Fr. Nyarlathotep Otis: Землетрясения:
Цунами:
Ураганы:
Вулканы:
Это всё мы, естественно, призывать не будем. Мы будем заниматься более простыми, проверяемыми явлениями, и если кто-то говорит, что может со статистической погрешностью всё это делать, сразу звоните психиатру или просите его обратиться за премией Рэнди, который за подобные чудотворства выдаёт большие деньги.
Мы будем говорить о стихиях в типировании людей разными способами — то есть, в различных психологических направлениях:
Мы будем говорить о стихиях в таблицах соответствия и немного в ритуальной магии в целом (хотя по ритуальной магии будет отдельное занятие — может даже не одно):
Мы будем говорить о стихиях в Бхакти-магии:
И мы будем говорить о стихиях в контексте индивидуации, то есть личностного роста, достижения в каждой традиции чего-то своего «за пределами общечеловеческого»:
Для начала я хотел бы сказать, что такое стихии вообще — в магии в частности, — и особенно отметить, что это не объективное понятие: хоть и приближенное к объективности более чем многое другое в магии, но всё равно достаточно абстрактное и относительное. Существует несколько систем стихий — или элементов, в данном случае это почти одно и то же. Слово «стихия» достаточно многозначно, слово «стихия» говорят ещё применительно ко всяким дождям, снегопадам и прочему, но в данном случае стихия и элемент используются как синонимы. Я уже говорил, что принадлежу к европейской, западной традиции, поэтому основная для меня — это система с 4 элементами плюс квинтэссенция, 5-й элемент, которая в этой системе, которая восходит к греческой философии, а возможно и каким-то более древним источникам, тоже может называться разными словами, с разными оттенками значений. Но в этой системе четвёрка — это не просто четвёрка, а сочетание двух пар двоичных элементов: сухой или влажный, тёплый или холодный:
По таблицам вроде этой сочетания таких признаков и дают эти 4 элемента, а пятый элемент — либо объединением всего этого, либо то, что находится на их пересечении. В варианте с пентаграммой 5-й элемент выносится на верхний (в перевёрнутой пентаграмме — нижний) луч и воспринимается вроде как наравне со всеми остальными элементами, а не как обобщение или нечто среднее:
С другой стороны он всё равно является выделенным, единственным несимметричным относительно вертикальной оси, и символизирует выход за пределы (в теме индивидуации такой подход наиболее важен). Пятый элемент может называться либо Эфир (в том случае, когда говорим о физических проявлениях элемента как о физических стихиях), либо (поскольку концепция эфира уже давно ушло из науки) скорее не как материальный эфир, а как Дух. В некоторых системах, работающих с пентаграммой — в основном, «тёмной» направленности, — понятие «дух» отрицается как таковое, и там вводится понятие «тёмное пламя» или что-то в этом роде. В связи с данной темой рекомендую статью Варракса, главного идеолога российского сатанизма, она так и называется — «Пентакль стихий». Там достаточно обстоятельный разбор и истории пентаграммы, и различий пентаграмм разных традиций, в том числе затрагивает она и символизм 5-го элемента. Когда мы смотрим на эту пентаграмму, связанную со стихиями, то, на поверхностный взгляд это кажется очень похожим на китайскую систему стихий:
Тоже 5 элементов, тоже часто заключается в круг. Но надо отметить, что это принципиально другая система, которая — да, тоже рабочая (на ней построена вся китайская медицина и много что ещё), но для меня как человека европейского менталитета она кажется непонятной. Непонятно, почему отсутствует Воздух (может, китайцы не воспринимают воздух как что-то самодостаточное?); с другой стороны — Земля, Металл и Дерево, с моей точки зрения, символические — почти одно и то (в лучшем случае Дерево можно выделить как что-то связанное с жизнью, то есть пятый элемент в варианте «жизнь», «дух»)… Тем не менее, с этим работают, и модель вполне себе действует, но этой системы мы особенно касаться не будем. Всё это говорится к тому, что две похожие внешне пентаграммы представляют собой две совершенно разные системы. Прежде всего, это определяется стрелками, показывающими, какой элемент следующий создаёт или, наоборот, разрушает. Например, дерево создаёт огонь, вода разрушает огонь, и так далее по кругу. Местами вполне очевидные обоснования, а кое-где — очень «китайские» и не совсем понятные.
