Fr.N.O: Всем привет! Сегодня мы поговорим об основах биоэнергетики. Вообще биоэнергетика — это одна из базовых дисциплин для любого магического направления, потому что для любых магических практик необходима так называемая «личная сила». Личную силу можно назвать более популярным термином «мана» или ещё как-нибудь, — в общем, это то, что позволяет мало того, что совершать какие-то непосредственно магические действия, но и просто оставаться жизнедеятельным, жизнеспособным, жизнерадостным и т. д. в любой ситуации.
Очень важный момент, он касается и сновидческих практик, о которых я говорил на прошлом занятии[2], и биоэнергетики, и, в общем-то, любых других магических дисциплин. Чтобы освоить самую-самую-самую базу, как правило, нужно не так много знаний и действий, достаточно просто быть целеустремлённым и хотеть добиться каких-то результатов. Если вам на каких-то курсах кто-то говорит о том, что для освоения этого, даже на начальных этапах, понадобится пару лет, то вы сразу спрашивайте, а сколько это стоит, — и вам наверняка скажут немаленькие цены за весь курс, который вы должны будете оплачивать в течение длительного времени, и тогда сразу будет понятно, что это разводилово, что это шарлатан. На самом деле, достаточно небольшого времени для приобретения основ в любом магическом направлении, а дальше вы уже можете развиваться самостоятельно, пользуясь литературными источниками, консультируясь с коллегами и т. д.
Теперь перейдём непосредственно к вопросам биоэнергетики и на первой лекции поговорим о магической анатомии. Если мы будем продолжать в таком же режиме, то на одном из ближайших занятий мы поговорим ещё об источниках энергии — начиная от энергетического вампиризма и до каких-то более «гуманных» техник. Но сейчас поговорим об анатомии. Когда мы говорим о магической анатомии, надо помнить школьный курс по биологии за 9-й класс. Будем отталкиваться от него. Сейчас, поскольку я обычно к лекциям не сильно готовлюсь, будет в основном экспромт, поэтому я что-то могу забывать, где-то немножко ошибаться, но вы всегда можете проверить то, что я говорю, с помощью анатомических атласов и чего-нибудь ещё в этом духе.
Прежде всего, когда мы говорим о магической анатомии, речь в традиционной, скажем так, уже европейской магии, идёт о чакрах — хотя чакры, конечно, понятие индийское, но, во-первых, аналоги использовались и в европейских системах, а во-вторых после мадам Блаватской и иже с нею всё это очень хорошо впиталось и в европейскую традицию. Как правило, говорят о 7 чакрах. Сразу отличие того, что я буду говорить, от того, что вы найдёте в большинстве источников, — на самом деле чакр гораздо больше.
Что такое чакры? Чакры — это, как принято, говорить, «энергетические» центры или что-то в этом роде. Но, по сути, они совпадают с нервными центрами, железами внутренней секреции и жизненно важными органами, и здесь идёт прямая взаимосвязь обычной, биологической анатомии — и анатомии магической. Посмотрим даже по семи чакрам. Понятно, что есть Сахасрара, которая как бы находится за пределами физического тела — во всяком случае, там она должна визуализироваться и ощущаться. Но если говорить о 1-й сверху телесной чакре (Аджна-чакре) — она, понятно, соответствует головному мозгу, а также таким железам внутренней секреции как эпифиз и гипофиз. Дальше у нас идёт Вишуддха (я иногда могу забыть какое-то из этих названий, но это не суть, как её называть, важнее понимать, где она находится и за что отвечает). Вишуддха — это горло, органы речи, а также щитовидная железа. Дальше у нас идёт Анахата — сердце и все нервные центры, связанные с ним, а также лёгкие. Ниже у нас идёт Манипура — чакра солнечного сплетения. Тут, понятно, нервный центр, который иннервирует большое количество органов. Дальше идёт, соответственно, пупочная чакра Свадхистхана и, наконец, нижняя из семи — Муладхара. Все прекрасно могут понять, где что находится, если взять рядом картинку с чакрами и анатомический атлас:
И вот тут важный момент. Если мы продолжаем эту линию ниже, то выходим на коленную чакру — или, точнее, на коленные чакры, которые будут соответствовать суставу. И дальше, в общем-то, большинство малых чакр тоже находятся там, где находятся суставы, потому что, опять же, у суставов — например, если это конечности, — есть своя иннервация, более значимая. Соответственно после коленных чакр у нас идут чакры голеностопа, а дальше — как бы такая «рассеянная чакра» пальцев ног. То же самое мы видим и на руках. Есть чакра локтевая (точнее, опять же, потому что у нас две передние конечности), чакры запястья и, опять же, рассеянные чакры пальцев.
