Практика НЕосознанных сновидений

Fr.N.O: Всем привет. Я Роман Адрианов, он же Элиас Отис, он же много кто ещё, редактор оккультного журнала «Апокриф», член Ordo Templi Orientis и мастер-масон Мемфис-Мицраим. И сейчас хочу поговорить на тему «Практика НЕосознанных сновидений». Это «НЕ» в названии темы я всегда подчёркиваю, оно должно писаться заглавными буквами, и у этого есть две причины. Первая причина — показать, что осознанные сновидения — это только маленькая часть всего спектра сновидческих практик, которыми можно заниматься: маленькая и, в общем-то, не самая главная, не самая важная, не самая интересная. И второе — показать, что многие из тех, кто вроде как практикует осознанные сновидения, сами всё же недостаточно осознанны, и потому, сколько бы они ни осознавались во сне, их практика сновидений всё равно будет неосознанной.

Теперь немного о том, почему, несмотря на большое количество материалов по сновидениям — и осознанным, в частности, — я беру на себя смелость проводить такую лекцию. Дело вот в чём. Когда я начинал практиковать сновидения — скажем так, когда начинала работать со сновидческими техниками, — я даже понятия не имел, что это какие-то особые «техники». Это начиналось ещё практически в неосознанном возрасте, до 12 лет — это точно (может, даже раньше), — соответственно, это до 90-го года, когда Кастанеда если и публиковался на русском языке, то имел хождение в очень узких кругах. И уже тогда у меня нарабатывались собственные практики. Если большинство современных — российских, по крайней мере — сновидцев, так или иначе, отталкивается от системы Кастанеды (в том числе глубоко уважаемые мною Хакеры Сновидений), то, несмотря на то, что с этой стороны я, мягко говоря, не настолько известен, про себя я могу смело говорить, что я не зависящий от кастанедческой традиции сновидец. С работами Кастанеды я познакомился только в 92-м — соответственно, в 14 лет. Это было небольшое количество книг, я так и не прочитал всего Кастанеду целиком. Кажется, это были только две книги: «Учение Дона Хуана» и «Путешествие в Икстлан». И если для большинства это было откровение в духе: «Ого! А можно и так!», — то для меня это было скорее откровение: «Ого! А это, оказывается, какая-то практика…». То есть, то, что я делал до этого, — конечно, далеко не все, но, во всяком случае, многое из моих собственных опытов, — просто откликнулось в работах Кастанеды, в моих переписках того возраста, того времени и позднее, и собственно к кастанедческой теме я практически не возвращался, работал чисто самостоятельно.

Потом, уже в 2000-х, я познакомился с книгой Хакеров Сновидений «Первые врата». И там были впечатления в духе: «Ага! Вот это да, это я знаю. А вот это можно немножечко по-другому. Блин, а почему они вот это не написали? А это да, почти как у меня, хотя так удобнее. А вот это, наоборот, я лучше буду так, как раньше…». Первую книгу, собственно «Хакеры сновидений», я так и не читал, а книга «Первые врата» полезна, прежде всего, вот почему (и я ещё буду говорить на этот счёт дальше). Она хороша тем, что там нет привязки к какому-то конкретному мировоззрению. Те практики, которые там приводятся, одинаково может попробовать не только глубоко кастанеднутый товарищ, но и христианин, и атеист, и кто угодно, — потому что там расписаны чёткие методики. Там есть и какие-то взгляды авторов, но они приводятся очень мельком и не являются доминирующими. И это как раз главный недостаток многих современных текстов о сновидчестве. Почему я именно сейчас созрел на эту лекцию? Потому что сейчас я для журнала «Апокриф» подготовил несколько выпусков серии «Сетевой нагвализм», составленных из материалов, присланных нам нашими коллегами из альманаха «Колдовской ларь». Это подборка так называемого «кастанедческого фольклора», то есть материалов из интернета — с форумов и т. д. И там очень много того, что меня бесит в современной сновидческой традиции — начиная с того, что там слишком догматично разбираются разные понятия, такие как «врата сновидений», «точка сборки», «неорганики» (о различных существах из сновидений там очень много подобного).

Это одна из главных проблем современного околокастанедческого творчества. И подобных проблем я накопал там огромное количество. У кого-то слишком христианская позиция — например, представление, что какие-то сновидческие «сущности» изгоняются молитвой или крестным знамением. У кого-то излишний трепет перед этими самыми сущностями вроде неорганов, они придают встречам с ними какую-то сверхценность. В общем, такого там очень много, я не буду сейчас всё это перечислять, но самое главное, наверное, — это переоценка личного опыта, когда человек что-то там в сновидении увидел и пытается выдавать это за какую-то абсолютную истину. Чуть ли не как доказательство или опровержение каких-нибудь современных научных космологических теорий. Но сейчас я буду говорить немного о другом. Сейчас я буду говорить о том, почему осознанные сновидения — это далеко не самое ценное в снивидчестве, и какие, кроме ОСов, могут быть сновидческие практики.

Начнём с первого. Я не буду вдаваться во все разнообразие классификации сновидений, которые приводятся разными авторами, оно может сильно различаться. Сразу отмечу, что то, что я говорю, может сильно отличаться от других авторов. Я делю сновидения по уровню осознанности, и первый уровень — это так называемые «бредовые петли», когда в сновидении закручивается какой-то мини-сюжетик, который многократно повторяется (обычно такое бывает при перенагрузке мозга работой, компьютерной игрой или чем-то в этом роде). Второй уровень — это обычные сновидения, где ты просто встроен в сюжетную линию как персонаж и не имеешь никакого влияния на события (такие сны, в свою очередь, можно делить по степени «яркости» ощущений, об этом я ещё скажу позже). Третий уровень — это именно осознанные сновидения, когда ты понимаешь, что это сон, но, в общем-то, не сильно можешь влиять на ткань сновидений. И четвёртый — управляемые сновидения, когда ты, в большей или меньшей степени, на неё можешь оказывать влияние. Кстати, буквально сегодня у меня как раз было очень интересное управляемое сновидение. В один момент мне понадобилось спрыгнуть с крыши дома, и, чтобы удар мне не причинил вреда, я во время прыжка увеличивался в размерах (так что голова всегда оставалась на уровне крыши), пока не коснулся земли, а затем стал уменьшаться снова, но уже стоя на земле.

