Fr. Nyarlathotep Otis: Кто первый раз — сообщаю, а кто не первый — напоминаю, что у нас продолжение цикла лекций по основам магии. Мы закончили блок биоэнергетики, сейчас приступаем к блоку практик, не требующих специальной подготовки. Начинаем с достаточно простой темы «Основы сновидческой практики».
Это не только осознанные сновидения как таковые, мы не ограничиваемся этим и не углубляемся сильно именно в осознанные, но пробежимся по тому, для чего вообще можно использовать сновидения. Для начала немного о рекомендуемой литературе. Прежде всего, в обязательном порядке (там будет гораздо больше, чем я сейчас буду давать) советую книги группы «Хакеры сновидений», в частности — «Первые Врата». Огромное количество практик, огромное количество подходов к сновидческой работе и много чего ещё интересного:
Естественно, с книгами Карлоса Хуаныча, тоже надо быть знакомым хотя бы в общих чертах. Необязательно до знания наизусть всех использованных практик, но хотя бы примерно ориентироваться в карте мира не мешало бы:
Далее, Карл Густав Юнг, без его работ сложно разобраться в том, что такое сновидение вообще:
Из художественной литературы (где не рассказываются конкретно какие-то практики, мировоззренческие моменты и т. д., но которые дают хороший взгляд изнутри на то, что такое работа со сновидениями) — в обязательном порядке рекомендую классика, Льюиса Кэрролла, обе его книжки об Алисе:
Практически весь Макс Фрай — и касающийся цикла «Ехо», и многие другие произведения. Не буду акцентировать внимание на конкретные моменты, читайте, там всё распылено, но много интересного:
Майкл Муркок, конкретно — книга «Крепость Жемчужины» или, в другом переводе, «Жемчужная Крепость»:
Салман Рушди, две книжечки сказок — «Гарун и Море Историй» и продолжение, написанное лет двадцать спустя, «Лука и Огонь Жизни»:
Из фильмов — очень много по сновидениям разбросанно, например, в «Кошмаре на улице Вязов». К сожалению, серии не равноценны, есть чисто блокбастеры, а есть весьма толковые. Не помешает посмотреть всё:
И есть ещё замечательный мультик о Смешариках, называется «Снотворец». В нём, в частности, описывается самая известная техника, связанная со сновидениями — подсчёт баранов перед сном 🙂
Начинаем мы с вопросов о физиологии. Я не нейрофизиолог, поэтому ознакомимся с этим вопросом лишь бегло, и больше обращайте внимание на слайды, чем на то, что я сейчас говорю. Здесь показано в процентах, сколько времени в среднем спит человек:
Следует иметь в виду, что если мы хотим заниматься сновидческой практикой, то количество часов, проведённых во сне, должно быть не физиологическим минимумом, а ближе к 8-10 часам. К сожалению, уже долгое время у меня такой возможности нет, поэтому сейчас я, в основном, буду говорить по тем практикам, которыми достаточно давно не занимаюсь, хотя откликается из сновиденного пространства очень многое до сих пор. Причём часто фундаментально и знаково.
На следующей картинке (см. подписи) написано про депривацию сна (к ней мы ещё вернёмся) — какие психологические и физиологические последствия происходят из-за недостатка сна:
Рекорд из Книги рекордов Гиннесса — это 11 ночей без сна. Многие люди любят говорить, что, мол, я не спал 15 дней, месяц и т. д. Сразу им говорите, что если действительно так, подавай заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
Одна бессонная ночь: «появляется усталость, снижается внимание и память».
Две-три: «нарушается координация движений, ухудшается концентрация зрения, речь, появляется нервный тик, тошнота».
Четыре-пять: «наступает чрезвычайная раздражительность, галлюцинации и бредовые идеи». Кстати говоря, галлюцинаций можно добиться и за более короткое время, если это не просто бессонные ночи, а с достаточно напряжённой психической и физической нагрузкой.
Шесть-восемь: «замедленная речь, дрожь конечностей, короткие периоды потери памяти, странности в поведении».
Одиннадцать ночей без сна (рекорд): «фрагментированное мышление, безразличие ко всему, оцепенение». Т. е. уже патологические состояния, и если они будут продолжаться, то приведут к конкретным проблемам с психикой.
Сон — это не единый провал в ничто до пробуждения, он состоит из нескольких фаз:
Собственно сновидения происходят далеко не всё это время, поэтому мы за одну ночь можем увидеть несколько сновидений. Конкурентно по часам это может у разных людей различаться, но если вы собираетесь с этим работать, советую почитать физиологические материалы по данной теме.
Очень часто поднимают вопрос цветности сна. Почему-то многие говорят, что цветные сны — это нечто необычное:
Мне сложнее представить чёрно-белые. Вообще в сновидениях у человека с достаточно богатой фантазией, с глубоким внутренним миром будет проявляться не только цветность, но и яркие эмоции (иногда более яркие, чем в реальном мире), тактильные ощущения, запахи, какие-то виды чувствования, которые в обычном мире трудно представить и тем более назвать.
Недавно кто-то высказывался (не копал подробно на эту тему, но так говорят), что в последнее время количество людей, видящих цветные сны, увеличилось. Это связывают с появлением цветного телевидения. До телевидения человеку было трудно представить, как это — видеть то, чего не происходит в реальности (за исключением тех, кто практикует какие-то техники или употребляет «вещества»), а потом появилась массовая «вторая реальность», телевизионная, но она была чёрно-белой. Поэтому в сознании многих людей она создавало образ, который человек должен видеть в искусственной реальности. А потом, с появлением цветного телевидения, а позднее компьютеров, стало больше цветных снов. Но я не проверял эту статистику, не знаю, из каких это источников, какая там выборка и т. д. Во всяком случае, гипотеза интересная.
Просто в качестве иллюстрации: зоны мозга, активные в фазе быстрого сна (насколько я понимаю обозначенную на картинке терминологию, хотя могу ошибаться). Тоже просто в качестве маленькой иллюстрации, это не тема нашей сегодняшней лекции:
А вот этот момент надо помнить в течение всего дальнейшего разговора:
Когда мы говорим о сновидческих практиках, мы можем не быть сновидцами в каком-нибудь кастанедовском или «хакерском» понимании, однако каждому пригодится стремление улучшить треть нашей жизни.
Опять повторяюсь, что в этом блоке лекций буду стараться делать больше акцент на практику. Переходим к первой практике, совершенно необходимой каждому, кто пытается работать со снами, хотя бы на первых этапах. Это ведение дневника:
Об этом я говорил на другом цикле лекций — вообще насчёт магического дневника как такового, в том числе — для чего он ведётся. Конкретно насчёт сновиденного дневника важные моменты: во-первых, когда сразу после пробуждения делаешь краткий конспект, а потом по мере возможностей его расширяешь и дополняешь, тем самым помогаешь себе лучше всё вспомнить. Если человек не рассказал или не записал сон в первые минуты после пробуждения, то очень высока вероятность, что он надолго, если не навсегда забудет всё из этого сна. Какие-то моменты в течение дня могут напомнить о каких-то моментах из сна, но это будет фрагментарно. Поэтому идеально — это сновидческий дневник, который может быть в виде тетради или диктофона. И у того, и у другого есть плюсы. Например, главный плюс диктофонного дневника — можно, практически не просыпаясь, что-то проговаривать, не включая свет и т. д. Но главный недостаток, который здесь виден на картинке с письменным дневником — это то, что в письменном дневнике можно делать схемки и зарисовки. В магическом дневнике должно обязательно присутствовать указание даты, указание личных особенностей, личного состояния (состояние здоровья, психологическое состояние, какие-то события, произошедшие накануне). Дальше должен идти конспект: непосредственно вспомнил какие-то элементы — записал. Потом это должно быть максимально подробно развёрнуто. И только потом (не в процессе разворачивания конспекта, а уже после) надо попытаться делать какие-то трактовки. Надо начинать трактовки с самых очевидных: грубо говоря, играл весь вечер в тетрис — видел во сне, как падают кирпичики. Тут совершенно понятно, что этот элемент сна связан с тетрисом. А потом уже можно делать предположения насчёт других событий во сне.
