В. Шапиро: Сегодняшнюю тему мы обозначили «Еврейский жизненный цикл». Некий средневековый мудрец — Акавья бен Маалалель — сказал известную фразу: «Помни о себе три вещи. Откуда ты пришёл? Из смрадной капли. Куда ты идёшь? В место, где прах и черви. Перед Кем тебе предстоит дать отчёт? Перед Владыкой владык — Святым, благословен Он». Жизнь человека — то, что всегда, в любой религии связывается с обязательствами и отношениями с высшими силами. Через эти отношения и проявляется смысл жизни и оправдание жизненного пути, который столь комическим образом начинается и столь печальным образом заканчивается. Поэтому все важнейшие события человеческой жизни в любой религии связаны с определёнными действиями, процедурами, которые имеют отношение к Всевышнему.
Чтобы говорить о жизненном цикле по порядку, нужно определиться, с чего он начинается. Тут тоже возникают споры. В разных религиях, в разных учениях, освещающих этот вопрос, он по-разному трактуется, по-разному на него отвечают. Одни говорят, что жизнь начинается с момента зачатия, другие придерживаются иного мнения — непосредственно с момента появления на свет. От этого зависит, с чего начинать рассказ.
С точки зрения еврейской традиции, с точки зрения еврейской религии, жизнь начинается с момента первого дыхания. Когда человек начал дышать — он живёт. И, соответственно, прекращение жизни (поговорим об этом в конце): заканчивается она тоже с прекращением дыхания. Казалось бы — излишний формализм, но на самом деле эти вопросы имеют огромное значение, причём чисто прикладное: это очень важно с точки зрения медицинской этики. Эти вопросы решаются не научным путём, они связаны с аксиоматическими религиозными взглядами на предмет вопроса. Человек рождённый начинает жить, когда он начинает дышать. Отсюда возникает целый ряд этических выводов, например — отношение к прерыванию беременности. Естественно, ничего хорошего в этом иудаизм не видит, но и какого-то смертоубийства в этом тоже не усматривает, потому что критерием, если возникает такой вопрос, является здоровье матери, и если существуют серьёзные угрозы для него, то, исходя из этой точки зрения, вопрос решается именно таким образом. Но, в принципе, есть и другое правило — что человек не должен наносить вреда своему организму, это большой грех. С этой точки зрения аборт является нанесением вреда организму и оправдывается только в том случае, если существует угроза ещё бо́льшая. Или, допустим, исходя из этого, решается вопрос в такой ситуации, когда роды угрожают жизни и есть выбор — выживает либо плод, либо мать. Католицизм на этот счёт имеет мнение, что надо, чтобы выжил плод, потому что он некрещёный, его надо покрестить, пусть всё идёт прахом, лишь бы покрестить. С точки зрения иудаизма — во-первых, плод ещё не живёт, поэтому предпочтение живущему человеку. И, во-вторых, такое суждение: женщина сама является источником жизни, и если она умрёт, то не родятся ещё и другие дети, поэтому тоже надо отдать предпочтение женщине.
Есть ещё один еврейский этический принцип, я, по-моему, говорил о нём: человек должен, прежде всего, думать о себе. При выборе, о ком надо прежде всего позаботиться, о себе или о ближнем — надо позаботиться о себе. Почему? Хотя бы с той точки зрения, что когда у тебя всё в порядке, ты можешь и для других сделать что-то хорошее. Впрочем, это уже из другой темы. А наша тема — жизненный цикл.
Вот, родился на свет ребёнок, родился человек. Я уже говорил, что если этот ребёнок рождён от матери-еврейки, он считается евреем. В иудаизме нет понятия незаконнорождённого ребёнка… Оно есть, на самом деле, но оно не связано с тем, какие родители, был ли у них брак, кто благородный, кто неблагородный, — все дети законнорождённые. Если ребёнок рождён от матери-еврейки, — неважно, кто его отец, был ли брак, — это нормальный, законнорождённый ребёнок. Если ребёнок рождён евреем с нееврейкой, то это нееврейский ребёнок. На него не распространяются религиозные законы, и он в этом смысле никак не рассматривается, независимо от того, мать у него дворянских ли кровей, или негритянка, — нееврейский ребёнок.