Кроме того европейская система тесно связана с иудейской системой стихий — через Каббалу, прежде всего. Но традиционная иудейская система содержит всего 3 элемента: элемент Земля в иудейский системе отсутствует:
Земля — это то, где мы все находимся, а стихии и элементы в иудейской традиции — это то, что оказывает влияние. Это примерно как с планетами: Земля — это планета, но она не включена в число семи планет, так как это, опять же, то, на что оказывается влияние, а сама она, условно говоря, пассивна. То же и со стихиями. Но в более поздних системах — восходящих то ли к Золотой Заре, то ли к каким-то их предшественникам, — существует ещё удвоение некоторых каббалистических ключей, и один из них даёт стихию Земли, а другой — стихию Дух, или Эфир, или Квинтэссенция и пр. Но это уже «надстройки» в каббалистической системе, и они не аутентичны. Они, как и китайская система, работают, но это уже не изначальная еврейская система, а попытки европейцев совместить каббалистическую систему с античной. Плюс к этому, в настоящее время создаётся множество более или менее вменяемых надстроек к этому:
Некоторые из них совсем невменяемы, хотя некоторые могут прекрасно работать в рамках магии Хаоса. Например, вводят такие стихи как Жизнь и Смерть как отдельные элементы; вводят Свет и Тьму как отдельные элементы; живые существа выделяются как отдельная стихия, как нечто на пересечении, Жизнь как пятый элемент. Лично про себя могу сказать, что сейчас архетипический вес набирают системы, основанные на степенях числа 2:
С одно стороны, это связано с изменением информационного пространства: изобретением компьютера, интернета и всего прочего, что многие эзотерики-традиционалисты выставляют вообще за рамки своего познания, хотя оно вполне себе влияет на нашу жизнь как в символическом плане, так и во вполне себе материальном:
С другой стороны — это не менее традиционно, чем многие другие системы — например, чем добавление ещё двух ключей в число каббалистических. Прекрасно можно назвать системы, основанные на двойке (это китайские Инь-Ян), на четвёрке (те же Стихии), на восьмёрке (восемь аттов в Старшем Футарке), на 16 (тот же Младший Футарк, те же соционические тимы — не сильно традиционная, но всё же работающие системы), на 32 (та же Каббала, если берём 10 сфир и 22 пути, а также один из вариантов Нортумбрийского Футарка), на 64 (шахматная доска, И Цзин), на 128 (индейские кипу)… Дальше не особо прорабатывал, но 256 — это Розенкрейцеровские шахматы.
Я в своих построениях использую, в основном, не четверичную, а девятеричную систему. Это 8 и девятка посерединке. Однако это не совсем 4 дополнительных элементов: это, грубо говоря, 4 «материальных» и 4 «духовных» проявления каждого элемента. Это почти одно и то же, но с практической точки зрения часто полезно разносить, когда мы говорим о физическом, а когда о «не совсем физическом». Могу сейчас перечислить: это четвёрка основных элементов, в качестве 5-го я рассматриваю Жизнь, и «абстрактная четвёрка», связанная с переходом от Тьмы к Свету (Тьма, Свет, переход через градиент — Тень, или Серость, и через спектр — Радуга). Подробно можно найти в моей Liber Rosae Ventorum (Книге Розы Ветров), но это всё-таки немножко из другой оперы.
