Большинство тех, кто слышит слово «Таро» и хотя бы немножко представляет, что это такое, 90% таковых, воспринимают его как гадательный инструмент. 90% от этих 90% — в самом примитивном смысле, из серии «семья, работа и так далее), чисто бытовые такие аспекты гадания. Оставшиеся 10% из этих 90% — это более серьёзные гадания на саморазвитие, на какие-то ключевые точки жизненного пути и так далее. А из остальных десяти процентов большая часть — тоже, предположим, 90% — это те, кто воспринимает Таро как медитативный инструмент. Они разглядывают и изучают картинки, сопоставляют их символизм друг с другом, изучают текстовый материал по этому символизму. Разглядывают разные колоды, сравнивают их, медитируют. Это всё тоже очень полезная практика, и для гадательной, и для магической работы, но мы сегодня поговорим о том, что лично мне очень редко попадалось в каких-то источниках (информация есть, но говорят об этом редко). Это именно Таро как инструмент магический, в узком смысле этого слова, пользуясь терминологией Алистера Кроули: «Магия — это Наука и Искусство вызывать изменения в соответствии со своей Волей». От этого определения мы и будем отталкиваться, когда будем говорить о магическом воздействии. Так вот, магическая работа с картами Таро — это, опять же, может быть и магическое воздействие на низком, бытовом уровне (сделать так, чтобы получить какие-то плюшки в нашей материальной жизни), или же это магическое воздействие на более глубинном уровне — на саморазвитие. Не гадание на то, какие моменты жизни лучше для саморазвития, а именно сознательное моделирование своего будущего; не предсказательная функция, а видоизменяющая мир.
Я уже упомянул Алистера Кроули и, соответственно, хочу поговорить о тех традициях или, скорее, мировоззренческих составляющих, в рамках которых мы будем сейчас говорить. Раз я сказал о Кроули, значит, в том числе я буду говорить об этих вопросах с некоторых телемитских позиций, но достаточно узко. А прежде всего я буду говорить с точки зрения такой системы как Магия Хаоса. Когда говорят о Магии Хаоса, могут всплывать некоторые не совсем правильные ассоциации. Например (особенно если видят мою колоду Таро Некрономикона), Магия Хаоса часто ассоциируется с лавкрафтианской системой и другими подобными темнушными: Хаос в таком как бы популярно-фэнтезийном понимании этого слова. Или начинают вспоминать (хотя к этому я как раз нормально отношусь) всякое призывание чебурашек или агента Смита. Всё это в Магии Хаоса тоже присутствует, но тут фишка в том, что я практикую Магию Хаоса до того, как узнал о её существовании. Фактически сейчас я просто обозначаю этим термином всю свою личную систему практики, в том числе практики работы с Таро, потому что — надо же это как-то назвать. Я пробую то одно, то другое, тут главное — работа на потоке: какие-то новые идеи появляются — попробовал, поэкспериментировал, сработало — взял в арсенал, не сработало — фиг с ним, «не догоню, так согреюсь», зато интересно провёл время.
Если говорить о моей личной практике (а каждый из нас, если проводит такие лекции и семинары, ориентируется, в первую очередь, на личную практику), то самые интересные, запоминающиеся и эффективные при этом практики из моего личного опыта касались, в первую очередь, двух направлений: во-первых, это техномагия (об этом я говорил на лекции в Питере несколько лет назад), а во-вторых, это как раз тарошная магия. Когда мы говорили об Алистере Кроули, мы поднимали тему скептического отношения к результатам магической практики и отмечали, что Кроули привнёс в магическую систему такой элемент научного подхода как повторяемость результата. Собственно, почему я и посчитал себя готовым к этому семинару, — что мы с товарищами из рабочей группы (оба раза было три участника, но состав менялся) проводили две продолжительных серии практик работы с Таро, длившихся нескольких месяцев. В основном блоке лекции я буду рассказывать, прежде всего, о них, и, несмотря на то, что и методика несколько различалась, и результаты оказались достаточно сильно различны, в общем и целом повторяемость в плане эффективности этих практик была мною обнаружена, и именно этим я хочу сейчас поделиться.
Прежде чем перейти к более частным моментам, надо рассмотреть некоторые вопросы, которые, надеюсь, что для большинства из вас очевидны, но я их всё-таки озвучу. Прежде всего, «магические» (в узком смысле этого слова) действия не заменяют действий на материальном, бытовом уровне (вспомним анекдот про еврея, который молился Богу, чтобы Бог помог ему выиграть в лотерею, и в конце концов Бог говорит «сделаю всё что угодно, только купи, наконец, лотерейный билет!»). Магия не заменяет «покупки лотерейного билета», но может определённым образом поспособствовать, усилить вероятность каких-то событий, а возможно, даже не столько усилить, сколько дать человеку верный алгоритм дальнейших действий. Второй, вроде бы, самоочевидный вопрос, о котором, однако, многие забывают, — что нет каких-то «абсолютно рабочих» или «абсолютно нерабочих практик». Когда говорят «100% действенная практика», то человек или не понимает, о чём говорит, или намеренно вводит в заблуждение. Во-первых, в значительной степени результативность любой магической практики зависит от уровня личностного развития. Понятно, что человек, не имеющий соответствующего жизненного опыта, соответствующей теоретической базы, соответствующего уровня психологической зрелости, какие бы крутые практики ни применял, никакого нужного результата не получит. И наоборот, если он целеустремлён, обладает определённой личностной целостностью, обладает интуицией, обладает логическим мышлением и так далее, то даже «призывания Агента Смита», грубо говоря, будут пойти ему на пользу.
Итак, небольшой ликбез о Таро как таковом. Понятно, что все здесь присутствующие имеют представление о том, что это такое. Почему перед лекцией я говорил, что, в принципе, хотя лекция тарошная, свои колоды сюда брать не обязательно, но можно и прихватить? Потому что я в основном буду говорить о подходах, а не о каких-то конкретных колодах, картах, раскладах. Но, когда мы говорим о Таро и вообще о похожих оракулах (в принципе, всё то, что я сейчас говорю о Таро, может точно так же ложиться на Симболон, на карты Ленорман, — в общем, на любую карточную систему, а многие из этих принципов — и на некарточные), надо провести самоликбез по истории Таро, по разнообразию колод. Прежде чем приступать к серьёзным, многомесячным практикам, надо изучить, чем различаются колоды, надо иметь представление о различиях строя колоды: например, VIII и IX арканы могут меняться местами, положение Дурака (Шута) в разных колодах — тоже. Потому что, когда дойдёт уже до каких-то практических моментов, вы можете практиковать арканы по порядку — Маг, Жрица, Колесница, — а потом вдруг бах! — смотришь, дошёл до восьмого аркана и пытаешься сравнить символизм двух колод, и оказывается, что там никакого сходства и нет:
Потому что восьмой-то он восьмой, но — совсем другой. Или Дурак: тоже при построении какой-то конкретной практики ты будешь в затруднении, начинать с Дурака или заканчивать Дураком, или и то, и другое, или вообще, как в некоторых колодах, Дурак хотя и имеет нулевой номер, но может оказаться между XX и XXI, как в книжке Элифаса Леви «Магический ритуал Sanctum Regnum, истолкованный посредством Старших арканов Таро», о которой я ещё немножко скажу позднее.
