Долг

(Об основных правилах поведения, которые надлежит соблюдать тем, кто принял Закон Телемы).

«Твори свою волю: таков да будет весь Закон» [AL, I:40].
«Нет закона кроме: “Твори свою волю”» [AL, III:60].
«…нет у тебя иного права, кроме как вершить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет “нет”. Ибо чистая воля, не укрощенная умыслом, свободная от вожделения к результату, совершенна во всех отношениях» [AL, I:42—44].
«Любовь есть закон, любовь в согласии с волей» [AL, I:57].
«Каждый мужчина и каждая женщина — звезда» [AL, I:3].

А. Твой долг перед самим собой

1. Осознай себя как средоточие своей собственной Вселенной.

«Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды» [AL, II:6].

2. Исследуй Природу и Способности своей Сущности.

Сюда относится все, чем ты располагаешь и что можешь обрести; и каждое из этих свойств ты должен принять в точности таким, каким оно является, — как один из факторов, которые составят твое Истинное «Я». Таким образом, это Истинное «Я» в конечном счете охватит собою все исключения; открытие его — это Посвящение (путешествие внутрь себя); а поскольку Природа его подразумевает непрерывное движение, его нужно представлять не статичным, а динамичным, не как имя существительное, а как глагол.

3. Развивай в должной гармонии и пропорции все способности, которыми ты обладаешь.

«Мудрость говорит: будь сильным!» [AL, II:70].
«Но выходи за пределы! выходи за пределы!» [AL, II:71].
«Будь сильным, о человек! вожделей, наслаждайся всем, что волнует чувства и несет упоение; и не страшись, что какой-нибудь Бог отвергнет тебя за это» [AL, II:22].

4. Осмысляй свою Природу.

Обдумывай каждый ее элемент, как по отдельности, так и во взаимосвязи со всеми прочими, дабы вынести точное суждение об истинном предназначении всей совокупности твоего Существа.

5. Сформулируй это предназначение, то есть свою «Истинную Волю», подобрав для нее как можно более простое словесное выражение.

Стремись к ясному пониманию того, как наилучшим образом распоряжаться подвластными тебе силами, дабы извлекать наибольшую пользу из их взаимодействия с той частью Вселенной, которая тебе пока что не подвластна.

6. Расширяй до предела сферу господства твоего сознания и его власти над всеми чуждыми ему силами.

Для этого старайся все более мощно и искусно направлять свои способности на обретение как можно более тонкого, ясного, полного и точного восприятия, глубокого понимания и мудрого управления этой внешней Вселенной.

7. Ни в коем случае не допускай, чтобы в твои собственные мысли и волю вмешивались мысли или воля другой Сущности.

Всегда будь настороже, чтобы с неодолимым пылом и яростью неугасимой страсти воспротивиться и дать отпор всякой попытке какой бы то ни было другой Сущности повлиять на тебя каким бы то ни было образом, — исключая влияние, которое та может оказать посредством привнесения новых фактов в твой опыт постижения Вселенной или же посредством страстного слияния, которое поможет тебе достичь синтеза Истины на более высоком уровне.

8. Не подавляй и не ограничивай ни одного из подлинных инстинктов твоей Природы; но посвящай их все в совершенстве только служению твоей единственной Истинной Воле.

«А посему будьте прекрасны собою» [AL, I:51].

«Слово греха — Ограничение. О муж! не отвергни жены своей, если она желает! О любовник, если такова твоя воля, то будь свободен! Нет оков, способных соединить разделенное, кроме любви; все прочее — проклятие. Проклятие! Проклятие ему на все эоны! Ад» [AL, I:41].
«Итак, обо всем, что твое: нет у тебя иного права, кроме как вершить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет “нет”. Ибо чистая воля, не укрощенная умыслом, свободная от вожделения к результату, совершенна во всех отношениях» [AL, I:42—44].
«Собирайте сокровища и копите женщин и пряности; носите драгоценные украшения; превосходите все народы земли в дерзновенье и роскоши; но все это — во имя любви ко мне, и тогда узрите радость мою» [AL, I:61].

9. Радуйся!

«Не забывайте, что бытие есть чистая радость; что все скорби — лишь тени; они пройдут и не станет их; но есть то, что остается» [AL, II:9].
«Вы же, о люди мои, восстаньте и пробудитесь! Да исполняются ритуалы, как подобает, с радостью и красотой!  <…> Празднество в честь огня и празднество в честь воды; празднество жизни и большее празднество смерти. Празднество каждый день в ваших сердцах, упоенных моим восторгом. Празднество каждую ночь ради Ну, и блаженство наивысшего счастья. Да! веселитесь! ликуйте! нет ужаса после смерти. Там растворенье и вечный экстаз в поцелуях Ну» [AL, II:34—35, 41—44].
«Радуйся ныне! Ныне войди в наше сиянье и упоенье! Войди в наш страстный покой и пиши сладостные слова для Царей!» [AL, II:64].
«Трепещи восторгом жизни и смерти! Ах! твоя смерть будет прекрасна; всякий, кто узрит ее, будет доволен. Твоя смерть скрепит, как печатью, обет нашей вечной любви. Приди! Возвысь свое сердце и возликуй!» [AL, II:66].
«Станет ли Бог жить во псе? Нет! но наивысшие — от нас. Будут радоваться они, наши избранные; кто скорбит — не от нас. Красота и сила, переливный смех и сладостная истома, мощь и пламя — от нас» [AL, II:19—20].

