Джабали-упанишада (отрывок)

Затем Пайпалади спросил почтенного Джабали:
— О почтенный! Наставь в тайне высшей Сущности! Какова эта Сущность что  есть джива, кто есть пашу, кто Ишана, каково средство Освобождения?
На это он (Джабала) сказал:
— О благом вопросил ты, передам тебе все, что (было) неизвестно доселе.
Вновь (Пайпалада) сказал:
— Откуда тебе это известно?
Тот (Джабала) ответил:
— От Шестиликого.
Этот (Пайпалада) вновь сказал:
— А тому от куда известно?
Тот (Джабала) ответил:
— От Ишаны.
Тот (Пайпалада) сказал
— Как тот может быть постигнут?
Этот (Джабала) ответил:
— Благодаря поклонению.
Тот (Пайпалада) вновь сказал:
— Почтенный, будь милостив, передай мне эту тайну всего.
На просьбу, тот (Джабала) передал ему (тайну) этой Сущности:
— Пашупати, наделенный эго — есть  Сансарин, джива, он есть пашу. (Он же), обладающий пятю силами, (есть) Владыка всего, Владыка, Пашупати.
Кто те пасомые? — вновь спросил он (Пайпалада).
Это – дживы, (они) именуются пасомыми.
Кто их пастырь?
Как коровы и прочая скотина, едящая траву, привязана к своему хозяину, послушна его воле сносит тяготы при пахоте и прочем, также (пашу) привязан к своему хозяину, который есть Всезнающий владыка Пашупати.
—    Каким образом  он  постигается?
Он (Джабала) сказал:
Благодаря ношению пепла (вибхути).
—    Каким образом?
С пятью мантрами, начиная с «Садйоджатам….»,  берется пепел, с мантрами «агнир ити бхасма…» и «манастоке…» смешивается с водой. Затем, с мантрами «трийайюшам…» и «трийамбакам…», следует нанести три линии на  лоб,  грудь и плечи. Во всех ведах последователями вед (это) именуется Шамбхава врата. Его должен соблюдать желающий осовобождения,(тогда) он не родится вновь.

Затем Санаткумара спросил о значении трех линии наносимой трипундры: (линии, идущей вдоль) темени, (вдоль) бровей и серединной.

«У первой линнии (значение таково): Огонь гархапатья, слог А, мир Бур, раджас Собственный Атман, Крия шакти, Ригведа, Утренее выжимание сомы,  божество – Праджапати.
У второй линии (значение таково): дакшина агни, слог У, саттва, антарикша,  внутенний атман, Иччха шакти, Яджур Веда, полуденное выжимание сомы, божество Вишну.
У третйей линии (значение таково):  Ахавания агни,  слог М, тамас,  небесный мир, Параматма, Джнана шакти, Сама Веда, третье  выжимание сомы, божество – Махадева.
Тот кто наносит трипундру пеплом, тот будь он брахмачари грихастхой, ванапрастхой  или аскетом очистится от великих и второстепенных грехов. Он станет созерцающим всех богов. ОН станет совершившим омовение во всех святых местах. ОН станет произнесшим все Рудра мантра. Он не возвратится вновь, не возвратится вновь. ОМ ИСТИНА!»
Такова упанишада.