Идём дальше. Сахасрара у нас была сверху за пределами контура тела. И у нас аналогичная имеется внизу. Я её называю корешковой чакрой, но это может возникать путаница со словосочетанием «корневая чакра», которое используется к Муладхаре — нижней из семи. Но у нас имеется чакра, тоже вынесенная за пределы тела и находящаяся примерно на таком же расстоянии от ступни, как Сахасрара — от макушки, только вниз. Эта чакра очень важна потому, что она обеспечивает наше положение в пространстве в прямом и переносном — то есть, в буквальном или в символическом — смысле этого слова. Когда мы говорим, что человек «хорошо стоит на ногах», мы подразумеваем именно эту корешковую чакру. «Хорошо стоит на ногах» — понятно, может значить и то, что у него все хорошо по жизни в целом, и то, что он физические устойчив. Допустим, эта чакра очень важна для тех, кто занимается боевыми искусствами, а с другой стороны — занятия боевыми искусствами хорошо помогают её укрепить.
И тут ещё один очень важный момент, о котором мы будем говорить дальше. Любая чакра связана с какими-то органами, суставами, нервными центрами и т. д. И у всех этих органов и нервных центров есть какие-то вполне себе материальные функции. Например, если мы говорим о Вишуддхе, то одна из задач, одна из функций Вишуддхи — это общение. Почему общение? В общем-то, всё понятно: потому что тут — гортань и всё то, где образуются звуки речи. Но, помимо прочего, эта чакра находится, как я уже говорил, рядом со щитовидной железой, в ведении которой находится обмен веществ (тоже своего рода «общение» с окружающим миром), а мы знаем, что нарушение работы щитовидной железы ведёт к нарушению обмена веществ в ту или иную сторону. То же самое мы можем сказать о значениях любой чакры. Соответственно, Аджна традиционно — это «третий глаз» и всё, что с этим связано, — интуитивное, «сверхчувственное» и т. п. восприятие. Но надо понимать, что это ещё и собственно интеллектуальная деятельность человека, потому что находится Аджна около мозга. Также это органы восприятия. Когда мы говорим о Вишуддхе, это общение, но общение связано ещё и с органами восприятия — зрением, слухом, обонянием и т. д.
Выше забыл назвать ещё одну из «второстепенных» чакр. Это носовая чакра, она тоже достаточно значима, поскольку связана с ориентацией в пространстве. Если корешковая чакра помогает нам крепко стоять на ногах и поддерживать вертикальную ориентацию, то носовая чакра фактически обеспечивает горизонтальную. Выражения «держать нос по ветру», «хороший нюх» — они применимы не только к обонянию, но и в переносном смысле. Это всё — как бы аллегорическое обозначение именно функции носовой чакры. И, помимо прочего, это ориентирование с помощью органов чувств: Аджна — это управление органами чувств, а носовая чакра — это ориентирование с помощью органов чувств. В том числе это умение находить выход из каких-то сложных ситуаций и т. п.
Теперь о том, как «прокачивать» чакры. Прокачивать чакры надо, прежде всего, за счёт прокачивания функций, за которые отвечает та или иная чакра, либо за счёт прокачивая тех органов, которые связаны с этой чакрой. Например, любая интеллектуальная деятельность, так или иначе, прокачивает Аджну. Носовую чакру, понятно, прокачивает и непосредственно тренировка обоняния, и тренировка каких-то навигационных навыков. Навыки общения прокачивают Вишуддху. Что касается Анахаты, хорошо помогают, например, дыхательные практики, поскольку лёгкие тоже находятся в ведении этой чакры. А для Свадхистханы и Муладхары хорошо помогает, помимо прочего, сексуальная магия.
Итак, 1) физический орган, 2) функция этого физического органа и 3) символическое значение самой чакры, — они очень тесно связаны, и если мы хотим проработать что-то одно из этого, мы можем браться за другое. Если мы хотим прокачать символическое значение чакры, мы можем прокачивать физические функции органа, и наоборот.