Ещё часто рассуждают на тему того, что важнее в магии — теория или практика. На самом деле, одно поддерживает другое взаимно. Например, ты получил определённый уровень теории и под эту теорию выстраиваешь практику. Потом получил практический результат, и из этих практических результатов ты выводишь для какие-то новые для себя теоретические моменты, и так далее. То есть, без теории, естественно, никуда.
Как я уже сказал, основой этого занятия будет сравнение методик и результатов двух конкретных продолжительных практик с Таро. Но, конечно, есть и более простые, более быстрые и короткие, хотя и менее интересные и эффективные способы магической работы с Таро. Одно из самых очевидных — это если нам в какой-то момент нужно настроиться на «энергии», архетипику какого-то определённого аркана (чаще всего я буду говорить о старших — обе продолжительные практики были именно со Старшими Арканами, — но точно так же можно работать и с младшими). Так вот, если мы знаем, что нам в каких то ближайших событиях, в ближайшее время, понадобится «энергия» каких-то арканов (я всегда как человек скептического склада ума слово «энергия» в магическом контексте ставлю в кавычки), — мы, грубо говоря, отыскиваем в колоде соответствующий аркан: в любой колоде, но мы сейчас возьмём вот такого Господа Дагона в роли Иерофанта (Иерофант — это, соответственно, Жрец, Верховный Жрец, Папа Римский и всякие аналогичные названия):
И мы занимаемся практикой, которую принято считать медитативной, но при нашей медитации на этот аркан не просто входим в ситуацию, изображённую на карте, в её сюжет, но как бы «натягиваем» этот аркан на себя — на ту ситуацию, к которой мы готовимся, на те действия, которые мы собираемся делать, на те события, на которые мы хотим повлиять, — и принимаем тот образ, который нам из этой карты нужен. При этом есть один очень интересный момент. Я открыл его для себя на аркане Башня, но, в принципе, он, естественно, может быть где угодно. Думаю, классическое изображение Башни все себе представляют:
Вот сама башня, вот её отколотая верхняя часть, она падает набок, там две падающие с башни фигуры, в разных позах на разных картах, там ударяющая в башню молния, а иногда огонь, иногда какие-то другие версии, но в основном что-то такое. И когда работают с этой картой, и в гадательном аспекте, и в медитативном, и в магическом, чаще всего ставят себя, как ни странно, на место этих падающих фигурок и начинают говорить, что это такая «негативная» карта — насколько вообще какая-то карта Таро может быть негативной. Во всяком случае, считают, что ситуация Башни — это «мне пришла Башня»: то есть, со мной происходит эта ситуация падения с башни, разрушения моей башни и так далее. Но ту же самую ситуацию в магическом ключе можно рассматривать и с другой стороны: допустим, аркан Башня хорош в ситуации необходимости возмездия. То есть, можно «надеть на себя» не падающих персонажей, а раз того невидимого персонажа, который шарахнул в башню молнией.
Так вот, в магическом ключе особенно этот момент выбора персонажа на конкретном аркане тоже очень важен. Или вот, ситуация Влюблённые… Влюблённые или Выбор, там два классических сюжета: либо это два человека, ангел над ними и так далее (система, близкая к Уэйту), — либо это три человека — грубо говоря, Адам, Лилит, Ева (система, близкая к Марсельской), там могут быть разные образы:
И в медитативном, и в гадательном аспекте ситуация рассматривается обычно целиком. А в магическом аспекте ты можешь быть Адамом, можешь быть Евой, можешь быть Лилит, можешь быть ангелом, который всех благословляет сверху, или кем-то ещё. Можешь быть даже стоящим там деревом: в магической работе по одной карте очень важно найти не только подходящий аркан, но и подходящего персонажа на этом аркане. С нашим Иерофантом достаточно просто: тут активный персонаж — только сам Дагон, хотя это может быть и человечек на маяке. А на Влюблённых — да вот хоть Змеем, притаившимся на яблоне, быть, который тут даже не нарисован. В любом случае, надо «войти» в эту карту и, наоборот, эту карту «надеть» на ситуацию, которая предстоит, к которой ты готовишься.
Ещё одна «быстрая» практика, связанная с магическим воздействием Таро, — это «расклад наоборот». Когда мы делаем гадательный расклад, мы тянем карту вслепую и уже всё их расположение определённым образами трактуем. Если же мы делаем магический расклад, то мы тянем карту в открытую. Мы берём какую-нибудь конкретную схему расклада, где написано «источник ситуации», «помехи в ситуации» и так далее, и выстраиваем расклад таким образом, как мы считаем нужным, чтобы ситуация происходила, а не как она происходит. Понятно что для события, которые уже случились, мы раскладываем максимально близко к нашему пониманию, как оно есть сейчас, а вот на какие-то ключевые моменты, на которые мы хотим повлиять, мы можем либо сразу выложить нужную нам карту, либо сделать мини-ритуал и сначала выложить так, как эта ситуация, скорее всего, разовьётся, если мы что-то не предпримем, а потом взять и намеренно, с пониманием, что мы делаем, заменить одну карту другой, направить ситуацию в эту сторону. Естественно, всё это сопровождается медитативной работой, осознанием процессов, почему всё именно так, размышлениями о том, как именно мы на физический план привнесём это изменение. Чем детальнее это будет, тем эффективнее в материальный мир мы необходимые изменения и привнесём.
Есть ещё одна схожая практика, она делается, как правило, на обычных картах и называется пасьянс Медичи. Я её не практиковал, но подход там, в целом, тот же самый: мы выстраиваем определённую последовательность событий, которая нам нужна, и простраиваем промежуточные события, каким путём имеющаяся ситуация должна трансформироваться в желательную для нас. Есть онлайн-версии пасьянса Медичи, я вполне за использование современных технологий в магии. Так вот, пасьянс Медичи близок к тому, что я говорил о «раскладах наоборот», и, в общем-то, его можно делать и на тарошной колоде тоже: можно младшими, можно старшими арканами, можно и старшими, и младшими, по ситуации.