Есть такой анекдот. Рабинович эмигрировал в Англию и устроился работать к лорду. И, тем не менее, недоволен. Его спрашивают: «Ну что тебе ещё не нравится?». Он отвечает: «Ты понимаешь, я работаю у лорда, я сплю с его женой, он спит с моей женой. Я ему делаю лордов, он мне делает мамзеров». Кто такие мамзеры? Это как раз незаконнорождённые. Это дети, рождённые вследствие супружеской измены либо от кровосмесительного брака, то есть от крайне порицаемых и запрещённых видов сексуальной связи. Но речь, опять же, идёт о евреях. Супружеская измена — это в том случае, если есть еврейская жена, и женщина родила от кого-то другого, не от мужа. Если есть семья, если есть брак, и жена рожает не от мужа. Этот ребёнок считается мамзером. Это очень нехороший статус, им нельзя вступать в брак с нормальными евреями, и много чего. Но они евреи — на них распространяются все законы, им не запрещено учиться. Однако с точки зрения брака там всё очень нехорошо. И если кровосмесительные отношения — это тоже всё очень нехорошо. Им можно жениться только на себе подобных.
Кстати, эта ситуация — не из средних веков, она имеет вполне практическое приложение. Я уже не говорю, что в каких-то ортодоксальных кругах в Израиле могут быть разные нездоровые извращённые ситуации, но когда из бывших социалистических стран люди в огромном количестве поехали в Израиль, в Америку — туда приезжали и евреи, еврейские семьи. И там бывали такие ситуации, — и я даже знаю такие случаи, — что, допустим (помимо того, что люди в наши дни уже довольно вольные в нравах), в дружной семье — дети от разных отцов. Может быть совсем простая вещь: женщина состояла в браке, потом она разошлась с мужем, а потом создала другую семью. Всё нормально с нашей точки зрения. Но поскольку все эти процедуры не были оформлены через раввинский суд, то есть не было официального развода (потом объясню, почему), то с рождением детей при таком сожительстве есть большие проблемы. Другое дело, что считается, что обо всём этом можно говорить, если это произошло публично, и все это знают, то есть это установленный факт. Но на самом деле эти проблемы — они существуют. Поэтому у раввинских судов было много работы: когда люди валом валили, они старались заручиться какими-то бумагами на этот счёт. Но это опять потом можно будет вернуться, когда речь пойдёт о свадьбе.
Итак, вот родился еврейский ребёнок, к которому относятся все законы еврейской религии. То, что нужно сделать (если это мальчик), на восьмой день — обрезание. Обрезание — это знак завета с Всевышним: как праотец Авраам сделал это на восьмой день после того, как ему это открылось, так и теперь принято делать это на восьмой день, не откладывая. Даже если этот восьмой день приходится на субботу, в субботу обрезание можно делать. Процедура понятная, для этого есть специальные инструменты. Крайняя плоть оттягивается нужным образом и отсекается. Это должен делать отец, если умеет, но сейчас отец обычно просто присутствует, для этого есть обученный специалист, он называется моэль. Обычно это человек с медицинским образованием, который прошёл ещё и специальный курс обучения и умеет это делать. Операция не такая уж и страшная. Долгое время она была запрещена: до перестройки был специальный приказ министерства здравоохранения, и обрезание запрещалось делать. Мне обрезание сделали, когда мне было чуть больше сорока лет. Новорождённому ребёнку делают без анестезии, а взрослому с анестезией, аккуратно зашивают, и это не больнее, чем зуб удалить, и даже менее того. Конечно, многое зависит от искусности моэля, умеет ли он всё это аккуратно зашить. Есть определённый порядок, и есть определённый момент — мецица: отсасывание появляющейся крови. Сейчас это делают с помощью специальной стеклянной трубочки, а раньше это делали ртом. И в своё время, когда были дела с кровавыми наветами, с убийством Андрея Ющинского, дело Бейлиса, интеллигенция очень активно выступила в поддержку евреев. Но были, тем не менее, и такие представители русской мысли, которые, наоборот, поддерживали кровавый навет. В частности, Розанов статью отдельную написал: мол, а я вот знаю, есть такой момент, когда сосут кровь! Там была целая компания, там и Флоренский ему активно подпевал, и он такие гадости писал, которые и Геббельсу в голову не приходили. Вот такой он, наш русский гений, Павел Флоренский, насчёт еврейской крови. Ну, неважно.