Осознанные и даже управляемые сновидения у меня, естественно, бывают, но не то чтобы часто, и я как-то не сильно от этого страдаю. И вот почему. У сновидений есть большое количество функций. Функций биологических, психологических и т. д. Одна из них — это «переформатирование» памяти, воспоминаний, впечатлений и т. п. Вторая функция — это отдых, переключение на какой-то другой режим и т. п. Третья — обращение, скажем так, к глубинному подсознанию и т. п. Многие из этих функций, можно сказать, прямо убиваются осознанностью сновидений: чем больше мы пытаемся во сне сознательно воспринимать, контролировать и тем более управлять, тем меньше мы получаем полезных эффектов. Вот банальный пример. Например, если мы рассматриваем сновидения как источник фантазии. Когда мы работаем со сновидениями осознанными, тем более управляемыми, мы выстраиваем сновидения практически так, как мы хотим, — но при этом не выходим за пределы того, что мы можем придумать наяву. Для неосознанных сновидений у меня даже есть термин «режиссёр сновидений». Что это такое — трудно сказать, субличность, не субличность, какие-то пласты подсознания, ещё что-то такое… Короче говоря, многие сюжеты сновидений, которые мне снятся, — всякие там Спилберги, Хичкоки и кто угодно ещё тихо курят в сторонке. В обычном состоянии сознания я такого, таких сюжетов, просто не придумал бы, и если бы я выстраивал свои сновидения осознанно, они были гораздо бы скучнее. Это первый момент. Второй — когда мы усиливаем контроль в сновидениях, усиливаем осознание в сновидениях, мы загоняем вглубь какие-то наши подсознательные страхи, впечатления, какие-то кирпичики для прозрения в духе Менделеева (кто с чем работает). Вот у нас есть что-то из нашего бодрственного опыта, но то, что хотелось бы как-то поглубже осознать. И только тогда, когда мы пускаем сновидения на самотёк (ну, не совсем на самотёк, чуть попозже об этом скажу), тогда мы можем всё это получать. Ну и огромное количество ещё подобных моментов.

Ещё один важный недостаток многих современных сновидцев — именно практиков осознанного сновидения, — что они начинают воспринимать мир сновидений полностью равноценным явственному миру, бодрственному миру. В связи с этим возможны, скажем так, психологические, если даже не психиатрические проблемы. Конечно, это только крайности, и возможна вполне себе адекватная работа с осознанием себя во сне. Но, тем не менее, я как мистик-атеист (не побоюсь этого слова, хотя многие этого слова боятся) считаю, что всё-таки наш бодрственный мир — это «основной» мир. Да, опыт, который мы получаем в сновидениях, может быть не менее ценным, а часто и гораздо более ярким, сильным, интересным, чем то, что мы испытываем в бодрственном мире, но сны — это, прежде всего, полигон для нашей реальности, для того, чтобы становиться более осознанными, более деятельными, более активными в реальной, бодрственной, повседневной жизни.

Ведущий: Слушай, такой вопрос от себя: есть такие люди как сталкеры сновидений. Некоторые из них считают, что можно влиять на наш мир основной с помощью снов. Что ты скажешь на этот счёт?

Fr.N.O: Можно-можно влиять! Можно влиять через события снов на события реального мира. Это, в принципе, касается любых магических практик, не только сновидческих. Какие именно тут задействованы механизмы? Можно привести такую более-менее околонаучную гипотезу как теория синхронизмов. Что такое синхронизм, не знал ни Юнг (если говорить о самой природе этого механизма), ни современные учёные. Но можно сказать, что это проявление того, что границы существует только в человеческом воображении. Здесь под «границами» я подразумеваю не какие-то «границы возможного», а границы между объектами, между всеми объектами. С точки зрения квантовой физики, отдельных объектов как таковых не существует, всё это — просто сплошные волны энергии, которые перетекают друг в друга. Но на уровне не квантовой физики, а химии и биологии, у нас нет чётких телесных границ, не говоря уж о границе «я» и «не-я». Это очень сложный философский вопрос, но суть в том, что на самом деле мы связаны со всеми другими компонентами Вселенной гораздо теснее, чем нам это представляется. Наше зрение, обоняние, слух, осязание и т. д. — все эти органы чувства эволюционно возникали как инструменты приспособления к окружающему миру, а не как инструменты познания некой «метареальности», поэтому, естественно, они нас обманывают, причём обманывает настолько, что мы и близко не воспринимаем какую-то там «объективную реальность». Многие люди любят, особенно эзотерики, любят подчёркивать эти слова — «объективная реальность». Но мы понятия не имеем, что такое «объективная реальность».

Так вот, вероятно, синхронизм — это как раз следствие того, что мы связаны со всем, со всеми элементами. Например, если мы проделываем какие-то «мумба-юмба» — не важно, со сновидениями, или с картами Таро, или с ещё чем-то, — мы каким-то образом запускаем эту, как говорил Алистер Кроули, «инерцию вселенной», и какие-то процессы приходят в движение — непонятно каким образом и вроде как не причинно-следственными связями, но как-то запускаются. Причём это скорее искусство, чем наука, — пока что, во всяком случае, — потому что, несмотря на множество магических практик, какого-то чёткого механизма, как запустить таким образом эту волну синхроний, эту инерцию Вселенной, — каких-то конкретных практик, конкретных методик пока что нет.

Вернёмся к сновидениям. Как я уже сказал, большое количество сновидческих практик не является практиками осознанного сновидения. Недавно ко мне обратился человек, который практикует магические традиции. Он сетовал, что у него очень плохо со сновидениями. Причём речь даже не об осознанных сновидениях, а о том, что он практически не видит снов. Мне хватило буквально пары абзацев в личке, чтобы объяснить ему, как исправить эту ситуацию, и сейчас он видит уже достаточно яркие сны, буквально за несколько дней практики (подробнее об этом см. в его отчёте «Раскрутка сновиденного пространства»). Именно об этих методиках мы сейчас и поговорим.

Уверен, что у многих из вас со сновидениями хорошо, — то есть, вы видите, как минимум, яркие сновидения. Когда я говорил о классификации сновидений, я назвал «обычные» сновидения, — но, в принципе, их тоже можно подразделить на две категории: на «обычные-обычные», совсем обычные, как бы «бытовые» сновидения, где, в общем-то, реальность не сильно отличается от повседневной, а ощущения реальности гораздо более притуплены, — и другая категория — люцидные сновидения. Часто люцидные считают синонимом осознанных сновидений, но буквальный перевод — это что-то типа «прозрачные», «ясные» или «яркие», и для меня, в моей личной терминологии, люцидный сон — это сон с интересным, фантастическим сюжетом и при этом — яркими впечатлениями чувствами, задейственностью не только зрения и слуха, но и тактильных ощущений, обоняния или даже каких-то чувств, которых у нас нет в реальной жизни. Допустим, в этой связи всегда говорю об одном своём сновидении — ближайший аналог, который я смог привести уже после того, как проснулся, — это как летучая мышь «видит» с помощью эхолокации. Конечно, это было не то, да я и не имею представления, как «видят» летучие мыши, каким образом, но визуальной картинки там не было вообще — и, тем не менее, всё воспринималось вполне себе объёмно.