Но, что касается этих «быстрых» практик, их главный минус — что у нас недостаточно вхождения, погружения в этот ритуал. Мы просто проводим его за короткое время: кто-то с открытием пространства, с закрытием пространства, кто-то ещё как-то, но, во всяком случае, делаем это, грубо говоря, второпях, без должной подготовки, без отслеживания каких-то текущих процессов. Ну много ли материальных процессов, как-то важных для ситуации, может произойти, например, в течение одного дня, а тем более часа, когда мы занимаемся этим раскладом!
Поэтому, когда ну очень-очень надо, а времени нет, и ресурсов мало, тогда такие практики хороши. А если нам нужно какое-то более глобальное изменение, или в промежутке между какими-то жизненно важными для нас ситуациями, имеет смысл проводить глобальные практики, о которых я сейчас буду говорить.
Теперь переходим к большим практикам. Мы, двумя разными рабочими группами, проводили практику в 2015 году, она заняла несколько месяцев, с июля и по ноябрь, вторая была на стыке 2017 и 2018 годов, началась после Самайна, закончилась фактически в январе 2018 года, хотя, так сказать, постэффекты отслеживались до начала февраля, итого месяца три. Что касается больших практик такого рода (не только в тарошных), то один из важнейших моментов, который в них обязателен, — это дневник.
Магический дневник — это вообще один из важнейших инструментов любой магической практики, другое дело что это может быть регулярный, постоянный дневник, или дневник, больше касающийся сновидений или синхронизмов, или же сконцентрированный на чём-то одном. Может быть дневник какого-то конкретного ритуала: подготовка, всё под запись, что ты конкретно делаешь. Это, во-первых, внешние условия: подробности этих внешних условий могут быть разные, но, как минимум, записываются время, место; если есть интерес к астрологической теме — то могут записываться какие-то астрологические моменты; записывается геоклиматическая ситуация (особенно если мы метеозависимые — давление, луна, — если от всего этого меняется наше физиологическое и психологическое состояние, то, естественно, в разные моменты у нас и эффективность практики будет разная).
В дневники, по той же самой причине, записываются разные моменты, связанные с нашим самочувствием, состоянием и так далее. Конечно, не из серии что «ботинки натёрли ногу», но если у нас есть какие-то существенно влияющие на наше состояние болезни, начиная от насморка (что в достаточной степени может повлиять на психологическое состояние, как минимум), не говоря уже о чём-нибудь более серьёзном… У женщин это обязательно фаза цикла, потому что от этого тоже может многое зависеть. Далее, в дневник обязательно записываются все факторы, могущие влиять на ваше состояние сознания, — то есть, алкоголь, какие-то другие «вещества», какие-то практики, проведённые накануне или в процессе, не важно: это может быть вхождение в изменёнку через танцевальные практики, это может быть активная визуализация, или, если лично у вас есть какие-то другие способы вхождения в изменёнку, тоже всё отмечается.
Обязательный момент, который надо записывать в дневник, — сновидения, не буду даже объяснять, почему, и так понятно. Кстати, раз я заговорил о сновидениях, немножечко отойду в сторону. Есть один момент, связанный с Таро. Есть способ работы со сновидениями через Таро: мы можем взять какое-то сновидение, взять колоду и попробовать сюжет сновидения разложить в виде расклада и соответствующим образом трактовать как расклад. Вот все персонажи сновидения, кто как с кем контактирует, — мы выкладываем это как расклад, как графическое отображение нашего сновидения и трактуем.
Возвращаясь к дневнику — понятно, что в дневник записываются практические действия, которые мы совершаем. Например, как у нас было в одной из практик, если мы каждое утро вытаскиваем из колоды одну карту, а каждый вечер кладём колоду под подушку, мы, соответственно, отмечаем «да, это я сделал», «нет, я это забыл». Понятно, что все мы люди, мы можем в какой-то момент что-то забыть сделать, но если мы что-то забыли, если что-то получилось не так, как мы хотели сделать, — всё мы тоже записываем.
Следующий блок, который мы обязательно записываем в дневник, — это синхронизмы (думаю, объяснять сам термин никому не надо). Записываем всё, что синхронится с арканом, с которым мы работаем, со сновидениями, которые были накануне. Если это групповая практика — то (если нам известен аркан, который у нашего партнёра, об тоже этом ещё поговорим) это может быть синхрон на какую-то его карту. Это могут быть общие (или с какими-то близкими образами) сновидения у двух работающих в одной группе. Все такие моменты тоже обязательно записываются, всё максимально подробно. Ну не совсем уж «максимально подробно» — понятно, что некоторые моменты слишком незначительны, чтобы тратить на них время, — но, как минимум, это всё максимально искренне. Если мы и делаем какую-то самоцензуру, то мы чётко понимаем, что мы эту самоцензуру делаем потому, что она точно не имеет отношения к происходящему, к той практике, которую мы ведём. Если мы просто решили что-то не писать, потому что нам стыдно, неохота или ещё что-то такое, — это будет уже неправильно.
Для чего ведётся дневник? Лет пять назад я читал лекцию «Основы ведения магического дневника»2, там говорил об этом подробнее, здесь остановлюсь только на паре моментов. Во-первых, когда мы записываем, мы проживаем этот день повторно и можем лучше усвоить прошедшие события. Во-вторых, и это самое главное, у нас спустя какой-то период активного погружения в практику есть возможность отследить реальные результаты. Одно дело, когда мы на энтузиазме думаем что у нас всё идёт хорошо, а потом, когда мы смотрим дневники, оказывается, что там идёт последовательность каких-то нехороших событий. Дневник — это возможность рефлексии, возможность сравнить события при схожих обстоятельствах.
Кстати, интересный момент. Немножко забегая вперёд, во второй серии практик дважды при выпадении аркана Дьявол — один раз в рандомном порядке, другой раз мы вытаскивали по порядку — оба раза этот аркан был у меня связаны с некоторыми коммерческими идеями или предложениями, с получением денег и так далее. Я раньше не обращал внимания, чтобы аркан Дьявол трактовался в таком ключе, хотя, в общем-то, довольно очевидно — связать деньги с Дьяволом, но вот не попадался такой аспект. А тут я обратил на это внимание именно благодаря тому, что всё это происходило под запись, и, особенно по второй серии практик, такое было очень много раз.