Кстати говоря, я рассказывал сейчас сверху вниз и внизу немного запутался, потому что сверху вниз — описание немножко нелогичное. Начинать по семи основным чакрам лучше снизу вверх, и если говорить о Муладхаре, то она отвечает за физические возможности, связанные с выживанием особей и с выживанием вида, то есть за функции размножения и выживания. Одна сторона — так сказать, «эгоистическая», но это без какой-то моральной оценки слова «эгоистическая», просто как направленная на собственное выживание. Другая — альтруистическая, направленная на выживание рода, вида и т. д. И вот эта двойственность — она будет проявляться и в некоторых других чакрах. Допустим, когда мы говорим про Аджну, — это то, что связано с «левополушарным» и «правополушарным» мышлением: хотя уже давно доказано, что с полушариями как таковыми это не связано, но, тем не менее, это тоже две сторона Аджны — иньская и янская. То же самое у нас, в принципе, и по другим чакрам
Возвращаемся опять к их рассмотрению снизу. Свадхистхана, вторая чакра. Если первая чакра даёт нам возможность, то вторая чакра даёт нам желание этой возможностью воспользоваться. Например, если говорить о сексуальной сфере, то нижняя первая чакра даёт нам саму возможность заниматься сексом, а сексуальное удовольствие уже связано со второй чакрой. Третья чакра, Муладхара, отвечает за волю к достижению чего-либо. Четвёртая, Анахата — промежуточная между так называемыми «высшими» и «низшими» чакрами, но я сразу скажу, что не люблю это обозначение — «высшей» и «низшей», — потому что оно как бы намекает на то, что, вроде как, три нижних — они чем-то «хуже», чем три верхних, но это, естественно, не так. У кого проблемы с тремя нижними, те очень быстро поймут, что у них и с верхними не всё в порядке. Хотя, конечно, некоторые поймут не быстро, но зато более жёстко. Соответственно, Анахата является посредником между нижними и верхними, и вообще она находится посередине: «сердце», «середина» — однокоренные слова. Если мы расставляем руки, и наши малые чакры рук расходятся в стороны, то сердце всё равно оказывается между ними, и Анахата оказывается между ними:
Поэтому, в любом случае, когда мы начинаем энергетическую работу с руками, то всё идёт у нас, опять же, через Анахату.
Как я уже говорил, Вишуддха — это общение. И, наконец, Аджна — интеллектуальное восприятие, независимо от того, какой это интеллект. Есть логический интеллект, есть, грубо говоря, интуитивный — то есть, то, что говорят про «левополушарное» и «правополушарное» мышление: или мы воспринимаем картинку целиком, а потом уже интеллектуально осознаём это, или мы, наоборот, сначала берём какие-то детальки, а потом сводим их воедино. Дедукция или индукция.
Это по основным семи чакрам. Теперь насчёт того, что помогает развивать конкретные чакры. Есть некоторые практики, которые позволяют гармонизировать все чакры вместе. Начнём с того, что гармонизировать работу чакр помогает та активность, которая, опять же, на физическом плане задействует всё тело. Например, это боевые искусства — независимо от того, речь идёт о контрактных боевых искусствах или о чём-то вроде тайцзицюань, цигун и т. п., где противника может и не быть (а скорее всего и не будет). Это вся работа на общую пластику, координацию движений и т. д., в том числе и танцевальные практики — они тоже направлены на гармонизацию всех чакр.
Дальше. Чтобы работать со всей своей «магической анатомией» так сказать, есть несколько базовых поз. Первый вариант — максимально открытая позе: руки расставлены, ноги можно либо направить параллельно вниз, образуя крест, так что корешковая чакра воспринимается как единое целое, либо встать «пентаграммой», и тогда будут две корешковые чакры, воспринимаемые раздельно:
Глаза желательно закрыть. В этом положении можно визуализировать проход энергии либо сверху вниз, либо снизу вверх, причём желательно чередовать — сверху вниз или снизу вверх. Вот что мы делаем. Если сверху вниз, мы запускаем энергию через Сахасрару, представляем, как мы её втягиваем. (Кстати, когда я говорю «проводим энергию», и когда я говорю «визуализируем энергию», в данном случае это одно и то же: нам неважно, является ли это «энергия» чем-то реально существующим или тем, что мы просто представляем у себя в голове. Это, в данном случае, технически равноценно.) Мы представляем, как мы из космического пространства впитываем эту энергию в Сахасрару, как она проходится до Анахаты. Здесь она расходится на три потока — в обе руки и вниз, — и та, которая идёт в руки, потом встречается. Часто говорят, что одна рука «принимающая», а другая «отдающая», но лучше чередовать — сначала запускать через левую, а встречать правой, потом наоборот. Или обеими руками выводим её из себя, а потом она встречается, — тут можно экспериментировать, как именно, мы можем замыкать потоки разными способами. А та, что уходит сразу вниз, дальше идёт через корешковую чакру.
Другой вариант — нужна поза замкнутая. Тут кому что удобно: лично я позу лотоса лотос не могу, мне в ней неудобно. Можно просто сесть, что называется, «по-турецки», скрестив ноги. То же самое руки: мы можем каким-то образом их соединить — ладонь к ладони, в замок или как-то ещё. И тогда мы делаем практически то же самое, но ничего не уходит из нас, всё циркулирует только внутри, по рукам замыкается, по ногам замыкается и т. д.