Теперь о тех практиках, которые могут «раскачать» сновидческое пространство с нуля. Если у вас со сновидениями совершенно плохо, если вам или ничего не снится, или сниться редко, или снится скучно, — то (независимо от ваших мировоззрений, практик и т п.) вот простейшие техники, которые с нуля вам исправят ситуацию, хотя бы до ярких, «люцидных» сновидений.

Первый шаг — запуск «бредовой петли». Это повторяющиеся циклы, о которых я говорил в начале. И хотя «бредовая петля» — это как бы самый «нижний» уровень сновидений с точки зрения осознанности, но в практике сновидческой она имеет достаточно серьёзное значение — прежде всего, именно в силу своей цикличности. Потом я ещё немножко об этом поговорю, а сейчас чисто про раскрутку самого сновидческого пространства. Что для этого делать? Элементарно, может каждый. Скачивайте, открывайте в онлайн или на компьютере какую-нибудь компьютерную игру. Игра должна быть визуально яркая и с повторяющимися элементами сюжета. Это может быть что-нибудь типа «ZUMA», стрелялки или шарики, которые нажимаешь — и они лопаются, проваливаются и т. д. Что-то совершенно-совершенно тупое. Или, например, «Растения против зомби», тетрис, — что-то такое, что создаёт постоянный и достаточно однообразный визуальный фон, и во что играть можно достаточно долго без каких-либо значительных изменений сюжета.

Что нужно делать дальше? Есть много сновидческих практик с компьютерными играми, но для начала достаточно просто часа три перед сном — обязательно строго перед сном, не перед душем, ужином и т. д., а строго перед сном! — смотреть до тех пор, пока отворачиваетесь — и у вас перед закрытыми или смотрящими в другую сторону глазами начинают мелькать детальки этой игры. Тогда, когда вы уже чувствуете достаточное утомление, вы можете сразу ложиться спать — и практически гарантируется, что максимум, наверное, с трёх таких повторов (три ночи подряд) у вас запустятся, как минимум, «бредовая петля». То есть, вам будет сниться, что эти шарики падают, или кирпичики от тетриса, или зомби против растений, или ещё что-то такое, и это начнёт многократно повторяться. Не всем это приятно, но, тем не менее, это достаточно простой и важный шаг раскрутки пространства сновидений: когда это начнёт повторяться во сне, вы, как минимум, уже поймёте, что эти практики — работают, и что вы реально можете оказывать влияние на свой мир сновидений. Опять же, подчёркиваю, что влияние на свой мир сновидений — это совершенно не то же самое, что «управляемое сновидение». Есть заказные сновидения — и есть управляемые сновидения, это очень сильно разные вещи. Практики, о которых я говорю, помогают управлять своими сновидениями из реальности, чтобы потом решить какие-то свои вопросы. Сейчас мы обсуждаем самые базовые техники — как вообще запустить, «раскрутить» сновидческое пространство, — и это, в основном, как раз направлено на заказные сновидения. Заказные сновидения — это не значит, что они будут в точности по заказанному сюжету, хотя «высший пилотаж» именно в этом, но без осознанных сновидений. Это своего рода шаманские путешествия во сне. Через несколько ступенек мы до них уже дойдём.

Итак, первая ступенька — это создание «бредовой петли». Кстати, это не обязательно компьютерная игра. Это самое простое и эффективное, но это может быть и ролевая игра вроде кабинетки, и даже однообразная, монотонная работа, но всё-таки игра — это и проще, и веселее. При этом — важный момент — если она не является вашей повседневной реальностью. Если вы прямо такой заядлый геймер-геймер, то это вряд ли поможет, и нужно применять другие способы. Но, во всяком случае, для среднестатистического в этом плане человека вроде меня, который мало играет в компьютерные игры, это достаточно хороший способ. У меня тоже иногда бывает, что сны как-то не идут, по разным причинам (обычно из-за переутомления и недосыпа), и что надо опять это всё запустить. Но у меня, конечно, это легко запускается заново, а иногда бывает нужно и что-то более сильное.

Второй шаг. Когда (максимум на это понадобится дня три) мы уже запустили «бредовую петлю», следующий шаг — запустить яркое и интересное сновидение, пусть даже достаточно короткое и не прям сверхфантастное и значимое. Для этого, опять же, подходят какие-то яркие впечатления вроде ритуала, ролевой игры или — более доступный простой вариант — фильма. Тоже строго перед сном, не прерываясь на ужин и тем более на душ (потому что душ очень сильно сгоняет сонливость, а тут нужно войти именно в сонное состояние). Если, грубо говоря, средний фильм длится полтора часа, то начинать просмотр надо примерно за час до того, как вы обычно ложитесь спать (например, если обычно вы ложитесь в час ночи, начните просмотр в полночь, чтобы закончить в 1:30), чтобы вы уже были более уставшим, но ещё не прям совсем валились с ног. Это очень индивидуально, зависит от вашего рабочего графика, во сколько вы ложитесь, во сколько вы встаёте. Иногда, наоборот, надо создать себе депривацию сна — то есть, быть сильно невыспавшимся. Особенно если вы встаёте очень рано по будильнику, то тогда эффективнее начать смотреть фильм не чуть позднее, а очень сильно позднее, чтобы работать уже из состояния депривации сна: когда вам будет резко не хватать выспанности, тогда сработает лучше.

Насчёт того, какие фильмы лучше подойдут. Естественно, цветные, не чёрно-белые. Желательно — с фантастическим сюжетом. Желательно — с яркой эмоциональной сопричастностью: не какие-нибудь мыльные оперы или что-то в этом роде, а то, чему вы можете сильно сочувствовать, сопереживать. Если там есть нравящиеся вам актёры — это плюс. Нежелательно, чтобы это был повторно просмотренный фильм, лучше всего — новый для вас цветной фантастический фильм с яркими переживаниями и с яркими картинками. В общем-то, больше от вас ничего не требуется. Конечно, можно давать себе какие-то ментальные формулы, умственно нацеливаться, настраиваться на то, чтобы после этого увидеть яркий сон, проговаривать это желание при засыпании, — но, в принципе, достаточно самой картинки фильма и психологической сопричастности. 3 дня, не больше, таких сеансов — и вам приснится первый яркий сюжетный сон, не «бредовая петля». Конечно, бывают исключения, бывают те, у кого это всё получается сразу, и «петля», и яркий сон, а кому-то, наоборот, понадобится чуть больше. Но 3 дня, на мой взгляд, — это для среднего человека предел.