Теперь насчёт методики двух этих серий и, соответственно, их сходств и различий. В первый раз мы в качестве основной инструкции брали книгу «Магические состояния сознания», авторы — Мелита Деннинг и Осборн Филлипс:
Это была наша основная инструкция к работам, а в качестве вспомогательной (поскольку там было только про арканы, а мы хотели работать и со сфирами) мы взяли достаточно короткий и насыщенный текст Билла Хайдрика «Тридцать две эманации», где один из разделов назывался «Путь Змеи». Почему мы заинтересовались вот этим документом — потому что понятно, что Древо Сфирот — оно нелинейное, там нет какого-то одного маршрута, и в одну и ту же сфиру могут входить разные пути (и, соответственно, арканы), а один аркан, естественно, имеет две точки приложения. И мы задались вопросом — в каком порядке на этой схеме расставить сфиры. Понятно, что Малкут — это начало, а если бы мы добрались до Кетер — то Кетер был бы завершением. А вот после каких арканов ставить Ход и Нецах — там уже сложности. И поэтому мы взяли за основу Путь Змеи: есть Путь Стрелы — прямое восхождение по Центральному Столпу, а есть Путь Змеи — знаете эту картинку, где вокруг Древа оплетается змея, и она в определённом порядке пересекает пути и сфиры или касается их:
Мы взяли этот момент, и тамошние тексты с описаниями путей и сфир нам показались тоже достаточно интересными, чтобы в процессе практики их зачитывать, анализировать, над ними медитировать и так далее.
Итак, работа строилась следующим образом. Сначала — некоторое количество дней, разное для разных арканов или сфир, — шла подготовка. Мы читали соответствующую литературу, мы смотрели фильмы, ассоциирующиеся у нас с этим арканом или сфирой, и всячески окружали себя символизмом этого образа. Это продолжалось определённое (разное) количество дней, это зависело больше от возможности совместной встречи: понятно, что у всех на материальном уровне график разный, и когда мы приходили к выводу, что достаточно вошли в образ, мы выбирали место и время встречи, собирались, и дальше происходило само занятие. Обычно это происходило в одном лесопарке, но иногда локация менялась, причём для каких-то ярких образов локации подбирались под сюжет карты. Но это уже потом, сначала мы думали, что надо собираться в одном месте, а потом нам уже пришла идея, что надо менять локации, тоже для более глубокого вхождения.
Занятия проводились примерно таким образом. Сначала мы собрались в нужном месте, удалённом от людей (понятно, что любая магическая практика предполагает определённый «интим», чтобы как можно меньше была вероятность, что нам помешают). Мы брали «Книгу 777», мы брали распечатку вариантов изучаемого аркана в разных колодах, и мы начинали чисто логически, интеллектуально, от головы, обсуждать соответствия.
Смотрим строчки «Liber 777», смотрим на сами карты, смотрим, почему на этой карте именно такая деталька, и всё это проговаривается. Это как раз один из плюсов групповой работы: что-то, что не заметит один, может заметить другой, и в общей сложности получается более эффективно, чем три человека, проходящие отдельно.
Дальше, в качестве подготовки (я поэт, причём поэт, работающий с глубоко архетипическими образами) мы составили подборку по всем этим 32 Путям Мудрости — подборку из моих стихотворений, которые бы служили «дверями» для открытия основных ритуалов. То есть, сначала у нас идёт интеллектуальная работа, проработка соответствий, потом читается стихотворение, близкое по символизму к конкретному аркану (естественно, что вы не обязательно брать собственного сочинения, можете брать какое-то произведение, известное вам, можете ставить какую-то песню: допустим у Калугина очень много подходящих практически на любые арканы, да и много у кого найдётся), это сам момент вхождения в аркан. Но, поскольку мы говорим всё-таки немножечко со стороны Магии Хаоса, работа по строгим схемам часто мешает. Поэтому иногда происходило так, что стихотворение читалось не для открытия ритуала, а в процессе или для закрытия. Например, Умеренность мы проходили на крыше многоэтажного торгового центра, и в качестве закрытия ритуала я зачитывал стихотворение, рвал листок с ним и пускал по ветру. Такие модификации допустимы, а иногда и желательны для большего погружения.
Дальше, в книге «Магические состояния сознания» по каждому аркану присутствовал текст для визуализации, и один человек (самый визионер из нас: нас было в группе три человека, и один из нас был ярким визионером, ему было проще входить в эти образы) одновременно и читал, и входил, а мы закрывали глаза и представляли происходящее в этом описании (описание, естественно, связано с символизмом этого аркана). Основная канва визуализации была по тексту, но бывает так, что написано, например, «летит белый дракон», а ты вот хоть убей — видишь чёрного дракона. Конечно, такие моменты тоже отмечаются. Или специфические образы, которые не проговаривались, но вы их видите, и они явно представляют собой интерес, — это тоже надо запоминать и потом, когда появляется возможность, записывать.
После прочтения мы делали замыкание круга: берёмся за руки, одна на другую, встаём в круг, и идёт, так сказать, «обмен энергиями». (Кстати. Если подобные работы ведутся в достаточно влажном лесу и в тёплое время года — НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СПРЕЙ ОТ КОМАРОВ, это очень сильно отвлекает от практики, мы с этим столкнулись очень серьёзно.) Фрагмент из Билла Хайдрика, посвящённый одной из 32 эманаций, мы читали заранее дома, но иногда и здесь тоже, и потом обсуждали результаты — у кого какие ощущения.
После этого мы расходились, и начинался этап выхода из аркана. Перед самим ритуальным днём был момент вхождения в аркан, а потом шёл определённый период выхода из аркана. Если в первом случае мы ориентировались на какие-то прагматические моменты, имеем ли мы возможность встретиться, с выходом обычно просто становилось очевидным, что уже всё, закончили. Единственный раз у нас этого не случилось, это было с Луной, когда мы думали, что уже всё, Луна закончилась, уже даже попытались провести Звезду, но провели Звезду — и ничего. По другим очень интересные синхроны шли, а тут Звезду провели, и при обсуждении говорим: «ну, вроде и ничего, вроде и получилось, ну ладно, да», а никаких особых впечатлений — не было. Но, как показали дальнейшие события, мы просто ещё не вышли из Луны и раньше времени попытались начать Звезду. Потом просто перепрошли её заново. А обычно происходили какие-то мелкие события в жизни, так что становилось понятно, что из этих «энергий» мы вышли, и можно начинать вхождение в следующие. Ничего специально делать для выхода не приходилось, просто со временем частота проявлений аркана уменьшалась, он сам собой отмирал, и всё было нормально, кроме этого фальстарта со Звездой.