Итак, сделали обрезание, и всё замечательно. Человек обрезан, это знак, что он состоит в союзе с Всевышним. Если по каким-то причинам не получилось сделать это на восьмой день (а причиной считается, например, слабое здоровье ребёнка), можно и подождать. Бывает, что и по социальным причинам не сделали обрезание, как у многих в Советском Союзе. Никогда не поздно, можно сделать и позже. Даже бывает так, что человек умер, и оказалось, что он не был обрезан — нужно сделать ему обрезание перед тем, как предать земле. Я помню, был случай, давно это было. Ко мне пришёл сын старого еврея: мол, отец просил похоронить его по еврейскому обычаю. А тут как раз всё интересно совпало, ко мне приехал один дедушка, участвовать в наших делах, в наших мероприятиях. Мы его пригласили из Таллина. А он занимался как раз похоронами, он так любил это дело… И он говорит: «Ой, понимаешь, я приехал, а ко мне пришли, хоронить надо человека. И я отложил похороны, и не участвовал в похоронах (а это важная заповедь, участвовать в похоронах)… И тут вдруг заходит человек и говорит: ой, знаете, у нас похороны, нам нужны похороны по еврейскому обряду!». А тут ещё приехал один парень, он учился в Москве в Иешиве, такой религиозный. И он тоже — похороны, участвовать в похоронах — большая мицва. Они такие довольные стоят, льёт дождь… А хоронили — на таможне работал человек когда-то. Вся таможня приехала, все стоят, много народу. Стоит этот дедушка — в кипе, с пейсами, — читает молитву. И тут этот парень спрашивает: «Скажите, а покойный был обрезан?». Конечно, если всё по обычаю, то надо его сейчас обрезать :), на виду у всей таможни!
Так вот, обрезание. Что касается девочек, то для них никаких таких операций не предусмотрено, но, чтобы было не обидно — я думаю, это позднейшее изобретение, — придумали обряд наречения имени. Надо прийти с девочкой в синагогу и там при свитке Торы объявить, что ей даётся такое вот еврейское имя (когда мальчику делается обрезание, он тоже получает еврейское имя). Здесь есть аналогия с соответствующими христианскими обрядами. Более того, об аналогиях: есть в обряде обрезания такая функция — держать младенца на руках. Для этого приглашают уважаемого человека, друга, приятеля. Для него есть специальное кресло — называется «кресло Ильи Пророка». Он называется сандак. Это то же, что крёстный отец. И я видел сборник дисков этого знаменитого итальянского фильма, и на иврите название переведено именно словом «сандак» 🙂 Хотя это всё-таки совсем другое, отношения примерно те же. Итак, для девочек — наречение имени, хотя это уже не что-то такое, что прописано в Торе. А вот обрезание — это заповедь.
