Алистер Кроули. Liber O

LIBER O VEL MANUS ET SAGITTAE SUB FIGURA VI [1]

I

1.  Эту книгу очень легко понять превратно; мы обращаемся к читателям с просьбой подой­ти к ее изучению вплоть до малейших деталей с той же критичностью, с какой мы подошли к ее подготовке.

2.  В этой книге повествуется о Сефирот и Путях; о Духах и Заклинаниях; о Божествах, Сферах, Планах и обо многих других предметах, которые, быть может, существуют, а быть может, и нет.

Существуют они или нет — в любом случае они нематериальны. Определенные действия вле­кут за собой определенные результаты; но ученику ни в коем случае не следует приписывать им объективную реальность или философскую значимость.

3.  Основные преимущества, которые они дают, таковы:

а)               расширение горизонтов мышления;

б)                совершенствование контроля над мышлением.

4.  Если ученик добьется успеха в нижеописанных практиках, он столкнется с предметами (идеями или сущностями), столь великолепными или столь ужасными, что описать их в словах невозможно. Очень важно, чтобы он оставался хозяином всего, что видит, слышит или иным об­разом воспринимает; в противном случае он станет рабом иллюзии и жертвой безумия.

Приступать к этим практикам следует в добром здравии и лишь по достижении достаточного мастерства в асане, пранаяме и дхаране.

5.   Опасность того, что ученику, даже самому ленивому или глупому, не удастся добиться неко­торых результатов, не так уж велика; но велика опасность, что полученные результаты введут его в заблуждение, ввергнут в одержимость и погубят — даже если он достигнет именно того, чего должен был достичь. Более того, слишком часто он принимает последний привал перед восхожде­нием за искомую цель и снимает доспехи, как победитель, когда битва еще даже не началась.

Поэтому желательно не приписывать особой значимости никаким результатам, сколь бы важ­ными те ни казались на первый взгляд.

6.  Итак, рассмотрим прежде всего «Книгу 777» и способ ее использования; затем обсудим под­готовку Места; затем — практику Магических Церемоний; и, наконец, еще два метода — «Viator in Regnis Arboris» и «Sagitta trans Lunam» [2], изложенные, соответственно, в разделах V и VI.

(О Расширении и Сосредоточении Сознания; о продвижении путем уничтожения чакр; о про­движении путем уничтожения Пар Противоположностей; и методах Сабхапати Свами и др. речь пойдет в другой книге [3].)

II

1.  Прежде всего ученик должен тщательно изучить «Книгу 777», в особенности столбцы, опу­бликованные в настоящем издании [4].

Запомнив их наизусть, он начнет постигать суть этих соответствий.

2.  Чтобы понять, как пользоваться этими таблицами, рассмотрим пример.

Допустим, вы стремитесь изучить некую тайную науку.

В 12-й строке столбца XLV вы найдете пункт «Постижение наук».

Обратившись к двенадцатым строкам других столбцов, вы обнаружите, что планета, соответ­ствующая вашей задаче, — Меркурий [5], число ее — 8 [6], ее геометрические фигуры — октагон и окта- грамма [7]; что Бог, властвующий над этой планетой, — Тот [8], а по древнееврейской символической системе — Тетраграмматон Адонаи и Элохим Цебаот [9]; ее Архангел — Рафаэль [10]; ее Ангельский Чин — Бени Элохим [11]; ее Разум — Тириэль [12]; ее Дух — Тафтартарат [13]; ее цвета — оранжевый (ибо Меркурий — это сфера 8-й сефиры, Ход [14]), желтый, пурпурный, серый и индиго, пронизанный фиолетовыми лучамиее магическое орудие — Жезл или Кадуцей [15]; ее благовония — мастика и прочие [16]; ее священные растения — вербена и прочие [17]; ее драгоценный камень — опал или агат [18]; ее священное животное — змея[19], и т. д., и т. п.

3.  Затем подготовьте подобающим образом Место для Работы. Начертите оранжевый круг, а в нем — желтую восьмиконечную звезду и расставьте на концах ее лучей восемь светильников. Остальными четырьмя цветами изобразите Сигил Духа (который вы найдете у Корнелия Агрип- пы [20] и в других книгах) и прочие фигуры, какие подскажет вам опыт.

4.  И так далее. Вдаваться здесь во все необходимые приготовления мы не можем; подробное описание их ученик найдет в соответствующих книгах, лучшей из которых, пожалуй, можно на­звать «Гоэтию».

Рабски подражать этим ритуалам не следует; напротив, ученику не следует совершать никаких действий, цель которых ему неясна; более того, если он вообще на что-то способен, то его соб­ственные ритуалы, пусть даже самые грубые, окажутся эффективнее чужих, пусть даже прорабо­танных во всех тонкостях.

Общее назначение всей этой подготовки заключается в следующем.

5.  Поскольку всякий ученик — человек, окруженный материальными предметами, то для овла­дения какой бы то ни было избранной идеей он должен сделать так, чтобы все без исключения предметы в его окружении прямо указывали на эту идею. Так, в ритуале, который мы рассматри­ваем для примера, если взгляд его упадет на светильники, то количество их должно соответство­вать Меркурию; если он вдохнет благовония, то запах их опять-таки должен напомнить о Мерку­рии. Иными словами, весь магический аппарат и весь ритуал суть не что иное, как комплексная мнемоническая система.

(Основа этого подхода — тот факт, что любая данная группа образов, с которой может стол­кнуться ученик в своих странствиях, соответствует определенным геометрическим фигурам, бо­жественным именам и т. д., и находится под его контролем. О возможности добиваться результа­тов за пределами ума человека, созерцающего эти образы, — то есть результатов, объективных в обычном, общеупотребительном смысле этого слова, — мы здесь умолчим.)

6.  Со всеми разновидностями церемониальной магии (и с теми двумя методами, которые мы опишем позднее) связаны три важные практики.

А именно:

1)                                облечение Божественными образами;

2)                                 вибрирование Божественных имен;

3)                                 ритуалы «Изгнания» и «Призывания».

Прежде чем приступать к опасным методам, изложенным в разделах V и VI, необходимо овла­деть в совершенстве по меньшей мере этими тремя техниками.

