Олег Телемский (Брат Атон). Разрушая иллюзии

Опровержение предрассудков и фантазий по поводу человека, именуемого порочнейшим в своем поколении.

Едва ли можно найти человека, имя которого окружало бы такое количество предрассудков и мифов, как Алистер Кроули. Кажется, нет такого порока, который бы Система не приписывала Кроули. Нет преступления, которое он якобы не совершил.

Но когда дело доходит до фактов, выясняется, что нет ничего (кроме двух принесенных в жертву представителей кошачьих), в чем система могла бы реально обвинить Кроули. Образ «исчадия ада» рассеивается после первого пристального взгляда.

Несмотря на то, что учение и судьба Кроули существенно повлияли на таких весьма влиятельных людей как Дэвид Боуи, Тимоти Лири, музыканты «Биттлз», даже им не удалось развеять густой туман иллюзий вокруг его имени.

Чаще всего нам приходится сталкиваться с примитивной подменой фактов и идей — в пользу предрассудков, искажений и лжи. Надо ли упоминать, что большинство людей до сих пор думают, что Кроули был всего лишь выдающимся дьяволопоклонником?

Цель этой статьи — создать реальное представление о личности Кроули и основных тезисов его учения, Телемы. Мы рассчитываем на непредубежденного и непредвзятого читателя, который достаточно свободен от шор, навязываемых матрицей (системой, Иалдабаофом, майей, синклитом, — нужное подчеркнуть).

Мы не ставим целью обратить в Телему как можно больше людей, и мы не думаем, что после прочтения этой работы лично вы примете закон Телемы. Телема — достаточно сложная традиция, работать в которой может только человек с совершенно особым складом психики. Далеко не для каждого человека выходом может стать мировоззрение и практика Телемы. Возможно, вам будет ближе тантра, суфизм или психоанализ. Так и должно быть – в отличие от монотеистических систем, Телема не претендует на монополию на истину. Она не ортодоксальна, но гетеродоксальна. Чего мы действительно хотим, так это дать непредубежденному читателю реальное представление о Телеме.

Исторически сложилось, что имя Алистера Кроули окружено самым большим набором мифов, один нелепее другого. Кроули представляют как наркомана и маньяка приносившего в жертву детей, тайного вождя нацизма, сатаниста, антисемита, извращенца и черного мага. Однако когда речь заходит о доказательствах, оппоненты обычно изрекают нечто наподобие «да все это знают», «оно и так понятно», или (в лучшем случае) ссылаются на параноидальную статью Дугина «Человек с соколиным клювом» или ХУДОЖЕСТВЕННУЮ статью «Сибарит меж теней», которую часто выдают за документальную.

Между тем стоит обратиться к фактам, как очень быстро выясняется, что все эти обвинения безосновательны. Никаким идеологом Гитлера Кроули не был, а к нацизму относился весьма негативно. У него были на то причины: в 1935 году в Берлине был арестован и отправлен в концлагерь Карл Гермер – близкий друг Кроули и второе лицо в Ордене О.Т.О. (орден, который фантазеры разного рода периодически стараются объявить вдохновителем нацистских идей). Даже обвинение, которое было предъявлено Гермеру, очень показательно – «за шпионаж, в пользу врага рейха, английского франкмасона Алистера Кроули». Не любили Кроули не только немецкие нацисты, разрушившие здоровье его лучшего друга, но и итальянские. Эти выслали его из Италии, лишив прибежища — аббатства Чефалу, места, где он обрел кратковременное прибежище.

В 1939 году, когда Гитлер нападает на Польшу, Кроули пишет в своем дневнике следующие строки, которые затем получают распространение в близких ему кругах: Англия, воспрянь! Воспрянь против врага. Он нанес первый удар: мы — последний. Мир ценой Свободы? Мы говорим «Нет!». Англия, воспрянь!