Теперь немножко по конкретике, как именно это было, и о том, чем первая серия практик отличалась от второй. На первой в основном происходили какие-то яркие, прикольные и интересные синхроны, но, в общем, без каких-то долговременных последствий. Бывало, что какие-то полезные плюшки появлялись, но в основном это была такая «демо-версия», что оно — работает. А вот вторая серия — с неё пошли именно долговременные последствия, причём в лучшую сторону, иногда даже в значительно лучшую.
Ну так вот, первая серия практик, 2015 года, началась с Малкут. Малкут — это, понятно, материальный, бытовой мир, и элементами самого ритуала были чисто бытовые хлопоты по разведению костра, по приготовлению на нём пищи. Мы там пили — не помню, что мы там пили, но пили достаточно много, — это и было вхождение в малкутические энергии, как бы открытие всего процесса, раз уж всё начинается с этого уровня. Естественно и очевидно, что никаких синхронов там не было — потому что Малкут. А вот дальше пошло.
Перед Малкут, перед тем как зайти в лес, мы зашли в магазин закупаться, и первое, когда мы обратили внимание на эти прикольные фишечки, — когда собрались на Вселенную и тоже думали зайти за чем-нибудь для агапы. Сначала подумали: а не зайти ли за чем-нибудь, — да не, мы сегодня быстренько проведём, не надо. И я там прикалываюсь, что, наверное, в качестве агапе нужно купить «Milky Way» — ну, Вселенная, Млечный Путь. Посмеялись, пошли дальше. И вот идём, там прудик такой, вдоль него дорожка в сторону лесопарковой зоны… Мы идём и видим — ветер какую-то бумажку перед нами переворачивает. Подходим к ней — а это обёртка от «Milky Way»! И здесь же, в стихотворении, которое было на Вселенную, у меня был образ стрекозы. Стрекоза вроде как не связана с Вселенной как таковой, — но провожали нас до места две стрекозы, прямо как два самолёта летели, пока мы не дойдём до места.
Когда мы прорабатывали Йесод… А, да, насчёт Йесод. Я очень люблю йесодные энергии, я даже часто использую слово «йесодники», это такие товарищи, которые застряли на первой ступени «духовного пути» и думают, что они уже ДОСТИГЛИ. Обычно это или такие благостные тётечки в духе Нового Акрополя, или какие-нибудь «гото-сатанисты», которые вот у нас самое труЪ всё. И мы решили провести практику по Йесод в «энергиях благостности». Мы купили печеньки для очень-очень здорового питания и какой-то кисломолочный напиток. Мы попробовали, оно оказалось таким отвратительным, но оно оказалось настолько благостным, что как раз создавало нужную атмосферу. А ещё с Йесод по таблице соответствий соотносится такое животное как жаба. И тут, что интересно, в прошлый раз нас до места сопровождали стрекозы, а тут дорогу переходила большая жаба. Что интересно — это не то чтобы место, полное стрекоз и жаб: на других практиках жабы и стрекозы не появлялись, а если и отсвечивали вдали, но к нам не приближались.
Когда мы проходили Суд, я пришёл на него в футболочке, я языки плохо знаю, так что только потом мы обнаружили, что на ней по-английски написано «Судный День». Я не выбирал эту футболочку специально, просто надел что попало. А перед этим мне тоже совершенно случайным образом предложили посмотреть фильм, который оказался подходящим под Суд. И ещё там произошла интересная история. Суд — это, как вы помните, Шин, Огонь, и мы там собирались разводить костёр, но оказалось, что у нас то ли закончились спички, то ли нет зажигалки, — в общем, мы оказались без средства для разведения костра. И кто-то из наших пошёл искать каких-нибудь соседей. Нашли, одолжили у них зажигалку, зажгли, пошли относить им зажигалку — а этих людей уже не было. То есть, получилось, что у нас как раз огненный трофей, эта зажигалка у нас и осталась.
А дальше началось самое интересное, на Солнце и потом на Луне. Все предыдущие встречи мы проводили на одном месте, в тенёчке, а на Солнце я решил, что позитивная такая, солнечная карта, надо бы выбрать что-то другое. В том же парке, где обычно это всё происходило, была большая открытая солнечная полянка, и я решил, что мы пойдём туда. И как вы думаете, кого мы увидели, когда пришли на эту полянку? Там играли дети, как раз в том месте, где мы собирались ритуалить:
И я когда это увидел, я говорю: когда будет Луна, там точно будут собаки! И вот приходим мы работать с Луной. В этом парке есть большое озеро, там постоянно водят и собак, и детей, там много людей, а на отшибе, почти без тропок, было ещё небольшое болотце (сейчас его уже облагородили, оцивилили), куда редко кто-то заходит. И я говорю, что Луну на большом озере не стоит делать, должны быть более мрачные антуражи, и там никто не помешает. Мы приходим, а там… две хаски. Ладно бы какие-нибудь болонки, но там две хаски, как раз почти волки!
А самое интересное — я очень люблю это рассказывать, — это когда мы проводили Ход (а Ход — это меркурианские энергии), то ли в этот день, то ли накануне, то ли на следующий день один из наших участников получил подработку (меркурианская тема), у другого тоже было что-то такое, я не помню что, а мне — на минуточку! — Олег Телемский отвалил 11 тысяч за услугу, которую я оказал бы ему и бесплатно! В общем, хорошо так совпало, по-меркуриански. Это к слову о том, что даже какие-то сиюминутные подарки с таких практик могут быть вполне себе приятными.
Кстати, ещё на Ход мы делали небольшой отдельный тарошный ритуал. Во-первых, мы шли в лесопарк с противоречивым намерением — «немного заблудиться» на хорошо знакомой нам местности, но при этом прийти к тому месту, к которому собирались. Это нам удалось, мы вошли в нужное состояние сознания, и лесопарк стал казаться нам совершенно незнакомым, мы как бы потеряли ориентацию в пространстве, но вышли, куда хотели. А главное — мы сыграли в дурака колодой «Ключ Гермеса» (без Старших Арканов), причём комментировали игру, исходя из значений карт и текущих игровых ситуаций. Очень хороший меркурианский ритуал, близкий к Магии Хаоса и дискордианству, направленный на уменьшение «магического пафоса. Пока мы с товарищем ехали сюда на поезде, мы тоже провели такой, только Таро Некрономикона, и не извлекая Старших Арканов.
Не буду дальше подробно расписывать, на каких арканах какие происходили события, их было много. Немножечко о том, как всё закончилось. Мы планировали пройти все 32 Пути Мудрости, но, скажем так, по личным причинам закончили на Смерти — что тоже вполне символично. Смерть началась в Самайн, тоже очень подходящий день, и после этого начался ряд процессов, который привёл к распаду нашего триумвирата. Это большая и личная история, не буду вдаваться в подробности. Следующим должен был быть Тиферет, но до него мы не дошли, что и показало, что эта серия практик была как бы демо-версией.