Таков второй шаг. Параллельно с этим очень советую, если у вас есть стеклянные или металлические шарики, 2-3 см в диаметре, катать их в ладонях. Как вариант — что-то типа массажных дорожек или иппликатора Кузнецова — такие колючие шипастые штучки, — и двигать по ним ладонью. Это тоже даёт нужный тактильный контакт, но с шариками удобнее, потому что их можно держать всегда с собой. Где бы вы ни находились — в транспорте, на работе, — вы можете перекатывать в руке эти шарики. Или, например, можно перебирать чётки, они много у кого из практиков есть, и их тоже можно держать при себе, хотя из-за закреплённости бусин спектр ощущений всё же, мне кажется, меньше. Да и я в своё время работал именно с шариками, так что мне так привычнее. Я не знаю, для чего и зачем их делали, но во многих советских квартирах они почему-то были.

Вот для чего это делается. Большинство людей воспринимает в сновидениях визуальную картинку, слышит «аудиодорожку», и обычно на этом всё. Бывают ещё какие-то психологические чувства, типа страха, удовольствия и т. п. Тактильная «дорожка», тактильная линия у большинства не задействована. У нас как у приматов зрение и тактильные ощущения, зрительно-моторный канал, являются основными, но при этом в сновидениях тактильные ощущения чаще всего не задействованы. Работа с шариками или чем-то подобным срабатывает для тактильного канала так же, как «бредовая петля» — для зрительного и для сновидения в целом: эти чётки, шарики, иппликаторы помогают сделать тактильные ощущения чем-то более постоянным и менее обыденным. Одно дело, когда мы дотрагиваемся до чего-то в каких-то прагматических целях, а другое дело — мы выполняем это в качестве практики. Это можно начинать параллельно с раскруткой «бредовой петли», параллельно с просмотрами фильмов, только делать уже в дневное время, и высока вероятность, что очень скоро в сновидениях вы будете не только именно видеть, но и чувствовать руками, кожей и т. д. Более того, поскольку, как я уже сказал, у приматов основные когнитивные каналы — это глаза и руки, то с помощью раскрутки тактильных ощущений вы раскрутите практически всё (все мы помним, что мелкая моторика рук способствует интеллектуальному развитию у детей). Если вы будете это делать, у вас с большой вероятностью пойдут во сне и более яркие психологические ощущения, и, возможно, придёт запах, обоняние. Что конкретно и как быстро — это уже зависит от вашей личной тактильной и вообще чувственной специфики: какие органы чувств у вас насколько задействованы, насколько связаны с другими.

Ведущий: Слушай, у меня ещё есть вопрос один очень интересный. Допустим, я чувствую что-то во сне, помню какие-то вкусы и всё остальное. Но я не всегда помню. Я помню свой сон, я помню, что мне что-то снилось, а что — вот хоть убей, не помню.

Fr.N.O: Да, работу с этой проблемой тоже можно начинать параллельно с первыми шагами. Вообще это я говорю про любую магическую практику, но для сновидческих практик это вообще самое-самое главное — магический дневник, в данном случае — сновидческий. Как это делается? Есть два основных способа фиксации сновидений — это бумага и аудиозапись. То есть, либо это тетрадь, либо это диктофон. У того и другого есть плюсы и минусы. Конечно, это только часть ответа на твой вопрос, есть другие способы лучше запоминать сновидения, и, кстати, признаюсь, что я тоже далеко не все сновидения запоминаю. Аудиодневник — и дневник бумажный. Главное преимущество аудиоформата — в том, что вы можете, практически не выходя из сновидения, нажать на кнопку и что-то там сонно пробубнить, что уже зафиксирует какие-то сведения, которые вы потом можете изложить более подробно. Это же свойство полезно, если вы внезапно в автобусе вспомнили какую-то деталь сна (часто так бывает, что вы сначала, после пробуждения, вроде, ничего не помните, а потом какая-то повседневная деталь напоминает). В этом случае вы тоже легко можете достать диктофон и что-то надиктовать.

В общем-то, с дневником я начинал работать благодаря очень важному для меня — кстати говоря, в том числе и со сновидческой точки зрения — фильму «Твин Пикс». Мне тогда тоже было лет 13-14, и, естественно, я тоже пытался начинать с аудиодневника, ещё на кассетном магнитофоне. Но, в отличие от Дейла Купера, у меня нет секретарши Даяны, которая бы всё это переводила потом в текстовый вид. Я, наверное, одну кассету записал и переписал её в тетрадь, а потом уже стал вести обычный, бумажный дневник. Таким образом, главный недостаток аудиодневника — приходится всё потом переписывать или перенабирать, чтобы потом легче обращаться к нужной части, потому что в записях вы просто запутаетесь, в каком месте что конкретно искать. А так, тем более, если это делается на компьютере, вы можете ввести какое-нибудь ключевое слово в поиск и найти нужный вам сюжет. Второй недостаток — это отсутствие возможности изображений. Соответственно, у бумажного дневника главный недостаток — что вы не можете всё делать максимально спонтанно: вам придётся, как минимум, включить свет или набирать на мобильнике, это тоже сильно выбивает из сонного состояния. И в той же маршрутке вы не сможете так же легко пользоваться бумажными дневником. Но при этом вы можете не только написать, но и зарисовать что-то.

При этом очень важный момент, особенно когда речь идёт о бумажном дневнике. Прежде всего, записывается самые-самые-самые-самые краткие впечатления, просто чтобы не забыть. Потом из этих кратких впечатлений вы раскручиваете сюжет — то есть, вы пишите, пытаетесь воссоздать события. И только потом, уже не в процессе записи самого сновидения, вы можете добавлять какие-то трактовки. Обязательно этот порядок, иначе вы будете заниматься самообманом, просто в силу свойств нашего разума. Например, добавлять какие-то дополнительные связки там, где их не существовало. Когда вы расписываете сюжет подробно, вы, естественно, — это естественное, обычное явление, и тут нет ничего страшного, — что-то домысливаете от себя, чтобы появились логические связи там, где, по самой специфике сновиденного пространства, их могло и не быть. Поэтому — сначала впечатления и ключевые слова, потом — сюжет, потом — трактовки.