Само учение Кроули фундаментально противоречит всем идеалам любого тоталитарного общества, — будь то фашизм, коммунизм или еще какой-нибудь «изм». Достаточно прочесть Liber OZ, «телемитскую декларацию прав человека», чтобы почувствовать: учение Кроули не просто чуждо, но враждебно тоталитаризму и авторитаризму в любой форме:

Нет бога, кроме человека.1. Человек имеет право жить по своему собственному закону
жить так, как он изволит;
работать, как он изволит;
играть, как он изволит;
отдыхать, как он изволит;
умирать когда и как он изволит.

2. Человек имеет право есть то, что он изволит;
пить, что он изволит;
жить, где он изволит;
перемещаться, как он изволит, по всей поверхности земли.

3. Человек имеет право думать, что он изволит;
говорить, что он изволит;
писать, что он изволит;
рисовать, заниматься живописью, вырезать, гравировать, ваять и строить, как он изволит;
одеваться, как он изволит.

4. Человек имеет право любить, как он изволит:
«получайте свою долю и удовольствие любви так, как вы изволите,
когда, где и с кем изволите!» (AL. I. 51).

5. Человек имеет право убивать тех, кто будет пытаться лишить его этих прав.

Простой математики достаточно, чтобы понять: из двадцати пунктов телемитской декларации прав человека при фашизме, да и любом тоталитарном режиме могут быть реализованы только три, а в либеральной Европе – восемнадцать, что со всей очевидностью свидетельствует о том, что Телема абсолютно враждебна фашизму.

Кроули никогда не одобрял и расовую теорию фашизма. Он был убежден, что разница между плебсом и аристократией обусловлена духовно-мистическими, а не расовыми факторами. Антисемитизм, в котором также часто обвиняют Кроули, легко опровергается тем, что многие его близкие ученики были евреями. Самые известные примеры — Израиль Регардье и Виктор Нойбург. Ни в одном из уставов орденов, созданных Кроули, нет ни намека на ограничение членства по расовому признаку. Недаром того же Гитлера Кроули называл «магом-недоучкой, который так и не понял сущности и задач магии». То, что отдельные оккультные группы оказали заметное влияние на формирование нацизма, — это исторический факт. Достаточно изучить руническую символику в погонах СС, однако ни Кроули ни орден «Золотой зари» не имели к этому ни малейшего отношения.

Мартин Бут, беспристрастный биограф Кроули, который не был телемитом и отразил в своей биографии самые неприятные факты биографии Кроули (в том числе эпизод с Лией) пишет: у него ( Кроули) не было иллюзий по поводу Гитлера. Он несколько раз побывал в Третьем рейхе и считал фюрера магом, который неверно понял суть оккультизма, чем сам себя и уничтожил.

Еще один нелепый миф, который следует опровергнуть, это утверждение, будто в конце жизни Кроули полностью деградировал, и последние годы провел в полурастительном состоянии. Стоит просто внимательно изучить библиографию Кроули. Последние годы его жизни были не менее плодотворны в творческом плане, чем молодость. Именно в последние пять лет существования на этом плане Кроули в соавторстве с леди Фридой Харрис создал свою колоду Таро, колоду Тота, которая доселе является одной из самых глубоких и самых востребованных колод Таро в мире. Каждая из 78 карт несет с собой продуманное до мельчайших деталей, символическое послание. Создание подобной системы требует кристальной ясности ума и интуиции.

К своим картам Кроули пишет подробнейший комментарий, где впервые излагает исчерпывающую и непротиворечивую систему подхода к Таро, опираясь как на оккультизм, так и на науку. Деградировавший наркоман, каковым любят описывать престарелого Кроули, не смог бы не то что написать, но даже прочитать столь сложный текст.

За полгода до смерти он пишет другую свою работу, ставшую классикой для современной магии – наставления своей близкой ученице — под названием «Магия без слез». Помимо детальнейшей проработки сложнейших тем, эта книга характерна и тем самым чисто кроулианским юмором, который, как правило, напрочь отсутствует как у создателей, так и у последователей большинства оккультных учений. То, что к тому моменту Кроули был уже несколько десятилетий как разорен и жил практически в бедности, однако находил силы для магической работы и написания таких книг, говорит о колоссальной силе его личности.