Спустя два года мы решили провести нечто подобное. Этому предшествовало то, что за несколько лет до этого была переоткрыта колода Остина Османа Спеара. Раньше о её существовании было известно, но она где-то блуждала или была потеряна. Спеар, думаю, известен тут всем, это один из родоначальников или даже предтеч Магии Хаоса. Он какое-то время побыл в учениках Кроули, но недолго, «не сошлись характерами», насколько понимаю. И, помимо прочего, он художник. Может быть, даже в первую очередь он художник. И вот уже в XXI веке эта колода была переоткрыта, кажется, в каком-то букинистическом магазинчике Англии, или что-то в этом духе, эту колоду нашли заново.
Кстати, подробные материалы обеих серий практик заняли сотни страниц дневниковых записей, причём оба раза из трёх участников дневник есть только от двоих. В первой практике двое вели дневник, а третий то ли не вёл, то ли вёл, но так и не сдал, и во второй раз тоже получилось почти так же: практиковали трое, два человека полностью сдали, третий сдал только первую часть практики, а потом пропал со связи, и полная версия дневника так и не была получена. Так или иначе, это сотни страниц, и там результатов — и больших, и маленьких — полно, и, естественно, я всё это не буду рассказывать, просто потому, что займёт много времени, да я и не помню всего этого. В 51 и 56 номерах приложения к журналу «Апокриф»3 выложены дневники по первой серии практик, а в двух томах 161 номера самого журнала4 — по второй:
Дневник второй практике — это не просто результатов наших практик, этот двухтомник — фактически первая работа на русском языке по Таро Остина Османа Спеара. Понятно, что это особый жанр — магические дневники, но, во всяком случае, в других текстах на русском языке вы по этой колоде столько не найдёте. Кроме описания самой практики, в этих дневниках анализируется происхождение образов на арканах, мы анализируем (в основном этим занимался я) образы Спеара и более ранних колод, на которые он мог ориентироваться. Иногда это довольно очевидные параллели, иногда — что-то похоже. Допустим Колесница Спеара — достаточно классически изображённая, но… без самого колесничего. А некоторые вообще специфичные, непохожие на другие. И по дневнику разбросано очень много таких фактов. К примеру, в описании, которое приведено на самих картах (там не только название, но и значение, и некоторые комментарии), он ориентируется на Макгрегора Мазерса «The Tarot»:
В большинстве случаев описание у Мазерса и Спеара один в один, но в некоторых арканах прямое и перевёрнутое значение переставлено местами. Не помню, единственный это случай или несколько, но, как минимум, есть одна карта, где прямое и перевёрнутое значения переставлены местами. Это Повешенный, что, в общем-то, достаточно логично. Причём с Повешенным ещё отдельный момент: некоторые трактуют его не как повешенного, а как находящегося под водой, прицепленного за ноги к дну (чем-то напоминает фильм «Престиж»), и мы решили, что Спеар перевернул не значение, а сам аркан:
И там ещё была деталька, кружочки, можно подумать, что это всплывающие пузырьки. Но потом мы нашли колоду Освальда Вирта, где изображение было похожим, но он был перевёрнут, как и положено, и у него (а также в ещё некоторых старых колодах) были такие же монетки, выпадающие из кошелька, как и у Спеара:
И такого много, обо всех этих моментах в дневниковых записях есть. Там анализируются разные малоизвестные колоды, проводятся с ними параллели. Например, существует колода XV века Sola Busca, одна из самых древних колод, очень сильно отличающаяся от классических колод и по нумерации, и по образам. Есть игральное Таро, где тоже своя специфика. В дневниках этой информации много, вперемешку с самим описанием процесса: чтобы разобраться в какой-то карте, часто приходится это делать.
Теперь немного об отличиях второй серии практики от первой. Главное отличие — что мы проводили её без длинных периодов вхождения-выхождения. Кстати, у Спеара 23 Старших Аркана, он совсем в другом стиле, чем остальные, и мы сначала думали, что это рубашка, потому что познакомились с колодой не в физическом варианте, а скачивали. Но потом мы нашли описание, что это XXII аркан, он называется Вопрошающий (Inquirer):
Вторая серия практик была разделена на два блока. Мы распечатали каждый по набору этих двадцати трёх карт, и в первом блоке мы тянули карты рандомно, каждый из нас отдельно. Условием было, что дневниками мы обмениваемся только после окончания, и что мы эту информацию, у кого какая карта дня, не разглашаем в процессе. Несколько случайных полусливов было, конечно, но это не сильно повлияло.
Процесс шёл следующим образом: утром — медитация на аркан, днём — отслеживание синхронов и тому подобного, и иногда происходили спонтанные мини-ритуалы. Допустим, на Колесо Фортуны я пошёл, накупил лотерейных билетов (половину из потраченных денег даже отыграл). Ещё был дождь, очень не хотелось идти по всем этим киоскам, но я настроился на режим охотничьего азарта — что мне очень нужны эти лотерейные билеты, — это тоже было частью практики. На Дурака я ходил на Литовский Вал, это немецкие укрепления, стена с фортификационными сооружениями под ней, она засыпана холмом, и по этому Литовскому Валу, я ходил на самую высокую её точку и с неё смотрел, вживаясь в роль персонажа на карте. Ну и всякие такие достаточно спонтанно приходящие в голову ритуальчики возникали, и это тоже важный момент в подобной практике: когда ты в процессе первичной утренней медитации настраиваешься на аркан, тебе приходит в голову какая-то, кхм, не сильно «разумная» идея — как бы это воплотить по жизни. Причём подобное было не только у меня, но и у обоих партнёров, они для настройки проводили какие-то собственные практики.
Далее (опять же не только я), мы периодически составляли плейлист, связанный с арканом. Например, на Дурака моим личным гимном была песня группы Крематорий «Ту собачку, что бежит за мной, зовут Последний Шанс», и всё в таком духе. Иногда количество песен, которые я ставил, соответствовало номеру аркана, иногда просто — какие попадутся. Я больше подбирал по текстовой составляющей, а партнёр — больше по музыкальной, он музыкант, я поэт, так что понятно, почему именно так. Вы тоже можете подобрать какой-то подходящий лично для вас способ представления аркана.
