A.’.A.’.

Анна Блейз

O.T.O. издавна работал в тесном сотрудничестве с орденом A.’.A.’. , который первым провозгласил миру Закон Телемы. A.’.A.’. представляет собой образовательную и посвятительную систему, ставящую своей целью личное духовное развитие каждого члена Ордена. Вся работа в рамках A.’.A.’. осуществляется бесплатно; общественной деятельности Орден не ведет. С 1912 года O.T.O. и A.’.A.’. совместно издают журнал «Эквинокс» (в настоящее время публикуются выпуски четвертого тома). O.T.O. и A.’.A.’. — это две разные организации, однако в ходе своей истории O.T.O. оказывал A.’.A.’. помощь в решении практических вопросов, выходящих за рамки основной миссии A.’.A.’., по характеру своему чисто духовной. Соискатели A.’.A.’. могут направлять письменные заявления по адресу:

Chancellor

BM ANKH

London WC1N 3XX ENGLAND

ОРДЕН A.’.A.’.

Название «A.’.A.’.» расшифровывается по-разному. Чаще всего его понимают как лат. Argenteum Astrum или др.-греч. Aστρον Aργον — «Серебряная Звезда», однако возможны также следующие интерпретации: лат. «Arcanum Arcanorum» — «тайное тайных»; др.-евр. Арик Анпин — «Великий Лик» (т.е. Макропрозоп, или сефира Кетер); англ. «Angel and Abyss» — «Ангел и Бездна». Сам Кроули нигде не приводит расшифровки этих инициалов. A.’.A.’. представляет собой магический орден, основанный Алистером Кроули в 1907 году по выходе из Герметического ордена Золотой Зари. Это магическое братство Телемы, целью которого являются поиски света и знания. Священная книга Ордена — «Liber AL vel Legis» («Книга Закона»). Девиз Ордена: «Метод — научный, цель — религиозная». A.’.A.’. никогда не являлся и не является частью O.T.O. (и наоборот), однако две эти организации связаны тесным сотрудничеством. В настоящее время действуют различные ветви A.’.A.’., восходящие к основателям Ордена — Алистеру Кроули и Джорджу Сесилу Джонсу.

ЧЛЕНСТВО В ОРДЕНЕ

Орден A.’.A.’. как духовное братство ориентирован на достижение индивидуального просветления. Однако он придает важное значение преемственности (цепи посвящения, передающегося от учителя к ученику) и принципу помощи всем нижестоящим членам Ордена и заботы об их продвижении. Каждый член A.’.A.’. обязуется выполнить ряд задач, важнейшими из которых являются:

  • постичь и воплощать в жизнь свою истинную волю;
  • принять «Книгу Закона» как единственное руководство в своей жизни;
  • признавать принципы «Слово Закона — θελημα» и «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей»;
  • признавать авторитет и полномочия лиц, исполняющих миссию «Зверя 666» и «Багряной Жены»;
  • признавать Ра-Хор-Хута Владыкой Эона и трудиться ради утверждения его власти на Земле;
  • достичь мистического состояния, известного под названием «Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем»;
  • выдержать Испытание Бездны.

ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

A.’.A.’. состоит из одиннадцати степеней и подразделяется на подготовительную ступень и три ордена , два из которых восходят к посвятительной системе Золотой Зари (с некоторыми изменениями). Название A.’.A.’. может применяться не только к Ордену в целом, но и к Третьему — высшему — из составляющих его орденов. Теоретически, члены Третьего ордена имеют право вносить изменения в учения Первого и Второго орденов в соответствии с особенностями своего Понимания.

Система посвящений A.’.A.’. мыслится как обратный путь проявленной сущности к вершине Древа — поэтапное восхождение от Малкут к Кетер. Посвященный поднимается от сефиры к сефире по соединяющим их путям (совокупность которых в последовательности от 10-й до 1-й сефиры представляется в образе Змея Мудрости) и на каждой ступени устойчиво достигает соответствующего ей уровня сознания.

Для каждой степени существует особая клятва, выражающая Магическую Волю человека и не подлежащая отмене, и особая задача, для исполнения которой ученик должен следовать определенной программе занятий. По достижении каждой очередной степени ученику присваивается определенный мистический титул. Кроме того, при вступлении на путь посвящений ученик выбирает для себя личное магическое имя, или девиз, также служащий выражением его наивысшей Воли — как он ее понимает на данном этапе пути; поскольку со временем понимание это углубляется и уточняется, магическое имя может меняться по мере восхождения по степеням. Задачи каждой степени кратко описаны в работе Кроули «Liber 13» и значительно более подробно — в «Liber 185», а орденской системе в целом посвящены эссе «Звезда видна», «Liber 33» и «Liber 61».