Это первый шаг к запоминанию. Когда вы делаете это дисциплиной, а не просто от случая к случаю, тогда ваш мозг, даже независимо от самого дневника, начинает более внимательно фиксировать, запоминать события. Так что первый момент здесь — дневник как дисциплина. Второй момент для запоминания — внутренне проговаривание. То есть, если вы среди ночи проснулись от какого-то интересного сновидения или после какого-то интересного сновидения, обязательно надо — не просто проснулся и сразу опять засыпаешь, обязательно надо если не записать, то хотя бы поговорить какие-то самые важные детали. Это касается всей практики сновидений, а не только начальных этапов. Обязательные детали, которые требуют проговаривания, — это имена, символы, названия и всякое подобное: всё, что позволяет идентифицировать «пузырь восприятия», скажем так. Этот термин я пока что не буду объяснять, потому что сейчас я пытаюсь дать чисто вводную лекцию о том, как заниматься сновидчеством, помимо осознанных сновидений.

Вообще на тему сновидений и теории, и практики я могу дать огромное количество. И какие-то собственные сновидения рассказывать, трактовать. И не только сновидения, но и их последствия, и рассказывать о каких-то конкретных практиках, которые, опять же, будут действовать — ну, у 90% тех, кто их попытается сделать. Материалов огромное количество, более чем за 30 лет моей сновидческой практики. Когда-то в детстве я считал, мол, а, ну что тут такого-то, ну отмотал сюжет сна назад, ну и что в этом такого. Или ещё какие-то первые приёмы, которые я осваивал. Например, когда у меня бывало какое-то страшное или неприятное сновидение, я с 10-12 лет, может быть, раньше, мог «по щелчку пальца» — раз! — просто выйти из сновидения, и потом уже что-то другое пошло. Чуть позже я научился более изящному приёму: отматывать немножко назад. Грубо говоря, для дорожки направо-налево. Пошёл направо — нарвался на какого-то монстра. Потом — опа! — не хочу с этим монстром. Отмотал дорожку назад, пошёл в другую сторону, не направо, а налево. Ну и потом всякое подобное нарабатывалось, опять же, ещё с детского и подросткового возраста.

Итак, вернёмся к способам запоминать сновидения. Один из важнейших способов — это дневник, прежде всего — как дисциплина, как самодисциплинирование, как настраивание мозга на то, чтобы он внимательнее относился к сновиденным образам. Второй момент — это проговаривание: когда пробуждаешься — не важно, среди ночи или сразу по будильнику, — надо мысленно проговорить всё, все остальные дела — туалет, еда, всё прочее — в сторону, надо проговорить основные ключевые моменты, чтобы с большей вероятностью вспомнить позднее, и, как только появляется возможность, — или, опять же, надиктовать, или записать, хотя бы какими-то ключевыми словами. Кстати, тут бывают и забавные случаи. У меня был такой буквально год назад. Лежу я, сплю. Что-то такое интересное увидел, услышал — по-моему, название какое-то или слово. А названия, имена и всё в этом духе — это ключевые детали, которые надо запоминать в первую очередь. Так вот, увидел я это что-то, проснулся, у меня мобильник под подушкой, я лезу за мобильником, набираю там какие-то ключевые слова и уже, довольный, спокойно засыпаю: мол, всё записал уже, можно не беспокоиться и не держать это в голове. И потом оказывается, что записал я это… во сне: то есть, я проснулся из сна в сон и записал на приснившийся мне мобильник. Так я и не запомнил, что там было.

Так что — да, естественно, я тоже сны часто забываю, иногда такие казусы бывают, иногда просто забываю: с утра ещё что-то помню, а потом работа, ребёнка в школу поднимать, ещё что-то такое, — естественно тоже всё из головы вылетает. Иногда бывает, что какие-то детали вспоминаются от каких-то событий повседневной жизни, но бывает, что не вспоминаются. Большое количество снов мы, естественно, теряем, в этом нет страшного. Но в этом нет ничего страшного тогда, когда мы видим каждую ночь по несколько интересных снов, и потерять из них даже 75% — не страшно. А вот если, конечно, мы видим один сон в неделю, то, естественно, даже половину из этого терять уже не хочется. Поэтому прежде, чем начинать как-то серьёзно работать над запоминанием, надо начать чаще видеть сны, о чём, в общем-то, мы сейчас и говорим.

Мы проговорили про две стадии этого процесса: про раскрутку сновидений через «бредовую петлю и про создание сюжетных сновидений через яркие картинки, вроде фильмов, просмотренных перед сном. Третий шаг, который я очень советую, — это начинать усиленно читать сновидческую литературу. Причём, что интересно, важно не то, что мы в этой сновидческой литературе находим какие-то конкретные практики. Это, конечно, тоже, и если вы там нашли что-то интересное — сразу себе записывайте и откладывайте на более отдалённое будущее. Но, прежде всего, нужен именно сам настрой на сновидческую тематику, на тематику сновидений как практику. Всё точно так же: как вы делали компьютерную игру перед сном, как вы делали фильм перед сном, так же и сейчас. Вот, грубо говоря, у нас уже седьмой-девятый день практики. Возьмите книжку Кастанеды, Хакеров сновидений или нашу подборку «Сетевой нагвализм» из журнала «Апокриф», что-нибудь оттуда, и просто читайте. Читайте, вчитывайтесь, вдумывайтесь, это позволит уже настроить ваш мозг на то, что работа со сновидениями — возможна, если вы это ещё не поняли из первых двух этапов.

Да, вот что очень важно, и что тоже входит в мою критику осознанных сновидений. Когда мы видим, когда мы осознаёмся во сне, — в общем-то, мы не имеем никаких способов понять — сейчас вдумайтесь внимательно в то, что я говорю! — мы не имеем никаких способов понять, на самом ли деле мы осознались во сне, или нам приснилось, что мы осознались во сне. Дело в том, что, если мы, допустим, читаем книжки по химии — или работаем над периодической системой химических элементов, — то высока вероятность, что нам присниться таблица, ставшая «таблицей Менделеева». Соответственно, если мы читаем об осознанных сновидениях, высока вероятность того, что нам приснится, что мы осознались во сне. То есть, у нас будет вполне себе такой же сон, как обычно, но нам будет сниться, что мы осознались, и что — якобы — каким-то уровнем сознания мы воспринимаем сон не так, как воспринимаем это во сне. И это невозможно отличить — разве что есть какие-то нейрофизиологические способы. Чёткого объективного способа — нет. Это могут быть субъективные способы, которые могут оказаться полезными для вашей личной практики, но ничего не доказывают. Поэтому — да, я по-прежнему говорю, что осознанные сновидения существуют, но что это только лишь вершина айсберга.