III

1.   Следует тщательно изучить Магические Образы древнеегипетских Богов и добиться того, что­бы они стали узнаваемыми и привычными. Изучать их можно в любом музее или по книгам. Затем ученик должен тщательно перерисовать их, сначала сверяясь с образцом, а затем — по памяти.

2.  Пусть ученик примет позу избранного Бога, а затем пусть представит себе, как образ Бога сливается с его собственным телом, совпадая с ним в пространстве или окутывая его. Пусть упражняется в этом до тех пор, пока не овладеет избранным образом в совершенстве и не испыта­ет чувство полного тождества сначала с ним, а затем и с избранным Богом.

3.  Вибрирование Божественных имен — еще один способ отождествления человеческого со­знания с той чистой частью его, которую люди называют именем того или иного Бога. Действо­вать надлежит следующим образом.

4.            а) Встань, раскинув руки крестом[21].

б)           Сделай глубокий вдох носом, представляя себе, как имя избранного Бога входит в тебя вместе воздухом.

в)           Пусть это имя медленно спустится из легких в сердце, затем — в солнечное сплетение, в пупок, в половые органы и далее, вплоть до ступней.

г)           В тот момент, когда оно коснется ступней, быстро шагни левой ногой вперед примерно на 12 дюймов, резко подайся вперед всем телом и так же резко выбрось руки вперед (от по­ложения на уровне уголков глаз), приняв тем самым характерную позу Бога Хора; одновре­менно с этим представляй, что Имя стремительно поднимается вверх, через все твое тело, а ты выдыхаешь его носом вместе с воздухом, который до этого момента следовало удержи­вать в легких. Все это надлежит проделать со всей мощью, на какую ты только способен.

д)           Затем приставь левую ногу обратно к правой и приложи к губам указательный палец [22]правой руки, приняв тем самым характерную позу Бога Гарпократа.

5.  Признак того, что ученик все исполнил правильно, — полное физическое изнеможение, насту­пающее вслед за одним-единственным таким «вибрированием». Все его тело будет охвачено жаро или покроется обильной испариной, и он ослабнет настолько, что едва сможет устоять на ногах.

6.  Есть и еще один признак успеха, воспринять который, впрочем, может только сам ученик: провибрированное имя Бога послышится ему оглушительным ревом, подобным тысяче громов, и этот Могучий Глас, как покажется ему, будет исходить не от него самого, а от Вселенной.

Исполняя обе вышеописанные практики, следует полностью очистить сознание от всего, кроме образа и имени Бога; и чем больше времени потребуется для возвращения к обыденному восприя­тию, тем лучше.

IV

1. Ритуалы Пентаграммы и Гексаграммы необходимо выучить наизусть. Исполняются они сле­дующим образом.

малый ритуал пентаграммы [23]

i.                            Касаясь лба, произнеси: Ateh[24] («Твое есть»)[25].

ii.                          Касаясь груди, произнеси: Malkuth [26] («Царство»)[27].

iii.                        Касаясь правого плеча, произнеси: ve-Geburah[28] («и Сила»).

iv.                        Касаясь левого плеча, произнеси: ve-Gedulah [29] («и Слава») [30].

v.                          Сложив руки на груди, произнеси: le-Olahm [31], Amen[32] («во веки веков, аминь»)[33].

vi.    Повернувшись лицом на восток, начертай пентаграмму (Земли) [34] подобающим ору­дием (обычно — Жезлом). Произнеси (т. е. провибрируй): IHVH [35].

vii.                      Повернувшись лицом на юг [36], исполни то же, но произнеси: ADNI [37]

viii.                    Повернувшись лицом на запад, исполни то же, но произнеси: AHIH [38].

ix.                      Повернувшись лицом на север, исполни то же, но произнеси: AGLA[39]. x          Раскинув руки крестом, произнеси [40]:

xi.                        Передо мной — RAPHAEL[41];

xii.                      Позади меня — GABRIEL[42];

xiii.                    По правую руку от меня — MICHAEL[43];

xiv.                    По левую руку от меня — AURIEL[44];

xv.                      Ибо вокруг меня пламенеет Пентаграмма,

xvi.                    А в Столпе стоит Звезда о шести лучах.

xvii-xxi. Повтори пункты i—v, т. е. «Каббалистический Крест».

ПРИМЕЧАНИЯ К МАЛОМУ РИТУАЛУ ПЕНТАГРАММЫ[45]

1

Каждый человек заключает в себе природную крепость — Душу неуязвимую. Взять ее при- ступом удается только в редчайших случаях. Едва ли не единственный способ добиться этого — черномагическая операция, которую обычно называют «договором с Дьяволом»; хотя, пожалуй, в вопрос о природе безумия здесь лучше не вдаваться. Кроме цитадели в самом своем средоточии, человек располагает также внешней линией укрепленией — Аурой. Аура эта весьма чувствительна, как ей и положено. Если бы она не реагировала на впечатления, то не смогла бы служить орудием взаимодействия между «я» и «не-я». Аура должна быть светлой и упругой, даже у обычного чело- века. У Адепта же она испускает яркое сияние. Если человек болен, его Аура ослабевает. Тогда она выглядит дряблой, обтрепанной по краям, мутной, тусклой. Она может дойти даже до грани рас- пада. Каждый человек обязан сам следить за тем, чтобы Аура его оставалась в добром здравии.

Достигается это двумя способами.

Первый метод заключается в том, чтобы ежедневно, два-три раза в день исполнять Изгоняю- щий ритуал Пентаграммы. Главное его предназначение — утвердить в Астрале четыре Пента- граммы (по одной — в каждой из четырех сторон света) и две Гексаграммы (одну — над головой Мага, другую — под ногами), так что в результате Маг оказывается, образно говоря, внутри освя- щенного ларца[46].

Второй метод — облечение Божественным образом Гарпократа. Маг представляет себя в об- разе Бога Гарпократа, Владыки Безмолвия, желательно в позе стоя или восседающим на троне.

Благодаря этой практике Аура сосредоточивается вокруг Души, воспринимая тем самым свежую чистоту и силу от этого источника всякого света и могущества. После этого она возвращается к сво- им обычным размерам укрепленной и даже неуязвимой. При регулярном выполнении этих упраж- нений Аура обретает совершенную защиту от любых враждебных влияний и начинает озарять сво- им светом всех вступающих с нею во взаимодействие, тем самым принося пользу также и им.