Б. Твой долг перед другими людьми

1. «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей» [AL, I:57].

Соединяйся в страсти с каждой из прочих форм сознания, уничтожая тем самым чувство отделенности от Целого и создавая новую ступень отсчета, от которой впредь будешь мерить Вселенную.

2. «Сражайтесь, как братья!» [AL, III:59].

«Если он Царь, ты не сможешь повредить ему» [AL, II:59].

Наглядное выявление различий между двумя точками зрения помогает каждой из них определить свое место в рамках целого. Единоборство возбуждает мужскую, творческую силу; подобно любви — и будучи одной из ее форм — оно доводит ум до оргазма, в котором тот может выйти за пределы своей рациональной законченности.

3. Воздерживайся от всякого вмешательства в чужую волю.

«Берегитесь, чтобы не пойти друг против друга силой, Царь на Царя!» [AL, II:24].
(Любовь и война, о которых шла речь в предыдущих указаниях, по природе своей подобны спорту, в котором человек уважает своего противника и учится у него, но никогда не чинит ему препятствий вне игры как таковой.) Пытаться подчинить другого человека или повлиять на него — значит, пытаться искалечить его или уничтожить; а ведь он — необходимая часть твоей личной Вселенной, то есть, тебя самого.

4. Старайся просвещать других людей, если в том возникнет необходимость и если на то будет твоя воля.

Делать это можно только при строгом соблюдении духа честной игры и в случае, если человек попал в беду из-за недостаточного ясного понимания своей собственной природы и, в особенности, если он сам просит о помощи, ибо может оказаться так, что из-за непросвещенности он не осознаёт собственного совершенства. (Впрочем, его непросвещенность может служить предостережением тебе самому или просто вызывать у тебя интерес.) Дозволяется это и в случаях, когда по причине невежества человек противоречит своей собственной воле. Но, как бы то ни было, любое вмешательство опасно и требует высочайшего мастерства и рассудительности, подкрепленных опытом. Влиять на другого — значит, оставить свою собственную крепость без охраны, и обычно это заканчивается утратой власти над самим собой.

5. Почитай всех!

«Каждый мужчина и каждая женщина — звезда» [AL, I:3].
«Долой милосердие; да будут прокляты жалостливые!» [AL, III:18].
«Нам нет дела до изгоев и непригодных: пусть умирают в нищете своей. Ибо они не чувствуют ничего. Сострадание — порок царей; попирай жалкого и слабого: таков закон сильных; это наш закон и радость мира. Не думай, о царь, об этой лжи — что Должен Ты Умереть: воистину, ты не умрешь, но будешь жить. Да будет отныне известно: если тело Царя распадется, он пребудет в чистом экстазе навек. Нут! Хадит! Ра-Хор-Хут! Солнце, Сила и Зоркость, Свет — они для служителей Звезды и Змеи» [AL, II:21].
Подобно тебе самому, каждая сущность — единственный центр своей Вселенной, которая ни в коей мере не тождественна твоей и даже несопоставима с нею. Безличная Вселенная «природы» — это всего лишь абстрактная и приблизительная картина факторов, которые удобно считать общими для всех. Следовательно, Вселенная другого человека по определению неизвестна тебе и для тебя непостижима; однако она пробуждает в тебе те или иные потоки энергии, отчасти управляя твоими реакциями. Поэтому относись к другим людям с абсолютным уважением, какого требует всякий незыблемый эталон; проверяй свои собственные наблюдения, сопоставляя их с суждениями других людей о тех же вещах; и, изучая пути, приводящие других людей к поражению или успеху, развивай в себе ум и мастерство, необходимые для решения твоих собственных задач.

В. Твой долг перед человечеством

1. Утверждай Закон Телемы как единственную основу поведения.