Теперь переходим к четвёртому шагу. Мы уже 3 дня поработали над «бредовой петлёй», 3 дня поработали над сюжетными сновидениями, 3 дня подготовили свой мозг к факту сновидческой практики, то есть к тому что —«Ага! Этим уже занимаются! Ага! С этого могут быть какие-то результаты», и так далее. И следующий — и последний, в общем-то, в этой цепочке обязательный пункт, дальше уже на вашу собственную фантазию и практику, — это создание заказных сновидений. Тут, грубо говоря, 3-6 дней, чтобы получить первый результат, возможно, меньше. В принципе, механизм тот же самый, что и в предыдущих шагах. Если вам нужно сновидение на какую-то конкретную тему, надо максимально погрузиться в эту тему накануне. Для этого очень хорошо помогают — думаю, у нас по ним будет ещё лекция, не связанная со сновидениями, — таблицы соответствий. В Западной магической традиции это очень развитая система — таблицы соответствий. Классикой считается, опять же, Алистер Кроули «Liber 777», есть и другие, и связанные с этой книгой, и независимые. Самое базовое, самое популярное — это, скажем, в астрологии: какие-то Знаки Зодиака, и в описании приводится: камень — такой-то, животное — такое-то, божество — такое-то, планета — такая-то. Соответственно, если вам нужно погрузиться в какую-то тему и, соответственно, получить по ней какой-то сновиденный ответ, вы в течение определённого подготовительного периода — например, в течение дня, может быть, дольше, в зависимости от важности темы, — погружаетесь в буквальный смысл этой темы и в символизм, связанный с этой темой. Например, самое банальное: если вам надо подготовиться к экзамену, вы заглядываете в таблицу соответствий, связанную, допустим, с меркурианской тематикой — потому, что Меркурий (и как планета, и как божество) считается связанным, в том числе, с науками и познанием, — и вы окружаете себя различными символами, связанными с Меркурием. Естественно, вы ещё и занимаетесь погружением в эту тему на чисто материальном плане — то есть, не просто «колдуете», но и учите уроки. И всё это вместе с высокой вероятностью приведёт к тому, что ваш мозг выдаст во сне какой-то важный момент, который поможет вам осознать вопрос, над которым вы думаете. Часто знания являются набором каких-то дискретных фактов. А подобное озарение, в том числе во сне, может позволить вам всё собрать в какую-то удобную для вас форму, через которую вам уже проще будет обращаться за информацией, создать как бы ваше личное мнемоправило. Это одна сторона. С другой стороны, ваш мозг просто достаточно отдохнёт и настроится перед важным экзаменом, чтобы уже интуитивно выдать нужную информацию в бодрственном состоянии.

Сейчас ещё немножко поговорим насчёт заказных сновидений, а потом вернёмся снова к «бредовой петле», о которой я уже говорил, но уже в более прагматичных целях. То же самое, что нам помогало на предыдущих этапах — игра, фильм, чтение, — оно нам точно так же помогает и при заказных сновидениях. Важный момент для тех, кто практикует какие-то магические системы, который может понадобиться в плане заказных сновидений, — это так называемое «шаманское путешествие». Оно может быть осознанным сновидением, но может и не быть таковым. Когда это может понадобиться? Например, одно хорошо совместимо с практикой поиска Тотема — если вы ищете своё тотемное животное или божество, которое с вами связано. Возьмём для примера тотемное животное, когда вы ещё не знаете, какое оно. Если бы вы знали, какое ваше тотемное животное, и хотели бы с ним во сне связаться, — тут всё просто: вы окружили себя образами волков-медведей или кого там ещё — и, с высокой вероятностью, вы встретитесь и, возможно, получите какую-то важную для вас информацию. Если этого пока что нет, если вы ещё не практиковали это, — то, допустим, вы просто читаете и смотрите всё о тотемах как таковых. Сейчас мы смотрим хороший сериал, называется «Тёмные начала». Там есть такие существа — Даймоны, или Дэймоны, это типа фамильяра, и они есть у всех людей того мира. Посмотреть такой сериал там или что-то вроде этого — тоже хорошая настройка на принятие в свою картину мира того, что у вас тоже есть какое-то животное. Могут быть и другие варианты — например, полистать семитомник «Жизнь животных» или посмотреть сериалы BBC, Discovery или National Geographic. Варианты разные, но концепция, думаю, понятна. И тогда с высокой вероятностью вы получите в ближайшие 3-6 дней какой-то ответ на эту тему. Конечно, на самом деле, вопрос с тотемами более сложный, чем я сейчас говорю, по нему тоже можно провести отдельное занятие, но если совмещать его со сновидческой темой, то делается всё примерно так.

Чтобы запустить шаманское путешествие во сне, можно заказать себе сон, в котором есть либо дерево, в котором имеется проход вниз через дупло, либо колодцы, пещеры. Оттуда может выйти твоё тотемное животное, или дух, проводник. Архетипические образы, связанные с многомировым пространством, — это или Врата, или Древо. Врата — это, соответственно, и колодец, и пещера, и дупло, и непосредственно какие-нибудь ворота. А Древо — это или собственно дерево, или гора, или, наоборот, какие-нибудь подземелья. Такие места могут служить «заставкой» к переходу в тот уровень сновидений, который может оказаться вам чем-то полезным в таком магическом плане — тотемном и не только тотемном, вообще с какими-то архетипическими образами.

Насчёт настройки на это. Когда говорят о кастанедческом сновидчестве, все помнят про «руку»: надо посмотреть во сне на руку, чтобы осознаться там, и так далее. У меня немножко по-другому: хотя я и понимаю, что тот вариант тоже прекрасно работает, но у меня «рука» используется немножко в других целях. Рука… Что это такое — рука? Рука — это якорь, прежде всего. Такой, который у нас всегда «под рукой». То есть, перед засыпанием мы можем смотреть на руку как на легко узнаваемый предмет, который запечатлевается у нас в этом «сумеречном состоянии» перед засыпанием. Соответственно, высока вероятность того, что, увидев случайно ладонь в сновидении, мы вспоминаем: «Ага, именно это я рассматривал в качестве практики». То есть, это якорь, который нацеливает нас на осознание. Точно так же как якорь может, в принципе, использоваться что угодно — в том числе, если мы говорим о практиках с шаманскими мирами в сновидениях, это может быть какой-то образ, связанный с переходом: например, какая-то картинка с деревом, дуплом, колодцем и т. д. Например, мы два раза проводили серии магических практик с Таро, и каждый день перед сном мы смотрели определённый аркан Таро, чтобы привлечь в сновидения связанные с ним образы (хотя, конечно, они появлялись не всегда, тут 100%-ных методик нет).