Чем же является стихия с материальной точки зрения? Самая известная и самая правильная трактовка — это те агрегатные состояния, которые мы имеем возможность непосредственно наблюдать вокруг себя. Земля — это твёрдое тело (в том числе замёрзшая вода: с символической точки зрения она является Землёй, а не Водой), Вода — это жидкое состояние, Воздух — газообразное, Огонь — это и есть огонь, или плазма:
Переход от одной стихии к следующей идёт с повышением энтропии: сперва разрушаются кристаллические связи, затем постепенно вообще исчезают связи между молекулами, после уже даже внутри молекул исчезают связи, газ ионизируется (плазма — это, по сути, ионизированный газ). При этом надо помнить, что, несмотря на наличие чёткого физического обоснования, это тоже достаточно условно. Есть такая вещь как стекло, все его прекрасно знают и представляют, что это твёрдое тело, но на самом деле это… жидкость (аморфное вещество):
Можно говорить о таких вполне вошедших в обиход вещах как жидкие кристаллы, которые обладают свойствами и жидкости, и кристалла:
Также можно вспомнить нейтронное вещество, которое не относится к четырём стихиям как таковым:
Но когда мы говорим о таких вырожденных веществах, вырожденных материях, эти агрегатные состояния — не то, что окружает нас практически. Когда создавались эти системы стихий, никаких разговоров о том же нейтронном веществе, конденсате Бозе-Эйнштейна не было, и смысла разбирать подобное не было. Возможно, через какое-то время, когда это более плотно войдёт в нашу жизнь (правда, не совсем понятно, как это произойдёт), потребуется надстройка к этой системе из четырёх стихий, но пока их вполне хватает. А по поводу нейтронного вещества надо помнить, что нейтронное вещество — это ещё и Земля на более высоком витке спирали: когда вещество максимально ионизируется, возникает плазма, а потом уже электроны падают на протоны, возникает нейтронная материя, и она уже становится плотной, как твёрдое тело — точнее, гораздо плотнее.
Далее, вот ещё о чём надо помнить, когда мы говорим, что стихии — не нечто строго объективное. Мы — двустороннесимметричные существа, сторона правая, сторона левая, и при этом — существа наземные.
Если бы мы были летающими или плавающими, то у нас возникла бы система из 6 направлений, если бы были бесформенными — не возникла бы вообще, или возникла бы, но на каких-то кардинально других принципах.
Верх и низ для нас тоже существуют, но они относятся скорее к Верхнему и Нижнему мирам и поэтому нам не так принципиальны. Если бы мы более свободно передвигались в трёхмерном пространстве, то ситуация была бы другой. Или вот, например, древнее существо трибрахиата, трибрахидий:
У него трёхсторонняя симметрия. Если бы они эволюционировали во что-то более развитое, более совершенное, то кто знает, какая бы у них система стихий возникла… Возможно, еврейская 🙂 Я говорю об этих физических и биологических аспектах к тому, что система стихий может модифицироваться на ваше усмотрение, но с учётом того, что она должна максимально чётко воплощать ваше видение мира — и физическое, и более близкое к «духовности».
Теперь переходим к психологии стихий. И здесь надо помнить, что стихии с психологией состыковывались ещё с античных времён. Существовала и до сих пор существует четвёрка темпераментов, которые достаточно очевидно привязываются к своим стихиям:
Холерик — Огонь, вспыльчивость (по этимологии слова «вспыльчивость» видно); флегматик — Земля, спокойствие, устойчивость (земной человек, образно говоря); меланхолик — Вода; сангвиник — Воздух. Из этого деления видно, какая стихия с чем связана, и мы можем примерно, просто глядя на человека, сказать, какие стихии в нём преобладают — хотя бы по темпераменту. Но надо помнить, что поскольку мы живые существа, а не какие-нибудь элементали, в нас присутствуют все элементы. В нас есть тепло — Огонь, жидкости — Вода, дыхание — Воздух, непосредственно физическое тело — Земля. То же самое касается и психических состояний: в нас есть эмоции — Вода, физические навыки — Земля, интеллект — Воздух, а с Огнём обычно соотносят волю, но это более высокая психическая функция по сравнению с остальными, поэтому могут быть варианты. Есть ещё важный момент, который хотелось бы отметить: с «женскими» стихиями (Земля и Вода) разногласий обычно не бывает, а Огонь и Воздух регулярно переставляют местами. В тех же картах Таро, в различных колодах, где-то Огонь будет Мечами, а Воздух — Жезлами, а где-то наоборот. И действительно, если вы будете работать с этими стихиями, то вы заметите, что Воздух часто прямо переходит в Огонь, а Огонь — в Воздух, и их бывает сложно разделить. Но это такие тонкости, которые на словах достаточно трудно объяснить, сейчас всё-таки попытаемся работать с более простыми вещами.
