Чем хороши всевозможные таблицы соответствий и каббалистические методы вычисления, что с их помощью любой объект можно отождествить с любым другим. С одной стороны, это позволяет глубже проникнуться идеей единства всего сущего или выстроить ритуал так, чтобы все его компоненты были должным образом связаны друг с другом. С другой же — возникает закономерный вопрос: если нет различения и всё едино, в чём смысл введения отдельных понятий для различных частей этой целостности? Казалось бы, ответ прост: разные модели уместны в разных случаях, в разных дискурсах, для осуществления разных целей. Можно смело говорить «Солнце взошло» в быту, поскольку важно именно визуальное восприятие с того места, где находится наблюдатель или слушатель, однако если мы хотим описать взаимоотношение Земли и Солнца, правильнее будет, конечно же, говорить более громоздкой фразой, вроде «Земля повернулась к Солнцу так, что оно стало видно наблюдателю». Если присмотреться внимательнее, мы обнаружим, что и эта точка зрения не совсем верна: пусть и ничтожно мало по сравнению с влиянием Солнца на Землю, Земля (как и другие планеты, большие и малые) тоже оказывает воздействие на Солнце, и, если нам нужна высокая точность, мы будем говорить уже не о вращении планет вокруг Солнца, а о вращении планет и Солнца вокруг их общего центра масс (пусть и почти совпадающего с центром самого Солнца). Перенося же гипотетический наблюдательный пункт ещё дальше, куда-нибудь на другой край Галактики, мы обнаружим, что взаиморасположение Земли и Солнца и их взаимовлияние вообще теряет значение: говоря «Солнце», мы смело можем подразумевать Солнечную систему в целом, как употребляем слово «Сириус», не задумываясь не только о наличии или отсутствии у него планетарной системы, но и о том, что это даже не одиночная звезда, а кратная. Всё это нисколько не мешает нам употреблять обороты вроде «Солнечное Колесо» или «Колесница Ра», когда мы приближаемся к плоскости мифа, поэзии или церемониальной магии, причём нам совершенно не обязательно верить в буквальное перемещение Солнца вместе с персонифицирующим его божеством на колеснице по твёрдому небесному своду, а формула «Солнце в Макрокосме есть Фаллос в Микрокосме» — вовсе не повод вялить рыбу на собственном Фаллосе.
Увы, этот простой ответ не мешает многочисленным деятелям от религии и эзотерики (да и простым обывателям, воспринявшим такую манеру от своих «духовных лидеров» или просто не желающим и не способным как следует поразмыслить) мешать дискурсы и, таким образом, подменять понятия, блуждать и заблуждаться, используя каббалистические методы в качестве доказательства объективного существования личностного внешнего божества или, скажем, возлагать надежды на амулеты и ритуалы в вопросах повышения своего материального благополучия или устройства своих любовных отношений, не прилагая при этом более весомых и грубоматериальных усилий для достижения результата. Поэтому, говоря о символизме посвящения в Минервал, я всё же постараюсь избежать злоупотребления соответствиями и отождествлениями, хотя без труда развёрнуто рассказал бы о чём-то вроде того, что «Минервал соответствует одновременно Аджне и Муладхаре, поэтому степень эта есть первый шаг с обеих сторон к Аджне как Солнцу или Центру Индивидуации», или что «Собеседование с САХ соответствует на Древе Солнцу-Тиферет, и Минервал есть начало осознанного движения в сторону Собеседования», или нечто подобное, но с учётом, например, места Солнца-Совелу в рунической системе или его роли в классической астрологии. Интереснее, на мой взгляд, будет поговорить о буквальном астрономическом (возможно даже — астрофизическом) символизме Солнца в топоцентрической (с положения «здесь и сейчас»), гео-(точнее — плането-)-центрической (с позиции объекта планетарной величины), гелиоцентрической (с «точки зрения» самого Солнца), галактикоцентрической (из Центра Галактики) и ацентрической модели (из любой другой, произвольно выбранной точки Вселенной, — ибо, как известно современным астрофизикам, у Вселенной нет определённого центра, «места, откуда началось её разбегание после Большого Взрыва», или, по крайней мере, такового нет в доступной нашему восприятию трёхмерной реальности). Основных причин моего выбора две: во-первых, с этой позиции символизм Минервала вряд ли кем-то рассматривался ранее, во-вторых, такая точка зрения наиболее соответствует культуронезависимой магико-мантической модели, разработка которой является важной частью моей личной практики.