Так, раз я упомянул «сумеречное состояние»… Если вы такие счастливцы, что у вас есть пара часиков или хотя бы полчаса утром просто поваляться в кровати, ничего не делая, не вскакивая ни на работу, ни к ребёнку или куда-то ещё, — у вас есть замечательная возможность. Если вы никогда не практиковали осознанные или управляемые, у вас есть замечательная возможность заняться этим способом, альтернативным тому, который я сейчас описывал. Вы можете лежать с закрытыми глазами, и у вас на сетчатке перед закрытыми глазами, естественно, движутся какие-то образы. Они называются фосфенами, это совершенно физиологичное явление, и усилием мысли вы можете легко из шарика сделать овал, квадрат, это всё очень просто делать. И, прежде всего, это тоже даёт вам возможность понять, что вы имеете власть над этим пространством, а во-вторых — вы можете сразу поэкспериментировать с этим пространством, и это, опять же, то, что работает, и работает у всех. У моей дочки до 3-4 лет были разные кошмары — не то чтобы кошмары, но она очень плохо спала. Нам стоило поработать с этой практикой вечером (это можно не только утром, но и вечером, утром это эффективнее, но большинству удобнее вечером), — и у неё достаточно быстро кошмары закончились, и наладился относительно хороший сон. Или, когда мы просыпаемся, мы можем одновременно воспринимать сразу две картинки: если нас что-то резко не выдёргивает из сна, мы можем ещё находиться под впечатлением последнего сновидения, даже видеть какие-то образы из него, но при этом чувствовать свою постель, свет, звуки, какие-то окружающие и т. д. И с этим тоже очень удобно экспериментировать, заглушать или усиливать отдельные элементы сна или яви, смешивать их и т. д., это тоже хорошо помогает понять, что всё это работает. Подобное можно делать, даже не засыпая. Когда мы закрываем глаза, мы видим много точечек. Точечки — это, грубо говоря, «пиксели», из которых мы складываем картинку. И даже во вполне себе бодрствующем состоянии мы можем с этими точками-пикселями экспериментировать.

И немножко вернёмся к «бредовой петле». Самую теорию я сказал, сейчас я буду говорить некоторые такие «заманухи» — почему сновидческая практика, не связанная с осознанными сновидениями, действительно интересна и полезна. И первая из этих заманух как раз связана с «бредовой петлёй». Фактически «бредовая петля» действует как вирус. Кто хоть немножко знаком с биологией вирусов, должны иметь представление, что это такое. Это кусочек нуклеиновой кислоты — ДНК и РНК, — который встраивается в ДНК клетки какого-то другого организма, и с помощью этого другого организма вирус начинает самокопироваться. Например, во сне мы видим бесконечно повторяющиеся образы падающих кирпичиков из тетриса или чего-то ещё в этом духе. И что мы можем сделать? Если мы уже настроились на работу со сновидческим пространством, мы можем загнать такой вирус, такой дополнительный ген, в эту «бредовую петлю». Если нам удаётся действовать теми способами, которые я уже назвал — связанными с заказными сновидениями, с «пикселями» или с работой в «сумеречном состоянии», — если мы уже немножко с этим поработали, — нам это будет достаточно просто. Когда мы работаем методом, аналогичным первой ступени того, о чём я рассказывал, — раскрутка «бредовой петли», — мы встраиваем в эту «бредовую петлю» — перед сном, между самой игрой, которую мы настраиваем, и моментом засыпания, — какую-то ценную информацию, какой-то ценный для нас паттерн. Какие паттерны, прежде всего, мною на практике проверены и работают? Во-первых, это практика запоминания чего-то. Конечно, вы не выучите с помощью «бредовых петель» китайский язык и не станете лётчиком-истребителем, но, во всяком случае, какой-то важный момент вы сможете чётко запомнить или усвоить, встроив его в «бредовую петлю». Механизм очень простой. Вы смотрите, играете в компьютерную игру перед сном. У вас перед глазами падают эти кирпичики из тетриса, но вы — уже сознательным усилием, как вы работали в «сумеречном состоянии» или с ладонью, — встраиваете между этими кирпичиками образ, фразу или что-то ещё, связанное с тем, что нужно запомнить. И когда эта «бредовая петля» начинает повторяться у вас во сне, уже в неконтролируемом состояние, то у вас — это называется «гипнопедия», обучение во сне, — происходит эта самая «гипнопедия»: вы запоминаете встроенный фрагмент через бесконечное повторение в «бредовой петле».

Второй момент, как используется «бредовая петля» чисто прагматически, — это самоисцеление. Естественно, вы не избавитесь от раковой опухоли или ещё чего-то серьёзного, но если у вас просто высокая температура, плохо, хреново, голова болит, — то да. Кстати говоря, при высокой температуре «брендовая петля» появится с большей вероятностью. Но если вы, опять же, перед засыпанием встроите туда какой-то целительский паттерн, какой-то образ, который будет работать чисто на психосоматику, — то с высокой вероятностью на утро вы уже будете если не совсем здоровы, то, во всяком случае, вполне себе в рабочем состоянии. Понятно, что организмы у всех разные — у кого-то с большей вероятностью сработает, у кого-то нет, — но, во всяком случае, эти два момента мною проверены на практике.

И, конечно, третий момент — это самовнушение. Это та же ладонь, которую мы смотрим. Это игра с чувствами, игра с эмоциями. Всё это — настолько огромное пространство для экспериментирования, что тут, естественно, ни за одну лекцию, ни за один цикл лекций всё это не рассказать. Даже когда я говорил про первые шаги: да, настроить себя на то, что «вот этой ночью я увижу бредовую петлю или сюжетный сон» — это, естественно, тоже нужно, естественно, это тоже работает, усиливает всё это. Но суть в том, что даже без этого, даже если у вас с таким самопрограммированием не очень хорошо получается, — даже сами по себе перечисленные мною шаги уже настроят ваше сознание так, как нужно.

Ведущий: Значит, мы можем запрограммировать «бредовую петлю» на то, чтобы избавиться от вредных привычек? Например, курящий человек вставляет в неё паттерн «я не курю» — и он замечательно избавиться от курения или ещё чего-то?

Fr.N.O: Как человек некурящий, не могу сказать, насколько это сработает. Но, во всяком случае, техника та же самая, должна работать и на такое. Это гораздо проще, чем выучить во сне тригонометрию, потому что это одно простое действие. Так же можно и дать себе какие-то психологические установки: например, что я чувствую себя уверенно при встрече с девушками, начальством, с кем обычно не уверен в себе. Вообще потрясающе сильный инструмент, хотя «бредовая петля» — это как бы ещё более низкий уровень сновидений, чем сюжетные, но обычные, но при этом — огромный простор для того, что можно с этим делать.