Детство продолжается лет до 13. Считается, что в 3 года надо уже начинать учиться. В 3 года ребёнка учат читать, чуть ли не в школу ведут, но всё-таки это всё ещё детство. В 13 лет для мальчиков, для мужчин наступает этап в жизни, когда он становится правоспособным, то есть должен соблюдать все заповеди, которые предписаны Торой. До того на нём эта обязанность не лежит. За это отвечает его отец. Он должен ему говорить, что надо так, это не кушай, это в субботу не делай; но ответственность за это лежит не на самом человеке. В 13 лет мальчик приобщается к общине взрослых евреев, и этот обряд называется бар-мицва. Бар-мицва в переводе с иврита, или даже с арамита — «сын мицвы», то есть тот, кто этого уже удостоился. Этот обряд связан с первым в жизни вызовом к чтению Торы. Еврейское богослужение состоит из чтения молитв и чтения Торы. Каждую неделю читается определённая глава в синагоге, и для этого вызываются молящиеся, по очереди. Это большой почёт, быть вызванным к чтению Торы, его все поздравляют. Если община большая, то действительно, трудно этого добиться. Максимум — семь вызовов к Торе за субботу, а должен быть миньян, должно быть десять человек, не меньше. Первый раз мальчик занимается, готовится, учит свою недельную главу, обычно с ним занимаются так, чтобы и сам мог прочитать. Особенно в современных синагогах, где читать никто не умеет, за всех читает специально нанятый чтец. Но вот эту свою главу на бар-мицве чтец, кантор занимается с мальчиком, чтобы тот её мог прочесть самостоятельно, заучить. После того, как это произошло — это большой праздник, главный семейный праздник. День рождения так сильно не принято отмечать в еврейской традиции, а вот бар-мицва — это событие, какой-то этап взросления. Когда происходит бар-мицва, отец присутствует там и говорит такое благословение: «Благословен ты, Всевышний, который избавил меня от ответственности за всё это». Дальше ответственность за жизнь, за поступки лежит на мальчике.
Теоретически тринадцатилетие — это совершеннолетие, и можно жениться. Даже так. Для девочек — то же самое. Нигде это в Торе не сказано, но придумали обряд бат-мицва, чтобы им тоже было не обидно. Для девочек — в 12 лет, они тоже учат какие-то псалмы, приходят в синагогу, красиво их читают — чтобы им тоже что-то такое было. Что касается женитьбы — в еврейских канонах записано, что лет в 18-20 надо жениться. Но, теоретически, тринадцатилетие является таким порогом, когда уже можно. Более того, в строго ортодоксальных семьях, у хасидов, есть такое правило: может жениться — значит, надо уже жениться, иначе всякие грехи, и так далее. Есть такой грех — пролитие семени всуе, за который Онан был повержен Господом, и откуда пошло название этого порока. Был такой знаменитый хасидский праведник, Рабби Нахман из Брацлава, его могила в Умани, туда толпы брацлавских хасидов съезжаются. Вот он как раз знаменит тем, что был очень подвержен греху пролития семени всуе. И он даже написал трактат специальный, называется «Тикун а-клали», «Всеобщее Исправление». Чтение этого трактата помогает от этого греха. И там, в Умани, где могила Рабби Нахмана из Брацлава, живут эти хасиды, когда праздники — толпами съезжаются, в огромном количестве. Там они сидят и раздают эту книжечку — маленькая книжечка такая, на иврите. Они говорят: «Вот, возьмите, очень помогает от греха рукоблудия!», — и я говорю: «Ой, знаете, давайте побольше, возьму для всей общины!» 🙂 В общем, чтобы в этот грех не впадали, в таких ортодоксальных семьях мальчиков рано женили. Но, опять же, это зависело от процесса созревания. Вот там висит картинка:
Это знаменитый Шломо бен Маймон, был такой сумасшедший еврейский мистик, философ, бродячий мудрец. Его женили лет в 9, потому что он очень бурно развивался. А обычно как: повышенный гормональный фон провоцирует и повышенные интеллектуальные способности, особенно в сфере словесности¸ как мне кажется, то есть чтение, книги, — и одновременно борода растёт, в 9 лет. И вот в 9 лет — или в 11, что-то в этом духе, — он женился, к 14 у него уже были дети, и лет в 17 он понял, что уже это перерос, он оставил семью и отправился в вольные философские путешествия. И он где-то здесь околачивался, возле Кёнигсберга, писал письма Канту, о его «Критике чистого разума». И тот ему сначала ответил, что, мол, вы, как никто, поняли мою «Критику», а когда тот снова стал писать ему письма, Кант стал жаловаться, мол, что от меня этот еврей хочет, надоел.