A.’.A.’. отличается от большинства оккультных орденов, среди прочего, тем, что его система рассчитана сугубо на индивидуальную работу: каждый член Ордена официально знает только своего наставника и тех нижестоящих членов, по отношению к которым наставником выступает он сам; регулярных коллективных ритуалов в Ордене не проводится; каждый ученик работает самостоятельно, обращаясь к наставнику за советом лишь в случае необходимости. Данный принцип был введен преимущественно во избежание внутренних конфликтов, осложняющих работу многих оккультных организаций и, в частности, повлекших за собой раскол предшественника A.’.A.’. — Герметического ордена Золотой Зари.

Как уже было сказано, Орден включает в себя одиннадцать основных степеней (а также две промежуточных); при этом вся система подразделяется на подготовительный этап и три основных уровня, которые также именуются орденами или коллегиями. Степени нумеруются по принципу «x°=y°», где «x» — порядковый номер степени, а «y» — номер соответствующей ей сефиры (например, степень Практика, третья по счету и соответствующая 8-й сефире, Ход, обозначается как 3°=8°).

Подготовительный этап

Ученик (англ. Student). В широком смысле слова «учеником» (равно как и «соискателем» — англ. Aspirant или Candidate) может именоваться посвященный любой степени, а в более узком — посвященный Внешнего ордена (см. ниже), еще не достигший Адептата. Но, кроме того, слово «Ученик» употребляется как специальный термин, обозначающий человека, который выразил намерение вступить в Орден и направил свои усилия на подготовку к Великой Работе.

В книге «Шаг за шагом — к Истине» Кроули излагает возможные побудительные мотивы для такого решения. В какой-то момент обычный человек — не осознающий своего Истинного «Я» и смысла своего существования — приходит на основании своего житейского опыта к выводу, аналогичному «первой благородной истине» буддизма: «Жизнь есть страдание». Кроули называет это состояние Трансом Скорби и описывает его суть и последствия так:

…все ее [т.е. Человеческой Воли] отношения через посредство Руаха и Нефеш, с Материей, то есть со Вселенной, причиняют только страдания, и иначе быть не может. Бессмысленность всего этого процесса внушает ей отвращение. Она принимается за поиски некоего средства, под влиянием которого Вселенная стала бы понятной, полезной и приятной. Выражаясь каббалистическим языком, она устремляется к Нешаме.

Вот что мы имеем в виду, когда говорим, что Транс Скорби — побудительный мотив к Великому Деланию.

Этот «Транс Скорби» (который следует строго отличать от всевозможных мелких личных огорчений, «сознания греховности» и прочих черномагических имитаций) — состояние вселенского масштаба: он охватывает собою все явления, как актуальные, так и потенциальные, и, таким образом, сам по себе открывает сферу Нешамы. Он направляет искателя на верный путь, и тот, по мере развития Нешамы, вскоре достигает других состояний высокого порядка. Он постигает смысл своей истинной Воли, дабы изречь свое Слово и отождествиться с Хией.

И, наконец, осознав, что Хия — это активный аспект Йехиды, он сливается воедино с последней, превращаясь в чистую Сущность, универсальную и индивидуальную одновременно, становясь в равной мере ничем, Единым и Всем сущим.

Напомним, что Нешама, духовная интуиция, соответствует сефире Бина, и, таким образом, устремление к Высшему пробуждается на основе важнейшего каббалистического принципа — «восхождения Дочери на трон Матери».

Ученику A.’. A.’. предписывается для изучения ряд книг, с помощью которых он должен «приобрести общие теоретические знания обо всех системах Достижения». Завершив теоретическую подготовку, он получает право стать Послушником Ордена.

Послушник (Probationer, 0°=0°). Послушник еще не является членом Ордена в строгом смысле слова, о чем свидетельствует номер его степени: он пребывает вне Древа Жизни, оставаясь неоформленным как Микрокосм, поскольку его способности пока что не развиты и не уравновешены в должной мере. Однако, в отличие от «профана», человека непосвященного, он уже твердо осознаёт факт своей отделенности от Высшего и стремится изменить это положение дел. Основная его задача на данном этапе — доказать, что он способен исполнить Великую Работу.

Послушник должен составить «научное представление о характере и силах своей сущности», выполняя по своему усмотрению любые из начальных орденских практик (описанных в «Liber O» и «Liber E» ) и тщательно описывая свою работу в «магическом дневнике». Минимальный срок Послушничества в A.’.A.’. — один год.

Внешний (Первый) орден

Внешний орден, или Внешняя коллегия, A.’.A.’. носит название «орден Золотой Зари» и часто обозначается аббревиатурой «G.D.» — от англ. «Golden Dawn» («Золотая Заря»). Он охватывает степени с 1-й по 4-ю включительно и в целом ориентирован на гармоничное развитие сил и способностей человека как Микрокосма: степени Внешнего ордена соответствуют четырем нижним сефирот Древа, каждая из которых, в свою очередь, соотносится с одной из четырех стихий.