2

Предполагается, что [в Малом ритуале Пентаграммы] вы стоите на пересечении путей [47] ס и [48] פВы обращены лицом к Тиферет (Солнцу); следовательно, по правую руку от вас находится Нецах (Венера), по левую руку — Ход (Меркурий), а позади вас — Йесод (Луна).

Вы делаете один шаг по направлению к Тиферет, приставляя правую пятку [под углом 90°] к своду левой стопы, и вибрируете Божественное Имя, указанное в ритуале. Затем вы проводите концом Жезла сплошную черту вплоть до Нецах, снова делаете шаг вперед (после каждого шага вперед следует отступать обратно, чтобы каждый новый шаг делать из центра) и снова вибрируете Божественное Имя, как указано.

Таким же образом повернитесь лицом к Йесод и провибрируйте Имя; затем — Ход, и здесь также провибрируйте имя; но затем обязательно проведите концом Жезла сплошную черту до Ти- ферет, тем самым замыкая круг.

Пока вы вибрируете Божественные Имена, возникают Ангелы, перечисленные в ритуале [49]. Итак, вы теперь стоите внутри Столпа, защищенного вашим микрокосмическим призыванием. На это призывание естественным образом, без малейших усилий с вашей стороны, следует макро- космический ответ, а именно: над головой и под ногами у вас появляются гексаграммы, то есть шестилучевые звезды [50].

Таким образом вы полностью отгораживаетесь от внешних и клипотических частей Вселенной. Запечатлейте в своей душе образ Столпа, окруженного пентаграммами и ограниченного гекса- граммами сверху и снизу. Чтобы научиться выполнять этот ритуал как следует, потребуется по- стоянная тренировка.

Особенно важно, чтобы каждый элемент ритуала выполнялся совершенно четко; каждую призы- ваемую силу следует визуализировать отчетливо и ясно, за исключением Божественной Сущности, которая в обычных обстоятельствах не станет являться Магу по столь незначительному поводу.

Определить, как должны выглядеть эти Ангелы, или, точнее, Архангелы, вы можете самостоя- тельно. Например, у Рафаэля, имя которого начинается ר [Реш], голова будет сиять, подобно солнцу, а следующая буква, פ [Пе], указывает на то, что остальные части его фигуры будут как у воина; окончание имени אל [Алеф-Ламед, Эль] (такое же, как и в большинстве ангельских имен), указывает, что Архангел держит в руках меч и весы [51].

3

Те, кто считает этот ритуал всего лишь средством для призывания или изгнания духов, недо- стойны владеть им. Будучи понят должным образом, он являет собою Лекарство Металлов и Ка- мень Мудрецов.

большой ритуал пентаграммы [52]

Пентаграммы чертятся в воздухе Мечом или другим Орудием; при этом произносится вслух указанное имя и совершаются описанные Знаки.

 image001

Знаки Врат: вытяни руки перед собой, поверни ладони тыльными сторонами друг к другу и раз- веди руки в стороны, как бы раздвигая или разрывая завесу (для активных стихий); затем сведи руки вместе, как бы задергивая занавес, и опусти их вдоль тела (для пассивных стихий).

(Степень «Врат» связана с элементом Духа; она соответствует Солнцу; с этой степенью соот- носятся пути נ ,ס и ע [Самех, Нун и Айин]. См. «Книгу 777», строки 6 и 31-бис.)

image0022.

Знак 4°=7°: подними руки над головой и сложи их таким образом, чтобы кончики пальцев со­прикоснулись, образовав треугольник, [направленный вершиной вверх].

(Степень 4°=7° связана со стихией Огня; она соответствует Венере; с этой степенью соотно­сятся пути q, צ и פ [Коф, Цадди и Пе]. Прочие соответствия см. в «Книге 777», строки 7 и 31.)

 image003

Знак 3°=8°: подними руки так, чтобы локти оказались на уровне плеч и сложи ладони перед грудью таким образом, чтобы кончики пальцев соприкоснулись, образовав треугольник, направ­ленный вершиной вниз.

(Степень 3°=8° связана со стихией Воды; она соответствует Меркурию; с этой степенью соот­носятся пути ר и ש [Реш и Шин]. Прочие соответствия см. в «Книге 777», строки 8 и 23.)

 image004

Знак 2°=9°: вытяни руки вверх и разведи их в стороны, согнув в локтях под прямым углом; по­верни ладони кверху, как если бы ты поддерживал некий груз.

(Степень 2°=9° связана со стихией Воздуха; она соответствует Луне; с этой степенью соотно­сится путь ת [Тав]. Прочие соответствия см. в «Книге 777», строки 9 и 11.)

 image005

Знак 1°=10°: выставь вперед правую ногу, вытяни правую руку по диагонали вперед и вверх, а левую — по диагонали вниз и назад; ладони при этом должны быть раскрыты. (Степень 1°=10° связана со стихией Земли. См. «Книгу 777», строки 10 и 32-бис.)

малый ритуал гексаграммы

Этот ритуал следует предварять «Малым ритуалом Пентаграммы».

i.  Встань прямо, поставив стопы вместе. Левую руку опусти, а правую — согни в локте так, чтобы она располагалась поперек тела. В правой руке держи Жезл или другое Орудие таким об­разом, чтобы оно было направлено вертикально вверх, по средней линии. Затем повернись лицом на восток и произнеси:

ii.  I.N.R.I.

Йод. Нун. Реш. Йод.

Дева, Исида, Могучая Мать.

Скорпион, Апофис, Разрушитель.

Солнце, Осирис, Убиенный и Восставший.

Исида, Апофис, Осирис, ΙΑΩ.

iii.  Раскинь руки крестом и произнеси: «Знак Осириса Убиенного».

iv. Правую руку, согнутую в локте под прямым углом, подними вверх, а левую, согнутую так же, опусти вниз; голову при этом поверни к левому плечу и слегка склони ее, направив взгляд на левое предплечье. Произнеси: «Знак Исиды Скорбящей».

v. Подними руки над головой, разведя их под углом шестьдесят градусов, запрокинь голову и произнеси: «Знак Апофиса и Тифона».

vi.  Скрести руки на груди, склони голову и произнеси: «Знак Осириса Восставшего».

vii. Снова раскинь руки, как в пункте iii, а затем снова скрести их на груди, как в пункте vi, и произнеси: «L.V.X., lux, Свет Креста»[53].

image006 image007 image008 image009

viii.   Магическим Орудием начерти на востоке Гексаграмму Огня и произ- неси: «ARARITA» (אראריתא).