Находясь в положении «здесь и сейчас», обычный земной наблюдатель неразрывно связан с Солнечной системой, независимо от собственных познаний насчёт характера этой связи. Земля позволяет ему стоять на ногах и вынуждает больно ушибаться при падении, Солнце приносит ему урожай и, управляя фотосинтезом, обеспечивает кислородом, Луна «заведует» приливами и отливами, дающими пищу в виде обитателей прибрежной полосы, но и грозящими затопить его дом. От движения Юпитера, вероятно, зависят периоды солнечной активности, роль которых в истории обосновал Чижевский. Другие видимые планеты, наряду с неподвижными звёздами, помогали человеку ориентироваться в пространстве и времени, служили музами для поэтов, источником мифов, поводом для учёных задуматься о закономерностях Космоса. Чтобы понять значение астероидов в человеческой жизни, достаточно вспомнить, что 65 миллионов лет назад два или более астероида уничтожили гигантских ящеров, позволив небольшим насекомоядным предкам человека и других современных млекопитающих выбраться из своих щелей и занять все освободившиеся экологические ниши. Другой астероид, по всей видимости, привёл к последнему ледниковому периоду, едва не погубившему молодое человечество. А сколько было иных, повлиявших на лик нашей Земли не столь катастрофически, но всё же заметно? Казалось бы, какой смысл говорить при таком раскладе о «привлечении» в Солнечную систему, если каждый человек от рождения и даже до него — её неотрывная часть?
Но вспомним о том, что, перечисляя свои органы чувств, мы обычно забываем о мышечном чувстве, позволяющем нам определять положение наших частей тела в пространстве, или о вестибулярном аппарате, определяющем, где верх, где низ, если только нас не подвесили вверх тормашками. Мы редко задумываемся о том, «как пахнет воздух», и считаем воду безвкусной, хотя, конечно же, для гипотетических «пришельцев», обладающих совершенно иной биохимией, эти вещества обладали бы и запахом, и вкусом (а по всей видимости — были бы ядовиты). Привычное и очевидное, как правило, не привлекает нашего внимания. Земной человек (в обыденном смысле этого слова, а не как ступень инициатической лестницы; здесь можно было бы сказать «малькутический», «хилик» и пр., но я обещал воздерживаться от откровенно эзотерического дискурса) берёт от Земли и Солнца земное, «горы» для него — это «просто горы». Все растения (кроме особо специализировавшихся паразитов, и в этом тоже есть свой глубокий символизм) так или иначе стремятся к Солнцу, поскольку гибнут без фотосинтеза, но мы говорим о «гелиотропности» только тогда, когда цветок поворачивается вслед за видимым движением Солнца по небу, гелиотропность воспринимается как тропа в Город Солнца Гелиополь, на солнечные поля Гелиоса. Стремление к Солнцу становится у человека стремлением к Небу, буквальному и образному. Это гибельный полёт Икара и вызвавшее гнев божества возведение Вавилонской Башни, но это ещё и научное познание, накопление знаний о месте Земли в мироздании, приведшее к победоносному шествию Гагарина по небесному своду — по стопам Ра — и продолжающееся до сих пор.
Стремление к небу вызывает гнев божества потому лишь, что божество это — «бог белых пятен», и познание мира силою Разума оставляет ему всё меньше мест, куда оно могло бы укрыться. Именно движение человечества на пути научного, технического, социального, духовного прогресса и есть путь превращения человека Земли в человека Солнечной системы, геосферы — в ноосферу, ту область, в которой заметны следы разумной деятельности человека и которая простирается уже, пожалуй, до Облака Оорта на границах Солнечной системы, ибо уже дотуда долетают созданные человеком космические аппараты. И Минервал в инициатической системе О.Т.О. — начало пути, где (в идеале) происходит осознание формулы «Цель — религия, метод — наука», идентичной, на мой взгляд, с совершенно другой: «Нет бога кроме Человека». Небо, Солнце становится не просто дарителем материальных благ, но той недостижимой Звездой, к которой Посвящённый устремляется Разумом, Духом и Волей… и которую он не может достичь как человек именно в силу того, что, сгорев в ней, он становится частью Звезды.