Неофит (Neophyte, 1°=10°). Название этой степени происходит от др.-греч. слова «neophytos» — «новообращенный» (букв. «недавно насажденный»). Из сефирот Древа Жизни ей соответствует Малкут, а из четырех стихий — Земля. Неофит — первая степень, на которой совершается истинное посвящение: соискателя бросают, как семя, в плодородную духовную почву для дальнейшего роста. Посвятительный ритуал в степень Неофита описан в «Liber 671» («Liber Throa vel Pyramidos»).

Неофиту вменяется в обязанность «обрести контроль над характером и силами своей сущности», достигнув власти над астральным планом (для чего используется особая техника «восхождения на планы», описанная в «Liber O»). На этой степени посвященный впервые вступает в подлинный контакт со своим Высшим «Я» — через видение своего Священного Ангела-Хранителя (подробнее об этой сущности и ее роли в жизни посвященного см. ниже). Минимальный срок пребывания на степени Неофита — 8 месяцев.

Ревнитель (Zelator, 2°=9°). Английское название этой степени восходит к др.-греч. словам zealos, zeal — «рвение, усердие». Из стихий ей соответствует Воздух, а из сефирот — 2-я сефира, Йесод («Основание»), связанная с Луной и Нефеш; сообразно этому Ревнитель обязуется «обрести контроль над основаниями своей сущности». Данная степень является центральной во Внешнем ордене. Посвятительный ритуал в степень Ревнителя описан в «Liber 120» («Прохождение через Дуат»).

Основная практическая задача посвященного на этом этом этапе — полностью освоить йогические техники асаны и пранаямы , обеспечивающие накопление энергии и достижение контроля над энергетическими потоками в эфирном теле. Переход на следующую ступень осуществляется в любое время (без посвятительного ритуала), как только будут выполнены задачи Ревнителя.

Практик (Practicus, 3°=8°). Название степени предполагает практическое приложение навыков, приобретенных на предыдущих ступенях. Из стихий ей соответствует Вода, а из сефирот — Ход («Великолепие»), связанная с Меркурием, первая сефира Руаха. Сообразно этому Практик обязуется «обрести контроль над колебаниями своей сущности», то есть овладеть своим умом и достичь сосредоточенности на единой цели в мыслях, словах и действиях, а также завершить теоретическую подготовку и, главным образом, изучение каббалы. Переход на следующую ступень осуществляется в любое время (без посвятительного ритуала), как только будут выполнены задачи Практика.

Философ (Philosophus, 4°=7°). Название степени предполагает, что на этом этапе посвященный работает со своей этической системой и картиной мира. Данная ступень соответствует стихии Огня и 4-й сефире, Нецах («Победа»), связанной с Венерой. Это согласуется с обязательством Философа «обрести контроль над симпатиями и антипатиями своей сущности» — то есть, избавиться от чувств влечения и отвращения, от привычных этических установок и т.п. Цель этой работы — выйти за рамки сложившихся представлений о своем «я» и достичь полного самообладания.

Посвященный этой ступени проходит испытание на преданность Ордену. Особое внимание в своей работе он уделяет поклонению различным божествам, принципы которого описаны в «Liber Astarte». Переход на следующую ступень осуществляется в любое время (без посвятительного ритуала), как только будут выполнены задачи Философа.

Переходная ступень — Парокет

Четыре низшие сефирот Древа, соответствующие Внешнему ордену, отделяются от Тиферет и более высоких сфер Завесой, именуемой Парокет (др.-евр. «Врата»). Ее описывают как Завесу Иллюзии, по ту сторону которой посвященному впервые открываются проблески истинной реальности — сущего «выше Бездны». Символически это отражено в том факте, что сквозь Парокет не проходит ни один из путей, исходящих от Высшей Триады сефирот; иначе говоря, влияния Высшей Триады проникают в сферы ниже Парокет лишь опосредованно.

Чтобы стать Адептом, посвященный должен пройти через эту Завесу, и стадии ее преодоления соответствует промежуточная степень, не включенная в общую нумерацию, — степень Владыки Предела (лат. Dominus Liminis). Задача этой степени — связать в единое целое результаты, достигнутые на предыдущих четырех степенях, и в совершенстве овладеть йогическими практиками пратьяхары и дхараны . Обязательство Владыки Предела — «обрести контроль над устремлениями своей сущности». Соответственно этому, посвященный данной ступени объединяет в себе самоконтроль Неофита, энергию Ревнителя, сосредоточенность Практика и невозмутимость Философа, переплавляя все эти достоинства в силу и утонченность Устремления к Высшему. В названии этой промежуточной степени отражена идея о том, что на следующем этапе это Устремление воплотится в Достижение — обретение Единства со Священным Ангелом-Хранителем.