Знаменитый Рабби Салантер, один из столпов литовского иудаизма, тоже здесь похоронен. Он тоже был женат лет то ли в 11, то ли в 12, — он, правда, ни от кого не убегал, нормально прожил всю жизнь с женой; потом уже, когда она умерла, отправился тоже куда-то бродить. Да, такое есть. Но в современном Израиле с этим борются. Там даже есть закон, который предусматривает уголовную ответственность за то, что женят детей в возрасте до 17 лет. Хотя есть правило: если есть естественные позывы организма, их нужно удовлетворять, и не надо ставить никаких препятствий. Но, с другой стороны, молодому человеку надо учиться: как он начала с трёх лет учить грамоту, с 13 может учить Талмуд, Каббалу — только после 40. И, естественно, он должен учиться. Но лет в 18-20 жениться уже надо, это заповедь «пру у-рву» — плодитесь и размножайтесь, самая первая заповедь, которая была дана Всевышним, как только появилось что-то живое на свете. Поэтому в иудаизме нет такого понятия как целибат: если человек хочет посвятить себя делам духовным и ради этого отказывается от секса, от продолжения рода, — ничего хорошего в этом нет. Наоборот, всякие учёные раввины очень славятся, когда у них много детей, это признак высокой духовности. Ну, это у кого как получается, бывает, что какие-то другие причины. Но есть ещё и такое правило: если у мужчины есть проблемы с продолжением рода, ему вообще нельзя жениться на еврейке. И ещё: продолжение рода — это обязанность, которая лежит на мужчине. На женщине эта обязанность не лежит, и если что-то не сложилось, то женщина не виновата. Может, её замуж не взяли, может, ещё что, за это её терзать не будут в Грядущем мире. А женщина имеет полное и неоспариваемое право на получение удовольствия от интимной близости. Если муж её не удовлетворяет, это может быть поводом для развода. Я хотел взять книжку «Шульхан Арух», это сборник простых (не то чтобы простых, а бытовых, приземлённых) правил поведения; там нет какой-то метафизики и мистики, но есть то, что касается жизни, всё расписано. Допустим, супружеские отношения: есть правило, кому как часто положено вступать в интимную близость. Например, тем, кто учит Тору — им, по-моему, полагается иметь сношение с супругой каждую ночь, а тем, кто работает, тем, кто занят физическим трудом — в Шаббат, а торговцам, которые водят караваны — не меньше, чем раз в полгода. Дальнобойщики, моряки — они не могут оправдывать свои утехи на стороне чем-то другим; вот достаточно вам раз в полгода, и всё.
Я сказал, что обычно, в ортодоксальных еврейских семьях, где работают все эти законы, детей много, потому что, во-первых, нельзя противиться естественному природному циклу деторождения, для того и супружеские отношения, чтобы рожать детей, — это раз. Но вообще считается, что заповедь «плодитесь и размножайтесь» выполнена, если есть дети разного пола. Если есть мальчик и девочка, значит, уже заповедь выполнили (или два мальчика…). Желательно, чтобы было больше детей, чем родителей, потому что это обеспечивает естественный прирост. И в ортодоксальном мире есть постоянный естественный прирост населения. В Иерусалиме, там постоянно доля так называемого «харедимского», то есть ортодоксального, сектора увеличивается. Сейчас она, по-моему, больше 40 процентов. Светская публика жалуется, что ортодоксы вытесняют, наступают, но зато они размножаются. Контрацепция, по большому счёту, не запрещена, но, поскольку есть запрет для мужчины пролития семени всуе, пользоваться средствами предохранения должны женщины.
Теперь то, что касается разводов. Развод не запрещён, развод допустим, но это непростая процедура. Вообще решение всех вопросов гражданского состояния относится к компетенции раввинского суда. Есть три раввина с соответствующими полномочиями, с соответствующей подготовкой, образованием, дипломом, они образуют раввинский суд. В России раввинский суд есть только в Москве. В Израиле — там в каждом районе, на каждом углу есть раввинский суд, и если разводиться — обращаются туда, составляется так называемое разводное письмо, оно называется «гет», и муж должен его вручить жене. Как правило, развод возможен по инициативе мужа. У жены очень мало есть поводов, которые дают ей право уйти от мужа (один из них — это то, что он неспособен к супружеским отношениям). А у мужа есть много поводов.