Еще один крайне живучий предрассудок – представление о Кроули как о «первом сатанисте». Данный миф опровергать сложнее, нежели откровенную клевету, вроде обвинений в нацизме, антисемитизме или сексизме, поскольку критерии, по которым то или другое учение причисляют к сатанизму, слишком уж вольные. Протестанты считают, что все, кто не протестанты – служат Сатане, католики – все, кто не католики, а православные – все, кто не православные.

Путешественники, которые впервые посетили Индию и Тибет, увидев изображение местных богов, были убеждены, что эти народы поклоняются Сатане. Для западного человека любое учение — будь то тантра, суфизм или саббатианская каббала, в которой имеет место обожествление секса, — собственно говоря, и есть сатанизм.

Надо ли говорить, что разговор на подобном уровне попросту лишен смысла. Если мы хотим говорить о причастности или непричастности к учению сатанизма, мы должны понять что есть сатанизм сам по себе, тем более что это не представляет никакого секрета, и работы американского и российского теоретиков сатанизма (речь идет о Антоне ЛаВее и Варраксе), вполне доступны всем желающим.

Сатанизм – учение, подразумевающее поклонение (либо как могут сказать сатанисты подражание, дружбу) Сатане, то есть силе, противостоящей иудео-христианскому богу. И ни шага дальше сатанизм не делает. Трагедия сатанизма в том, что он хоть и переходит на другую сторону, остается в тех же границах иудео-христиансткого дуализма. Разница между христианином и сатанистом только в том, что они по-разному относятся к патриархальному богу, тогда как сама вера (невозможно ненавидеть то, существование чего ты не признаешь), остается без изменений.

В Телеме же Бог не имеет ничего общего с отцом-тираном, который навязывает человеку нелепые ограничения. Вот какие слова адресуются во второй молитве дьякона в гностической мессе – молитве к Богу. Бог тайный и пресвятой, источник жизни, источник любви, источник свободы, пребудь в нас постоянно и мощно, сила энергии, огонь движения; позволь нам трудиться с тобою усердно, чтобы соприсутствовать в премногой радости твоей.

Один из самых известных сатанистов России Варракс в своей работе «теология сатанизма» пишет следующие строки: Сатанизм, являясь мировоззрением, имеет специфическое отношение к отдельным аспектам действительности. Во многих случаях позиция сатанистов совпадает с общей позицией разумных людей, скажем, в социумном приложении это относится к эвтаназии, контролю рождаемости, общественной морали etc. Но есть, разумеется, и отличия – иначе сатанизм не был бы отдельным мировоззрением. Одним из таких вопросов является отношение к Богу. Далее в тексте идет размышления о враждебности сатаниста к богу, при этом сам концепт бога остается в узких иудео-христианских границах. Думаю, что после процитированных строк Кроули, вопрос становится очевиден.

Впрочем, здесь необходимо внести некоторое уточнение. Кроули в принципе не признает существование разделения добра и зла, света и тьмы, исходя из высших аспектов бытия. Это не значит, что существует оправдание всякого рода подлым или постыдным импульсам, ибо вселенная построена так, что всякий кто травит свою систему обитания, обречен сам же пострадать от этого. Но глупо утверждать, что понос после поедания несвежей пищи является результатом «божьей кары». Существуют очевидные закономерности, но эти закономерности причин и следствий актуальны только на материальном плане, и только ограниченный глупец может переносить те же представления на план сверхличностный.

Все, что здесь есть, черпает свою форму из его собственного разума; и ясность восприятия предметов данного плана прямо пропорциональна личной чистоте ясновидящего.

На высших планах все грубые различия форм постепенно исчезают. Например, Астральный Образ «Исиды» совершенно не похож на Образ «Кали». Первая — это Материнство и Мудрость, вторая — Убийство и Безумие; она опьянена кровью, отуманена страстью и безжалостна. Единственная связь между ними — символ Женщины. Но тот, кто достигает Самадхи, устремившись к Кали, обретает такое же Просветление, как и при устремлении к Исиде, ибо в обоих случаях он достигает отождествления с Идеей Женщины, не связанной с теми особенностями, которые приписывались данной Идее на берегах Нила или Ганга.