Внутренний (Второй) орден

Внутренний орден, или Внутренняя коллегия, A.’.A.’. именуется орденом Красной Розы и Золотого Креста, а чаще — аббревиатурой «R.R. et A.C.» (от лат. «Roseae Rubeae et Aureae Crucis»). Он объединяет степени с 5-й по 7-ю включительно и соответствует второй триаде сефирот (Тиферет, Гебура и Хесед). Внутренний орден — это уровень Адептата, на котором посвященный постигает гармонию Микрокосма и Макрокосма и свою Истинную Волю, а затем простирает свои силы на Макрокосм в целом.

Младший Адепт (лат. Adeptus Minor, 5°=6°). Степень Младшего Адепта соответствует Солнцу и сефире Тиферет («Красота») — центральной сефире Внутреннего ордена и всего Древа. На ней свершается Великое Делание — Достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем, подробнее о котором будет сказано ниже. Это Достижение — суть подстепени «Младшего Адепта у Врат Храма» (Adeptus Without). Соискатель, осознавший свою Истинную Волю, признается «Младшим Адептом, Допущенным во Храм» (Adeptus Within); на этой подстепени он начинает практиковать формулу Розы и Креста, символизирующую единство Божественного и Человеческого начал, и являет миру Красоту Ордена в соответствии с указаниями своего Ангела.

Старший Адепт (лат. Adeptus Major, 6°=5°). Эта ступень, соответствующая Марсу и сефире Гебура («Сила»), является в некотором роде вспомогательной по отношению к следующей. Основная задача Старшего Адепта — применять свои магические силы для поддержки и укрепления власти своего наставника, Свободного Адепта. Посвященный этой степени обретает уверенность в своих силах и обучается надлежащему их применению, а также облекается властью для управления низшими степенями.

Свободный Адепт (лат. Adeptus Exemptus, 7°=4°). Данная степень соответствует планете Юпитер, ассоциирующейся с верховной властью и законом, и сефире Хесед («Милосердие»). Сообразно этому задача Свободного Адепта — всецело посвятить себя помощи другим живым существам. Ему вменяется в обязанность написать и опубликовать исследовательскую работу с изложением своих познаний о Вселенной и с предложениями, способствующими ее благу и прогрессу. Достижения Свободного Адепта простираются на весь Макрокосм, однако наивысшие «трансы» (медитативные состояния) ему все еще недоступны.

Переходная ступень — Бездна

Как указывалось выше, уровень 4-й и 5-й сефирот отделен от Высшей Триады Бездной — высшей Завесой, преодоление которой сопряжено для соискателя с еще более глубоким и всеобъемлющим потрясением, чем прохождение через Завесу Парокет. Бездна — это великая пропасть, отделяющая феноменальный (проявленный) мир от его ноуменального источника; это бескрайняя духовная пустыня, которую Адепт должен пересечь, дабы достичь Мастерства. В книге «Шаг за шагом — к Истине» (глава «Человек») Кроули так описывает это понятие: Чудовищным олицетворением этого безумия выступает демон Хоронзон, Обитатель Бездны, или Демон Рассеяния, подробно описанный в «Liber 418» (10-й Эфир), а более емко — в следующем отрывке из «Исповеди» Кроули (глава 66):

…[Бездна] более или менее соответствует разрыву в мысленном рассуждении между Реальным, то есть идеальным, и Иллюзорным, то есть проявленным. В Бездне существует всё — по крайней мере, in posse (потенциально), — но всё сущее в ней лишено какого бы то ни смысла, ибо оторвано от питательной среды духовной Реальности. Все объекты в ней — лишь мнимости, не подвластные Закону. Таким образом, все они — бредовые галлюцинации, порожденные безумием.

Чудовищным олицетворением этого безумия выступает демон Хоронзон, Обитатель Бездны, или Демон Рассеяния, подробно описанный в «Liber 418» (10-й Эфир), а более емко — в следующем отрывке из «Исповеди» Кроули (глава 66):

Имя Обитателя Бездны — Хоронзон, но не следует считать его индивидуальной сущностью. В Бездне нет сущностного бытия; она заполнена всеми мыслимыми формами, но эти формы, все без исключения, в равной степени лишены содержания и, следовательно, «злы» в единственном истинном смысле этого слова, — то есть бессмысленны, но злонамеренны в силу того, что стремятся обрести реальность. Формы эти кружатся без толку и без цели, произвольным образом сбиваясь в некие массы, как песчинки образуют пыльный вихрь ; и каждое такое случайное скопление претендует на индивидуальность и вопит: «Я есмь Я!» — хотя и осознает при этом, что его компоненты в действительности никак не связаны между собой; так что при малейшем возмущении среды фантом этот рассыпается в прах, подобно тому как пыльный вихрь осыпается наземь дождем песчинок при столкновении с проезжим всадником.

В целом, Хоронзон символизирует те части сознания соискателя, которые не желают или не могут достичь божественности, и является последним великим препятствием на пути Адепта к просветлению.