Такие практики можно проводить в удобное для вас время. Всё это можно делать также со звуковыми эффектами, так сказать. Лет 15-20 назад я выработал для себя удобную чисто с фонетической точки зрения, скажем так, мантру. Хоть она и близка к некоторым традиционным, но не проистекает из них, а связана с той последовательностью гласных звуков речи, которые наиболее гармонично перетекают один в другой. Мантра начинается со «смычного» гласного (!) звука МММММ — как мычание. Это шесть гласных, но в определённой последовательности. Потом — ИЭАОУ, но произносятся оно сплошняком, сплошным кругом. И замыкается тем же «смычным гласным». Вот так: [вибрирует] МИЭАОУМ… МИЭАОУМ… МИЭАОУМ… Понятно, что мантры ОМ, АУМ — близки к этому по звучанию, но у меня выработалась собственная версия, причём без связи с традиционными мантрами, чисто из фонетических соображений.
Вот эти колебания, ещё раз повторяю: МИЭАОУМ… Вы можете посмотреть на мои губы, они совершают при этой мантре последовательное движение: сначала они сомкнуты на М, потом приоткрываются на И, растягиваются на Э, полностью раскрываются на А, округляются на О, вытягиваются в трубочку на У и снова смыкаются на М. А если мы будем произносить их в другом порядке — делать, например, АЭИ, — у нас такого единого направления движения не получится. Это сложно объяснить словами, просто поэкспериментируйте с разными последовательностями гласных — и вы сами поймёте, что вот этот звук наиболее подходящий. Так вот, эту мантру можно накладывать хоть на открытую, хоть на закрытую позу.
Когда мы находимся в этих позах, для прочувствования чакр важно не просто стоять или с закрытыми глазами и расставленными или сложенными руками, важно представлять, визуализировать каждую чакру. Максимально чётко представляем, как энергия проходит в макушку или в ноги, визуализируем всё это. Я обычно визуализирую в виде синих потоков, а чакры — в виде синих шариков, но это кому как. Соответственно, в Аджне представляем, как энергия разливается синим шариком, освещает наш головной мозг. Максимально чётко всё это представляем, причём не просто зрительно, но стараемся всё это почувствовать. Она спускается дальше, и мы стараемся прочувствовать каждую деталь, все органы, находящиеся рядом — чувствуем ли мы какой-то дискомфорт, болит ли там у нас что-то и т. д., — чтобы потом, уже в нашей повседневной жизни, если мы всё это достаточно регулярно делаем, мы, с одной стороны, лучше начинали распознавать признаки каких-либо проблем с органами, а с другой стороны — чтобы мы уже как бы нашли с этими органами общий язык и могли действовать методом самовнушения. Понятно, что мы не вылечим, допустим, раковую опухоль чисто одним усилием мысли (хотя не знаю — может быть, кто-то и сможет), в сложных случаях всё-таки лучше обратиться к специалистам. Но, во всяком случае, от каких-то повседневных недомоганий — и это, опять же, проверено на собственном опыте, причём многократно, — мы можем подобным образом избавляться, когда достаточно хорошо научились чувствовать и слушать своё тело. Всё это помогает. Научиться чувствовать своё тело помогают как раз такие визуализации с прогоном энергии по всему телу, потому что, когда мы ориентируемся на чакры, мы фактически прогоняем её по всему телу, особенно если учесть дополнительные чакры, о которых я сегодня говорил.
Кстати говоря, иногда в некоторых источниках встречаются немножко разные описания функции чакр спереди и сзади. Лично по-моему опыту — это связано с тем, что позвоночник сам по себе является или одной чакрой, вытянутой, или каждый позвонок является отдельной, чакрой, как малые чакры пальцев рук и ног. И когда мы говорим о «передней Анахате» и «задней Анахате», то фактически на заднюю Анахату накладываются свойства, функции и проблемы, связанные с позвоночником и с чакрами позвоночника. И позвоночник, естественно, — это вам скажут и врачи, — очень сильно влияет на всё ваше здоровье, не только связанное непосредственно со спиной. Кстати говоря, у меня последние лет 10 иногда бывает, что из-за недостаточно активной жизни начинает застаиваться позвоночник, появляются боли в спине. И я тогда провожу сеанс, я выработал сам для себя нечто типа цигун — конечно, это не является цигун в традиционном смысле, но определённый комплекс движений, при котором позвоночник определённым образом прогибается (это, конечно, тоже лучше показывать в живую). Суть в том, что это работа на всю систему чакр, потому что работа, прежде всего, на позвоночник. Руки и ноги тоже задействованы, но в основном работа идёт с позвоночником.
Ещё один очень важный момент. Я говорю сейчас насчёт разных способов гармонизации всех чакр, и это не значит, что нужно использовать только какой-то один из них. Нельзя этим способом — с мантрой и позой — заменить развитие, связанное с физической активностью тела, с телесными практиками, связанными с чакрами, или с проработкой их символического значения. Нужно обязательно совмещать, потому что иначе это будет однобоко.