Вот ещё насчёт «заманух». Если вы занимаетесь творчеством — об этом я уже немножко говорил, когда упоминал «режиссёра сновидений», — то сновидения — ваш безграничный источник вдохновения. Многие стихи пишутся в сновидениях, у многих (вспомним Сальвадора Дали) во снах приходят образы для картин. Уверен, что писатели-фантасты многое берут из сновидений — из неосознанных, подчёркиваю, то есть —просто что-то увидели. При этом, разумеется, то, что они делают, оказывает огромное влияние и на самих тех, кто это делает, и на огромное количество людей, которые воспринимают это произведение искусств. А поскольку Магия — это «Наука и Искусство вызывать изменения в соответствии со своей Волей», то даже такой, вроде бы, «неосознанный» способ работы со сновидениями оказывает огромное магическое влияние, — если, опять же, брать эту формулировку Алистера Кроули.

Поехали дальше. Самый высший пилотаж — это вытаскивать что-то из сновидений. Разумеется, это не так, что — вот мы во сне взяли и зажали что-то в руке, а потом просыпаемся с этой вещью. Это может быть и какая-то способность — тоже, способность, естественно, не летать, даже не боевые искусства какие-нибудь, а способность более психологического характера. Например, у меня буквально пару раз было такое, что я вытаскивал нечто подобное — не буду озвучивать, что именно, но это определённые моменты, которые можно увидеть в незнакомом человеке, когда видишь человека впервые. И вот, получив это в сновидении, — я не помню, где и при каких обстоятельствах их получил, но я их там просто раз — и взял. Я не помню, чем они были, и были ли они чем-то воспринимаемым, но я их взял. И после этого—  да, при встрече с незнакомыми людьми я уже некоторые моменты о них воспринимаю заранее. В общем, тогда, когда была возможность это подтвердить или опровергнуть, почти всех случаях этот навык подтверждался.

Второе, что тоже можно взять — это предмет, но, опять же, это будет не «проснулся с этим предметом в руке», а ты целенаправленно нашёл какой-то предмет во сне, а потом он тебе подвернулся в реальной жизни. Или случайно, нецеленаправленно, неосознанно ты увидел предмет во сне — и потом оказалось, что он появился в твоей реальной жизни. Таких предметов у меня было только два за всю жизнь, и с магической точки зрения это фактически предметы, сделанные как бы из «сновиденной ткани». Понятно, что, с материальной точки зрения, это обычные предметы, созданные кем-то, вполне себе живыми людьми, — но в магическом контексте это «ткань сновидений». Если вам удастся что-то такое получить — это очень мощный артефакт. У меня были два таких. Во-первых, это была верёвочка, которую я использовал на два амулета, и, недавнее и более интересное, это была бутылка вина, от которой сейчас остались кусочки пробки. Суть была вот в чём. Я увидел во сне бутылку вина с названием, там была этикетка. По сновидческой привычке я эту этикетку, это название стал внимательно несколько раз прочитывать… Это тоже очень важный момент: если вы видите текст в сновидении, обязательно, не отворачиваясь от этого текста, несколько раз его прочитайте, и если вам удаётся его запомнить в сновидении, сразу же постарайтесь проснуться, если вы уже умеете это делать. Сразу постарайтесь проснуться хотя бы на минутку, чтобы потом это проговорить — я говорил про проговаривание для запоминания, — проговорить уже в бодрственном состоянии. Так вот, я прочитал эту этикетку, название, и обнаружил, что само название — на английском, английская фамилия, «Reynolds»; а мелкими буквами, как мне показалось, написано на испанском. Потом оказалось, что это португальский, но это я уже не во сне узнал, что это португальский, а во сне мне показалось, что испанский. Испанский и португальский — все прекрасно знают, что это похожие языки. Соответственно, проснувшись, я загуглил это название. Оказалось, что такое название действительно есть, что это англо-португальское вино, причём, что для меня очень важно, я не мог в принципе с ним столкнулся в реальной жизни — потому что часто так бывает, что мы что-то видим, не придаём этому значения, а потом увидим это во сне. Но тут так не могло быть — потому что в русскоязычном пространстве это вино неизвестно, нет сайтов на русском языке, где бы оно продавалось, где бы оно как-то рекламировалось. Мне очень больших трудов это стоило — получить информацию об этом, при этом других языков я не знаю, так что не мог случайно узнать о нём на иностранных ресурсах. Так вот, я выгуглил про это вино, заказал его — причём очень сложным путём: в России заказать его было невозможно, мне пришлось через друга в Евросоюзе, в Эстонии, заказывать его из Португалии. Ему прислали в Эстонию, потом он привёз его в Питер, из Питера я уже привёз его себе, там мы его выпили (кстати, со знакомой, которая завела разговор о португальских винах в тот же день, когда оно мне приснилось, хотя и не знала об этом), потом я отвёз пробку от него в Москву, и там один специалист по магическим ремёслам наделал из неё несколько амулетов. И, вполне возможно, такие моменты у вас тоже будут, если вы будете практиковать достаточно долго. Для чего вам это — это уже вам решать, но будьте готовы к тому, что такие моменты будут происходить.

Дальше — насчёт так называемых «вещих снов». Я не скажу, что я прям какой-то «сновиденный предсказатель», но было несколько ярких случаев, причём далеко не все — даже практически никакие — были связаны непосредственно со мной. Один из ярких случаев — я увидел человека, которого редко видел, сначала во сне, а в тот же день наяву. Не то чтобы он был для меня значимый, но просто увидел. Второй момент — я увидел, как я во сне дерусь с двумя гигантскими пауками, а когда проснулся — у меня в раковине на кухне сидел большой паук, больше, чем обычные, и в другой раковине, в ванной комнате, тоже был. То есть — два паука, как достаточно крупные, и тут я не мог каким-то чувственным каналом об этом узнать во время сна. И третий случай был несколько лет назад: падение самолёта в Ростове. Сновидение, что я за штурвалом самолёта, который падает, было хронологически уже после самого факта падения, но до того, как я узнал новость об этом. Случайность это или не случайность — все три события? При большом количестве сновидений, естественно, высока вероятность и каких-то случайных совпадений. Во всяком случае, опять же, будьте готовы, что такие «случайности» станут происходить и у вас.

[1] Лекция состоялась в рамках «Академия магии им. Крафта» (Западный Ковен).

Транскрипт составила Виктория Гордеенко, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.