Это слово составлено из начальных букв [древнееврейской] фразы, озна- чающей: «Едино Его Начало; Едина его Индивидуальность; Его Перестановка Едина».

Гексаграмма Огня состоит из двух равносторонних треугольников, каждый из которых направлен вершиной вверх. Начинай чертить ее с верхней точки верхнего треугольника и продвигайся по часовой стрелке. Верхняя точка ниж- него треугольника должна совпасть с центром верхнего треугольника.

ix.  Повернись лицом на юг, начерти Гексаграмму Земли и произнеси: «ARARITA».

Вершина нижнего треугольника в Гексаграмме Земли направлена вниз. На- чертить эту Гексаграмму следует таким образом, чтобы ее можно было вписать в окружность.

x.  Повернись лицом на запад, начерти Гексаграмму Воздуха и произнеси: «ARARITA».

Эта Гексаграмма подобна Гексаграмме Земли, но основания двух треуголь- ников в ней совпадают друг с другом, образуя ромб.

xi. Повернись лицом на север, начерти Гексаграмму Воды и произнеси: «ARARITA».

В этой Гексаграмме нижний треугольник[54] расположен над верхним, таким образом, что их вершины совпадают друг с другом.

xii. Повтори пункты i—vii.

Изгоняющий ритуал проводится аналогичным образом, но гексаграммы в нем чертятся в об­ратном направлении.

большой ритуал гексаграммы [55]

Для призывания или изгнания планет или зодиакальных знаков.

Используется только Гексаграмма Земли. Начерти эту Гексаграмму, начиная от угла, соответ­ствующего планете, с которой ты работаешь [56].

Так, для призывания Юпитера начни чертить Гексаграмму от правого угла нижнего треугольника и, продвигаясь по ча­совой стрелке, начерти треугольник полностью; затем начер­ти верхний треугольник, начав с левого угла.

В центре готовой Гексаграммы начерти астрологиче­ский символ планеты.

Для работы с зодиакальными знаками используй Гекса­грамму планеты, управляющей данным знаком зодиака [57], но в центре Гексаграммы черти астрологический символ это­го знака, а не планеты.

Для Головы и Хвоста Дракона используй Лунную Гекса­грамму и символ л или v.

Для изгнания черти Гексаграмму в обратную сторону.

Во всех случаях заклинай сперва словом ARARITA, а за­тем — Божественным именем, соответствующим планете или знаку зодиака, с которым ты работаешь.

Гексаграммы планет изображены на иллюстрации.

image010

2. Все эти ритуалы следует отрабатывать до тех пор, пока не начнет казаться, что начертанные фигуры пламенеют ог­нем, столь похожим на материальное пламя, что даже сто­ронний наблюдатель, присутствующий при ритуале, смог бы увидеть их физическими глазами. Говорят, некоторым удавалось в буквальном смысле зажигать огонь таким спо­собом. Правда это или нет, но подобное умение — не из тех, к обретению которых надо стремиться.

3.  Признак успешного «изгнания» — «ощущение чистоты» в окружающей среде; признак успешного «призывания» — «ощущение святости». К сожалению, эти термины не поддаются четкому определению.

Но, по крайней мере, в одном можно быть уверенным: любая воображаемая фигура или сущ­ность мгновенно подчиняется воле ученика, когда он использует подходящую фигуру. Если же сущность упрямится, можно принять образ подходящего Божества.

4.  Ритуалом изгнания надлежит предварять любую церемонию. После этого ученик должен произнести общее призывание (например, «Предварительное призывание» из «Гоэтии» [58]), а за­тем — частное призывание, соответствующее цели его работы.

5.  Успех в этих словесных призываниях — дело настолько тонкое, а степени его отличаются друг от друга оттенками столь неуловимыми, что ответ на вопрос о том, удовлетворяет ли ученика достигнутый результат, приходится предоставить его собственному здравому смыслу.

V[59]

1.  Пусть ученик примет одну из предписанных поз, предварительно омывшись и облачившись с подобающими церемониями. Пусть Место Работы будет ограждено от всех помех; пусть со­вершатся надлежащим образом подготовительные очищения, изгнания и призывания, и, наконец, пусть будет зажжено благовоние.

2.  Пусть ученик представит себе, что его собственный образ (желательно — облаченный в по­добающие магические одеяния и вооруженный подобающими Магическими Орудиями) окутыва­ет его физическое тело или стоит перед ним, достаточно близко.

3.  Пусть перенесет центр своего сознания в эту воображаемую фигуру, так, чтобы ему показа­лось, будто он видит ее глазами и слышит ее ушами.

Обычно в этом заключается главная трудность всей операции.

4.  Пусть заставит эту воображаемую фигуру подняться вверх и взлететь высоко на землей.

5.  Затем пусть остановится и оглядится вокруг. (Иногда бывает трудно открыть глаза.)

6.  Возможно, он увидит, что к нему приближаются некие существа, или осознает, что вокруг него находится некий ландшафт.

Пусть заговорит с этими существами и потребует ответа, использовав подходящие пентаграм­мы и знаки, как его учили.

7.  Пусть перемещается далее как захочет, либо под руководством подобного существа или не­скольких существ, либо самостоятельно.

8.  Пусть использует затем специальные призывания, чтобы перед ним явились те места, кото­рые он желает посетить.

9.  Пусть будет осторожен, ибо он столкнется с тысячами коварных атак и обманов; так что пусть тщательно проверяет, правдивы ли речи тех, с кем он говорит.

Так, враждебная сущность может предстать ему в великолепном сиянии, но она угаснет или распадется, если начертать перед ней подходящую пентаграмму.

10.  Набираясь опыта, ученик станет бесконечно осмотрительным в этих делах.

11.  Вернуться в тело обычно бывает несложно; но даже если и будут возникать какие-либо затруднения, то следует положиться на свое воображение, пищей для которого станет, опять же, накопленный опыт. Например, можно создать в воображении огненную колесницу, запряженную белыми лошадьми, и приказать колесничему править к земле.