Теперь немножко пройдёмся по порядку с конкретными чакрами, что и как прокачивать. Но перед тем, что и как прокачивать, — зачем мы это всё прокачиваем. Зачем — это, в общем-то, вопрос к каждому из вас, но в основном это то, что даёт нам хорошее самочувствие, самовосприятие и всё из этого следующее. Если у нас не хватает сил чисто на то, чтобы поддерживать собственное здоровье, то о какой магической практике мы можем вообще говорить? Прежде всего, это то, что связано с нашим состоянием здоровья, но, естественно, может использоваться и в тех целях, которые традиционно считаются «магическими». Я так немного иронизирую, потому что отталкиваюсь от определения магии, данного Алистером Кроули — как «Науки и Искусства вызывать изменения в соответствии со своей Волей». Следовательно, то, что мы делаем, исходя из своей Воли, когда мы что-то намеренно и в нужную нам сторону изменяем, то даже если мы делаем это с помощью вполне себе материальных средств, всё равно это будет магия.
Начинаем сверху вниз, в не совсем традиционной последовательности.
Проработка Сахасрары. Поскольку Сахасрара не находится на нашем физическом теле, то и проработка не является строго физической и материальной. Она касается, прежде всего, наших мыслей, причём мыслей (немножко кавычки) максимально «возвышенных» и «оторванных» от «повседневной», «бытовой», «мирской», «профанной» реальности. Проще всего это делать, опять же, с закрытыми глазами — потому что так проще от этой повседневной реальности немножко закрыться, потому как «оторваться» от неё мы всё равно не сможем. В этом случае мы можем представлять какие-то цвета и образы, который лично для нас связаны с некой сферой «божественного», «трансцендентного» и т. п. Это в том числе связано и с цветовой гаммой, но цветовая гамма, в принципе, традиционная — от фиолетовой сверху до красной снизу. Соответственно, все наши визуализации желательно должны быть в схожей цветовой гамме. Сахасрара — значит, это, в основном, наши мысли и представления о чём-то максимально абстрактном.
Проработка Аджны. Опять же, не надо забывать о том, что она двойственна. Это логический интеллект и интуиция, то есть абстрактный интеллект. Чтобы прокачать Аджну со стороны логического интеллекта, нам нужны логические задачи, математика, грамматика и прочие «скучные вещи», но, естественно, обязательные. Чем больше мы работаем над интеллектуальной стороной своего развития, тем больше мы прокачиваем Аджну с этой стороны. Тут же будет и изучение различных естественных наук, точных физико-математических наук и т. п. Если говорить о второй, интуитивной стороне, тут тоже, в принципе, есть определённый практики на прокачку интуиция во вполне себе «академической» психологии, гугл вам в помощь, все умеют это делать, найти методы прокачки интуиции достаточно нетрудно и в оккультных источниках, и в психологических. Здесь же у нас будут различные виды творчества — прежде всего творчество, связанное с образами: то есть, это не проза, которая в основном касается интеллектуально-логической стороны, это не танец, который касается всего тела, — это творчество художника, поэта т. п. Соответственно, если мы занимаемся этими видами творчества, мы тоже прокачиваем Аджну с этой стороны. Но тут важный момент от меня как поэта. Если мы просто срифмовали какой-то текст на «палка-галка», «любовь-морковь», — он не становится автоматически «поэзией»: поэзия работает, прежде всего, с образами. Если вы понимаете эту разницу между поэзией и просто зарифмованным языком, — значит, вы понимаете, в какую сторону таким методом прорабатывать вашу Аджну. Ну и художественное творчество — тоже понятно: не срисовывание чего-то, а именно образное творчество художника.
Дальше, поехали с промежуточными. Носовая чакра. С одной стороны, это все физические способы повышения своей обонятельной чувствительности. Тоже, в принципе, при желании можете найти какие-то источники на эту тему, можете экспериментировать самостоятельно. Например, если вы занимаетесь — ну, не знаю, парфюмерией, — то у вас всё должно быть с этим достаточно хорошо. Здесь же все методы, связанные с ориентированием в пространстве. Когда вы идёте в турпоход с картой и компасом, вы прокачиваете носовую чакру. Здесь же и то, что касается, скажем так, «работы сыщика». «Ищейка» — опять же, образ. Образы тоже берутся не случайно, язык является проявлением менталитета и, соответственно, опыта нации — народа, а то и народов. Соответственно, если вы — пусть в шутку, в каком-то игровом формате — занимаетесь какими-то расследованиями (это может быть какой-то квест, кабинетка, ролевая игра, где вы занимаетесь расследованием, пытаетесь какие-то детальки сложить в единую картину), — это тоже будет проработка носовой чакры.