Также в этом дневник обязательно должны записываться какие-то синхронизмы или осуществление чего-то того, что видели во сне. Необязательно именно как вещие сны. К примеру, если мне снился экзамен в университете, то, независимо от того, какой исход мне снился, я должен записать, как это произошло на самом деле. Это для того, чтобы после этого можно было подробно проанализировать — в том числе на предмет, есть ли конкретно у тебя вещие сны, есть ли какие-то закономерности в их появлении, есть ли какие-то сны-подсказки (сны-подсказки и вещие сны — это разное, об этом немного дальше ещё будем говорить). Если есть возможность это анализировать, то это даст большую результативность работы.
Кроме того, дневник подобен магическому зароку (как яблоки, которые мы не едим целый год при подготовке к какому-нибудь ритуалу — о чём я упоминал на прошлом занятии): дневник — это то, что нас постоянно возвращает к теме работы со сновидениями. Человек, который работает со сновидениями, даже хотя бы читает книги о сновидениях, по определению будет видеть более яркие сны и чаще выходить в осознанные или полуосознанные состояния, чем если он просто практикует, но не посвящает всю свою повседневную жизнь теме сновидений.
Для чего нам нужен сон вообще? Самое элементарное и очевидное — что сон нам нужен для отдыха:
Это верно, но отдохнуть можно и за гораздо более короткое время, чем человек реально проводит во сне. Особенно если он знает, как делать отдых эффективнее — в какое время спать личное ему, как проводить время бодрствования и т. д. В общем, сон как отдых — это, естественно, имеет место, но это далеко не единственное.
Дальше — сон как мультики или сновидения, т. е. как развлечения:
Иначе говоря, то, что позволяет нам не только отдохнуть физически, но и получить какое-то эстетическое удовольствие, получить новые образы, которые могут быть осмыслены и обработаны бодрственным сознанием.
Дальше — сон (сновидения в частности) как источник вдохновения. Пример — картина С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»:
Люди, которые видят достаточно красочные сны (а сновидческие практики помогают в этом), гораздо с большой вероятностью могут проявлять свои творческие способности. Либо какие-то образы идут ему в стихи, в художественную прозу, либо они могут проявляться, если у него есть художественный талант, в изобразительных произведениях, или в чём-то ещё. А могут проявляться и в каких-то делах, не связанных непосредственно с искусством: просто какая-то интересная идея в голову пришла. При этом надо помнить, что та часть сознания, которая остаётся у человека во сне, мыслит несколько иными категориями, чем бодрственный разум. Скажем, во сне вы написани стихотворение, которое может показаться вам гениальным непосредственно во сне. Вы можете его наспех записать, а потом прочитать — такой бред!.. Такое тоже случается 🙂
Чтобы перейти дальше, к тому, для чего и как могут использоваться сны, рассмотрим следующий практический элемент. Настолько же важный, как дневник, момент, который должен являться частью дневника. Это классификация снов:
Классификация может быть у разных людей разная. Например, если вы видели 20 снов, из них 10 снов вы запихнёте в одну группу, 10 — в другую. Самая элементарная группа — это бытовые сны, сны о событиях из реальной жизни, случившихся или предстоящих, о чём вы долго думаете, практически не отличающихся от вашей реальности, но с немного другими деталями:
Естественно, следующая группа снов, которая будет практически у всех — это остросюжетные (в большей или в меньшей степени), где или вы за кем-то гонитесь, или за вами кто-то гоняется, или вы что-то ищете:
Как пример, достаточно распространённой группы остросюжетных сновидений — это, естественно, кошмары:
Кошмары могут быть со страшными рожами, а могут быть психологически неприятные ситуации. Допустим, у меня кошмаров как таковых не бывает, один из самых неприятных моментов, который мне снится — это когда во сне у меня начинают разрушаться зубы. Причём, что интересно, хотя момент неприятный, но он — один из якорей, которые позволяют осознаться. Потому что я знаю, что в реале у меня с зубами всё нормально, и если я обнаруживаю такое, у меня сразу первая мысль во сне — «не сон ли это?». То же самое можно сказать о полётах во сне: на полётах очень легко осознаться (ещё один момент, удобный для осознания, я чуть позже озвучу). Про полёты в конспект не включил, но обращайте внимание: если вы во сне летите, то должен ставиться якорь, что если вы летите, то это практически наверняка сон.
Следующая разновидность — бредовая петля:
Что это такое? Я уже упоминал тетрис, когда вы долго делаете что-то примерно одинаковое (это может быть работа с однообразным прибором или игра, всякие стрелялки шариков), то после этого, если вы переиграли, переработали таким образом, у вас начинает идти сон как повтор одного и того же бредового фрагмента без сюжета. Могут быть небольшие изменения. Почему я акцентирую внимание на этом? Потому что бредовая петля может быть очень полезна за пределами сновиденного мира. Об этом ещё поговорим.
Есть ещё необычные сны:
Для каждого человека разные сны попадают в категорию необычных. Это могут быть многослойные сны, когда просыпаешься из сна в сон, из того — ещё в сон, перед этим засыпать в них (а можешь и сразу оказаться в глубоком уровне сна и постепенно просыпаться из них всё выше). У меня, например, был семислойный сон, причём на шестом уровне я рассказывал человеку, что видел шестислойный сон. К таким же необычным могут относиться сны незрительные, когда основное восприятие идёт не на зрение. Допустим, у меня был сон, который я условно называю тактильным, но фактически это что-то типа того, как летучая мышь «видит» ушами. Картинка какая-то есть, я знаю, где, что, как, но знаю, что это воспринимаю не через глаза. Даже не чёрно-белое изображение — чёрно-белое изображение всё-таки предполагает цвет, а это что-то принципиально другое, трудно описать.
У Майкла Муркока, книжку которого я называл, описывается категория «тысячелетний сон». Конечно, не обязательно он должен длиться именно тысячу лет, но бывают сны, когда за ночь или за фазу быстрого сна ты проживаешь много дней, или даже целую жизнь, или несколько жизней. Дальше расскажу о необычных ощущениях. Около года назад у меня был очень мощный сновиденный опыт, где я прожил за один сон несколько жизней, причём в каких-то разновидностях: в принципе, одна и та же жизнь, но с вариациями. В конечном итоге я проснулся, хотя это очень пафосно звучит, от ощущения разрывающего счастья. Меня буквально разнесло на молекулы, я ещё минут десять-двадцать просто лежал и воспринимал это ощущение наяву. Весь этот год у меня был посвящён втягиванию этих ощущений в свою реальность (про втягивание в реал мы ещё будем говорить). В общем, необычные сны могут быть разными. Сюда же будут относиться сны, от которых возникает ощущение, что это «не просто сон». Тоже, наверное, у многих было, многие это связывают с параллельными жизнями или прошлыми жизнями, но это разговор отдельный и очень долгий.