* * *

Соискатель, стремящийся достичь Высшей Триады, неминуемо должен столкнуться с Хоронзоном, ибо на Древе Жизни не существует пути, соединяющего Хесед и Бину: единственная дорога в высшие сферы для Свободного Адепта пролегает через Бездну и «ложную сефиру» Даат, а следовательно, через поединок с Демоном Рассеяния. При этом столкновении полностью уничтожаются все связи между компонентами низшего «я» соискателя; все сложное в нем разделяется на простейшие элементы и, таким образом, становится непроявленным (поскольку проявленность — состояние по определению относительное: объект может считаться проявленным только в силу соотношений и взаимосвязей с другими объектами).

Величайшая опасность при Переходе через Бездну заключается в том, что при отсутствии должной подготовки Адепт может поддаться страху перед потерей индивидуальности и отождествиться с какой-либо из частей своего разрушаемого «я». В результате он превращается в так называемого Черного Брата, или Брата Пути Левой Руки. Это состояние характеризуется абсолютной замкнутостью индивида на своем эго; оно считается необратимым и расценивается как окончательная духовная смерть. По сути, Черные Братья аналогичны любому объекту Бездны из вышеприведенного описания: они «…кричат: “Я есмь я!”; они отвергли Любовь, ограничив ее и обратив лишь на собственное свое естество”.

Но если Адепт окажется должным образом подготовлен к испытанию Бездны, его эго — низшее, иллюзорное «я» — в результате будет полностью разрушено, и он переродится в новом качестве — как Дитя Бездны (англ. Babe of the Abyss). Так в системе A.’.A.’. называется промежуточная ступень, отделяющая Второй орден от Третьего.

* * *

Путеводной звездой для Адепта на пути через Бездну служит великая Сущность, связанная с целью его движения на этом этапе — сефирой Бина. Она носит имя Бабалон (в ранних текстах Кроули — Вавилон), а также именуется Багряной Женой или Великой Блудницей; этот образ восходит к Откр. 17:1—5, но в телемической системе лишается негативных коннотаций и, напротив, ассоциируется с абсолютной Любовью, не знающей никаких ограничений и преград и изливающейся на все сущее в равной мере: «…она покорилась всему живому и причастилась таинству его. И, соделавшись служанкой каждому, стала она госпожой надо всеми».

Бабалон (в данной своей функции именуемая «Стоящей на Страже Бездны») призывает Адепта к полному самоотречению, которое символически представляется как излияние всей Крови (духовной сущности) Адепта в Чашу Грааля — атрибут и эквивалент Бабалон. В каббалистических терминах это событие представляет собой возведение Дочери, очищенной в союзе с Сыном (на ступени Младшего Адепта), на трон Матери для последующего единения с Отцом. В Чаше совершается алхимическая трансмутация Крови «Святых» (как именуются Адепты, пересекшие Бездну) в совершенное Вино, или Эликсир, который Бабалон затем подносит Всеотцу, «освежая его дряхлость» и зачиная новый цикл творения, как было описано выше. Эти события представлены в видении 12-го Эфира в «Liber 418», где, среди прочего, сказано:

Блаженны святые, ибо кровь их смешана в чаше и не разделится впредь. Ибо Вавилон Прекрасная, Матерь мерзостям, поклялась на священной kteis своей, коей каждое место — мyка, что не отдохнет она от прелюбодеяний своих, доколе кровь всего живого не соберется в ней, и не сгустится вином, и не вызреет, и не освятится, и не станет достойна возвеселить сердце Отца моего. Ибо Отец мой изнемог под бременем лет и не всходит на ложе ее. Но совершенное вино сие станет квинтэссенцией и эликсиром, и обновится его юность от питья сего; и будет так в роды и роды, доколе истлевают и сменяются миры за веком век, и раскрывается Вселенная как Роза, и замыкается как Крест, что свертывается в Куб.

Излив всю свою суть до последней капли в Чашу Бабалон, Адепт умирает в своем прежнем качестве и зарождается вновь в Ее лоне — как Дитя Бездны, которому предстоит «воссесть в Городе Пирамид» под покровом «Ночи Пана». Однако данные образы относятся уже к следующей ступени посвящения — степени Мастера Храма.

Третий орден

Третье, высшее подразделение A.’.A.’. именуется, подобно всему Ордену в целом, орденом Серебряной Звезды и обозначается такой же аббревиатурой либо сокращением S.S. (от англ. «Silver Star»). Оно соответствует Высшей Триаде сефирот и, по определению Кроули, «состоит из тех, кто пересек Бездну»;

Все члены этого ордена полностью овладели Формулами Достижения, как мистическими, то есть обращенными вовнутрь, так и магическими, то есть направленными вовне. Они обрели опыт достижения на обоих этих путях во всей его полноте. Однако они связаны изначальной и основополагающей Орденской Клятвой: всеми силами способствовать Продвижению нижестоящих членов Ордена. <…> Все члены этого ордена владеют Словом текущего Эона и руководствуются им.(«Звезда видна»)

Адепты, преодолевшие Бездну, имеют право основывать собственные ордена, которые, однако, должны в основных своих принципах гармонировать с системой A.’.A.’. Кроме того, они, в отличие от посвященных более низких ступеней, имеют право вступать в непосредственный контакт с любым членом Ордена по своему усмотрению.