Если идти дальше, то челюстную чакру тоже можно выделить отдельно (я не говорил в прошлый раз, но это то же самое). И здесь всё просто: две стороны — это разговор и жевание. Причём жевание чего-то трудноразжёвываемого. Опять же, взаимосвязь этих двух сторон прямая. Вспомните: знаменитый оратор Демосфен держал во рту камни, когда обнаружил, что у него проблемы с дикцией, а хотел выступать на публику. Что он делал? Он брал в рот мелкие камушки и пытался с этими камушками во рту перекрикивать шум моря. Соответственно, связь жевания и речи достаточно очевидно: хотя это как бы взаимоисключающие — в каждый конкретный момент взаимоисключающие — вещи, но при этом одно развивает другое. Или возьмём пение. Кстати говоря, оно не только на эту чакру. Это ещё и Вишуддха, поскольку связано с общением, и Анахата, поскольку лёгкие, задействованы, как минимум, эти три. А в некоторых случаях это будет ещё и Аджна — интуитивная часть Аджны, — но тоже в зависимости от того, что и как мы поём. Кстати, жевание, как известно, отвлекает внимание: если мы жуём, то мы плохо воспринимаем информацию. Но, если в терминологии чакр, это связано с тем, что наше внимание фактически переходит из Аджны в челюстную чакру: это достаточно недалеко, поэтому легко отвлекает, а вот Анахата, например, с меньшей вероятностью. Хотя тоже, естественно, Анахата во многих случаях будет сильно отвлекать Аджну от своей работы, что хорошо знают влюблённые, когда, вроде бы, Аджной всё понимается, как следует, но вот Анахата понесла куда-то не туда.
Дальше, Вишуддха. Во-первых, она прорабатывается… йодом. Хорошо известно, что нехватка йода приводит к проблемам со щитовидной железой. Но это, конечно, не значит, что вам надо выпить сейчас бутылочку йода, всё в разумных пределах. Прежде всего, если брать символическую и как бы «гортанную» функцию Вишуддхи, то это общение. «Академическая» психология, любые тренинги на общение, — это всё проработка Вишуддхи. Как мы уже говорили — пение и вообще любые практики, связанные с голосом, вроде ораторского искусства. Мантры как таковые — не какая-то конкретная, а мантры вообще. Ну и всё прочее, что связано с этой анатомической областью. Кстати говоря, массаж в районе любой чакры тоже связан с её проработкой. Он направлен на развитие этой чакры, хотя, понятно, что тот массаж, который будет допусти́м в районе Вишуддхи, — совсем другой, чем тот, который в районе Аджны: понятно, что надо контролировать свою силу, степень воздействия и т. д. Суть в том, что каждое прикосновение (то, о чём я говорил на лекции по сновидениям про шарики и иппликатор) активизирует нервные окончания в районе той или иной чакры, а поскольку чакры связаны с нервными центрами, то развитие через эти нервные окончания соответствующего нервного центра приводит и к развитию, скажем так, «символических» функций чакры.
Поехали дальше. Анахата. Я уже говорил насчёт дыхательных практик: поскольку все дыхательные практики связаны с лёгкими, они направлены в том числе на Анахату. Скажем так — «острые сердечные переживания», как это ни покажется странным. Но если мы это можем достаточно контролировать и просто погружаться в это в порядке так называемой «осознанной глупости» — то есть, если мы понимаем, что в данной ситуации мы в любой момент можем переключить контроль на разум, но позволяем себе испытывать сильные эмоции, наблюдая при этом с позиции разума на наши переживания, — это тоже достаточно экстремальная, но все же проработка именно Анахаты. Различные практики — они часто в «околовосточной эзотерике» используются, — связанные с так называемой «безусловной любовью», включая достаточно абстрактные визуализации, из серии «о том, что я посылаю лучи добра, лучи любви». Допустим, в тибетском буддизме много подобного, они тоже связаны с Анахатой, но уже, скажем так, с символической стороны.