Вечером (не каждый день, но периодически) я смотрел какой-нибудь фильм, соответствующий этому аркану, и выставлял ему две оценки — насколько понравилось и насколько подошло к аркану. Иногда получалось прямо один в один в тему, иногда не очень, я старался смотреть незнакомые мне фильмы, подбирал чисто по аннотациям. Всё это есть в публикации, там просто огромное количество текста, вы там всё не прочитаете, скорее всего, но если какие-то моменты заинтересуют, можете посмотреть. Дальше следовала вечерняя медитация, начиналась она обычно с физического рассматривания, потом, как правило, карта клалась в пакетик, пакетик — под подушку или на стол за кроватью, и вхождение в сон шло с этим образом перед глазами. Иногда, конечно, забывал, но обязательно отмечал это в дневнике. Иногда не очень хорошо получалось визуализировать, иногда, наоборот, были очень яркие образы перед глазами и, соответственно, сновидения.
Когда мы закончили первый блок этой практики (а было это как раз перед Новым годом), мы провели сопоставление — у кого какие совпадения. Если кто планирует что-то подобное, можете записать, какой можно проводить статистический анализ:
-
совпавшие у двух участников карты (сразу у троих не совпадали, но если у вас будут — конечно, тоже отмечайте);
-
одинаковые карты, следующие у разных участников одна за другой;
-
одинаковые или обратные последовательности у разных участников;
-
карты, следующие в порядке номеров или в обратном ему;
-
карты, номера которых совпали с номером дня практики (начиная или с 0, или с I);
-
карты, разделённые десяткой или двумя (как I, XI и XXI);
-
идущие в один день у разных участников карты с соседними номерами;
-
карты, имеющие разные номера в разных колодах (например, VIII и XI, можно отметить и сочетание Звезды и Императора — через парадокс «Цади — не Звезда»).
Иногда ещё бывало, что один из участников фактически проживает аркан другого участника: у одного ничего по этому аркану не происходит, а у другого вот прямо сплошняком. Такие моменты, конечно, тоже отслеживаются, ну и другие интересные моменты тоже надо отмечать. Не скажу, что у нас были какие-то статистически невероятные результаты (например, одного аркана у троих у нас не было), но на это надо обращать внимание. Зато у Спеара некоторые из карт имеют схожие изображения — с каплями огня с неба, и у нас был целый блок, где идут сплошняком карты этой серии. Мы, правда, так и не выяснили, что это значит.
Это был первый блок, потом мы его проанализировали, потом, с Нового года, с 31 числа как 0, начали второй: быть Дураком на Новый год сам Бог велел, а потом ещё и дни месяца будут соответствовать номеру аркана, потому что во втором блоке мы вытаскивали их уже по порядку. Тянули их одновременно — понятно, что не минута в минуту, но каждый с утра вытаскивает 0 аркан и прорабатывает так же, как при рандомном, но все — один и тот же. 0, I, II и так далее. Причём, поскольку в первом блоке мы не сливали информацию друг другу, а тут информация открытая, мы больше старались делать совместные практики. Не всегда получалось, потому что день мы не выбирали. Это в практике 2015 года у нас в распоряжении было несколько дней, и мы выбирали, кому что удобно. А в 2018 — день, день, день, всё подряд идёт, поэтому надо как-то уложиться. Но, по мере возможности, мы собирались вместе и что-то проводили для совместного вхождения в образ. Самое интересное, наверное, было Солнце, мы очень весело и солнечно укурились, причём, что интересно, я потом весь год использовал те опыты, которые получил на Солнце в изменённом состоянии сознания. Это делалось не ради каких-нибудь глюков, а конкретно у меня — для проработки моих психологических блоков, и всё прошло очень успешно, это как раз одно из важнейших долговременных последствий этой серии.
Самая запоминающаяся групповая практика второго блока была на Колесницу. Есть у нас в области такое место, Куршская коса, национальный парк, в фонде ЮНЕСКО. Мы поехали туда, я сразу настаивал на автостопе как на подходящем формате проживании Колесницы, тем более что аркан Колесница у Спеара — без колесничего:
Если это поезд, автобус, то у нас есть конкретный колесничий, а автостоп — это «подставь своего колесничего», потому что колесничие меняются. Поэтому я настаивал на автостопе, но у других такого опыта ещё не было. Тем более что мы ехали не втроём, а прихватили ещё двух человек. Они не хотели автостопа — но пришлось. Сначала мы доехали нормально на рейсовом автобусе до Зеленоградска, ближайшего города, там пересели на автобус до Танцующего леса. Но там пропускной пункт, потому что Куршская коса разделена на российскую и литовскую территорию, и была большая пробка, так что мы сильно задержались. Потом мы погуляли по лесу, у моря, у залива (коса расположена между Балтийским морем и Куршским заливом), а потом было самое интересное. Было уже поздно, автобусы там ходят редко, и мы даже не знали точного расписания. Так что это был первый случай в моей жизни, когда я сделал новичками в автостопе аж четверых за раз. Раньше не получалось больше двух, а тут аж четыре человека со мной поехали стопом (хотя с водителем был кто-то ещё, мы еле впихнулись). Потому что было уже поздно, и мы не знали, в ходит в время вообще автобус или нет. И пока мы ходили по посёлку, до которого доехали автостопом, выяснять расписание, нам действительно попалась колесница без колесничего! Реально. Идём мы по посёлку Рыбачий, небольшой посёлочек, уже достаточно поздний вечер, людей нет. И вот посреди этого посёлка стоит заведённая машина без водителя! Потом у местных жителей мы выяснили, что автобусы всё же ходят, дошли до остановки и уехали в город.
А теперь насчёт долговременных последствий. В отличие от первой практики, долговременных последствий было много. Там появились полезные и длительные деловые сотрудничества, и по конкретным цепочкам синхронов и других событий очень чётко видно, что это именно магические результаты практики. Я занялся торговлей букинистикой, эта идея пришла мне в голову на Дьяволе, именно на Дьяволе я стал это реализовывать. У меня появились и успешно продолжаются личные отношения, тоже напрямую вытекающие оттуда. Ещё интересный момент (правда, эта цепочка «не сработала», но тоже была хорошим подтверждением). Мы с «Касталией» долгое время занимались переводами Спеара. Его переводили другие люди, я занимался вычиткой, и планировалось издание полного собрания сочинений. Но потом переводчики пропали со связи и долгое время не проявлялись. И вот, когда мы начали, между первым и вторым блоками практики, эти не появлявшиеся полгода переводчики мне написали, сказали, что работа идёт. Правда, потом опять пропали, но всё равно интересное подтверждение, что всё работает. В общей сложности, список результатов у меня в дневнике получился на 10 страниц: в конце практики я написал, что новое узнал за это время, те начинания, которые растут оттуда, новый мистический опыт, — всё это расписано на 10 страниц.