Сейчас мы говорим о типировании, и первый момент, который мы видим — это темперамент. Второй момент — это преобладание психических функций: если человек эмоциональный, то даже если он не меланхолик, мы обнаруживаем в нём элемент Воды; если человек вспыльчивый или напористый, то это Огонь, даже если он не является холериком. Надо иметь в виду, что совсем не обязательно по основным психическим функциям и по темпераменту стихия будет одна и та же.
Есть такая система, которую я очень не люблю. Это соционика:
Я не буду о ней подробно рассказывать, но поскольку там тоже 16 тимов, и поскольку они, в том числе, завязаны на четвёрках, то, применяя соционические способы типирования, можно транспонировать их в систему стихий, и преобладание тех или иных психических функций у тима можно использовать как стихийную составляющую. В том числе у себя, потому что важно увидеть всё у себя и работать с этим дальше. Если вы считаете себя представителем какого-то соционического типа, можно трактовать это с точки зрения стихий и работать с этими характеристиками, подбирать практику для проработки сторон, которые у вас наименее развиты, где вы «провисаете» как представитель другой стихии.
Далее. Астрологический аспект:
Про это можно даже не рассказывать: все знаки зодиака делятся на 4 стихии, всё это хорошо везде расписано, и все про себя прекрасно это знают. Но при этом важно помнить, что 6-7 миллиардов человек не могут делиться на 12 категорий. Астрология — это не то, что даётся в газетных гороскопах, поэтому когда мы говорим о делении на стихии, нам недостаточно знать знак зодиака. Мы не можем сказать: «О, он Телец — значит, он Земля». Потому что может проявиться не только стихия Солнца в каком-то знаке, но и стихия каких-то других планет: там более сложная система, с этим стоит обратиться к Денису Пашкевичу, нашему специалисту по астрологии. Тем не менее, ещё один момент, который надо учитывать при определении соотношения стихий в человеке — это его астрологические параметры.
Далее. Система Таро, которая тоже многим знакома. Опять же, она делится на 4 масти (не считая Старших Арканов) — по стихиям:
И когда мы говорим о придворных арканах, там тоже четвёрка, тоже 4×4, то есть 16. И эти 16 придворных арканов могут также восприниматься как 16 человеческих типов: иногда они соотносятся соционически, иногда выделяются в отдельную систему. При этом здесь не просто Огонь, Вода, Воздух, Земля, а «Огонь в Воздухе», «Вода в Огне» и т. д., т.е. 4 масти по стихиям и 4 титула. В разных системах титулование тоже может быть разным: есть традиционная система Таро, а есть система Таро Тота; есть система Паж-Рыцарь-Королева-Король, а есть система Принц-Принцесса-Император-Императрица. У них есть устоявшиеся соответствия по стихиям, и если мы знаем, что какому-то человеку соответствует какой-то из придворных арканов, мы можно воспользоваться таблицами соответствия, чтобы определить соотношение стихий у человека. В том числе у себя.
Хотя все эти системы существуют, лично мне удобнее полагаться на интуицию, вернее — на определённые характеристики человека, принадлежащего той или иной стихии. То есть на саму стихию, а не темпераменты, соционику или какие-то тарошные соответствия. Попробуем сейчас вместе с вами составить портреты человека разных стихий [далее N.O. задаёт вопросы и повторяет ответы за слушателями].
Что такое человек Земли?
Внешне это грубоватый, кряжистый, крепкий, психически — уравновешенный, приземлённый. Если это врач, то это хирург или патологоанатом. Если учитель — негуманитарные, физико-математические науки. Он ходит, уверенно печатая шаг. Боевые искусства — бокс, борьба, самбо, — связанное с физической силой.
Человек воды:
Внешне он может быть полноват, психически — мечтателен, эмоционален, двигается плавно. Боевые искусства — айкидо или всё связанное с увёртками, поворотами. Род занятий — художник, человек искусства.