Разумеется, посвященные этого уровня в истории человечества весьма немногочисленны и редки. Кроули считал их великими Посвятителями мирового масштаба, посланными нести свет целым цивилизациям и историческим эпохам. Списки Мастеров Храма и Магов приводятся в ряде его работ и включают имена таких исторических и легендарных учителей, как Лао-цзы, Сиддхартха (Будда Гаутама), Кришна, Тахути (Тот), Моисей, Дионис и Мухаммед.

Сущности, достигшие данной ступени, непостижимы обычному человеческому уму, ибо пребывают выше Бездны; однако в описании их Кроули добавляет:

Совершив переход через Бездну, каждый действительный член этого ордена уничтожил всё, чем он являлся, и всё, чем владел; но всё это низринулось с Небес, подобно звезде, дабы озарить Землю; так что он может располагать неким орудием, посредством которого будет сообщаться с человечеством.(«Звезда видна»)

Под «орудием» здесь подразумевается вновь восстановленная ниже Бездны личность адепта, совершившего Переход, — воплощенный человек, который является «сосудом» (или «отражением» на более низких планах) тех частей своей сущности, что достигли Третьего ордена. В самом же этом указании содержится отсылка к видению 14-го Эфира из «Liber 418», где идет речь о сути и задаче первой из степеней Третьего ордена — степени Мастера Храма.

Мастер Храма (лат. Magister Templi, 8°=3°). Когда Адепт при Переходе через Бездну отвергает все элементы своего низшего «я», эти отброшенные частицы, как пишет Кроули, «вновь собираются воедино ниже Бездны, чтобы далее действовать в качестве Свободного Адепта. Но постоянно функционировать они будут на той степени, которая является для них, так сказать, “центром тяготения”».

И яркий свет утешения, и острый меч истины, и вся сила и красота, в которую они [т.е. Адепты, пересекшие Бездну] себя претворили, — всё это спадает с них, как сказано: «Я видел Сатану, спадшего с Неба, как молния» . И пламенеющим мечом проносится через бездну <…>. И возгорается в небе Юпитера звездою утренней или вечерней. И свет ее нисходит до самой земли и несет надежду и помощь обитающим во мраке мысли и пьющим отраву жизни.(Liber 418, 14-й Эфит)

Пример подобного явления Кроули приводит в своей «Исповеди», описывая собственный опыт Перехода через Бездну:

Лишившись эго, которому они повиновались до сих пор, мои разум и тело освободились и получили возможность проявляться в мире сообразно своему характеру, дабы помогать человечеству в его эволюции. В моем конкретном случае мне предстояло быть отброшенным в Сферу Юпитера. Моей смертной части предназначалось помогать человечеству посредством юпитерианской работы, то есть руководя, обучая, творя и призывая людей к тому, чтобы они стремились стать благороднее, чище, достойнее, величественнее, добрее и великодушнее.

Таким образом, в результате Перехода через Бездну полностью уничтожается внешняя личность, которая ограничивала и подавляла Истинное «Я» посвященного. То единственное, что сохраняется при этом от его сущности и достигает Бины, именуется в работах Кроули «пригоршней праха»; это частицы его сокровенного Истинного «Я», не обладающие чувством «я». Это и есть Мастер Храма, обозначаемый также титулами «Святой» или «Nemo» (лат. «Никто»). Великая Мать, Бина, укрывает его в своем лоне до тех пор, пока он не исполнит задачу своей степени. Опыт достижения этой степени описан в одной из Священных Книг Телемы — «Liber VII», которая именуется также «Liber Liberi vel Lapidis Lazuli» (лат. «Книга Либера, или Лазурита») и определяется как «слова, изреченные Мастером Храма при рождении».

В видении 14-го Эфира посвященные степени 8°=3° описываются как «окутанные покровами Мастера, сидящие в полной неподвижности и безмолвии и совершенно неотличимые друг от друга. <…> Эти адепты похожи на Пирамиды: их клобуки и ризы точь-в-точь как Пирамиды». Отсюда и от одного из титулов Бины — «Великое Море» — происходит основной образ степени Мастера Храма: «Город Пирамид на берегу Великого Моря».

Истинно, Пирамида есть Храм Посвящения. Истинно, она же — гробница. (Она же — Фаллос, умирающий, чтобы передать Жизнь другим). Есть ли жизнь в этих Мастерах Храма, что сидят на берегу Моря, укрывшись под клобуками? Истинно, нет в них жизни.

Сандалии их были как чистый свет, но они сняли их и сбросили вниз через бездну, ибо Эфир сей — святая земля.

Здесь нет места формам; и даже видение Бога лицом к лицу, вызревшее в Атаноре растворения или выкованное в горниле медитации, здесь было бы кощунством и насмешкой.