Когда говорим о снах, важен ещё один практический момент. Когда мы уже записали в дневник, когда мы ориентируемся в разновидностях сна конкретно у себя, следующий момент — это толкование. Тут те, кто мало имеет представления о том, что такое сны и как с ними работать, покупают книжечку, читают какие-то списки:
Одна из причин, почему эзотерический отдел книжных магазинов я называю отделом юмора — потому что наткнулись мы как-то на книжечку «Сонник…» — то ли «…древних майя», то ли «…древних инков». Там были такие «древнеинковские» слова как «самолёт», «компьютер» и т. д. 🙂 Вот что видели, оказывается, древние майя… Понятно, что такие сонники — это макулатура. Все люди разные, иногда банан — это просто банан, иногда один и тот же предмет может вызывать совершенно разные ассоциации у разных людей. А многие люди с богатой фантазией видят вещи далеко за пределами фантазий составителей подобных сборников.
Следующий момент (на картинке — библейское «мене текел фарес») — это мифорелигиозные трактовки:
Если человек принадлежит к какой-то религиозной традиции, то возможно толкование каких-то своих сновидений через призму этой религиозной картины мира. Когда я перечисляю эти способы трактовок, я не имею в виду, что один хуже, другой лучше. Даже сонники могут пригодиться — в порядке синхронизмов. Если нам очень важно разобрать символизм какого-то элемента сна, то мы даже можем в них заглядывать. Если мы принадлежим к какой-то конкретной религиозной традиции, то имеет смысл (особенно если мы глубоко погружены в эту традицию) трактовать свои сновидения в том числе через неё.
Следующая фигура («банан — это иногда всего лишь банан») — это Зигмунд Фрейд:
Для толкования снов нужно хотя бы в общих чертах иметь представление о его модели. Замечательная картинка, может, кто-то видел:
Какая-то девушка рассказывает викингу, о том, что она башни, сигары, маршальски жезлы, заводские трубы, эрегированные фаллосы, всё такое, и он начинает трактовать: «Всё это подсознательные архетипы, все они подразумевают меч, внешним стремлением к половому акту ваше сознание подменяет желание сражаться». Понятно, что с другой стороны оно будет выглядеть прямо противоположным образом, может быть много разных трактовок.
Опять же, Юнг:
Не буду вдаваться в подробности, интересна аналитическая психология как таковая. Трактовать сны можно примерно тем же способом, как трактуются проективные тесты. Знаете, наверно, что это такое, классический тест — «вы в пустыне, представьте стену, куб, лошадь, верблюда…»:
Если вы разбираетесь в проективных тестах, то знаете, что есть текстовые тесты, а есть в картинках. Чем проективные тесты отличаются от классических? Там нет правильного или неправильного ответа, нет даже чётко заданного списка ответов, трактуется весь образ в целом. Таким же образом, как с проективными тестами, вы можете работать с трактовкой сновидений.
Одна из моделей, родственных проективным тестам — это использование Таро в качестве посредника при толковании сновидений:
Вы представляете сюжетную линию своего сновидения, берёте свою колоду Таро (иногда достаточно 22 Старших Арканов, иногда можно всю колоду; в принципе, для большинства случаев достаточно Старших), и ко всем образам, которые видите во сне, подбираете подходящие Арканы Таро. И, фактически, начинаете трактовать не сновидение, а карточный расклад: для карточных раскладов есть более чёткие методики толкования, чем для сновидений (в сновидении огромное количество образов, а тут мы сводим это огромное множество к более простой схеме).
Теперь мы подходим к вопросу о вещих снах и снах-прозрениях, снах-подсказках. Насчёт вещих снов — кто не узнал, эта библейская картинка про тучных и тощих коров:
Вопрос, сбываются ли вещие сны, и насколько они вещие, достаточно дискуссионный. У каждого может быть своё мнение, исходя из собственного опыта. Для меня, как минимум, один мой сон явился доказательством, что подобные сны возможны. При том, что никакого значимого события предсказано не было, но то, что было предсказано, было за пределами теории вероятности или того, что я мог увидеть накануне. Суть была такова: я сражался с двумя гигантскими пауками, примерно с собаку размером, и потом на утро я обнаружил одного в раковине на кухне, другого в раковине в ванной. Конечно, не таких больших, а сильно поменьше, но, тем не менее, более крупных, чем я когда-либо видел в наших условиях. И при этом, естественно, я не мог сквозь сон услышать, например, топот паучьих ног и как-то трактовать это во сне. Это именно совпадение за гранью случайности. Ещё я несколько раз, к примеру, видел человека во сне, которого давно не встречал, хотя по нему особо и не скучал (следовательно, не думал о нём особо), и увидел его наяву на следующий день. Наверное, у кого-то были и более интересные случаи.
В отличие от непосредственно вещих снов, есть сны-подсказки, сны-озарения:
Главное отличие — чтобы увидеть во сне таблицу Менделеева, или обезьянок, держащих друг друга за хвост, как у Кекуле (когда до него дошло, как должно быть устроено бензольное кольцо; на рисунке почему-то написано, что это была змея, но обычно говорят про обезьянок), или ещё нечто в этом духе, нужно активно в бодрственном состоянии работать надо этой проблемой.
Насчёт того, как сновиденный мир влияет на наш реальный. Самый древний способ влияния на реальный мир — мировоззренческий. Сновиденный мир воспринимается как некий аналог бодрственного мира, и через эту аналогию делаются какие-то расширения, делается какая-то попытка экстраполировать. Подобным образом могли, например, возникнуть идеи параллельных миров: тут мы живём нашей обычной жизнью, а там живём ещё какой-то жизнью:
Допустим, у Роберта Шекли (забыл его в рекомендуемую литературу включить) есть замечательный рассказ «Кошмарный мир», где описывается хаотический мир с ползающими фиолетовыми деревьями, серо-буро-малиновым небом и т. д. И вот какому-то существу тамошнего мира начинает сниться, что мир не меняется, что если он зашёл в эту комнату, то это комната так этой комнатой и остаётся, небо голубое и т. п. Он приходит к тамошнему психоаналитику, начинает ему обо всём этом рассказывать, тот даёт ему умные психоаналитические советы. Сны всё больше и больше его поглощают, и в конце оказывается, что это существо оказывается в нашем мире, а те ему только снятся. Концепция параллельных миров, где всё может быть по-другому, могла быть почерпнута из наблюдения за сновиденным пространством.
Дальше — идея о загробной жизни:
Наше засыпание — это маленькое умирание, точно так же, как умиранием является зима, ночь — умиранием солнца, природы. Эта цикличность — когда мы умираем здесь, потом у нас есть какой-то загробный, т. е. сновиденный мир, а потом мы обретаем новую жизнь, т. е. пробуждаемся, — подобные представления тоже могли возникнуть из наблюдения за сновидениями.
Аналогично могло быть и с представлением о потустороннем мире — мире призраков:
Оно может быть связано с употреблением галлюциногенов, может быть связано с депривацией сна, может быть связано с некоторыми практиками (об одной из них, как минимум, я буду говорить), которые позволяют наблюдать одновременно сновиденный мир и мир яви.
Концепция солипсизма:
Солипсизм — это представление о том, что существует только сознание (одно — это субъективный солипсизм, или множество — объективный), и либо это единственное сознание представляет весь мир вокруг как сновидения, либо много этих сознаний, которые как бы «по сетке» режутся в общую игру. Человек понимает, что в мире яви он не может движением мысли подвинуть стул, но он замечает, что во сне он может это сделать, и поэтому у него возникает мысль, что и в этом мире он может это сделать, но или разучился, или недостаточно научился.
Родственная этому концепция о грезящем боге — Брахме, Зерване или о ком-нибудь ещё — кто есть единственное реальное существо, которое видит во сне всех нас:
Представление о «матрице»:
Это уже современная мифология, но она достаточно широко расползлась за пределы любителей именно этого фильма. Она где-то близка к солипсизму, но в очень «извращённых» формах. Она тоже могла возникнуть из наблюдения за сновидениями.