Дальше пройдёмся по рукам. Почему малые «суставные» чакры достаточно мало используется в традициях? Потому что они и не столь значимы, как те, которые связаны с жизненно важными органами. Но понятно, что любая разработка сустава, разные растяжки этих суставов, — это является работой и с этими малыми чакрами. Что касается кистевых чакр, они являются как бы одним из главных инструментов «колдунства»: когда в нашей картине мира и в нашей практике что-то требует посылания какой-то «силы» — не важно, путём «наложения рук» на что-то или через пространство, — мы, так или иначе, работаем именно с малыми кистевыми чакрами, поэтому идёт очень тесная взаимосвязь с этими чакрами нашего мастерства в плане «колдунства», — но я это слово, «колдунство», конечно, беру в кавычки, это, скажем так, деревенская магия и близкие к ней традиции. Она часто оперирует именно руками, и, чтобы было удобнее, если кому-то из вас подобные традиции близки, то все практики, направленные на совершенствование вашей кисти, в любом случае, помогают. Допустим, я в своё время проводил — это полезно не только в эту сторону, но и вообще — очень полезную практику, так называемый «день левой руки». У большинства из нас активной рукой является правая. Есть те, у кого активной рукой является левая. Их, как правило, по социальным причинам чаще всего переучивают с детства на правую, и они становятся амбидекстерами, то есть теми, кто примерно одинаково владеют двумя руками (на самом деле, всё равно, конечно, обычно будет не совсем одинаково). А я вот в какой-то период наоборот, будучи правшой по рождению, целенаправленно переучивался на левую руку, устраивал себе периодически «день левой руки», когда все повседневные дела делались одной рукой, причём рукой левой. Это очень хорошо помогает, помогает и на гармонизацию сторон Аджны — «правополушарной» и «левополушарной». Но это, кроме того, помогает проработать нашу обычно ослабленную левую руку. Сейчас я могу есть, писать, играть в настольный теннис, фехтовать ножом, одеваться — практически всё, что правой рукой, могу делать левой. Понятно, что чуть-чуть хуже, медленнее, но, во всяком случае, если я вдруг останусь без правой руки, я не пропаду. Понятно, что такая вот чисто прагматическая сторона в этом тоже есть, но, кроме того, это и разработка малых чакр рук. Обычно только одна рука у нас рабочая, поэтому многие говорят, что в магии одна рука отдающая, а другая — принимающая. На самом деле нет. На самом деле это связано с тем же. Вот правша, левша, — кому как удобно. Но, в принципе, обе руки могут работать одинаково и в этом плане. Ну и, когда мы говорим про развитие, мы вспоминаем о том, что самое важное для раннего интеллектуального развития ребёнка — это мелкая моторика рук. Таким образом, всё, что нам даёт мелкую моторику рук, — пазлы, мелкие рукоделия, письмо, — это всё тоже развивает малые кистевые чакры.
Поехали дальше. Манипура, солнечное сплетение. Солнечное сплетение — это, во-первых, «волевая» чакра, связанная с Волей, целеустремлённостью и т. д. Во-вторых, поскольку рядом с солнечным сплетением, помимо прочего, находятся надпочечные железы — чуть пониже, но иннервация насколько я помню оттуда… Надпочечники. Что это у нас? Это адреналин и норадреналин. Норадреналин менее на слуху, адреналин все прекрасно знают: гормон, скажем так, «острых ощущений». Когда мы оказываемся в какой-то опасной, или потенциально опасной, или кажущейся нам опасной ситуации, — у нас сразу выплеск адреналина, и мы можем горы сворачивать, мы можем делать гораздо больше того, что мы могли бы в обычном состоянии. Но при этом надо помнить, что после адреналина идёт выплеск норадреналина, и после этого, если мы оказались в какой-то ситуации, которая казалась нам страшной, опасной, а потом оказалось, что ничего такого не было, — мы можем почувствовать, что нас всех трясёт, на ногах не стоим… Соответственно, на одном адреналине мы долго не просуществуем в эффективном режиме, нужно чередование.
Вот к чему это говорю. К тому, что, помимо практик, связанных с развитием воли, на Манипуру будут влиять всякие экстремальные виды спорта — и вообще какие-то экстремальные переживания, опять же, при условии, что мы в состоянии контролировать себя, выжить и не свихнуться от этих ощущений. В любом случае, хорошие мозги и крепкая воля нам для этого, в любом случае, нужны. Но экстремальные ощущение, экстремальные переживания для тех, кто чувствует, что способен с ними справиться, — укрепляют Манипуру, но с позиции «что не убивает, то делает сильнее».
Следующая у нас Свадхистхана. Эта чакра связана с удовольствиями как таковыми и сексуальными удовольствиями, в частности. Соответственно, всё, что связано с сексом, включая сексуальную магию (это отдельный разговор, может быть, тоже отдельное теоретическое занятие проведём на эту тему), тоже направлено на развитие Свадхистханы — второй, «оранжевой» чакры. Она связана с удовольствиями, а значит, получать удовольствие — это развитие оранжевой чакры. Любые удовольствия. Пищевые в том числе, причём пищевые — даже в очень большой степени, потому что рядом находятся органы пищеварения. Другое дело, что некоторые удовольствия могут, как бы развивая эту чакру, гробить другие чакры, это само собой. Поэтому нужно соблюдать меру.
Дальше. Нижняя чакра, красная, Муладхара. Это тоже вопросы размножения и выживания, но уже чисто с биологической стороны, а не со стороны получения от этого удовольствия. То есть — «выше, дальше, сильнее». Сколько раз в день мы можем получить оргазм, сколько мы можем обойтись без кислорода, всё, что касается выживания. Понятно, что это, как и Анахата, ещё и дыхательные упражнения — без кислорода, без воды, без еды, какие-то экстремальные ощущения, экстремальные условия — это тоже развитие нижней чакры, включая многими любимое, но, к сожалению, пока мною не испытанное закапывание. Уверен, что там тоже работа на большое количество чакр, несмотря на неподвижность: как минимум, там задействована Аджна, Анахата, Манипура, да и две другие нижние тоже. Когда-нибудь, думаю, я дозрею до того, чтобы самому эту практику пройти.
