В беседах я не раз упоминал, что один из самых буддийских фильмов, который мне довелось посмотреть — это «День Сурка» (США, 1993, реж. Гарольд Рэмис, в главной роли Билл Мюррей), хотя, вроде бы, в нём не говорится ни слова о буддизме. Впрочем, идейным вдохновителем фильма стала известная книга Фридриха Ницше «Веселая наука» (1882), в которой автор описывает жизнь человека, проживавшего один и тот же день снова и снова, что тоже довольно интересно.
По сюжету, каждый год 2 февраля в небольшом американском городке Панксатони (штат Пенсильвания) проводится праздник под названием «День сурка». В этот день люди будят из зимней спячки сурка по имени Фил и предсказывают по его поведению погоду. И каждый год на этот праздник в Панксатони из Питтсбурга вынужден ездить самовлюблённый и высокомерный телеобозреватель погоды Фил Коннорс, которому до смерти надоела его работа и который глубоко ненавидит этот фестиваль в глухом городишке. И вот однажды, посетив в очередной раз фестиваль сурка, Фил не просыпается на следующий день 3 февраля, а снова просыпается 2 февраля. Он оказывается в некоей петле времени, из которой нет выхода — 3 февраля просто не наступает. Уехать из города у него также не получается, потому что снежная буря каждый раз 2 февраля заметает дороги. Фил вынужден снова и снова переживать 2 февраля на фестивале сурка, снова вести оттуда репортаж, снова возвращаться в гостиницу, и так каждый новый день. При этом никто, кроме него, не замечает временно́го кольца, потому что на следующее 2 февраля они не помнят событий предыдущего 2 февраля. Желая покинуть ненавистный город, Фил обращается к невропатологу, психиатру (который предлагает прийти к нему «завтра»), но ничто не помогает — на следующий день он снова просыпается 2 февраля в 6:00 в гостинице городка Панксатони.
Поразмыслив, Фил решает предаться удовольствиям: объесться сладостями, заняться сексом, ограбить банк и промотать все деньги — ведь последствий не будет. Но развлечения ему быстро надоедают. Тогда он пытается соблазнить свою коллегу Риту, в которую тайно влюблён. Но она никак не поддаётся на уловки Фила, пытающегося затащить её в постель в первый же вечер, а второго у него просто нет. Отчаявшись соблазнить Риту и устав от скучного городка, Фил решает покончить жизнь самоубийством, прихватив на тот свет ненавистного тёзку — сурка Фила. Но все усилия тщетны — Фил снова просыпается 2 февраля в том же номере отеля. Он испробует несколько способов суицида, но ничто не помогает — 3 февраля всё равно не наступает. Испробовав всё, изучив Панксатони вдоль и поперёк и очень устав, Фил, наконец, решает посвятить этот роковой день полезным и добрым делам. Благородные и бескорыстные поступки, которые Фил совершает изо дня в день (и о чём знает только он сам), к вечеру делают его самым популярным человеком в городе. Из-за этого Рита сама обращает на него внимание, и они сближаются. После этого 3 февраля всё-таки наступает…
Много раз я порывался написать полноценный анализ этого фильма с буддийской точки зрения, но, увы, всегда побеждала лень, так что даже сейчас ограничусь коротким конспектом — своего рода ежедневником главного героя: думаю, просмотра фильма и беглого взгляда на перечисленные ниже моменты внимательному взору будет достаточно. Рассматривать, конечно, буду только те дни, которые хотя бы бегло показывались в фильме, хотя, понятное дело, Фил прожил их гораздо больше. А чему соответствуют эти дни символически — разным инкарнациям одного человека, этапам его жизни от рождения до обретения Себя или же уровням духовного развития различных представителей человечества, — предлагаю разобраться самостоятельно. Возможно, верных ответов, как обычно, больше одного…
Итак…
День 1. Всё как обычно. Главный герой — Фил Коннорс, телеобозреватель, довольно противный в поведении, безапелляционный, но ничего собою не представляющий товарищ. День проходит практически впустую, кроме заранее запланированных моментов, но планы внезапно нарушаются, и Фил ничего не может с этим поделать.
День 2. Повторы не воспринимаются как нечто невероятное, но Фил замечает некоторые нестыковки, которые списывает на дежа-вю. В связи с этим он ведёт себя не совсем нормально, однако прошлый день считает сном или галлюцинацией. Он становится менее категоричен в суждениях, а вечером боится заснуть, опасаясь, что история может повториться.
День 3. На этот раз Фил испытывает шок от повторов, не пытаясь больше списать их на дежа-вю, но сначала не смея предположить, что застрял в единственном дне. Его преследует страх, паранойя, поведение становится всё более и более непредсказуемым. Он просит окружающих о помощи, но сути его проблемы никто не понимает. Звучит важная фраза: «Не забывай о своей тени». Фил, ранее совершенно безапелляционный и самоуверенный, теперь начинает признавать некоторые свои прошлые ошибки, он становится более искренним, более чувственным. Запутавшись в своих переживаниях, он говорит «мне на сегодня хватит», хотя план на этот день ещё не выполнил. Рассуждая о возможности проживать один жизнь много раз, он говорит, что «можно не бояться последствий, не было бы похмелья, мы бы делали что угодно». Попытки идти против всех правил. Едет навстречу поезду по рельсам и говорит: «Могу поспорить, он свернёт», — однако сворачивает сам, ещё не готовый к смерти. Всё более укрепляется в мнении, что, оказавшись в такой ситуации, следует нарушать существующие правила: «Я больше не собираюсь жить по чужим правилам. Мы должны сами делать выбор, по нему и жить». Это заканчивается тюрьмой, хотя Фил и не воспринимает её как «лишение свободы».