И, наконец, вообще миф как таковой. Одна из гипотез возникновения мифа — это запись своих сновидений, галлюцинаций или ещё каких-то подобных эффектов:
Понятно, что это всё не в чистом виде. Сюда будут примешиваться попытки объяснить какие-то явления объективного мира, какие-то исторические события, которые были неправильно трактованы. Во всяком случае, сновидения как одна из основ мифологии — это вполне вероятно.
Мы говорили насчёт загробного мира и, в частности насчёт концепции реинкарнации, и когда я упоминал про сны, которые «не просто сны», часто их как раз пытаются трактовать как воспоминания о прошлых жизнях:
Причём — не все, конечно, но многие — оказываются «наполеонами», «клеопатрами» и т. д. Почему-то нет китайских рабочих, крестьян и чего-то в этом духе 🙂 Лично моё отношение к реинкарнации — возможно, она есть, но никаких неопровержимых доказательств на данный момент нет. Все доказательства, которые есть (включая достоверные воспоминания о прошлых событиях, которых не мог человек видеть, или какие-то таланты, которым он не мог научиться в этой жизни), — всё это запросто может объясняться божеством, путешествием сознания во времени, наличием ноосферы, какими-то очень редкими случайностями и ещё огромным количеством причин, среди которых гипотеза реинкарнации далеко не одна. У меня тоже были такие моменты, когда знаю о чём-то, чего не мог знать, но я стараюсь объективно к этому подходить и понимаю, что возможно более чем одно объяснение. При этом работа с прошлыми жизнями, в том числе сновидческая работа с ними — это очень важная практика. Но — если она воспринимается как модель, а не как догма. Скажем, если я вижу во сне, что был каким-то человеком (не важно, исторически известным или нет), то моя задача не сводится к «о, я был Наполеоном!», а я должен попытаться что-то из этого «Наполеона» получить. Попытаться получить те знания или физические особенности, которыми он обладал, попытаться их в себе развить. Вот этот момент отложите себе в памяти, потому что мы будем позднее говорить о разных техниках, связанных с проработками божественных образов, идамов для достижения способностей, превосходящих обычные. В том числе родство с какими-то историческими образами тоже может нам помочь вытащить какие-то знания и способности, которые нам труднее было бы достичь без этого. Таким образом, прошлые жизни — это очень хорошая практика, очень хорошая модель.
Важный момент: когда мы видим сон, который подозреваем в том, что он касается прошлой жизни, самое главное — не те сюжетные события, которые с нами происходят, а ощущения. Моя «полубывшая» жена часто приводила такой пример: если мы видим себя во сне королём, то само по себе это ничего не значит. Мы можем отдавать приказы, перед нами могут ползать на коленях и т. д. А вот если мы чувствуем, как у нас чешется под мантией, то это будет важный плюс в пользу того, что мы действительно были этим королём. Важны именно такие мелкие бытовые подробности.
Ещё один важный момент, когда мы видим подозрительный сон — это постараться запомнить мелкие детали вроде имён, географических названий, гербов. Это позволяет нам воспользоваться гуглом и получить информацию, было ли реально что-то подобное или нет. Соответственно, мы имеем инструмент как-то проверить наши озарения, сновидения и т. д.
Предположим, что прошлые жизни действительно есть. При этом мы на самом деле были Наполеоном. При этом мы по жизни такие невнятные, неуверенные в себе, ничего собой не представляем. Если смысл в том, что мы были Наполеоном? Нет. А если нам приснилось, что мы были кем-то другим, но на самом деле мы им не были, но из этого другого опыта — например, Александра Македонского — мы научились владеть мечом, выучили античную философию и т. д., — значит, это «ненастоящее» для нас более настоящее, чем то «настоящее», которое на нас не оказало никакого влияния. Насчёт проработки прошлых жизней есть достаточно большое количество практик, может быть, в отдельной лекции мы их проработаем. Это и ретроспективные воспоминания до момента рождения, и работа со сновидениями, — это отдельный и очень большой разговор.
Сейчас мы разберём вопрос терминологии. Когда говорят на сновиденные темы, часто используют слова «люцидный сон», «осознанный сон», «управляемый сон». Причём разные люди используют одни и те же слова в разных значениях. Естественно, это не значит, что чьи-то термины более правильные, чьи-то менее правильные. Конкретно я собираюсь использовать эти слова таким образом:
Обычный сон — это «телевизор», причём телевизор чёрно-белый:
Это самые обычные, бытовые сны, сны обычного человека, который не только ничего не практикует, но и обладает не шибко богатой фантазией.
Люцидные сны — буквальное значение слова «яркий» или «прозрачный». Это яркие и необычные сны. Это сны необязательно практикующего человека, но человека достаточно развитого и с достаточно богатой фантазией, это уже «цветной телевизор»:
Осознанные сны (ОС) — это уже будет не «цветной телевизор», а «компьютер», по которому мы смотрим кино:
Если по телевизору что нам показывают, то мы и смотрим, то осознанное сновидение означает некоторую возможность выбрать сновидение, при этом мы знаем: «да, это мы включили сейчас сон». А когда мы смотрим телевизор, мы не знаем, кто его включил.
Управляемые сновидения — это «компьютерная игра»:
Это то, где мы в большей или меньшей степени можем вызывать изменение потоков своего сновидения от обрезания лишних сюжетных линий до полного контроля, что редко бывает даже у практикующих.
И теперь очень сложный момент, о котором я ни в одном сновидческом источнике упоминания не встречал, но который очень важен для сновидческой практики. Когда человек осознаётся во сне, он не может быть уверен в том, это на самом деле ОС — или ему приснилось, что он осознался во сне. Прошу внимательно эту мысль осмыслить. Многие говорят: «вот я осознаюсь очень часто», — но проверить, на самом деле он осознаётся или настолько увлечён темой ОС, что ему снится, что он осознался, очень и очень сложно. Близко к «невозможно», но есть некоторые лазейки. Есть технические средства, я в них пока не разбираюсь: к сожалению, сейчас здесь нет Игоря Даатского, он бы мог подробнее эту тему раскрыть. Есть технические средства, которые позволяют хотя бы с некоторой долей вероятности установить, на самом ли деле человеку удалось осознаться.
Все узнали, что тут нарисовано?
Это Чжуан-Цзы, которому снится, что он — бабочка, или бабочка, которой снится, что она — Чжуан-Цзы. Вопрос непонятности, кто кому снится — и понимает ли тот, кто спит, что он спит. Перечислю моменты, которые позволяют хоть как-то в этом сориентироваться. Вспоминаем первую лекцию. Вот эту картинку мы связывали с целью, понятием цели в магической картине мира:
Если мы поставили себе вечером задачу осознаться — и при этом осознались, то вероятность того, что мы осознались на самом деле, несколько выше. Если мы поставили себе конкретные задачи при этом, что нам нужно сделать в этом ОС, то вероятность ещё выше. Но не исключена возможность самопрограммирования. Человек — существо достаточно внушаемое, в том числе самовнушаемое. Если даём мы себе такие установки, обязательно записывать в сновиденный дневник. Есть такая вещь, как парамнезия, когда человек постфактум как будто бы вспоминает, что с ним что-то произошло. Такая «ложная память». Причём это не обязательно будет враньё самому себе. Допустим, идёт дождь. Потом дождь прекратился. Я думаю: «О, я подумал перед этим: “Хорошо бы, чтобы дождь прекратился!” Это я наколдовал, чтобы дождь прекратился!». Магический сновиденный дневник — в том числе и «лекарство» от парамнезии, криптомнезии. В любом случае, если мы даём себе заранее цель, и она осуществляется, то высока вероятность того, что мы осознались на самом деле.
