте внимание на мужские головные уборы, достаточно много где будут.
Жрицы. Обратите внимание на рога быка — как в Анатолии или на Крите:
Воинские аккадские костюмы:
Это у нас тоже Аккад, царские одеяния:
Эламиты:
Это праперсидская цивилизация — Элам, её рассмотрим подробнее, если будем говорить о Персии.
Одежды протописьменного и начала раннединастического периодов — где-то 4 тыс. до н.э. (до потопа или вскоре после потопа):
То же самое, но ритуальная, ритуально-парадная одежда (кстати говоря, подобные костюмчики с перьями использовались как ритуальные и в Чатал-Хююке):
Жрицы с обнажённой грудью, причём это жрицы Иштар — а кто такая Иштар? — это богиня плодородия.
Головные уборы ассирийцев и вавилонян:
Теперь насчёт материала, из которого делалась одежда. Как мы помним, домашние овцы и козы в этом регионе были очень-очень давно: где-то 12 или 14 тыс. лет до н.э. они были у натуфийцев, у анатолийцев и на Загросе — горной границе между Ираном и Ираком:
Поэтому большинство костюмов, большинство одеяний делалось из шерсти. Но существовала такая вещь как лён, и лён был очень элитной одеждой — видимо, потому, что он там мало растёт, ему там жарко:
И его было достаточно сложно обрабатывать по сравнению с обработкой шерсти, поэтому льняные одежды носило только высшие сословия.
Опять же, Шумер — а может быть, что-то ещё более раннее, — насколько известно, был родиной парфюмерии и косметики:
Использовалось очень-очень много всего. Применялись духи, всякие лечебные маски, маски для красоты, крем для депиляции… Для их изготовления использовался асфальт, использовалась глина, использовались всевозможные ароматические смолы. В общем — полный набор фактически того же, что и сейчас. И, кстати говоря, обратим внимание на нелюбовь ко всякому подобному в еврейской культуре. Что, в общем-то, очень показательно, учитывая взаимоотношения Вавилона и евреев. То же самое можно говорить об арабской культуре, которая с еврейской очень тесно связана. Вспомним, допустим, двух ангелов, Харута и Марута (падших, но при этом не относящихся именно к демоническим сущностям), которые, по одной из версий, и научили нас пользоваться косметикой. А если говорить о еврейской мифологии, то там есть такой демон, которые научил пользоваться косметикой — Азазель. В общем, это считается демоническим искусством.
И теперь от демонов плавно переходим к религии. Кое-что я упоминал уже. Во-первых, это была теократическая цивилизация — во всяком случае, со значительной ролью жречества. Упоминал я о древнейших богах Шумера, Ану и Инанне — боге неба и богини плодородия (понятно: небо — это то, что оплодотворяет землю). Немного насчёт родственных связей различных богов. Поскольку, как и в Египте, там были отдельные города-государства с различными землями (которые сейчас тоже принято называть номами; основных номов было 14 — хотя, конечно, в разное время по-разному), и поскольку у каждого города был свой бог-покровитель, то, естественно, тоже одни боги воспринимались как ипостаси других, которые замещались при каких-то завоеваниях, другие просто включались в общий пантеон, но с какими-то родственными связями. Достаточно подробно на этот счёт написано в таком тексте как Энума Элиш. Это достаточно «каноническая», устоявшаяся версия мифологии, но существовали и другие версии. Энлиль, например — это сын Ану, а его супругу звали Нинлиль (её земная жизнь, кстати, относится легендами к Дильмуну, что может служить указанием на какие-то династии предков месопотамских шумеров):
А вот другое очень значимое божество, Энки:
Ану, Энлиль и Энки фактически представляли собой основную триаду божеств шумеро-аккадского пантеона, который постепенно, по мере возвышения этих городов, замещался на Мардука в Вавилонии и на Ашура в Ассирии. Вообще, изменение пантеонов — очень неоднородный и неоднонаправленный процесс, на который, помимо прочего, влияют политические события, и в поздних текстах Междуречья — таких как Энума Элиш — как раз и описывается мифологическая составляющая этого процесса, как бы закрепившая божественный статус возвышения Вавилона над шумеро-аккадскими городами. Больше всего можно сказать именно о Мардуке, поскольку здесь произошло не только вытеснение одним образом других, местных, но вытеснение было как бы мифологически оправдано, встроено в структуру местной мифологии. Как вы помните, власть Мардуку более ранним поколением богов была передана за победу над Тиамат. Таким образом, было узаконено, что это не просто «какой-то там бог, который вытеснил ваших старых богов», а тот, кто имеет на это законное право:
С другой стороны, Мардук — это один из первых богов Междуречья, в котором проявилась тенденция к монотеизму — тенденция, у семитов вообще достаточно распространённая. Сначала Мардук воспринимается как бог-покровитель Вавилона в числе других богов-покровителей. Потом Мардук становится главным богом региона, получив мифологическую преемственность от предшествующих богов, а потом все другие боги начинают называться «Мардук Войны», «Мардук Любви», «Мардук ещё чего-то». Слово «мардук» начинает восприниматься и как нарицательное, как «бог», и именно как Бог монотеистический (как можно сказать «Бог», а можно «бог Зевс»). Есть, допустим, Мардук, а есть «мардук войны» — Нергал. А потом уже все эти «мардуки того — мардуки сего» становятся всего лишь ипостасями единого Мардука. Однако процесс «мардукизации» не был завершён в результате гибели Междуречья — то есть, падения Ассирии и Вавилона. Та же участь постигла и Ашшура:
И очень близко к теме религии — тема науки. Я на лекции по зарождению цивилизаций Ближнего Востока говорил, что в Шумере была очень развита астрономия, поскольку цивилизация как явление связана с сельским хозяйством, с разливом рек и т.д. Естественно, требовалось наблюдение за сезонами, и поэтому было очень развито наблюдение за звёздами, которое, естественно дало начало и астрономии, и астрологии (которые, в общем-то, на том этапе не разделялись):
Я говорил уже, что почитались 7 звёзд Плеяды и 7 планет, видимых невооружённым глазом — «подвижных планет», среди которых Солнце, Луна и 5 настоящих планет, ближайших к Солнцу. Это стало основой нынешней недели — в том числе того, что дням недели во многих европейских языках приписываются какие-то планеты или божества: День Тора (Donnerstag, Thursday), четверг — Юпитер, который соответствует Мардуку. Вся эта система дней недели, их соответствие богам и планетам — она, в общем-то, опять же родом из Междуречья:
Когда мы говорим о звездочётах — то вспоминаем о халдеях. Халдеи — это те, кто после падения Ассирии и Вавилона унаследовал значительную часть культуры (о них, возможно, ещё упомянем на последней лекции по Междуречью). По происхождению они, по-моему, семиты, но это тот народ, который унаследовал культуру Шумеро-Аккада и, соответственно, Ассиро-Вавилонии, когда Ассирия была поглощена Вавилонией и Мидией, а те, в свою очередь — ахеменидской Персией.
И последнее о чем я хотел сказать — это соседи Шумеро-Аккада:
Поскольку, как я говорил, это письменная цивилизация, то о соседях говорится очень много — и, как правило, не очень хорошего. Например, если говорят о каких-нибудь злых колдунах, то колдуны — это эламиты, касситы, ханигальбатцы и так далее. Все они нехорошие люди, естественно. «Наша» магия — она всегда «белая» магия, «их» магия — всегда «чёрная» магия. Так вот, о некоторых из этих соседях известно, где они находятся. Скажем, Элам — на юго-западной части Ирана, западнее Зардосских гор (отчасти — практически на той же стороне, что и Междуречье). А многие упомянутые в летописях страны точно не локализуются. Упомянута, например, страна Аратта, и где она находилась — точно неизвестно, поэтому, опять же — кто во что горазд, «в меру своей испорченности»/ пытается это как-то интерпретировать. Одна из версий, что Аратта — это Урарту (на карте ниже указано максимальное расширение границ):
Но об урартской государственности что-то более или менее известно из достаточно разных источников примерно с 1200 года до н.э., а что было до этого — непонятно. По другим данным, Аратта расположена тоже где-то на территории Кавказа, но севернее. По третьим — это та самая Страна городов с Аркаимом, то есть Урал, и есть много других версий.
Следующее такое государство-призрак — это Мелухха. По одной из наиболее достоверных трактовок — это дравидское государство Индской долины:
И последнее государство, о котором я хотел сказать — это Маган. По одной версии, Маган — это Египет, по другой версии, он располагался на территории современных Омана и Йемена:
Теперь вспоминаем, где находится Бахрейн (откуда, вероятно, и пришли шумеры). Совсем рядышком. Иначе говоря, какие-то контакты между шумером и Маганом могли возникнуть ещё в домеждуреченские времена жизни шумеров, а может быть, это даже государство, откуда они были родом. Но подробнее не могу сказать ничего.
К чему я уделяю такое внимание соседям? Эту мысль я уже пытался проводить: древний мир отнюдь не был таким мозаичным, как это принято считать, и между разными народами и цивилизациями шло очень активное взаимодействие — войны, торговля, идеологические заимствования, путешествия и т.д.
Я уже упомянул, что падение Шумеро-Аккада было связано сначала с нашествием гутиев. Потом на какое-то время аккадцы оправились, установили опять свои династии, которые тоже несколько раз менялись. И в конечном итоге произошло возвышение семитского города Вавилона и пошло как бы новое покорение Междуречья. На следующей лекции я буду говорить о таких государствах как Митанни (Ханигальбат), Ассирия — постоянный соперник Ханигальбата, и Вавилон, с которым у Ассирии установились противоречивые отношения, которые лучше всего характеризуются словосочетанием «злейший друг». Ассирия и Вавилония были как раз такими «злейшими друзьями». Они то объединялись, то воевали, и, в конце концов, настолько друг друга ослабили, что пали жертвой соседей. На этом, в общем-то, и всё.
[1] Транскрипт составил Fr. Gilel Elohim, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.