И больше нет Блаженного Видения, и больше нет славы Всевышнего. И больше нет знания. И больше нет блаженства. Ибо это — Дворец Понимания: здесь ты един с Первозданным.

Город Пирамид укрывает тьма великой «Ночи Пана», или N.O.X. (лат. nox — «ночь»; см. также главу 1 «Книги Лжей»). В этой Ночи совершается соитие Матери-Бабалон с Паном — Всеотцом и Всепожирателем, от которого Мастеру Храма предстоит возродиться на следующей ступени, соответствующей Отцу-Хокме. И эта же Ночь — тьма, царящая в Материнском лоне; символическая смерть, в которой Мастер Храма — утративший эго-сознание и тем самым переставший отождествляться с частью сущего, — достигает экстатического единения со Всеобщностью, представленной в образе Пана. В связи с этим еще один из титулов данной степени — «Мастер Самадхи»; «Мастер Храма — это в первую очередь Мастер Мистицизма; то есть Его Понимание совершенно свободно как от внутренних противоречий, так и от внешних неясностей» . И с этим же связан один из важнейших в практическом отношении пунктов Клятвы Мастера Храма: «Я буду толковать каждое явление как особое обращение Бога к моей душе».

Бина олицетворяет Понимание, а также вызревание плода в материнском лоне; сообразно этому задачи посвященного на данном этапе — «взращивать свой “сад” учеников и достичь совершенного понимания Вселенной». Однако на первом этапе все его впечатления разрозненны, как у новорожденного ребенка, «и для того, чтобы согласовать их между собой, Мастер Храма должен просидеть в Городе Пирамид 106 времен, ибо задача эта поистине колоссальна» . Число это вновь соотносится с идеей символической смерти, так как по гематрии оно соответствует названию буквы Нун в полной записи (Нун-50 + Вав-6 + Нун-50 = 106), а эквивалент этой буквы в Таро — аркан XIII, «Смерть» (см. соответствующий раздел «Книги Тота»). В одном из комментариев Кроули добавляет: «Эти “времена” (в случае с Созерцателем описываемых видений) оказались лунными месяцами».

На протяжении всего этого срока Мастер Храма в образе «пригоршни праха» пребывает в Городе Пирамид «в ожидании Великого Огня, что снизойдет на этот прах и обратит его в пепел» ; этим ознаменуется его переход на следующую ступень.

Маг (лат. Magus, 9°=2°). Эта степень соответствует сефире Хокма — активному, «отцовскому» аспекту Единого (Кетер). Если на ступени Бины — «материнского» аспекта — посвященный был Мастером Мистицизма, внутреннего пути к просветлению, то здесь он становится Мастером Магии «в величайшем и высочайшем смысле этого слова», носителем Творящего Слова Мудрости. Если на предыдущей ступени от всех ограничений освободилось его Понимание, то здесь «от внутренних противоречий и внешних неясностей» освобождается его Воля. «Задача Мага, — пишет Кроули, — сотворить новую Вселенную в согласии со своей Волей».

Символом данной степени служит погребальная урна с белым пеплом, в который обратилась «пригоршня праха», оставшаяся от посвященного на предыдущей ступени. В «Liber 73» («Погребальная Урна») Кроули так поясняет эту символику:

…общая идея такова, что уничтожается земная, или восприимчивая часть Мастера. То, что осталось, прошло через огонь и, следовательно, в каком-то смысле приобщилось природе огня. На этой Урне начертано слово или символ, выражающие суть того, чей пепел в ней покоится. Таким образом, Маг — это, разумеется, не человек в обычном смысле слова; он — лишь выразитель некоего свойства или идеи. Иначе говоря, можно сказать, что Маг есть слово. Он — Логос Эона, которому он положил начало.

Напомним, что Хокма соответствует высшему аспекту божеств — носителей Логоса, таких как Меркурий, Тот и т.д. Сообразно этому, Магу вменяется в обязанность провозглашать свой Закон — нести Слово Хокмы человечеству. Согласно телемическому учению, для нынешнего Эона, Эона Хора, таким Словом является «Телема», провозглашенное Алистером Кроули по достижении степени Мага.

Однако необходимо иметь в виду, что Слово, изрекаемое Магом, исходит из сфер выше Бездны, где все противоположности слиты воедино. В силу этого оно заключает в себе «одновременно истину и ложь, мудрость и глупость» . Понять Мага невозможно, «ибо он — Бессознательная Воля [т.е. Хокма]. Там, где он располагается на Древе Жизни, третья сефира — Бина (Понимание) — еще не сформировалась, не говоря уже о ложной сефире — Даат (Знании)».