Следующий момент заключается в том, что вообще неважно осознались мы во сне или нам это только приснилось, если те результаты, которых мы достигли, мы можем каким-то образом использовать. Причём использовать, прежде всего, в нашем бодрственном мире.
Почему эта картинка? Человек, который просто видит сны, и даже очень интересные сны, и даже осознаётся во сне, но при этом не вытаскивает что-либо из сна (не обязательно материальное), — подобен человеку на велотренажёре. Да, он что-то себе разовьёт, получит какое-то удовольствие, будет занят, будут нормально развиты мышцы и т. д. Но он не доедет до горы. Чем это отличается от велосипеда как такового, что на велосипеде ты не можешь всё это сделать с таким комфортом, как на велотренажёре, но ты можешь добраться до своей конкретной цели, которая не ограничена пределами твоего велосипеда и твоей комнаты:
Дальше. Все, наверное, поняли, к чему картинка:
Мы будем говорить о некоторых начальных практиках для работы со сновиденным пространством. А потом — что мы можем получить, кроме того, что я упоминал. Обычно, когда говорят об ОС первым делом говорят о кастанедовской руке. Насколько я помню (читал Кастанеду давно, могу что-то напутать), речь там шла о том, что если нам удаётся во сне посмотреть на руку, то мы автоматически входим в ОС. Подробнее это там не обсуждалось, хотя могу заблуждаться. Суть в том, что на эту руку можно выставлять якорь. Почему именно руку? Потому что на руку проще выставить якорь. Когда мы засыпаем, у нас «под рукой» практически ничего нет, кроме… самих рук. Где бы мы ни заснули, посмотреть перед сном на руку мы можем. И если мы начинаем перед сном долгое время смотреть на руку с установкой якоря «осознаться, когда мы смотрим на руку», то большая вероятность того, что мы действительно, увидев во сне, даже случайно, руку, можем этот момент вспомнить и осознаться. Или, как минимум, наш сон перейдёт в более интересную, более полезную, более осознанную форму.
Но рука — это уже, я бы сказал, следующий этап работы над сновидениями, а первый — это работа в дрёме, или сумеречном состоянии. Дрёма на картинке ниже — это как славянское божество Дрёма, и, в принципе, работа со сновидческими божествами тоже может иметь место (на эту и многие другие темы добавьте себе в список рекомендуемой литературы работы Свабуно, он часто публикуется в «Апокрифе»), но мы сегодня её не будем рассматривать.
Сумеречное состояние — это… показатель того, что вы счастливый человек 🙂 Это я немножко утрирую, конечно. Это показатель того, что у вас есть возможность либо перед засыпанием, либо после пробуждения (желательно после) достаточно длительное время просто поваляться в постели. Можете начинать работу, или не совсем ещё войдя, или не совсем выбравшись из сна. Вы, может, даже обращали внимание, что в этом состоянии у вас начинают появляться какие-то голоса, какие-то образы, но вы при этом воспринимаете и окружающий мир, хотя бы немножко. Вы можете знать, включён ли свет, говорит ли кто-то, вы как бы находитесь на Меже, на границе между мирами. Чем хорошо это состояние — тем, что сознание у вас уже может работать как с бодрственным миром, но восприятие ваше ещё сновиденное. Вы можете, увидев какой-то образ, заставить сознанием его измениться. Это самая первая практика, касающаяся всей работы со сновиденным пространством. Настолько простая практика, что её осваивает четырёхлетний ребёнок, проверено.
Когда вы закрываете глаза, обратите внимание, что всё, что вы видите, состоит из маленьких точечек. Подавляющее большинство эти точечки не воспринимает, я удивился, когда узнал об этом, я думал, что это очевидно. Точечка — это пиксель:
Если мы обращаем на этот маленький момент внимание, то понимаем, что эти точечки могут менять свои места. Так же, как мы из этих точечек выстроили фигурку «злой птицы» на картинке, мы можем выстроить из них же что угодно. Фактически у нас мозаика, пазл, который мы можем вертеть как угодно:
Соответственно, когда мы в этом сумеречном состоянии (понятно, что вся эта масса неоднородная, есть какие-то световые пятна, есть более тёмные), мы можем просто сосредоточиться на отдельном от всего остального образе (обычно это отпечаток того, что мы видели только что), и усилием воли, мыслью, что оно должно как-то измениться, мы его меняем. Например, вы заставляете его изменить цвет, форму, размер. С этим можно начинать работать каждому. Почему это рабочая техника, полезная техника? По той же причине, по которой рабочими оказываются психоделики: когда мы видим, что какими-то способами можем расширить свои возможности в «нереальном» мире, то потом мы можем это делать более осознанно и с более сложными вещами.
Следующий момент, касающийся практик — это поза для сна:
Очень много можно говорить на эту тему. О самых банальных вещах почитайте, просто о чисто материалистических и физиологических моментах, какие позы для сна будут мешать работе физическим органам. При этом если что-то мешает физическим органам, это совсем не значит, что это мешает работе со сновидениями. Допустим, холотропное дыхание, всякие работы с дыханием могут вызывать изменённые состояния сознания. То же касается каких-то поз, которые ухудшают дыхание во сне. Понятно, что должна соблюдаться техника безопасности. Во всяком случае, почитайте на эту тему тоже. Конкретно по позам, о которых я бы хотел сказать — которые я вычитал у Хакеров Сновидений, и с которыми я экспериментировал (я не все их практики проверял, но эту проверял, причём неоднократно).
Я упоминал о ситуациях, когда мы видим одновременно сновиденный и бодрственный мир. Поза заключается в том, что перед сном ложимся на спину, под ноги кладём валик или подушку, ноги должны быть выше уровня головы (скорее всего, это связано с притоком крови к голове). При этом руки должны быть максимально широко расставлены (причём при засыпании надо отслеживать, чтобы не поменялась поза). Я даже не знаю, рассказывать ли эффект, или вы поэкспериментируете и на следующем занятии сами расскажете. Если по Хакерам Сновидений — я не помню, что именно у них было описано, но что-то близкое, совпавшее с тем, что было у меня. Там был оговорен такой момент, который я при прочтении не понимал. Там было написано, что нежелательно эту позу использовать несколько раз подряд. Я сейчас расскажу, почему, на мой взгляд, дано это предостережение. Когда я в первый раз таким образом уснул, то я видел сновидения, вполне обычные сновидения, причём в них я смог осознаться. При этом я воспринимал окружающую реальность, т. е. слышал, кто где шуршит, шумит, я знал, как у меня расположены руки (собственно, это и помогло мне осознаться). Фактически, наложение двух миров. Засыпания как такового не было, но при этом я замечательно выспался. Насчёт предупреждения, что нежелательно несколько раз подряд делать (я как раз специально сделал несколько раз подряд) — суть, полагаю, была в том, что эффект стал быстро угасать. К следующему разу оба мира воспринимались, но более приглушённо. В третий раз просто были интересны сны, в четвёртый — уже вообще как обычный сон. Скорее всего, именно из-за этого было сделано это предупреждение. Так что запомните эту позу — лицом к верху, ноги выше уровня головы, руки раскинуты. Поэкспериментируйте, может, потом расскажете[2].