Воздух:
Внешне — высокий, тонкокостный; интеллектуал, часто сшибает вещи при движении (Огонь — он скорее сметёт сам стол, стоящий у него на пути, а Воздух — именно сметает предметы со стола); наука, мошенничество; боевые искусства — использующие прыжки, действующие на дальней дистанции.
Огонь:
Внешность… может быть самой разной (это самая вариабельная в плане внешности стихия), по характеру — вспыльчивость, напористость… Но вообще есть вулкан, а есть свечка, есть костёр, поэтому надо конкретизировать типаж, их больше четырёх (по другим стихиям аналогично). Профессии — свой бизнес, творчество — очень экспрессивное. Но, разумеется, всё это — только как пример, чистые типы встречаются крайне редко, важно усвоить сам подход. И домашнее задание — потипировать знакомых по соционике, по полученному сейчас описанию и прочими способами и сравнить, что сходится, а что нет.
Следующее направление, где мы рассматриваем стихии — это таблица соответствий. Это то, что используется в ритуальной магии — и, в частности, в церемониальной магии. Перед вами Liber 777, одна из классических книжек по таблицам соответствия:
Она, разумеется, не единственная, вот ещё одна таблица в качестве примера:
Тут как раз идут соответствия по стихиям. В первой строке как раз агрегатные состояния («параметр»). Далее — духи (элементали): гномы, ундины, сильфы и саламандры; их принято так называть, но имеются некоторые разночтения. Вспоминая первую лекцию: совсем необязательно верить в то, что это какие-то реальные существа. Стороны света: тут, кстати, тоже есть разночтения, но они, в основном, касаются Запада и Востока. С одной стороны, Восток это Воздух, а Запад — Вода, но я, например, считаю наоборот, и у меня оно так лучше работает. И вот почему (когда мы говорим о стихиях, важно не столько запоминать таблицы соответствия, сколько представлять, почему именно мы какому-то элементу четвёрки явлений даём именно эту стихию). Если мы идём дальше, Земля — это холод, Север, все дела, но в Южном полушарии… всё будет наоборот: Север будет Огнём, а Юг — землёй. Это не столько «Север-Юг», сколько «Полюс-Экватор». Так вот, Вода для меня — это Восток, а не, как принято, Запад, так как Вода — это жизнь, зарождение её, исток. Вспоминаем ещё такую четвёрку: Материя, Энергия, Жизнь, Разум. Материя — Земля, Энергия — Огонь. Соответственно, остаются Вода-Воздух и Запад-Восток. Воздух — это, как известно, Разум, Запад, тогда Вода — Жизнь — оказывается на Востоке. Всё идёт по ступенькам, как агрегатные состояния, так и здесь: Материя, Жизнь, Разум и Энергия. Если соотносить эти ступени, четвёрки, то Вода (зарождение Жизни) оказывается Востоком (зарождением Солнца). Но это уже личное восприятие, кому в какой системе удобно, в такой могут и работать. Это не настолько объективно, чтобы пытаться доказать что-то своё.
Далее — сухой-сырой, холодный-тёплый; орудия мага (это как раз то, что нарисовано на мастях Таро); магические воздействия (стабильность или реализация намерений — Земля, очищение — Вода, изгнание — Воздух, освящение — огонь); символы (камень, волна, облака или птицы, пламя); 4 евангелиста (бык, орёл, человек и лев); также это фиксированные знаки зодиака, соответствующие стихиям (орёл — это Скорпион); темпераменты (обратите внимание на отличия этой таблицы от того, что мы говорили раньше: оно снова показывает, что все таблицы соответствий всё же в большей или меньшей степени субъективны); знаки (обычно используют треугольники вверх-вниз, перечёркнутые или нет, но есть и другие варианты); сезоны… С сезонами будут такие же разночтения, что и со сторонами света. Главное — понимать, что к чему и почему. Для меня зима — это Земля, низ, холод; весна — Вода, зарождение; лето — Огонь, кульминация; осень — воздух. Существуют разные системы, и важно не заучивать из разных источников, а выстроить свою, с пониманием, почему именно так.