Этим фактом непостижимости Хокмы для сознания, пребывающего ниже Бездны, в сочетании с задачей Мага провозглашать свое Слово человечеству, определяется так называемое «Проклятие» Мага, о котором говорится в одной из Священных Книг Телемы — «Liber B vel Magi» (лат. «Книга B, или Книга Мага»), повествующей о данной степени: «Ибо проклятие этой степени таково, что Он должен говорить Истину, дабы Ложь ее порабощала души людей. Так пусть же изрекает ее без страха, чтобы Закон исполнился».

Совершеннейший (лат. Ipsissimus, 10°=0°). Степень Мага считается наивысшей из доступных для воплощенного человека. Однако в той же «Liber B» содержится единственное во всех Священных книгах Телемы указание на способ достижения следующей ступени, которая завершает лестницу восхождения, представленную в системе A.’.A.’.

Указание это начинается с сопоставления задач трех степеней Высшей Триады:

Степень Мастера [Храма] учит Тайне Скорби, степень Мага — Тайне Перемен, а степень Совершеннейшего — Тайне Самоотверженности, именуемой также Тайной Пана.

Пусть же Маг постигнет эти тайны одну за другой, возвышая каждую до предельной силы Бесконечности, в которой Скорбь есть Радость, Перемены — Постоянство, а Самоотверженность — Самость. Ибо взаимодействие частей не влияет на целое. Постигать же эти тайны Он должен не в простой медитации — и тем паче не одним лишь рассудком, — но при помощи того метода, который был открыт Ему при посвящении в Его степень.

Согласно комментариям Кроули, упомянутый метод описан в «Liber Aleph» (177—183), а результатом его должно стать сведение каждой из трех триад Древа в единство и последующее объединение всех девяти низших сефирот в высшем Единстве — сефире Кетер, которой и соответствует данная степень.

В буквальном переводе с латыни слово «Ipsissimus» означает «наисамейший», то есть реализовавший свою собственную суть в полной мере. Сущность этого уровня свободна от всех ограничений и обусловленностей и пребывает в совершенном равновесии с Природой. Это — наивысшая ступень достижения, абсолютно недоступная пониманию более низких степеней.

* * *

Из приведенного описания явствует, что в посвятительной системе А.’.A.’. в целом выделяется несколько основных этапов, переломных, или «критических», ступеней, соотносящихся со сферами Срединного столпа Древа Жизни. Первый важнейший опыт такого рода представляет собой Видение Священного Ангела-Хранителя на степени Неофита (Малкут); следующим становится Познание и Собеседование с Ангелом на степени Младшего Адепта (Тиферет), а за ним следует испытание Бездны, которое соответствует «ложной сефире» Даат и в результате которого рождается Мастер Храма.

В комментарии к V:50 «Liber LXV» Кроули упоминает об одном правиле A.’.A.’., позволяющем «любому человеку, независимо от его степени, провозгласить себя Мастером Храма и действительно стать таковым — просто в силу принесенной Клятвы». Иными словами, решиться на Переход через Бездну — на полное отречение от своего эго — теоретически может каждый, однако для того, чтобы выдержать сопряженное с этим суровейшее испытание, необходима самая серьезная подготовка, которую и обеспечивают все предшествующие степени Ордена. Прежде всего, неподготовленному человеку при столкновении с Демоном Бездны грозит страшная опасность, предостережения о которой постоянно встречаются в различных работах Кроули и его последователей, — опасность превратиться в «Черного Брата» и тем самым утратить всякую надежду на духовное возрождение. Защитить от этого может лишь абсолютная чистота Устремления к Высочайшему, которая достигается в ходе последовательного продвижения по степеням. Но не менее важно и то обстоятельство, на которое Кроули указывает в «Книге Четыре», в главе, посвященной Магическому Жезлу — символу Воли, служащей «рычагом» для всех наших устремлений:

…самоотдача — действие настолько простое, что нашим сложным умам оно представляется наитруднейшим из всех возможных; поэтому необходимо обучение. Кроме того, «я», приносимое в жертву, должно представлять собою «я» во всей его полноте и совершенстве: негоже предстать перед алтарем Всевышнего с даром нечистым или несовершенным. <…> Следовательно, необходимо развить Волю до высочайшего предела — несмотря на то, что последней нашей задачей на пути к цели станет полное отречение от Воли. Частичное отречение от несовершенной Воли не имеет веса в Магии.

Ввиду этого основная задача для ученика, следующего по пути посвящения, сводится к двум этапам, обеспечивающим его развитие «во всей полноте и совершенстве»: на подготовительных ступенях и на степенях Внешнего ордена соискатель изучает и развивает до предела свои силы и способности, то есть формирует себя как Микрокосм, а на степенях Внутреннего ордена реализует эти силы и способности во внешнем мире, достигая практического тождества с Макрокосмом. И центральной, наиважнейшей вехой на этом пути развития является достижение Адептата на степени 5°=6° — степени Младшего Адепта, в которой Микрокосм и Макрокосм становятся равнозначны друг другу и приходят в совершенное равновесие.

ЛИТЕРАТУРА

© Анна Блейз