Вообще, я очень надеюсь, что то, что я здесь даю, будет практиковаться каким-то образом, а не просто выслушиваться. В том числе то, что было на прошлых лекциях. В лекции по чакрам я говорил о неклассической чакре, связанной с носом:
В том числе я упоминал, что она позволяет ориентироваться в сновиденном пространстве. Поэтому практики, направленные на развитие сновиденнего тела — все эти практики направлены и на развитие чакры носа. Не буду сейчас вдаваться в подробности, говорил на той лекции о том, что физическое тело и, так сказать, чакральная система тесно связаны друг с другом. Всё, что непосредственно развивает нос, будет развивать и носовую чакру:
- дегустаторские техники;
- дыхательные техники, связанные не с лёгкими, а с ноздрями — когда мы прогоняем воздух через одну ноздрю, потом через другую, когда у нас концентрация на носе;
- всё, что связано с ориентированием в пространстве — например, попытка воспринять магнитное поле Земли (у человека есть такая физическая возможность, она была достаточно недавно установлена); когда мы пытаемся развить подобные чувства (хотя сам орган, позволяющий воспринимать магнитное поле — глаза), мы на носовую чакру влияем тоже.
Всё, что позволяет нам ориентироваться в прямом и переносном смысле этого слова, — это всё будет практика для сновидений. В том числе спортивное ориентирование 🙂
Дальше немного о технических средствах. В последнее время всё больше стараются проникать скальпелями, грубо говоря, в мозги, т. е. техническими средствами проникать в психические сферы. На мой взгляд, это очень здравая и полезная тенденция. Я прям мечтаю, чтобы появилась машинка для записи сновидений — правда, я не представляю, какие там должны быть технические параметры, чтобы записывать мои сновидения, со всеми этими каналами восприятий. Но хотя бы на уровне картинки — потому что иногда бывают «режиссёрские ходы», которые я бы «на трезвяк», как говориться, не придумал 🙂 Такое устройство было бы очень полезно. Во всяком случае, сейчас (правда, я не знаю, насколько это эффективно) говорят, что изобрели специальные очки для вхождения в ОС. Вот так они выглядят:
Стоят они не так уж и много, около пяти тысяч рублей. Если кто-то вдруг приобретёт, то жду, когда поделитесь впечатлениями. В них можно отлавливать нужную фазу, задавать цветовую гамму под свои нужды. Не знаю уж, насколько это действенно… Некоторые сновидцы говорят, что всё это «костыли», но если воспринимать сновидение как инструмент, то иногда бывает нужно, чтобы вот прямо сейчас было ОС (а такое в магической практике ещё как бывает). Нужно быть очень продвинутым, чтобы можно было так в любую ночь себе устроить. Так что иногда, может быть, и не помешали бы такие очки.
Дальше по практикам. Практика картографирования сновидения:
Здесь надо помнить, что местность отличается от карты, я постоянно на этом акцентирую внимание. Когда мы картографируем сновидение, надо помнить, что мы не зарисовываем саму местность. Мы зарисовываем локацию. Чем локация отличается от места, я сейчас скажу. Суть в том, что нам необязательно зарисовывать все дороги, нам нужно, чтобы каждое место, каждая точка вызывала у нас определённые ассоциации, когда мы картографируем. Вот пример — вариант карты с форума Хакеров Сновидений:
Обратите внимание на указатель компаса. Заметили что-нибудь необычное? Север и юг поменялись местами. Сновиденный мир — это в какой-то степени Зазеркалье. Считается (во всяком случае, это одна из действенных моделей), что многие законы там перевёрнуты наизнанку.
И теперь об отличии места от локации. Вот это допустим, место — вокзал:
Вот это место — аэропорт:
Но если вы видите во сне аэропорт и вокзал, то локация — одна. Когда мы говорим о локации, важнее функционал, чем то, как оно выглядит. Есть локации, которые бывают примерно у всех. Те же вокзалы, те же башни, подземелья, которые могут выглядеть, как подвал, как катакомбы, как пещеры:
Опять же, у некоторых людей подвал и пещера могут быть разными локациями, а у некоторых — одинаковыми. Зависит от того, что именно человек там делает, что там получает. Как пещера может оказаться той же самой локацией, что и подземелье, так же пещера может оказаться той же локацией, что и колодец:
Колодец (или дупло) — это, прежде всего, вход в другой мир. Таковым же может оказаться и пещера. Подвалы и подземелья — реже. Они чаще связаны с темой каких-то сокровищ, либо, если всё-таки это вход в мир, то — в нижний мир. Через колодец можно попасть куда угодно, а подземелья связаны или с темой сокровищ, или с темой нижнего мира. Есть некоторые стандартные локации практически у всех, у разных людей могут собственные локации с необычными целями. Вот у меня есть обычная локация «зоопарк»:
Но функционал этого зоопарка у меня в сновидении — быстро достичь какой-то точки, до которой иначе можно добираться очень долго. Это связано чисто с теми местами, где я жил, и по каким местам мне нужно было ходить, это отложилось у меня во снах. Можно обойти зоопарк, можно перелезть через забор, и там, чтобы тебя не поймала кассирша, быстренько пробежать через весь зоопарк. Соответственно, когда я вижу во снах зоопарк, мне иногда бывает нужно пробираться через клетки с медведями или что-то ещё такое, пока они в домике. Суть в том, что можно достигнуть коротким, но более сложным путём того, что обычно достигается длинным, но более простым. Соответственно — дойти до следующей локации быстрее.
Ещё у меня есть локация, которая может быть больницей, общежитием, пионерлагерем, где короткое время живёт много людей:
Это используется в том случае, если мне нужно во сне увидеть конкретного человека. Обычно он обнаруживается там.
И как раз тема встреч в сновидениях:
Мне не приходилось сталкиваться с ситуациями, когда я и кто-то ещё видели во сне ровно то же самое, т. е. буквально встретились во сне. Бывали ситуации, близкие к этому, но всё-таки с научной точки зрения сильно отличающиеся. Бывали ситуации, когда я вижу кого-то, и он говорит то, что сказал бы по-любому в реале, но не говорил мне пока что. Или, наоборот, меня видят в таких же ситуациях. Мне рассказывают, что я говорил, а я говорю: «Опа, а я действительно в такой ситуации именно это сказал бы!», причём мой собеседник не мог этого знать. Вот такое — бывает. Можно это объяснить «сверхъестественным», а может, это человек так хорошо тебя почувствовал, так хорошо тебя знает, сложно сказать. Может, конечно, и бывает такой эффект совместного сновидения, может, кто-то из вас в чём-то подобном участвовал, мне не приходилось, и не приходилось из достоверных источников о таком слышать, хотя у тех же Хакеров это сплошь и рядом.
Дальше об использовании сновидений. Шаманское путешествие:
Всем понятное явления, хотя бы — что имеется в виду. В данном случае для шаманского путешествия можно использовать не танцевальный или психоделический транс, а сновидение. Часто это делается для поиска имени, для поиска какого-то артефакта, для поиска какой-то ситуации. Кастанеда искал тотем, животного-помощника, или что-то в этом духе. Когда задаётся какая-то цель поиска, и сновидение используется для достижения этой цели. При этом сновидение может не являться осознанным, это может обычное или люцидное сновидение, но если ты увидел нужный тебе объект, значит, ты получил больше, чем от осознанного, из которого ты ничего не вытащил. Это к тому, когда я говорил, что вытаскивать из снов. Для чего уже вытаскиваются имена и артефакты — это разговор отдельный и к теме не имеющий отношения.
Следующий момент очень интересен, но крайне редко такое бывает — когда из снов вытаскиваешь способности, сиддхи:
У меня такое было всего два или три раза за всю жизнь, а занимаюсь сновидениями я почти с неосознанного возраста, только осознанно — больше двадцати лет. За всё это время — только два или три случая, когда из сна удавалось вытащить какую-то способность. Конечно, это не способность летать на метле или пускать файерболы, я не буду сейчас это озвучивать, это достаточно личные моменты, но это моменты, связанные с тем, что можно считать с человека. У каждого может быть что-то своё. Но важно, что если у вас хотя бы раз в жизни что-то подобное было, значит вы спите не зря 🙂
Насчёт втягивания в мир. Кто-нибудь портрет узнал, нет?