Заходить слишком далеко и оставаться слишком долго бывает опасно, ибо усталости следует избегать.

Возможные опасности, о которых идет речь, — обморок, одержимость или потеря памяти либо других умственных способностей.

12.  И, наконец, пусть ученик представит, что тело, в котором он мысленно путешествовал, со­единилось и совпало с его физическим телом. Пусть напряжет мышцы, сделает вдох и приложит указательный палец к губам. После этого пусть «пробудится» ясным и отчетливым усилием воли, а затем хладнокровно и точно запишет свои впечатления.

Следует добавить, что, несмотря на всю кажущуюся сложность этого эксперимента, провести его вовсе нетрудно. Лучше всего учиться «путешествовать» вместе с человеком, уже опытном в этом деле. Двух или трех экспериментов будет вполне достаточно, чтобы ученик почувствовал себя вполне уверенно и даже достиг определенного мастерства [60].

VI

1.  Предыдущий эксперимент сам по себе не слишком ценен и дает не так уж много полезных результатов. Но эту технику можно развить и превратить в разновидность дхараны — концен­трации, при помощи которой уже можно будет добиться поистине высочайших целей. Основное предназначение практики, описанной в предыдущем разделе, — познакомить ученика со всевоз­можными препятствиями и иллюзиями, чтобы он научился полностью овладевать любой иде­ей, возникающей у него в уме, и избавляться от нее, преображать ее или мгновенно подчинять ее своей Воле.

2.  Этот опыт следует начать с того же, что и предыдущий, но соблюдая при этом величайшую торжественность и преисполнившись глубокой решимости.

3.  Очень важно, чтобы воображаемое тело поднялось строго по перпендикуляру к касательной, проведенной через ту точку на окружности земли, в которой находится физическое тело (то есть, попросту говоря, вертикально вверх).

4.  Вместо того, чтобы остановиться на определенной высоте, пусть ученик продолжа­ет подниматься до тех пор, пока почти не обессилеет. Если он внезапно остановится, сам того не желая, и увидит, что к нему приближаются сущности, пусть поднимется выше них, чего бы ему это ни стоило.

О да! хоть бы даже и самая жизнь его трепетала у него на губах, пусть пробивается дальше — выше и выше!

5.  Пусть продолжает так до тех пор, пока есть в нем дыхание жизни. Что бы ему ни грозило и что бы его ни манило, хоть бы даже и сам Тифон со всеми ордами своими вырвался из ямы сво­ей и ополчился против него, хоть бы даже и Глас от Престола Господа самого повелел ему оста­новиться и удовольствоваться достигнутым, — пусть невзирая на это стремится дальше, вперед и вперед.

6.  Но все же настанет миг, когда усталость охватит все его естество, не способное преодолеть собственную косность [61]. Тогда пусть погрузится (но лишь после того, как ощутит, что не в силах больше бороться, хотя от усилий язык его будет прокушен и из носа его хлынет кровь) во тьму забытья; а после, придя в себя, пусть хладнокровно и точно запишет все то, что он испытал; о да! запишет все то, что он испытал.

Explicit

© А. Блейз, перевод, 2009 © www.oto.ru

О «Расширении и Сосредоточении Сознания» см. «Liber 536, ΒΑΤΡΑΧΟΦΡΕΝΟΒΟΟΚΟΣΜΟΜΑΧΙΑ».

О «продвижении путем уничтожения чакр» см. второй метод, изложенный в «Liber Yod» (приложение VII).

0«продвижении путем уничтожения Пар Противоложностей» см. «Liber Aleph», 177-183.

Шри Сабхапати Свами (1840—?) — тамильский поэт и мистик, буддист, мастер йоги; автор книги «Ведантиче- ская раджа-йога: древняя тантра-йога риши», впервые опубликованной в 1880 г. Некоторые из вышеперечисленных методов, а также §3 из «Liber HHH sub figura 341» восходят к практикам, описанным в этой книге. Кроме того, Кроули пересказывает один из методов Шри Сабхапати в дневниковой записи за 1905-й год (в круглых скобках внутри текста даны его собственные примечания, в квадратных скобках — примечания переводчика):

«Направь свет обоих своих глаз внутрь себя, на кундали [здесь: основание позвоночника, в котором пребывает кун- далини], через иду и пингалу соответственно. Представь себе свой ум в виде прямого шеста, соединяющего брахмаран- дру [т. е. сахасрара-чакру] и кундали. Твое сознание должно находиться в нижней точке этого шеста. Ухвати сознание двумя остриями своих глаз и медленно тяни его кверху (? используя кумбхаку [т. е. задержку дыхания]). Этот процесс должен занять не менее двадцати минут. (Чтобы это получилось, предварительно нужно значительно замедлить читту [т. е. работу низшего ума.].) Удерживай сознание в брахмарандре на протяжении следующих 20 минут. Затем дай ему упасть и снова подними вверх по сушумне — на сей раз так быстро, чтобы весь процесс не занял и 1 секунды. Это последнее упражнение повторяй на протяжении нескольких минут. Затем утверди свой ум в неподвижности на шесте (? как в самом начале). В спокойном безмолвии и в полной неподвижности избавься от всех мыслей и от всякого не­постоянства, — да будет так! Затем соедини «осознанный взгляд обоих глаз» (которые к этому времени уже вернулись на прежнее место?) с верхней точкой ума в брахмарандре, так, чтобы образовался треугольник. Овладев этим упражне­нием, представляй далее, что твоя голова исчезла и что все пространство (? головы) заполнилось Вселенским Сознани­ем, которое теперь превратилось в саму священную акашу. Последняя ни темна, ни светла; она не имеет формы. Рассма­тривай ее как бесконечность — прими это за центр; Земля парит ниже центра, солнце — вверху справа, луна — вверху слева, звезды и т. д. — в самой верхней части. Затем расширяй свое сознание, рассредоточенное на всю вселенную (sic!), до тех пор, пока оно не заполнит и не пронижет собою все пространство и вещество. Это совершенный вакуум; если будет появляться светящаяся либо темная акаша, устраняй ее. Будь очень осторожен, чтобы не устранить истинную. Теперь ты — бхавана брахма-джняни брахмакарья. Ура! (Все это не вполне понятно, а зачастую и бессмысленно)».