Поехали дальше. Позвоночник, как я уже сказал, это как бы отдельная чакра. Соответственно, все практики, связанные с позвоночником: боевые искусства, танцы, йога (преимущественно хатха-йога), всё, что связано с прогибами позвоночника и т. д., массаж. Но на позвоночник аккуратно надо: мне, допустим, нужен для этого достаточно жёсткий массаж, а кому-то, наоборот, жёсткий только навредит, всё очень индивидуально.
Дальше. Коленная чакра. Колени — очень уязвимая точка человеческого организма, причём и с биологической точки зрения, и с магической, на что многие не обращают внимания. Мне вообще не нравится, что «ниже колена полено», как говориться, — то есть, что ниже Муладхары вообще обычно не рассматривают. Это большое упущение, и советую всем заняться нижними чакрами, «чтобы не было мучительно больно», чтобы не было неожиданностью, чтобы не было уязвимых мест там, где вы просто не проработали. Колени — опять же, говорю с собственным опытом, с травмой колена, — это очень уязвимое место. Поэтому, во-первых, берегите их чисто физически. Во-вторых, опять же, всё, что связано с растяжкой и разогревом колен, — это очень важно, чтобы не получить какой-то неожиданный «магический удар»: если в вашей карте мира ещё существуют какие-то «магические воздействия», то вам может что-то достаться по коленям, об этом достаточно редко упоминается, но, тем не менее, может иметь место. Но я постоянно подчёркиваю: если в вашей картине это вообще возможно. Я стараюсь вообще исключить какое-то стороннее «магическое воздействие» из своей картины мира, и, в общем-то, достаточно успешно. Поскольку я человек публичный, было огромное количество тех, кто «наводил» на меня какие-то там «проклятия», — естественно, ничего из этого никак не повлияло. Я специально вёл дневник некоторых из таких «порч» в свой адрес, и максимум, что было там — самая страшная потеря в период такого «магического воздействия» — это потеря шляпы.
Ну ладно, я немножко отвлёкся. То же самое касается чакр голеностопа. Тоже различные растяжки, движения голеностопом — в боевых искусствах, в танцах, у кого как. И — да! То же, что я говорил о пальцах рук, в принципе, касается и пальцев ног. Ногами тоже можно что-то делать, пальцами ног. Говорят про мелкую моторику рук, но мало кто помнит про мелкую моторику ног. Допустим, попробуйте взять в ногу карандаш и написать что-нибудь. Я пробовал, получается — получается криво, но получается. И это тоже помогает развивать эти малые чакры пальцев ног. И кому интересно «колдунство», деревенская магия или что-то близкое к этому, — то же, что вы делаете руками, вы можете делать гомологичным органом, то бишь ногами. Это достаточно необычно смотрится (вроде, что-то подобное упоминалось у Сапковского), но, в принципе, если вам важна эффективность, то иногда это может быть важнее, когда, допустим, руки на виду, а ноги — не очень на виду, и вам что-то очень нужно сделать незаметно от окружающих.
И вот самое интересное, корешковая чакра. Важно то, что лучше всего её прокачивает всё, что связано с равновесием. Естественно, поскольку орган равновесия у нас находится в ушах и касается ориентации в пространстве, за неё отвечает и носовая чакра тоже. Но поскольку, как я говорил, корешковая чакра — это то, что помогает «крепко стоять на ногах» в прямом и переносном смысле, то любые практики на равновесие связаны с корешковой чакрой. И с нею же связано «чувство земли»: насколько вы воспринимаете себя частью земли, насколько у вас родство с землёй — не только как со стихией и планетой, но и в более абстрактном понимании, как Земля-Мать, — всё, что касается этой темы, так или иначе, тоже прорабатывает корешковую чакру.
И напоследок — очень небольшое упражнение. Если вы чувствуете, что либо вам не хватает «чувства земли», либо у вас много накопилось энергий, которые нужно сбросить, есть очень простой и эффективный физический способ это сделать. Мы собираем эту энергию из себя, примерно как я описывал в практиках с открытыми и закрытыми позами. И когда мы уже чувствуем, что всё, всё это в нас накопилось, — в этот момент надо резко упасть на все четыре конечности, желательно с силой и желательно — в живую землю, а не в пол. Это помогает нам сбросить лишние эмоции и, в том числе, наладить контакт с землёй в прямом и переносном смысле этого слова.
На этом всё.
[1] Лекция состоялась в рамках «Академия магии им. Крафта» (Западный Ковен).
Транскрипт составила Виктория Гордеенко, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.
[2] «Практика НЕосознанных сновидений», «Апокриф», вып. 192, http://apokrif93.com/apokrif/192.pdf.