Теперь минутка саморекламы на тему и таблиц соответствий, и девятеричной системы. Я уже упоминал книжку моего авторства — Liber Rosae Ventorum (Книга Розы Ветров). Она опубликована в 25-м номере приложения к журналу «Апокриф»:
Там достаточно подробно расписано про сопоставление разных систем символов. Например, И Цзин в руны: вроде, не имеющие между собой исторической привязки и связи, — но при желании можно перевести и их. Там же — немного о магическом языке Астэрон:
Это моя система, связанная, в том числе, и со стихиями. Там четыре звуковых ряда, которые соответствуют четырём стихиям, и поэтому — вот вам ещё одна практика для повседневной жизни. Каждый предмет, который мы обнаруживаем, можно проклассифицировать с точки зрения стихий. При этом надо представить и обосновать каждую стихию, которая там есть. Например: ёлка (как растение — Земля), лампа (как бытовой прибор — Земля; как свет и электричество — Огонь), человек (как разумное существо — Воздух, как существо «срединного мира» — Земля), компьютер (как бытовой прибор — Земля; как связанный с интеллектом — Воздух; как связанный с электричеством — Огонь). Для чего? Таблица соответствий — это основа ритуальной магии. Если надо «срифмовать» один предмет с другим, провести символическую связь между двумя предметами, может быть полезно соотнести оба предмета с каким-то третьим символом, если между собой их нельзя соотнести. Этот символ используется в ритуале непосредственно или через визуализацию (здесь это неважно), и можно через этот символ воздействовать одним предметом на другой. Если по таблицам соответствия вы нашли какой-то предмет, можно также найти другие предметы, которые могут настроить вас на тематику вашего ритуала. По стихиям будет достаточно однообразно, а вот если по каббалистическим символам, то находим по таблицам символы, божества, цвета, животных… Если прорабатываем некую стихию в себе — например, Воздух, — то окружаем себя предметами и символами воздуха. Несмотря на то, что работа с самим воздухом будет заключаться в другом — в решении кроссвордов, интеллектуальной работе, — мы окружаем себя также символами, связанными с Воздухом, что позволяет настраиваться на успешную работу с ним. Побочные эффекты — будете всё сшибать на своём пути :), а также более сухое и циничное отношение к реальности.
Традиционные образы стихий и символы хороши для визуализации, когда прорабатываем стихии в себе:
Итак, мы подходим к понятию «Бхатки-магия»:
Санскритское слово «бхатки» обозначает такую форму любви, которая требует почитания, преданного служения. Обычно при употреблении этого термина вспоминаются формы религиозного служения вроде кришнаизма:
Но можно прекрасно использовать те же самые методы и в работе со стихиями. В 6-м номере журнала «Апокриф» опубликован мой текст «Гимн Огню»:
Я выбрал Огонь, так как это моя основная стихия (причём «земной огонь»). В принципе, подобные тексты желающие могут написать по любой стихии. Этот текст является описанием работы со стихией в порядке «преданного служения», восприятия огня как божества, и в порядке работы с ним как его жреца. Этот текст начинается типично гимновым обращением, с описанием с разных («позитивных» и «негативных») сторон: «ласковый и жестокий, греющий и сжигающий, губящий и рождающий, освещающий путь и слепящий глаза». Также важно помнить, что ритуальный и реальный огонь — это один и то же, это подчёркивается в тексте:
Тебе, единственному из Богов, небезразличны жертвы: не жрецы и священники, но Сам Ты пожираешь приношения, и готов взять то, что Тебе не подносилось. Ты же, единственный, благоволишь к приносящим Тебе дары и равнодушен к мольбам забывающих о Тебе. Вот жертвенник мой Тебе из плоти Твоей: поднесу Тебе дар от духов живых, и Ты приготовишь мне пищу для желудка моего.