1           XV—XVIII, 12.

(Lon Milo Duquett. The Magick of Aleister Crowley. San Francisco, CA: Weiser Books, 2003, p. 106). В ходе вы- полнения «Каббалистического креста» рекомендуется визуализировать в каждой из пяти активизируемых точек светящиеся сферы, а в конце пункта v представить самого себя в образе сияющего креста.

1   Полное описание Большого (или Высшего) ритуала пентаграммы (далее БРП) приводится в материалах Золо- той Зари. Подобно МРП, этот ритуал начинается «Каббалистическим крестом» (см. пп. i—v в описании МРП), после чего в каждой из сторон света чертится по две пентаграммы: 1) одна из пентаграмм Духа и 2) пентаграмма стихии, которая соответствует этой стороне. В БРП используются традиционные микрокосмические, или земные, соответ- ствия стихий сторон светам, основанные на природе четырех ветров: восток — Воздух, юг — Огонь, запад — Вода, север — Земля. В тексте «Liber О» пентаграммы стихий перечислены в последовательности, соответствующей по- рядку букв Тетраграмматона: Огонь, Вода, Воздух, Земля; но последовательность продвижения по сторонам света в БРП — та же, что и в МРП: восток (Воздух), юг (Огонь), запад (Вода), север (Земля). В четвертях круга, соответ- ствующих активным стихиям (Воздуху и Огню, т. е. на востоке и юге) чертятся активные пентаграммы Духа, в чет- вертях, соответствующих пассивным стихиям (Воде и Земле, т. е. на западе и севере) — пассивные пентаграммы Духа. Если ритуал предназначен для призывания, в нем используются только призывающие пентаграммы, если для изгнания — только изгоняющие. После начертания каждой из пентаграмм произносится указанное Божественное имя, после чего совершаются описанные Знаки: для активных пентаграмм Духа — активный знак Врат, для пас- сивных пентаграмм Духа — пассивный знак Врат, для каждой из пентаграмм стихий — Знак соответствующей стихии. Так же, как и в МРП, при обращении к каждой следующей четверти необходимо проводить орудием линии, соединяющие предыдущую четверть со следующей, очерчивая таким образом круг, а в завершение провести линию от точки севера до исходной точки востока. Завершается ритуал «Каббалистическим крестом».

2          אלהים, букв. «Боги»; произносится как «элохим». Подробнее об этом имени см. главу IV «Магии в теории и на практике».



[1]           «Книга О, или Рука и Стрела, под номером 6» (лат.). Впервые опубликована в «Эквиноксе», I, 2 (1909).

[2]           «Путник в Царствах Древа» и «Стрела сквозь Луну» (лат.).

[3]   Книги, посвященной всем перечисленным предметам, не существует, однако по отдельности данные темы рас­сматриваются в нескольких других работах Кроули. (Продолжение сноски на стр. 2)

[4]           Наиболее важные для работы столбцы из «Книги 777» приведены в приложении V к настоящему изданию.

[5]   Столбец VII, строка 12; далее в примечаниях римскими цифрами обозначены столбцы по «Книге 777», араб­скими — строки в этих столбцах.

[6]           LXXVII, 12.

[7]           XLIX, 12.

[8]           XIX—XX, 12.

[9]           V, 8; 8-я строка соответствует сефире Ход — сфере Меркурия.

[10]         CLXXVII, 12.

[11]        LXXXVI, 8.

[12]         CXCIV, 12.

[13]           CXCIII, 12.

[14]           Оранжевый — цвет сефиры Ход по шкале Королевы. XVI, 8.

[15]         XLI, 12.

[16]        XLII, 12: «Мастика, белый сандал, мускатный орех, стиракс, все нестойкие запахи».

[17]        XXXIX, 12: «Вербена, пролесник, майоран, пальма, липа».

[18]        XL, 12.

[19]         XXXVIII, 8 и 12 («Змеи-Близнецы »).

[20]         В 22-й главе книги II «Оккультной философии».

[21]   Это указание не применимо к таким Богам, как Птах или Гарпократ, по природе своей чуждым данному же­сту. ([Описанную в этом пункте позу] см. на иллюстрации в «Эквиноксе», I, 2 на стр. 13). — Примеч. А. Кроули.

[22]   Или большой палец, сжав при этом остальные в кулак. Большой палец символизирует Дух, указательный — стихию Воды. — Примеч. А. Кроули.

[23]   Согласно традиции, создание Малого ритуала Пентаграммы (далее МРП) приписывают Элифасу Леви, хотя описаний этого ритуала у него трудах не встречается, за исключением краткого упоминания в книге «Учение и ри- туал Высшей магии». В этой работе, переведенной и опубликованной Артуром Эдвардом Уэйтом в 1896 году, Леви описывает «Каббалистический крест» (см. ниже), входящий в МРП: «…поднося руку ко лбу, посвященный гово- рил «Ибо твое», затем добавлял «есть» и продолжал, опуская руку к груди: «Царство», — затем к левому плечу: «Справедливость», — а затем к правому: «и Милосердие»; после чего, сложив ладони, добавлял: «Tibi sunt Malkuth et Geburah et Chesed per aeonas». Это знак Креста, всецело и великолепнейше каббалистический, каковой был без- возвратно потерян для официальной воинствующей церкви вследствие профанации гностицизма», — и добавляет: «Совершенный таким образом Знак должен предварять и завершать Заклинание Четырех».

Самое раннее полное описание МРП, известного также под названием «Изгоняющий ритуал Пентаграммы», со- держится в материалах ордена Золотой Зари, по которым Кроули и ознакомился с ним в 1898 году.

В 1901 году, в составе сборника «Душа Осириса», он опубликовал стихотворение «Дворец мира», представ- ляющее собой поэтический парафраз МРП (описывающий, по его словам, «духовный аспект» ритуала), а позднее оставил рукописные комментарии к нему в одном из экземпляров этого сборника. В 1905 году Кроули включил этот сборник (получивший новое название — «Храм Святого Духа») в I том своего «Собрания сочинений», где в примечании к стихотворению «Дворец мира» опубликовал и комментарии, и полный текст МРП. Полное собрание комментариев Кроули к МРП, написанных им в разные периоды жизни.