Заключение брака сопровождается составлением так называемой ктубы: заключается брачный контракт. Молодой человек знакомится с девушкой, они какое-то время общаются. Несмотря на то, что в патриархальном ортодоксальном кругу в этом процессе всегда есть очень активное участие родителей, никто не может заставить девушку; если она скажет «нет» — то нет. Они знакомятся, общаются. В Израиле принято, что они ходят сидеть в отели. Что это такое? Есть отель какой-то, о котором известно, что он кошерный, что всё в порядке с едой, и прочее. Они сидят в лобби, пьют чай и беседуют. Это можно увидеть, если зайти в отель, который имеет соответствующую приличную репутацию. Там сидят парочки — в чёрной шляпе девушка, она на него смотрит, он бала-бала-бала-бала; они должны увидеть, интересны ли они друг другу. Конечно, тяжело вот так, путём разговоров узнать, но, тем не менее, как-то умудряются. И если договорились, решили, — назначается свадьба. Все собираются; обычно всё это происходит в каком-то ресторане или зале торжеств. Сама свадьба всегда соединена с банкетом. Сначала садятся жених, отец невесты, отец жениха, раввин, они обсуждают детали, составляют ктубу. Там написано, что он берёт её в жёны, обязуется исполнять свои супружеские обязанности, она обязуется его кормить, заботиться о детях. Он обязуется покупать ей одежду, платья, украшения в таком-то количестве, чтобы не обидно. А если они разведутся, то он обязан уплатить столько и столько. Это ктуба. Если он её не удовлетворяет, не содержит, не кормит, платья не покупает, кольца и браслеты («кольца и браслеты разве я тебе не покупал», — почему же ещё может быть такой довод? :)), тогда может ставиться и вопрос о разводе. (Кстати, по поводу одесских блатных терминов — они ж все почти из иврита. Ктуба — это современный иврит, а на ашкеназском иврите, на котором в России и на Украине старички говорили, это звучит «ксива», документ, удостоверение, вот это слово.) Затем молодые идут под балдахин, у невесты закрыто лицо, и жених берёт кольцо и произносит фразу «Арей ат мекудешет ли бе-табаат зо кедат Моше ве-Исраэль» — «ты посвящаешься мне в жёны этим кольцом по закону Моше и Израиля», надевает ей на палец кольцо, открывает лицо. Ему подносят вино, совершается молитва над этим вином, жених это вино выпивает, потом стакан заворачивают в бумажку, и он его давит, говоря фразу «Им эшкахех Йерушалаим»: «Если я позабуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня правая рука». И в память о разрушении Иерусалима — в момент величайшей радости надо помнить о таком печальном факте — он разбивает этот стакан. Так что гусары тоже колотят бокалы в память о разрушении Иерусалима, просто в силу своей гусарской неопрятности не заворачивают в бумажку, потом осколки тяжело убирать 🙂
После этого считается, что свадьба совершилась, но жених и невеста должны ещё после этого уединиться на установленное время в некую комнату. И свидетели должны подтвердить, что они были наедине, по-моему, 17 минут. Но они не должны за эти 17 минут торопиться что-то такое делать, просто сам факт уединения мужчины и женщины говорит о том, что между ними уже есть какие-то особые отношения. Поэтому евреи должны остерегаться глупых шуток. Приводят пример, как какой-то мальчик с девочкой игрался, сделал колечко неизвестно из чего, из пластилина, вроде, и вручил ей, сказав эту фразу, которую говорят жених с невестой. И потом пришлось им оформлять развод, чтоб не оставаться на всю жизнь вместе, прямо с песочницы. Или, допустим, нельзя уединяться мужчине и женщине в закрытом помещении; если кошерные свидетели подтвердят, что они 42 минуты сидели вместе взаперти, то, если они дальше не собираются строить отношений, им надо разводиться через раввинский суд. Поэтому ортодоксальный еврей никогда не сядет в лифт с женщиной, никогда не возьмёт билет в поезде в купейный вагон, потому что неизвестно, кто туда придёт, разве что если едут вчетвером, а если вдвоём, то выкупают всё купе. Тут две вещи — во-первых, риск неожиданного бракосочетания, а во-вторых, законы скромности, надо раздеться, и так далее. Насчёт лифта — это большая проблема. А развода можно требовать даже без особой причины. Муж может требовать развода, если жена, допустим, не готовит ему кошерную пищу. Может требовать развода, если она бесплодна, причём часто непонятно, кто виноват. Десять лет могут жить; если десять лет нет детей, можно разводиться, даже если неизвестно, из-за кого это; а если они сильно любят друг друга, что делать? Можно и не разводиться, но ведь есть заповедь «плодитесь и размножайтесь», и поэтому есть большие вопросы. Ещё, конечно, супружеская измена, но, как правило, это является основанием для развода, если измена со стороны женщины.