Вот почему на низших ступенях посвящения бушуют догматические споры, вдохновляемые разнообразием астрального опыта; вот почему св.Иоанн Богослов отличает Блудницу БАБАЛОН от Жены, Облаченной в Солнце, и Агнца закланного от Зверя 666, чья смертельная рана исцелена. Он не понимает, что Сатана, Древний Змий, пресмыкающийся в Преисподней, в озере Огненном, горящем Серою — это Солнце-Отец, вибрация Жизни, Князь Бесконечного Пространства, пылающий своей Пожирающей Энергией; и Он же — тот престольный Свет, Духом коего залит весь Город из Драгоценных Камней. (Кроули, заметки «Об астральном плане»)

Для неподготовленного человека эта цитата может показаться форменным сатанизмом, однако если мы сравним эти утверждения с мыслями известного Психолога и философа Карла Юнга, который, исследуя глубинную психику, доказал, что само разделение на Бога и Сатану достаточно условно, а бог (Самость) всегда имеет тень и включает в себя темную сторону как часть, то мы поймем, что эти слова имеют под собой немалую философскую, теологическую и даже научную основу.

Противники Кроули часто приводят в пример трагические события в жизни Кроули как доказательство того, что его учение несостоятельно. В самом деле, в жизни Кроули было немало боли – смерть первого ребенка, сумасшествие и деградация жены, банкротство, изгнанничество и десятилетия крайней нищеты.

Удивляют интерпретации этих событий. Христианские противники Кроули явно руководствуются двойным стандартом. Когда несчастья сыплются на христианского сподвижника, это воспринимается как испытание, посылаемое свыше. В таких случаях христиане цитируют Библию, дескать, тот, кого бог любит, тому выдается и больше испытаний. Однако, когда в точности то же самое происходит с человеком, находящимся под другую сторону баррикад, это воспринимается уже как наказание и кара божья. Абсурдность подобных двойных стандартов представляется мне очевидной и не требующей особо внимательного рассмотрения.

Изучая жизнь Кроули по фактам и документам, а не по нелепым мифам, возникает вопрос: в чем причина столь агрессивно-направленной стратегии системы исказить и дискредитировать его образ?

Для человека стоящего вне системы и обладающего достаточным интеллектом, чтобы презирать власть стереотипов и предрассудков, подобная навязчивая дискредитация уже сама по себе заставляет заинтересоваться Кроули и его учением. Ведь если столько сил брошено против, значит, за ним тоже есть сила, и какого рода эта сила, вот в чем вопрос. Враги моего врага – мои друзья, а для интеллектуала нет большего врага, чем Система.

Понять причины информационной войны против Кроули несложно, обладая минимальным знанием истории, которая представляет непрерывной процесс борьбы индивидуальности против системы. От начала времен самую большую опасность для системы представляли не политические бунтари, которые победив, немедленно начинают выстраивать точно такую же, но, по возможности, более крепкую систему. Самую большую опасность представляли те, кто отказывал системе в праве влиять на себя и свою жизнь, те, кто прорубал свой путь к внутреннему источнику свободы, создавали свой тоннель реальности, а, значит, оказывались независимыми от системы. Политические бунтари атаковали только внешнюю часть системы, её побеги. Потому, стоило такому бунтарю «убить дракона», как он тотчас становился самим этим драконом, зачастую более жестоким и прожорливым, чем предыдущий. Гностик, бунтарь религиозный стремится подрубить сам корень системы, прежде всего, в себе, но затем, по мере сил, освободить и тех, кто находится рядом, от духовной, психологической власти системы как таковой. Потому – опасность гностика для системы неизмеримо выше, чем опасность бунтаря.