Читали Борхеса? Слово «хрён» кто-нибудь знает? Это одно из доказательств того, что буква «ё» — не лишняя в русском языке 🙂 Не буду трактовать слово «хрён» чётко по Борхесу, буду скорее как термин, который используется среди сновидцев. Хрён — это некоторый объект, втащенный в реальный мир из сна. Это не значит, что ты его во сне зажал его в руке, просыпаешься — и он, бах, в руке. Я лет до 18, а то и больше пытался безуспешно вытащить таким образом что-то, и сомневаюсь, что кому-то повезло больше. Так же, как с хождением через стены в реале: я тоже до достаточно позднего возраста это пытался сделать 🙂 Конкретно о хрёнах, суть такова: мы видим что-то во сне — опять же, либо намеренно вышли туда, чтобы увидеть этот предмет, либо увидели его более-менее случайно. Мы формируем намерение этот предмет заполучить. В этот же день, иногда позже, мы видим этот предмет доступным для нас. Либо это какай-то амулет, который мы можем купить, либо это предмет, который мы находим на земле, либо это человек, с которым мы встречались во сне, но не были знакомы в реале, либо что-то ещё. Если у вас часто появляются вот эти «хрёны», значит, у вас достаточно серьёзная сновидческая работа.
Я говорил, что сновидения могут являться мировоззренческими трамплинами, из которых могут вырастать разные картины мира. Сновидение может являться в вашей повседневной жизни доказательством, того что вы можете быть более осознанными. Когда мы в бодрственном мире, это настолько фоново, что мы не воспринимаем, когда мы осознанны, когда нет. Очень мало кто обращает на это внимание.
Если мы намеренно осознаёмся во сне, то мы уже намеренно на этом моменте акцентируется. То же самое касается использования «веществ». Допустим, я экспериментировал со смесью под названием «Red Spice» (не помню весь состав), и там я выставлял якорь, что при обнаружении какой-то ситуации я осознаюсь:
Там был якорь на опасность: возникновение опасности — осознание. Подхожу к краю дороги — осознание, сразу мысль: «ага, осознаюсь». Интересно, что после первичных якорей автоматически стала нарабатываться система вторичных якорей. Я уже не подхожу к дороге, я вижу дорогу — и осознаюсь. Соответственно, осознание происходит чаще. Потом следующий уровень якорей: я уже даже не вижу дороги, но увидел стоящую на тротуаре машину, вспоминаю о дороге, вспоминаю о том, что могу подойти к этой дороге — осознаюсь. Соответственно, это пространство, время, когда я нахожусь в изменённом состоянии сознания, всё больше заполняется островками осознанности. То же самое можно делать в бодрственном мире. Если мы каждый раз задумываемся о том, осознанны ли мы, то мы будем осознанны гораздо чаще.
Ещё пример — у вас перегорела лампочка. Сначала вы заходите, машинально, естественно, тянетесь к выключателю, и только когда нажимаете на него, вспоминаете: «ах, лампочка перегорела!». При условии, что вы сразу не поменяете лампочку, какое-то время вы так будете ходить, потом у вас дёрнулась рука — вы вспоминаете: «ага, лампочка». Потом у вас возникла мысль: «надо свет включить», а потом: «ага, лампочка перегорела». А потом мысли даже такой не возникает, вы сразу приходите со свечкой или меняете лампочку. Чем чаще вы сосредотачиваетесь на вопросе, осознанны ли вы, тем чаще вы будете осознанны.
Ещё один момент, с помощью которого достаточно легко осознаваться (как я говорил про выпадающие зубы у меня или про полёты). Это книги:
Чаще всего, когда мы видим книгу во сне, она нестабильна, она из мира Хаоса (сновидения — это мир Хаоса). Поэтому если мы смотрим на книгу слишком долго, буквы — вспоминаем мультфильм про муми-троллей и про словарь иностранных слов — начинают разбегаться:
Или мы можем отвернуться от этой книги, повернуться обратно — а там уже совершенно другое, чем то, что мы видели до этого момента. Соответственно, когда вы смотрите в книжку, вы очень легко можете определить, сновидение это или нет. У вас бывали такие моменты, что вы задумывались: «а не сплю ли я?», — но при этом вы на самом деле спите и после этого не осознаётесь? Вам кажется, что вы не спите. Если вы в таком состоянии, то очень хорошо, чтобы в вашем поле зрении оказался какой-нибудь текст.
Здесь мы подходим к очень интересной практике под названием «доступ к сновиденной библиотеке». По Хакерам Сновидений, там перспективы почти что безграничны. Я пробовал, но мне не хватило возможностей, график не позволил продолжать практику, но даже то, что я оттуда выцепил, было очень интересно и показательно. Два примера. В одном из них я видел на экране компьютера текст и в нём обратил внимание на два слова, которые среднестатистически не должны находиться рядом. Это слова «барсук» и «Нуаду» (это имя кельтского божества). Я ввёл эти слова в гугл, и оказалось, что страничек достаточно мало, но большинство из страниц, где эти слова встречались вместе — это либо блоги (разные посты одного и того же блога, а не один и тот же текст), либо словари (совершенно разные статьи). Я нашёл единственный текст, где эти два слова были вместе, причём на одном развороте, на самой его границе:
Получается, что я именно его и видел. Важный момент: когда вы видите во сне текст, постарайтесь приложить все усилия, чтобы прочитать одну строчку или самое характерное слово несколько раз, чтобы она у вас максимально впечаталась в голове, и, если можете сразу же просыпайтесь. Если нет, то сразу по пробуждению постарайтесь эти слова записать, чтобы потом можно было свободно искать. Тексты забываются практически моментально: если этот сон будет продолжаться дальше, то вы можете сразу же забыть этот текст. Поэтому слова записаны, слова введены в поисковик, и вы уже можете обнаружить это случайное совпадение. Технология проста: если вы видите, что эти слова встречаются часто в совершенно разных контекстах, то вам просто повезло — ничего интересного, просто случайно так совпало. Если этого текста нет, то тоже ничего интересного. А вот если существует один или пара текстов такого рода, то, скорее всего, вы как раз подключились к этому тексту.
Второй случай:
Обратите внимание на количество страничек, их всего две, причём это сейчас. Когда я искал эти слова несколько лет назад, там вообще была единственная страничка. Словосочетание — «слёзы в горах». Сначала я думал, что это достаточно распространённое словосочетание. Сейчас я его ввожу на русском языке и получаю достаточно много результатов. Тогда я ввёл это словосочетание в кавычках, чтобы искалось именно словосочетание, и ни одного не нашлось. Поэтому я перевёл на английский и ввёл так. И получилась одна страничка, причём, опять же, это был или текст под названием «Смех и слёзы в горах», дневник какого-то пилигрима-проповедника, или была статейка с аллюзией на этот дневник:
Опять же интересное попадание.
Ещё был третий случай, но мне не удалось его проверить из-за моего незнания английского языка. Если бы я знал английский, я бы нашёл способ выгуглить этот текст, но не получилось.
Эта сновиденная библиотека шла, в том числе, после активной работы с позой, о которой я писал выше. Плюс настройка на сновиденную библиотеку перед сном, самопрограммирование, что нужно подключаться к сновиденной библиотеке.