[24]     אתה, произносится как «ат-та». Здесь и далее в этом ритуале произношение древнееврейских имен (на основе сефардского) приводится в соответствии с рекомендациями Верховной ложи O.T.O.; см.: O.T.O. Newsletter, I, 4, 11- 14. Пункт i представляет собой обращение к сефире Кетер и активизацию сахасрара-чакры.

[25]        Приведенные здесь и далее в круглых скобках переводы не произносятся при исполнении ритуала.

[26]       מלכות, произносится как «малкут». Данный пункт представляет собой активизацию Тиферет (сферы Солнца) и сердечной чакры.

[27]   В более поздние годы Кроули внес некоторые поправки в этот пункт. Однако в исправленном виде ритуал ни разу не был опубликован при жизни Кроули и распространялся только среди членов O.T.O. Согласно этим по- правкам, коснувшись лба и произнеся «Ата», следует затем коснуться груди и произнести «Айвасс», после чего коснуться гениталий и произнести «Малкут». Дальнейшие пункты ритуала были перенумерованы, но в целом оставлены без изменений. По общему мнению, эти поправки предназначались для того, чтобы человек, выпол- няющий ритуал, мог связать свой сердечный центр (Тиферет-Солнце) с телемическим потоком, признав Айвасса (Священного Ангела-Хранителя Кроули) символом своего собственного Священного Ангела-Хранителя. Однако единого мнения о правомерности использования имени «Айвасс» в ритуале не существует. Сам Кроули, по свиде- тельствам очевидцев, исполнял этот ритуал именно таким образом, включая в него имя «Айвасс», но в «Равноден- ствии богов» недвусмысленно заявлял: «Айвасс — мой и только мой Священный Ангел-Хранитель, Познания и Со- беседования с которым я достиг, так что доступ к нему имею только я». Более того, в главе XVIII «Магии в теории и на практике» утверждается: «Достигнув Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом-Хранителем, Адепт обретает всё, в чем у него когда-либо может возникнуть нужда. Обратиться к кому-то другому — значит, оскорбить своего Ангела». Ввиду этого многие практики исполняют МРП по исправленной схеме, но при при- косновении к сердечному центру произносят (вслух или про себя) имя своего собственного Священного Ангела- Хранителя или — если это имя им еще неизвестно — некое слово, выражающее их устремление к этому Ангелу.

[28]                 וגבורה, произносится как «ве-гебура». Пункт служит для активизации сефиры Гебура, сферы Марса.

[29]                 וגדולה, произносится как «ве-гедула». Пункт служит для активизации сефиры Хесед, сферы Юпитера.

[30]   Выполняя пункты iii—iv большинство практиков прикасаются к правому плечу левой рукой, а к левому — правой, тем самым складывая руки крестом на груди, прежде чем перейти к пункту v.

[31]                לעולם, произносится как «ле-‘олам», где «’» — краткая задержка дыхания.

[32]              אמן, произносится как «амен».

[33]   Пункты i—v, открывающие и завершающие МРП, представляют собой «Каббалистический крест» — ри- туал, посредством которого маг призывает Свет Кетер в свою ауру, уравновешивает его и формирует в своем теле три Столпа Древа Жизни, т. е. утверждает себя как Микрокосм. Согласно толкованию Л.М. Дюкетта, «Кабба- листический крест» — это «утверждение личности мага как точного и совершенного отражения Древа Жизни»

[34]   В МРП используется изгоняющая пентаграмма Земли. Расположение стихий на углах пентаграммы (в об- раза четырех «Святых Животных» — керубим, или символов евангелистов) представлено также на картах «Коле- со Фортуны» и «Мир» («Вселенная») в некоторых традиционных колодах Таро (следует иметь в виду, что в «Таро Тота» Кроу ли эти фигуры расположены в ином порядке).

[35]      יחודו, букв. «Он сущий»; произносится как «йеховах», где конечной «х» обозначено придыхание. Божествен- ное имя, связанное с сефирой Хокма (подробнее см. главу III «Магии в теории и на практике»). Иногда используют- ся другие варианты произнесения, а некоторые практики произносят это имя просто по буквам: Йод-Хе-Вав-Хе.

[36]   Несмотря на то, что данный ритуал используется для изгнания, движение в нем направлено посолонь. Это объясняется тем, что МРП не является изгоняющим ритуалом в чистом виде: за изгнанием «земных» аспектов сти- хий в нем следует призывание Архангелов.

[37]             אדני, букв. «Господь»; произносится как «адонаи». Божественное имя, связанное с сефирой Малкут.

[38]              אהיה, букв. «Я есмь»; произносится как «эхейе». Божественное имя, связанное с сефирой Кетер.

[39]      אגלא. Слово AGLA представляет собой нотарикон выражения «Ateh Gibor Le-Olahm Adonai» («Ты вовеки могуч, о Господи!»), в связи с чем некоторые практики произносят это имя по буквам («Алеф-Гимел-Ламед- Алеф»), а другие используют те же огласовки, что и во фразе, из которой оно получено: «агилеа».

[40]   Далее следуют имена архангелов четырех сторон света, перечисленные в столбце LIX «Книги 777»: Рафаэль, Габриэль, Михаэль и Уриэль; их не следует путать с одноименными архангелами сефирот, список которых дается в столбце LXXXV. В комментариях к стихотворению «Дворец Мира» Кроули так соотносит архангелов сторон света с сефирот и путями Древа Жизни: «Эти архангелы располагаются на Древе Жизни таким образом, чтобы окружить со всех сторон того, кто «распят» на нем. Рафаэль обитает в Тиферет, Красоте. Обитель Габриэля — Йесод, где пребы- вают Керубим. Михаэль — владыка Ход, эманации водной природы. Уриэль — архангел Нецах, которой соответству- ет Огонь». По мнению ряда исследователей, в заключительных фразах этого описания имена «Михаэль» и «Уриэль» по ошибке переставлены местами, т.к. Михаэль должен находиться справа от мага, а Уриэль — слева. Однако многие полагают, что здесь идет речь о микрокосмическом, внутреннем Древе Жизни, в котором Правый и Левый столпы ме- няются местами (чтобы спроецировать Древо внутрь человека, его «изображают» на лицевой стороне человеческой фигуры), и в таком случае сефира Ход и Михаэль действительно оказываются справа от мага, а сефира Нецах и Ури- эль — слева. Эта версия подкрепляется тем, что активизация Гебуры (сефиры Левого столпа) в «Каббалистическом кресте» совершается путем прикосновения к правому плечу, а активизация Хесед (сефиры Правого столпа) — к лево- му. Так или иначе, из этого описания явствует, что практик, исполняющий МРП, символически стоит на пересечении путей Самех (между Йесод и Тиферет, лицом к последней) и Пе (между Ход и Нецах).