Дальнейший же текст — инструкция… по разведению костра и отношению к нему, как к нему относится и как с ним работать:
Лучшее даю Тебе: к колыбели Твоей поднесу сухое от древа — щепку ли, кору ли, бумагу ли; для жара возложу поленьев, хвою да сено дам для пламени, траву же свежую да шишки приберегу для дыма. Не пожалею для Тебя, расцветшего, жертву от бегающих, ползающих, плавающих и летающих, ни пищи со своего стола, ни прядь волос, ни иного чистого, что Тебе по вкусу. Камень же, стекло ли, металл ли, — сии же — не в дар Тебе, но для своей пользы, если понадобится, оставлю в жертвеннике: да не осквернится ими Дух Твой, ибо они — от Духа Земли! То же, что не от Духа Земли и не от духов живых — головой человеческой измысленные и руками людскими сделанные сущности, лукавые и нечистые, — не дам Тебе, дабы не осквернить Тебя и не навредить тому, что вокруг, — разве только когда Ты в силе и ярости, что сделаешь чистым и то, что нечисто; да и тогда не сделаю этого, не посоветовавшись с Тобою.
Также говорится о практической работе: не о слепом биении лбом перед костром, но если ты не принесёшь жертву ему, никакого результата не будет. Вполне себе непосредственное общение, отсутствует какая-то средняя жреческая каста, работающая посредником между тобой и божеством, ты работаешь с огнём непосредственно. Дальше идёт ритуальная работа. Итак, обращение, инструкция по разведению костра и использованию его в практических целях, — а далее идёт ритуальная работа. О ней конкретно не говорится, но она возможна, и говорится, в каких случаях она может вестись:
Пред Тобой, единственным из Богов, не стыжусь преклонить колени: дыхание моё неслышно, когда сливается с Твоим, и Ты отвечаешь жаром и треском, да голосом трубным. Непокрытой рукою коснусь поленьев и веток на Твоём ложе: рука без перчатки чиста, как моё сердце, и Ты не тронешь меня, видя мою открытость. Тело моё и жертвы Тебе — вот то, чем возвожу жертвенник Тебе: прутом железным не ворошу поленья в своей любви к Тебе, ибо любовь немыслима без уважения, а уважение — без доверия; так и Ты не тронешь меня, видя любовь, ценя доверие и зная, что нет во мне страха и сердце моё чисто.
Что касается того, как именно она может вестись — это уже личная работа со стихией. Наиболее проработанная, наиболее удобная — погодная магия, в ней также можно проверить свои способности на начальных уровнях (см, например, соответствующую тематическую лекцию в сборнике «Академия Ситхов»):
Для погодной магии хороши какие-то астэроновские, маленькие сумасшедшие ритуальчики, которые изобретаются прямо на ходу (здесь важна спонтанность).
Текст «Гимн Огня» и подобные ему могут быть текстовыми основами и для медитативных техник:
Вы представляете то, что там написано, и медитируете на огонь, это даёт проработку данной стихии в себе. С Огнём или, скажем, Водой, в общем-то, понятно, как работать. Земля — это горы или нечто подобное. А медитация на Воздух? Медитация на воздух — это медитация на ветер. Например, можно использовать вентилятор 🙂
Насчёт ритуальной работа по освящению предмета. Может использоваться любая стихия, а можно проносить предмет через все по очереди. Если предмет легко воспламеняющийся, то можно проносить через дым над огнём (хотя дым — это уже Воздух как нечто летучее и Земля как сажа), в землю достаточно закопать на время, или просто посыпать ею:
Рунный посох и жертвенный нож, или иное что, данное мне Идамом моим как Предмет Силы и не боящееся дыхания Твоего, пройдут через Тебя, и через Воздух, и через Воду, и через Землю, и лишь тогда сольётся Дух их с Духом моим. Амулет волосяной и кошель меховой, или иное что, данное мне Идамом моим как Предмет Силы, но боящееся дыхания Твоего, пройдут через дым Твой, и через Воздух, и через Воду — или орошены Водой будут, — и через Землю — или встретятся с Землёю, — и лишь тогда сольётся Дух их с моим Духом.