Интересная серия сновиденных работ, связанных с библиотекой, касалась текста под названием Некрономикон:
У меня в предисловии к Завету Мёртвых (к моей редакции Некрономикона) это упоминается. Там не было самой книги как таковой, самого текста как такового, там были попытки реконструировать некоторые моменты, которые выглядели противоречиво в известных версиях этой книги. Потом часто оказывалось, что по историческим деталям моя версия более правдоподобна, чем остальные. В общем, тема сновиденной библиотеки очень интересна и даёт широкие возможности.
Здесь нарисован авиасимулятор:
Сновидение может использоваться ещё и как симулятор тех событий, которые мы не можем многократно повторять в реале. Как самурай не может многократно «в полный контакт» тренировать харакири, так мы не можем, например, тренировать много раз важную для нас первую встречу, можем только каким-то образом себя к ней готовить. Если мы начинаем думать над какой-то проблемой, то она может вползти к нам в сновидение, и мы можем в каких-то сновиденных ситуациях, которые не ведут к катастрофическим последствиям даже в случае неудачи, прорабатывать её во сне. Даже если это не ОС, а просто одна и та же ситуация снится с разными вариантами, мы из этих вариантов можем выбирать детали, которые потом сможем использовать в реальном мире.
Мы подошли к такой интересной теме как бредовая петля. Я говорил уже, что это такое. Чем она интересна для нас? Тем, что это тот вид сновидений, которого очень легко достичь. Мы можем намеренно, в конкретную ночь, добиться бредовой петли. Не всегда, конечно, получается, но вероятность очень высокая. Если мы начинаем в течение длительного времени загружать свои мозги какими-то повторяющимися картинками вроде тупеньких компьютерных игр, то высока вероятность, что мы войдём в бредовую петлю.
Почему здесь нарисован цикл вируса? Вирус встраивает свою ДНК в ДНК клетки, и ДНК клетка начинает копировать не только себя, но и вирусные частицы. Такой же подход и к бредовой петле: у нас имеется этот цикл, цикл копирования клеточного ДНК, и мы в него можем встроить нужные нам факторы, нужную нам деталь. Очень хорошо это работает для самоцелительства. Очень хорошо это работает, когда мы болеем, причём, когда мы болеем, достигнуть бредовой петли ещё проще, особенно если у нас высокая температура (возможно, повышение этой способности при высокой температуре — это один из способов самозащиты нашего организма). Если нам удастся сознательными установками якорей перед сном встроить единственный раз какой-то нужный нам паттерн в этот цикл, то она начнёт многократно копироваться. Этот паттерн может быть связан с исцелением (или исцеление в целом, или какой-то образ, связанный с конкретным больным органом). Это может быть тема, которую мы хотим выучить к экзамену (если именно эта тема нам не даётся). Мы её можем загнать в эту бредовую петлю, чтобы она многократно копировалась. На вашу фантазию — что угодно, суть в том, что это такой станок, который позволяет прогонять один фактор многократно.
А это, так сказать, инструмент для получения бредовой петли:
И последняя тема, которую мы будем затрагивать в связи со сновидениями — это тема депривации сна:
Термин понятен всем? Я уже говорил немножко про состояния депривации сна, что из этого может получаться. В том числе сказал, что если сопровождаем это физической нагрузкой, то может не потребоваться несколько дней, чтобы из асфальта начали вылезать динозаврики. Что интересно: вполне себе реально воспринимать все эти галлюцинации как галлюцинации: мы не будем по этим динозаврикам топать ногами, если мозги наши работают хорошо, но при этом — мы их видим. Что из этого можно получить? Из этого можно получить интересные эффекты, которые я не могу обозначить одним словом. В той ситуации, когда у меня были эти динозаврики, я прочитал интересную и познавательную легенду-притчу, которую сейчас могу другим людям рассказывать. Я ехал в автобусе, и — знаете, как деревья белят внизу? — я прочитал по этим белым стволам… Там не было текста, там не было картинок, я прекрасно знал, что это всего лишь стволы с побелкой. Но при этом я прочитал вполне себе связную и со смыслом легенду: «Когда-то, — говорилось в ней, — была школа боевых искусств, где было два основных направления: одно — для большинства — где учили понемножку все приёмы, удары, броски, блоки и т. д.; и другое, где несколько лет разучивался один-единственный удар-противоприём (для каждого ученика свой), но он доводился до совершенства по силе, скорости, точности и т. д. И в какой-то, неожиданный для ученика, момент Учитель наносил удар, который с точки зрения здравого смысла ну никак нельзя было отразить разученным ударом, но который, тем не менее, нужно было отражать именно этим образом». Занятная история. В любом случае, через депривацию сна может подключаться стимулирование творческих способностей. Дальше — на вашу фантазию, экспериментируйте, в том числе и с депривацией сна. А вот один из мастеров депривации сна — Бодхидхарма:
Про него рассказывают, что он, чтобы не спать, отрезал себе веки. Из этих век получился чай. Так над собой издеваться не обязательно, но простор для работы всё равно огромный.
Тема, которую я собирался дать на следующем занятии — это управление цепочками событий:
Собственно, почему после сновидений — потому, что когда я говорил про проработку одних и тех же моментов во сне — это вплотную связано с цепочками событий. Мы можем репетировать эти цепочки событий во сне, но об этом я уже рассказывал в прошлых семестрах, поэтому на следующем занятии мы поговорим о другом простом и важном инструменте практической магии — сигилах.
[1] Транскрипт составил Нёманскі Вір, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.
[2] Два слушателя экспериментировали с указанной позой и прислали мне позднее свои результаты (выделения сделаны мною):
М.: 19 ноября 2014. Пробовал практиковать позу Отиса. Лежал долго, уснуть не удавалось и так и не удалось. Однако довольно скоро после того, как я лёг и стал медитировать, начались вибрации Монро (называю условно, т.к. это весьма похоже на описание, данное М., хотя гарантий, что это оно, нет, разумеется). Ощущение прилива энергии к торсу, чувство, что не можешь находиться на месте, «раздирает». Довольно неприятная вещь. Попробовал выйти из тела по методике, описываемой Монро, но не получилось, удалось только выскользнуть во второе восприятие. В этом состоянии были видения, коих не удалось запомнить. В какой-то момент меня торкнуло: был совершенно явственный звук в комнате рядом с кроватью, и уловимое движение — там определённо кто-то был, но не Рэт, который в это время сидел за компом (я видел его вторым зрением), и он явно ничего не чувствовал. Потрясение от этого события, должно быть, вытолкнуло меня из измененного состояния, потому что дальше воспринимаю всё обычным образом. Пытаюсь уснуть ещё какое-то время, но в конце концов стало очень сильно хотеться сменить позу, и пришлось прекратить практику, уснув обычно. Сны не запомнились. Собираюсь повторить в ближайшем будущем. Интересно именно уснуть, в тот раз мне не удалось.
З.: 20 ноября 2014. Поэкспериментировал с той позой, о которой говорилось на лекции (ноги на подушку, руки в стороны). Видимого результата в виде ОСов не было, но вот провал в состояние между бодрствованием и сном весьма ощутимый. Видимо, нужно было входить из «времени Ляпунова» (вот, кстати, неплохая стать по этому состоянию — http://nork.ru/apocalypse/idea.html). Минусом является чувство физического дискомфорта, а именно — затекают ноги. Просто привык спать по йоге сна на правом боку, и поэтому хотелось перевернуться.
Иначе говоря, при первом же эксперименте у обоих корреспондентов наблюдалось изменённое состояние сознания, которое можно описать как «состояние между бодрствованием и сном», и чувство физического дискомфорта с непривычки заставило сменить позу и прекратить практику.