Потому Сократ был обвинен в растлении молодежи, потому гностиков обвиняли в жертвоприношении детей и каннибализме, и те же самые обвинения на протяжении всей истории система воспроизводит в адрес любых духовных организаций, которые находят силы по-настоящему разорвать с ней – альбигойцев, масонов, тамплиеров, розенкрейцеров и других духовных мятежников. Ибо, как в фильме «матрица», для системы «самым опасным человеком» (а именно так называли Кроули газеты его времени) является тот, кто содействует отключению индивидуумов от её власти.

Особенным табу связанно все, что касается секса как способа духовного освобождения. Пуританин скорее будет слушать сальный анекдот, нежели научную лекцию о сакральной и магической стороне сексуальности. А именно магический секс, который является кратчайшим путем «отключения» от власти системы, ко всеобщему ужасу, пропагандировал Кроули.

В наше время об освобождении говорят достаточно много. Времена фашистского и коммунистического террора прошли, и мы можем свободно приобретать книги по медитации, йоге и нью-эйджевским «достижениям». Однако 95 процентов познаний в этих учениях не представляют ровным счетом никакой опасности для системы. Во всех этих книгах мы можем прочесть все те же слова о свободе, непривязанности, отключении от матрицы и других истинах, ставших лозунгами. Парадокс в том, что очень во многих кругах футболка с надписью «я — не как все», не более чем обратное доказательство следования стандарту игры в индивидуальность. «Мы презираем толпу ровно в той степени, в какой её принято презирать» — сказал Мартин Хайдеггер.

Потому что стать по-настоящему «не как все» — это дело не лозунгов, а многолетнего труда над своим разумом и чувствами, выдавливание из себя раба и конформиста «по капле». Самая большая ложь Матрицы в том, что «красную таблетку» можно получить раз и навсегда одним выбором. На самом деле, чтобы выбрать «красную таблетку», её надо взрастить в своей душе в течении многих лет, словно экзотический цветок. Модная майка с надписью «я выбираю красную таблетку», не более чем доказательство выбора «синей таблетки».

Показательно то, что адепты современного псевдоэзотеризма претендующие на «объективность», «просветленность» и «беспристрастность», доверяют мифам о Кроули в той же степени, как и обыватели. Пройдитесь ради интереса с именем Кроули по различным эзотерическим форумам, и вы получите массу забавных обвинений – от фашизма до гомосексуализма.

Разница между эзотеризмом Телемы и псевдоэзотеризмом большинства нью-эйджевских движений может быть проиллюстрирована следующим образом. Если в качестве метафоры освобождения от власти системы мы возьмем образ восхождения на гору, то разговор псевдоэзотериков сводится к сентиментальным клише о «высоких и прекрасных горах», тогда как разговор телемитов (в перерывах между восхождениями), будет о надежности страховок, тросов, кошек, крюков и рациональном планировании ресурсов. Разумеется, экзальтированным ньюэйджевцам подобный разговор об идеализируемых горах покажется сухим, интеллектуализированным и даже кощунственным.

Телема предлагает реальные инструменты восхождения в глубины и опускания на высоты, и – главное — ключи к трансформации. В отличие от религиозных сект, мы не просим вас верить во что бы то ни было. Не надо верить – проверьте. Кроули никогда не требовал веры – эксперимент и только эксперимент! Поставьте эксперимент, проработайте хотя бы отдельные, предложенные ими и его последователями техники, и, как беспристрастный ученый, наблюдайте результаты. И только если вы получите убедительные (для вас) результаты, следуйте этим путем. Мы все, в том числе и автор этой работы, начинали как ортодоксальные материалисты, и только неумолимые факты доказали, что материализм слишком уж противоречит экспериментальным фактам.

В этой работе основное внимание отведено теории, больше, чем нежели практике Телемы. Практики приводятся в конце с подробными комментариями. Но комментарий – это лишь результат моего опыта. Если я получаю от МРП «чувство уравновешенного тепла», а ваш опыт включает экстатический взрыв энергии, это вовсе не повод пренебрегать им. Практика нарабатывается с годами, а в процессе её наработки, кстати, и происходит лучшее понимание теории.

© PAN’S ASYLUM Oasis O.T.O.