Я уже подхожу к концу, долго и нудно всё это расписывать нет смысла, сейчас немного в завершение. У меня есть идеи для нескольких новых практик подобного рода. Можете себе отметить — может быть, вы их даже раньше меня проведёте, потому что у меня сейчас не всегда есть подходящие условия. Я упоминал книгу Элифаса Леви «Магический ритуал Sanctum Regnum»:
Там как раз нулевой аркан расположен между XX и XXI, и там, что интересно, достаточно подробно описываются действия, которые требуются для вхождения. Иногда это какие-то чисто церемониальные действия, иногда это рекомендации в том духе, какими цветами и образами себя окружить, причём в некоторых случаях прописана многодневность. Например, Луна должна проводиться весь лунный месяц с отслеживанием фаз. Какая-то карта связана с планетарным символизмом и, соответственно, идёт неделю. По этой книге я хочу провести с кем-нибудь практику.
Второй вариант более в ключе спонтанного городского сталкинга. Это не групповая практика, а индивидуальная или парная, но суть вот в чём. Начальный пункт — это точка в городе, которая ассоциируется с арканом Дурак. Идти можно по разным ассоциативным цепочкам, это может быть какой-то объект в городе — номер дома, вывеска, реклама, цифры, название улицы, — и на этой точке должно происходить ощущение, что вот это Оно. Скажем, для Дурака это может быть вокзал как место, с которого начинается знакомство приезжих с городом, а может быть и имеющийся у нас в Калининграде памятник барону Мюнхгаузену — тоже очень подходящий персонаж, — или, скажем, какой-то обрыв, чисто визуально ассоциирующийся с сюжетом аркана (но если обрыв — то не забудьте, в какую сторону вам идти). Дальше я иду в максимально спонтанном состоянии, «куда глаза глядят», до тех пор, пока я не обнаруживаю какой-нибудь сигнификатор Мага. В этом месте должно происходить моё спонтанное взаимодействие с этим объектом (это может быть медитация, если это магазин — то можно в него зайти поглядеть, ещё что-то в этом духе) и изменение направления движения, тоже спонтанное. И так, соответственно, до следующего объекта.
Почему я говорю, что это или индивидуальная, или парная, но ни в коем случае не групповая практика, — потому что групповая будет сильно сбивать. С индивидуальным всё понятно, ты просто идёшь по всем этим ключевым точкам и анализируешь свои ощущения. Но недостаток в том, что если ты начнёшь всё это записывать, ты выходишь из «потока». Можно с диктофоном, диктофон — хороший вариант, но на него тоже отвлекаешься. Поэтому есть плюсы и минусы и у индивидуального, и у парного прохождения, и я ещё не решил, как буду это делать. В любом случае, партнёр должна быть очень чутким, очень хорошо тебя воспринимающим, вы должны быть очень хорошо сонастроены друг с другом, чтобы он отмечал, где ты ходишь, что ты видишь, как ты с чем взаимодействуешь, как секретарь. Но определённые минусы тоже есть, потому что элемент спонтанности здесь теряется, ты на него всё равно должен как-то реагировать: мало ли, может, у него случилась какая-то ситуация, и он не может продолжить путь. Из того, что у меня запланировано, это мне наиболее интересно, но пока нет времени, чтобы погрузиться в такую работу, потому что требуется определённое время, чтобы войти в это состояние потока и в нём пройти все 22 точки. Всё это должно укладываться в один день, но сколько часов на это уйдёт — я пока не знаю.
Следующий вариант — это несколько более «трешовые» формы прохождения конкретных арканов. Допустим, не просто собраться на медитацию и потусовать, но, к примеру, если это Отшельник, можно забраться без мобильника и фонарика в форт и провести там ночь в одиночестве, но не спать, элемент депривации. Или на Башню — у нас в городе есть заброшенная вышка ЛЭП, метров 60 над землёй, я на ней был немного по другой линии, в Ночном Дозоре, такой квест по городу. Я все ноги себе отбил, пока карабкался, но — мне понравилось. Так вот, аркан Башня можно провести там, в 60 метрах, на относительно неустойчивой конструкции:
Почему мне в голову пришла такая идея? Я не упоминал, что мне не очень понравилась эта книжка Деннинг, по которой мы практиковали, тем, что там были слишком долгие, навороченные описания визуализаций, это всё было очень нудно. Некоторые были покороче, некоторые вообще очень сильно затягивались, а такой вариант позволит не визуализировать, а проходить какие-то состояния, вроде того же Отшельника, вживую. В совсем «трешовой» форме — на Смерть, например, можно пройти закапывание, как у вас в июле на Ладоге проводит школа «Магический путь». В любом случае, под каждый аркан можно проработать какие-то такие сценарии. Ещё, кстати, советуют книгу Тимоти Лири «История будущего», довольно известный автор, там, вроде, тоже что-то посвящённое проработке арканов. Там есть прямые рекомендации, как подготовиться, принять ванну, войти в медитативное состояние, и у него есть рассмотрение нейрологии, работы мозга, с точки зрения психологии.
Подытожим. Вроде бы, в том, что я рассказал, много именно медитативной работы. Но почему это, прежде всего, магический инструмент? Потому что — события идут, причём часто что-то важное приходит к тебе раньше, чем ты успел об этом подумать. Когда ты находишься в процессе подобных практик — ты находишься в состоянии алертности, состоянии расслабленной готовности к изменениям. Ты уже знаешь, что они будут происходить (во всяком случае, какую бы такого рода практику я ни проводил, я знаю, что изменения будут), и надо только быть готовым их отлавливать. Это во-первых. Во-вторых — даже сама эта практика очень сильно меняет, и тебя, и события вокруг тебя. А самое главное… Например, тягать гантели: все же понимают, что никому в жизни, скорее всего, не понадобится тягать гантели. Мы просто тренируем определённые группы мышц, которые нам понадобятся в каких-то других ситуациях. То же самое и здесь: мы в достаточно безопасных, «лабораторных» условиях настраиваемся на «энергии» разных арканов, чтобы с большей вероятностью, с большей концентрацией и силой могли вызвать те же самые состояния, когда нам это будет жизненно необходимо. Тогда мы уже без длительной подготовки сможем стать Императором или Жрицей, Разрушителем Башни или Находящимся на Башне и так далее.
На этом всё, удачной практики в дальнейшем!
1 Лекция состоялась в клубе «Парсифаль», Санкт-Петербург.
Транскрипт составил Семён Петриков, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.