День 4. На этот раз повторение событий воспринимается как освобождение, поскольку Фил просыпается не в тюрьме, а снова у себя в номере. Прожитые дни дают ему ощущение контроля над ситуацией, всеведения. Он понимает всех с полуслова, заранее знает о событиях, которые должны случиться, осознаёт неизбежность повторов. Нежелательные дела откладываются «на завтра», поскольку завтра не будет. Фил становится предусмотрительным, но только в том, что касается его самого, без попытки помочь другим. Он наслаждается жизнью без мыслей о будущем, но вместе с тем ему «ни до чего нет дела». Он пытается разжиться информацией, облегчающей получение удовольствий в следующих повторах.
День 5. Фил начинает использовать сознательно полученные при прошлых повторах знания и навыки, пытается завязывать интрижки, не имеющие для него никакого значения, намеренно лжёт в отношениях, понимая, что это ни на что не повлияет. Он целенаправленно и сознательно стремится максимально адаптироваться к миру, заучить каждую деталь. Используя эти знания, он легко крадёт деньги у инкассаторов. Ему всё больше хочется шиковать, производить впечатление, рисоваться.
День 6. Беседы на тему: «Представь, что это последний день в твоей жизни. Как бы ты его прожила?» На схожий вопрос («Завтра конец света, что будешь делать?») его оператор отвечает: «Искать точку, откуда его снять». Фил пытается завязать более серьёзные отношения с Ритой, однако подход остаётся прежним: заучить детали и использовать их в своих целях. Он хочет выяснить, как его видят со стороны и каким ему нужно стать, при этом отрицая собственные недостатки. Всё более интересуется тем, чего хотят от жизни другие.
День 7. Фил продолжает использовать накопленную информацию в завязывании серьёзных отношений, выясняет интересы Риты для будущих повторов, пытается под них подстроиться, имитировать их.
День 8. Постепенно всё превращается для него в подобие компьютерной игры, где можно изучать следующие ходы и продвигаться дальше.
День 9. Он расширяет спектр своих интересов, пытается прочувствовать то, что любит партнёр. Это производит на Риту впечатление, но мотивы — игра, попытка соблазнить, получить удовольствие и т. д. — остаются прежними, хотя потихоньку Фил и втягивается в процесс. Он начинает воспринимать свои чувства за любовь, но всё портит излишней навязчивостью.
День 10. Постепенно Фил начинает сходить с ума от разочарований в построении отношений.
Дни 11-17. Неудача за неудачей в завязывании отношений.
День 18. Впервые Фил начинает осознавать, что не всемогущ, и что есть вещи, которые ему неподвластны.
День 19. У него начинается суровая депрессия.
День 20. Абсолютная незаинтересованность ни в чём. Накопленные знания и умения совершенно не радуют. Алкоголизм, попытка обличать общество, свалить на него ответственность за свои беды. Он «предсказывает» погоду вместо своего тёзки сурка: «Я сам расскажу о зиме. она будет холодной, серой и продлится до конца ваших дней».
Дни 21-22. Фил пытается избавиться от факторов, которые воспринимаются им как причина событий — разбивает будильник.
День 23. «Он спятил». Похищает сурка, кончает с собой вместе с ним.
Дни 24-33. Многочисленные смерти (самоубийства, убийства).
День 34. Приходит к выводу, что он бог. Демонстрирует свои сверхспособности (знание каждой детали о каждом человеке, всех событий наперёд), чтобы это доказать, но сам не получает от этого никакого удовольствия. Вспоминая о Рите, которую долго пытался полюбить, сам того не замечая, акцентирует внимание на наиболее привлекательных деталях и таким образом сам ближе её понимает. Из объекта соблазнения она превращается в свидетеля его «научного эксперимента». «Какая разница? — размышляет Фил. — Я столько раз лишал себя жизни… меня уже нет». Она начинает понимать его лучше, он всё более влюбляется в неё (так, когда она спит, он совершенно искренне, уже не пытаясь произвести впечатление, говорит: «По-моему, ты самая добрая, милая и красивая женщина, которую я когда-нибудь видел… Я не заслуживаю такого человека, как ты»).
День 35. Подаёт нищему крупную сумму, старается сделать приятное всем и каждому. Учится играть на пианино.
Дни 36-37. Радостен и готов дарить радость каждому. Учится всему, чему может.
День 38. Пытается помочь нищему старику, но тот умирает.
День 39. Кормит старика и всячески заботится о нём, но тот всё равно умирает. К Филу приходит осознание бессилия перед смертью (таким образом, не в его власти оказываются уже два момента — любовь и смерть).
День 40. Блистает эрудицией и прочувствованностью уже просто в силу своей природы, чем располагает всех к себе. Всех спасает, всем помогает (уже не просто словами), чем завоёвывает (не делая это самоцелью) не только всеобщую популярность, но и любовь Риты. Приходит к окончательному выводу: «Не важно, что случится завтра или послезавтра. Сейчас — я счастлив. Потому что я люблю тебя».
День 41. Наступает новый день, не повторяющий предыдущин. «Что-то изменилось». — «К лучшему или к худшему?» — спрашивает Рита. «Все перемены к лучшему. Но эти особенно». «Ты знаешь, какой сегодня день? Сегодня — это завтра. Оно наступило».
На этом и заканчивается фильм. Добавлю только, что Гарольд Рэмис, режиссер фильма, был очень удивлен, когда узнал, что его работа привлекла существенное внимание различных религиозных групп, гуру медитации и прочих организаций, знакомых со сферой метафизики. Рэмис ожидал, наоборот, отрицательной реакции. Любопытная подробность…