Что касается ещё одного аспекта Бхакти-магии и более продвинутой работы со стихиями. Когда мы работаем со стихией, именно как жрецы, мы отождествляется с божеством (в данном случае с Огнём или вообще с неким стихийным божеством). Во многих гимновых и текстах призываниях идёт сперва обращение к божеству во втором лице, как к нему, а потом уже к себе: я как бы говорю уже его устами, — поэтому во время практики мы сперва являемся жрецом, а потом становимся божеством. В процессе проработки стихии мы со временем становимся полномочной инкарнацией стихии: не в том формате, что теперь можем поджигать прикосновением или дышать под водой, но та составляющая этой стихии, которая имеет психическое или физическое воплощение, будет сильно проявляться — максимально, насколько это возможно. Важное отличие Бхакти-магии от более продвинутых форм работы с божеством (в том числе от работы со Священным Ангелом-Хранителем): для работы с Бхакти-магией можно выбрать любое, произвольно выбранное божество или стихию, в зависимости от наших целей, и в процессе отрабатывать черты конкретного божества:
При работе с Ангелом-Хранителем важно найти именно те стихийные или божественные соответствия, которые максимально «наши», которые мы можем действительно представлять на материальном плане, своими действиями представлять их, воплощать их всю жизнь. Близко к такой работе со стихиями находится работа с тотемами: как мы обсуждали на лекции по образу жизни мага, можно точно также временно использовать некое животное, прорабатывать черты произвольно выбранного животного, а можно пройти через отождествление с ним как с тотемом:
Если уйти слегка в Хаос-магию, то мы точно также можем использовать не только стихии, животных и прочее, но и прорабатывать литературных персонажей, их черты. Только что выдуман этот персонаж или уже глубоко укоренился в традиции — значения в Хаос-магии не имеет.
Переходное между Бхакти-магией и работой с Ангелом-Хранителем — это работа с Идамом, тибетская техника проработки образа боддхисаттвы, буддоформы, на которую мы медитируем, прорабатывая какие-то её черты:
С другой стороны, это приближает нас и к полному отождествлению с тем или иным образом, когда мы не просто прорабатываем этот образ, а всё более сами становимся этим образом. В западной традиции понятие Священного Ангела-Хранителя наиболее проработано в магии Абрамелина, подробнее сейчас не будем:
Сейчас же поговорим о том, почему вроде как не связанные со стихиями темы звучат именно здесь. Уровень Ангела-Хранителя — это уровень шестёрки, в Каббале это Тиферет:
И в глаза бросается, что Тиферет находится в центре модели, а по сторонам она окружена четырьмя другими сфирами. То стихийное соответствие, которое я даю здесь — это очень нетрадиционная трактовка, хотя с практической точки зрения она может быть целесообразной. Смотрим на сфиры 4, 5, 7 и 8. Очевидно, что 5 (Гебура, Марс) — это Огонь. 7 (Нецах, Венера) — это, по всей видимости, Вода (эмоции). 8 (Ход, Меркурий) — Воздух, тоже достаточно очевидно. А вот с четвёркой сложнее, у нас получается, что 4 (Хесед, Юпитер) — это Земля, что и является самой нетрадиционной частью символизма, потому что, по традиции, Земля находится на 10 (Малкут). Но в контексте проработки стихий, индивидуации Земля вполне оправдано находится на четвёрке: Юпитер — самая тяжёлая из планет Солнечной системы (тяжесть = Земля), и её царственность — это, можно сказать, всё самое лучшее, самое надёжное, что есть в Земле. Так что это не просто присвоение значения по остаточному принципу. Причём, что важно именно с практической точки зрения, при проработке всех стихий в равной степени в этой модели у нас возникает 5-й элемент, Тиферет. Он не просто находится в середине Древа, это ещё и один из этапов нашего пути к Бездне. И если мы прорабатываем стихии в контексте понимая своей внутренней сущности именно по этой нетрадиционной модели, равномерная проработка их всех буквально пинком отправляет к центру и ставит на прямой путь в сторону Высшей Триады — то есть к 5-му элементу, выраженному уже не центром креста, а вершиной пентаграммы:
[1] Транскрипт составила Хёрдис Дракон, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.