[41]               רפאל, букв. «исцеление Божье»; произносится как «рефаэль» (допустимый вариант — «рафаэль»).

[42]                 גבראל, букв. «сила Божья»; произносится как «габриэль».

[43]                  מיכאל, букв. «кто как Бог»; произносится как «михаэль».

[44]           אוריאל, букв. «свет Божий»; произносится как «уриэль». В материалах Золотой Зари и в ряде более поздних работ использовалась ошибочная транслитерация этого имени как «Ориэль».

[45]   Данная подборка изначально не входила в состав «Liber O», однако она дает ответы на некоторые вопросы о предназначении и сущности МРП. В разделе 1 приводится относящаяся к МРП выдержка из письма Кроули, да- тированного сентябрем 1914 года и представляющего собой ответ на опубликованный в «Оккалт Ревью» XX, 1 (ав- густ 1914) вопрос читателя, озабоченного проблемой вампиризма. Раздел 2 содержит краткие комментарии Кроули к МРП, распространявшиеся в машинописном виде среди его учеников в США в 1940-е годы. В разделе 3 приведено примечание Кроули к поэтическому описанию МРП в стихотворении «Дворец мира».

[46]   Он окутывает мага своим сиянием и сверху, и снизу, так что маг оказывается внутри куба, состоящего из 4 пентаграмм и 2 гексаграмм. В общей сложности в этих фигурах — 32 угла. А 32 — это אהיהוה (AHIHVH), священное слово, выражающее Единство Наивысшего с Человеческим. — Примеч. А. Кроули.

Слово AHIHVH представляет собой соединение двух имен: AHIH (Эхейе, Божественное имя, связанное с Кетер, «Наивысшим») и IHVH (Йод-Хе-Вав-Хе, имя Бога-Творца, создателя «Человеческого» начала и материального мира). Кроме того, в слове AHIHVH гармонично соединены три «мужские» и три «женские» буквы, чередующиеся через одну. Три буквы H (Хе) в его составе — три символа Матери (и символические обозначения трех «материнских букв» еврейского алфавита: Алеф, Мем и Шин). Остальные буквы слова — А (Алеф), I (Йод) и V (Вав) представляют со- бой символы мужского начала и в ином порядке образуют имя IAO. Само по себе число 32 — совокупное количество «путей мудрости», т. е. всех сефирот и путей Древа Жизни. — Примеч. перев.

[47]         Самех, путь, соединяющий Йесод и Тиферет.

[48]         Пе, путь, соединяющий Ход и Нецах.

[49]   Имейте в виду, что они должны появиться — и непременно появятся, если ритуал будет проведен правиль­но. — Примеч. А. Кроули.

[50]         Примите к сведению равенство: 5°=6°. — Примеч. А. Кроули.

[51]   Данный метод подробно описан в материалах ордена Золотой Зари, в статьях С. Л. Мазерса «Телесматические фи­гуры», «Подробнее о телесматических образах» и «Телесматические соответствия букв древнееврейского алфавита».

[52] אל, букв. «сильный, могучий»; произносится как «эль».

[53]   Согласно толкованию Л. М. Дюкетта, пункты i-vii, т. е. разбор слова INRI, открывающий и завершающий МРГ, — это «утверждение мага о том, что он является неотъемлемой частью динамической магической формулы Вселенной» (Lon Milo Duquett. The Magick of Aleister Crowley. Указ. соч., p.106).

[54]        Т. е. тот, который чертится во вторую очередь и обращен вершиной вниз.

[55]   Расположение планет на углах гексаграммы Земли показано на илл. 3. Оно определяется проекцией гекса­граммы на Древо Жизни, в которой нижний угол совпадает с Йесод (Луной), два левых угла — с Ход (Меркурием) и Гебурой (Марсом), два правых — с Нецах (Венерой) и Хесед (Юпитером), а верхний — с Даат, условным соответ­ствием которой здесь принимается Сатурн, связанный со следующей по порядку сефирой — Биной. В центре гек­саграммы располагается Тиферет (Солнцем). Таким образом, гексаграмма на Древе Жизни полностью охватывает собою каббалистический мир Йецира (мир формирования) и соотносится с Сыном (Вав) в составе Тетраграмматона (в отличие от пентаграммы, символизирующей человека и Дочь-Хе).

Большой ритуал Гексаграммы (далее БРГ), как и Малый, предваряется Малым ритуалом Пентаграммы. Некото­рые авторы (например, И. Регарди в «Церемониальной магии») предполагают, что гексаграммы планет в БРГ можно заменять уникурсальной гексаграммой, однако сам Кроули не дает никаких указаний на этот счет и, судя по всему, не использовал уникурсальную гексаграмму в данном ритуале.

[56]         См. «Книгу 777», столбец lxxxiii.

[57]         См. «Книгу 777», столбец cxxxviii.

[58]         См. «Liber Samekh».

[59]         См. главу XVIII «Магии в теории и на практике».

[60] См. также эссе «Ясновидящий» («Эквинокс», I, 2, 295-333). — Примеч. А. Кроули.

[61] Это в случае неудачи; успех же влечет за собой результаты столь многочисленные и чудесные, что здесь мы даже не станем пытаться их описывать. Условная классификация их дается в части II эссе «Опасная трава» [«Пси­хология гашиша»]; см. «Эквинокс», I, 2. — Примеч. А. Кроули.

Об авторе Алистер Кроули

(англ. Aleister Crowley; урождённый Э́двард Алекса́ндр Кроули (англ. Edward Alexander Crowley); 12 октября 1875 — 1 декабря 1947) — один из наиболее известных оккультистов XIX—XX века, мистик, пророк, поэт, альпинист и ярчайшая личность своего времени. Основатель учения Телемы, автор множества оккультных произведений, в том числе «Книги закона», главного священного текста Телемы. колоды «Таро Тота» и многих других. При жизни Кроули был участником нескольких оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари», «Серебряную Звезду» и «Орден Храма Востока».