Принимая Посвящение в Минервал, инициат достигает 1-й космической скорости — отрывается от Земли и начинает, подобно Луне (Йесод), вращение вокруг неё. Тогда «горы» перестают быть для него «просто горами»: из ближнего космоса они смотрятся загадочными символами на теле Земли, а витающие в облаках верхних слоёв атмосферы «эзотерики», так и не оторвавшиеся от Земли по-настоящему, видят в них «письмена богов» или инопланетных цивилизаций, принимая палец, указующий на Луну, за саму Луну. Но нет Луны, нет воды, в которой она отражается (вспомним и водный символизм безводного спутника Земли, на котором последние исследования всё же обнаружили довольно большое количество водяного льда, и водные луны Юпитера — Европу, Ганимед, Каллисто, — одни из наиболее вероятных кандидатов на роль внеземных колыбелей жизни). Если Посвящённому удастся достичь 2-й космической скорости, он становится спутником Солнца (Тиферет), равновеликим с Землёй и (другими?) планетами. Он может пройти Собеседование со своим Священным Ангелом-Хранителем и увидеть через телескоп Разума, что «горы» — это снова «просто горы». 3-я космическая позволяет ему пересечь Бездну космических просторов и покинуть Солнечную систему навсегда, отправившись прямо к завесам Облака Оорта, за которыми — мнимое «небытие» межзвёздного вакуума, полное волн и частиц, несущихся с околосветовыми скоростями. Что дальше? Неведомая 4-я космическая, позволяющая покинуть родную Галактику, или всего лишь путь к иной Звезде? Вряд ли об этом можно говорить, оставаясь в пределах Солнечной системы…
Так выглядит взаимосвязь объекта и Солнечной системы в топоцентрической модели — когда объект несоизмеримо мал по сравнению с Солнцем и планетами и находится изначально на Земле или другой планете системы. Но что если он — планета или хотя бы астероид, и его родина — другая звёздная система или межзвёздные просторы? Космос полон таких небесных тел. Это не только самостоятельные звёзды, но и коричневые карлики — нечто среднее между звёздами и не привязанными к звезде узами гравитации планетами, — и всевозможные астероидоподобные обломки, похищенные из родной системы притяжением соседних звёзд и иных тел. Нетрудно разобраться, что у них не так много сценариев поведения относительно Солнечной или иной звёздной системы (которые, конечно, легко прочесть символически, как судьбы людей, попавших — или не попавших — в поле притяжения Ордена). Большинство из них, разбросанных в космосе, просто летят (или свободно падают?) своим путём, эволюционируя сообразно собственной природе. Они остаются незамеченными в Солнечной системе, а Солнечная система не оказывает на них сколь-нибудь заметного влияния. Траектория других отклоняется силою притяжения Солнца — но к лучшему ли, к худшему ли для них, показать способно лишь время. Из тех же, что оказываются завлечены внутрь системы, одних разрывают на астероиды противостоящие силы нескольких планет, другие сталкиваются с планетой, порою приводя к катастрофическим последствиям для обоих, а порою лишь сгорая в плотных слоях атмосферы, третьи находят покой и гармонию на собственной орбите, становясь планетами новой для себя звёздной системы. Приблизившись к Солнцу слишком близко, они будут раскалёнными мирами, пресекающими всякие попытки самозарождения жизни. Если же орбита их будет слишком удалена от Солнца, все процессы будут на них заморожены, и жизнь (если только они сами не обладают достаточной внутренней энергией), даже занесённая туда извне, останется в вечном анабиозе. Но есть и такие тела, которые сталкиваются прямо с Солнцем: иные (если они малы) — гибельно только для себя, иные (если они покрупнее) — вызывая существенные изменения на Солнце и окружающих его планетах, иные же способны и взорвать Солнце собственной энергией. Но становится ли тело, сгоревшее в недрах Солнца, Солнцем? Становится ли капля, растворившаяся в Океане, Океаном? Решать так или иначе — дело личных взглядов и убеждений.
А что же с самим Солнцем? Когда оно становится Солнцем? Как и когда оно «привлекается» в Солнечную систему, если оно и есть её центр? Если дхарма Солнца — светить планетам и их обитателям, управлять их траекториями и жизнями, то не логично ли будет сказать, что тогда и только тогда Солнце становится Солнцем, когда из газопылевого облака появляются первые планетоподобные тела? Или тогда, когда из неорганики, преображённой энергией светила, появляются первые живые существа, способные наслаждаться Солнцем — сперва просто как источником жизни и пищи, затем и более сложным образом? Или тогда, когда жизнедарующая роль Солнца переходит Фаллосу в его самых примитивных, одноклеточных, но затем всё более совершенствующихся формах, способных не только создавать новую жизнь — подобную себе, но отличную от себя, — но и дарить высочайшее удовольствие? Или тогда, когда возникает Разум, способный осознать роль Солнца и собственное место в Солнечной системе? А может, лишь тогда, когда Человек, носитель этого Разума, научается, наконец, покидать свою земную колыбель и приближаться к Солнцу, выходя в Космос? Тогда Солнце только что появилось, тогда оно младше Человека… Не рождается ли и Орден с каждым своим Минервалом? Я не Солнце, здесь я не могу давать ответы, я могу лишь ставить вопросы.
Но что такое Солнце в масштабах Галактики? Крохотная пылинка где-то на краю одного из рукавов своей спирали. Какова бы ни была его роль для обитателей Солнечной системы, в космических масштабах она ничтожна. Чем бы ни был Орден для своих членов, как ни оказывал бы он влияние на окружающий мир, сея лучи Нового Эона, это всего лишь один из бесчисленного множества Путей, и в космических масштабах он лишь пылинка. Или?.. Ведь и Земля была лишь пылинкой внутри Солнечной системы, несоизмеримо маленькой по сравнению с планетами-гигантами, — пока не породила фактор, уже сейчас способный разрушать планеты или менять их ход… Дорастёт ли Человек и до нового уровня — или прежде уничтожит себя, или просто погибнет от неподвластных ему стихий?
А что есть Солнце и Солнечная система в масштабах лишённой Центра, бесконечно (пока силы, связывающие субатомные частицы, не ослабнут окончательно) расширяющейся Вселенной? — ничто; Ничто. Как Будда, обладающий природой пса.