Поскольку общее благополучие рода человеческого во многих отношениях необходимо тебе самому и поскольку его благополучие, как и твое собственное, проистекает из разумного и мудрого соблюдения Закона Телемы, задача первостепенной важности для тебя заключается в том, чтобы каждый человек искренне принял этот Закон и строго сообразовывал с ним свое поведение.
Задачу утверждения Закона Телемы ты можешь рассматривать как неотъемлемый элемент своей Истинной Воли, поскольку, в чем бы ни состояла по большому счету суть этой Воли, очевидным условием для ее исполнения остается свобода от внешних помех.
Правительство нередко совершает досаднейшие глупости, сколь бы просвещенными ни были люди, его составляющие, или народ, судьбами которого оно руководит. Поэтому долг каждого человека — предпринимать необходимые действия, ведущие к переработке всех существующих законов на основе Закона Телемы. Поскольку этот Закон есть Закон Свободы, законодательство каждого государства должно обеспечивать всем своим гражданам самую полную свободу, остерегаясь при этом таких самонадеянных допущений, как гипотеза о том, что любой положительный идеал достоин осуществления.
«Слово Греха — Ограничение» [AL, I:41].
Суть всякого преступления — ограничение свободы потерпевшего. (Так, убийство ограничивает право человека на жизнь; ограбление — право наслаждаться плодами своих трудов; фальшивомонетничество — право на гарантированную государством защиту торгового обмена и т.д.). Поэтому общество обязано предотвращать преступления, изолируя преступников и прибегая к угрозам возмездия, но также и побуждая каждого преступника понять, что его действия на поверку противоречат его собственной Истинной Воле. (Нередко этого можно добиться, лишив его того самого права, которое он отнимал у других, — например, поставив вора вне закона, чтобы он, лишившись защиты государства, испытывал постоянное беспокойство за сохранность своего имущества.) Правило здесь очень простое. Тот, кто попирает какое-либо право, с магической точки зрения объявляет его несуществующим, из чего естественным образом следует, что этого права не существует и для него самого. Преступление — это духовное попрание Закона Телемы в прямом смысле слова, поэтому терпимое отношение к преступникам в обществе недопустимо. Тех, кто от природы склонен к преступлением, следует изолировать в отдельном поселении, чтобы они сами создали себе государство и на собственном опыте постигли необходимость установления и поддержания справедливых правил. С другой стороны, необходимо перестать считать преступлениями то, что таковыми не является. Когда все бессмысленные ограничения будут сняты, освобожденный человек самостоятельно научится избегать тех поступков, которые действительно ограничивают естественные права. В результате уровень подлинная преступности резко снизится.
Задачу проведения Закона в жизнь можно упростить, обучая честных и благоразумных людей, желающих исполнять эту функцию в обществе, искусству рассмотрения всех жалоб с точки зрения абстрактного принципа, выраженного в законе Телемы, и вынесения приговоров в соответствии с теми конкретными ограничениями, которые повлекло за собой преступление.
Конечная цель, таким образом, заключается в том, чтобы возродить в людях совесть, основанную на истинно научных принципах, и превратить ее в единственного стража порядка, надзирателя за благополучием общества и гаранта стабильности правления.

Г. Твой долг перед всеми прочими существами и предметами

1. Все вопросы пригодности, употребления и совершенствования разрешай на основе Закона Телемы.

Всякий, кто попирает естественные свойства любого животного или предмета, не позволяя ему исполнять надлежащую функцию, определяемую его историей и устройством, нарушает Закон Телемы. Например, заставлять детей выполнять такую умственную или физическую работу, к которой они не приспособлены, — значит, совершать преступление против природы. Строительство домов из негодных материалов, фальсификация продуктов питания, истребление лесов и так далее — все это преступления.
Закон Телемы следует неукоснительно применять для разрешения любых практических вопросов. И единственным критерием должна служить естественная пригодность данного предмета к использованию в тех или иных целях.
Нередко возникают мнимые, а подчас даже и подлинные конфликты интересов. Основанием для разрешения спора в подобных случаях должна служить относительная ценность противоборствующих сторон в общей иерархии Природы.
Например, дерево тоже имеет право на жизнь; но поскольку человек важнее дерева, он может срубить его и пустить на топливо или на строительство дома, если в том есть необходимость. Но все равно пусть он не забывает, что Закон не оставляет безнаказанным ни одно злоупотребление: так, безответственная вырубка лесов ведет к ухудшению климатических условий и разрушает почву, а кролики, которых некогда ввозили в Австралию как дешевый источник мяса, превратились в настоящее бедствие для этой страны, расплодившись в огромных количествах.
Имей в виду, что всякое нарушение Закона Телемы влечет за собой целую цепь несчастий. Государственная политика, направленная на то, чтобы убедить сельских жителей отречься от своих естественных идеалов, ведет к оттоку населения в крупные города. В результате, с одной стороны, сельская жизнь теряет свою ценность в глазах крестьянина, а с другой — обстановка в городе криминализируется. Отрицательные последствия этой ошибочной политики продолжают нарастать в геометрической прогрессии и в конце концов под угрозой оказывается целостность всей структуры общества.
Разумно соблюдать и применять на практике Закон Телемы — значит, осознанно сотрудничать с Эволюцией. Творческие эксперименты, включающие отступления от устоявшихся образцов, дозволительны и необходимы. Но о ценности их надлежит судить лишь по их плодам — на основе того, гармонируют ли они или нет с общим ходом движения природы к совершенству.

© O.T.O.
Перевод © Анна Блейз, 2009

Об авторе Алистер Кроули

(англ. Aleister Crowley; урождённый Э́двард Алекса́ндр Кроули (англ. Edward Alexander Crowley); 12 октября 1875 — 1 декабря 1947) — один из наиболее известных оккультистов XIX—XX века, мистик, пророк, поэт, альпинист и ярчайшая личность своего времени. Основатель учения Телемы, автор множества оккультных произведений, в том числе «Книги закона», главного священного текста Телемы. колоды «Таро Тота» и многих других. При жизни Кроули был участником нескольких оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари», «Серебряную Звезду» и «Орден Храма Востока».