На самом деле, есть очень много интересных вопросов, связанных с этими галахическими правилами, которые нужно решать, и они как-то решаются в еврейском мире. Был вопрос такой: если мужчина не репродуктивен, а детей-то надо — как относиться к искусственному оплодотворению? Не является ли это супружеской изменой, когда женщина оплодотворяется семенем другого мужчины? В общем, отвечают, что нет, наоборот, это способствует размножению, потому что фактически измены, запрещённой телесной близости не происходит. Есть определённые рекомендации: желательно, например, чтобы донором был нееврей, потому что это исключит возможность случайного родственного кровосмешения.
Fr. N. O.: А семя для искусственного оплодотворения — это напрасное пролитие семени, или нет?
В. Шапиро: Интересный вопрос… Я думаю, что, возможно, и да… Действительно, вопрос интересный. Я не уверен, что евреям рекомендуется этим заниматься. Думаю, ответ такой, что еврей, тем более, если он способен, должен жениться на еврейке и выполнять заповедь «плодиться и размножаться».
Сергей Трайзе: Если, допустим, женатый мужчина, состоящий в браке, проведёт 40 минут наедине с другой женщиной, не своей женой — он как считается, двоежёнец?
В. Шапиро: Как минимум, изменник! Но он не должен этого делать.
Сергей Трайзе: А если всё-таки произошло?
В. Шапиро: Не знаю. Это, по крайней мере, неприлично. Он не двоежёнец, потому, что многожёнство запрещено. Но оно запрещено не фатально. На самом деле, из Торы мы знаем, что у патриархов были жёны, было много жён. Еврейскому царю полагается 18 жён. Но где-то уже больше 800 лет назад, в XI, кажется, веке какой-то из еврейских мудрецов, Рабби Гершон, по-моему, запретил многожёнство. Он вынес такое галахическое постановление, что многожёнство запрещено на 800 лет. И сейчас срок истёк. Срок истёк, но есть такое мнение, что сейчас нет равного по мудрости и авторитету мудреца, который мог бы отменить его. То есть должен кто-то отменить, сказать — вот, это закончилось, сейчас можно так. И ещё: этот запрет относится к ашкеназским общинам. На сефардов он не распространяется. И там бывает, что по две жены… бывает, что жена больна, и ему разрешают вступить в новый брак, не разрывая отношений с больной женой. В принципе, иметь нееврейскую любовницу не считается многожёнством.
Сергей Трайзе: А если еврейскую?
В. Шапиро: А вот это проблема, потому что постоянное публичное сожительство, даже если не было обряда — это уже порождает ряд вопросов.
Ещё расскажу интересную историю, связанную с искусственным продолжением рода. Где-то в Англии было, недавно. Муж с женой, у жены — проблема с вынашиванием ребёнка: она могла забеременеть, но не могла выносить ребёнка. И они прибегли к услугам суррогатной матери, то есть к оплодотворению в пробирке и т. д. При этих пробирочных оплодотворениях часто появляются двойни, тройни. Родилась тройня. Но это не было проблемой, что родилась тройня, не было проблем с суррогатной матерью (бывает, что иногда они не отдают детей). Всё нормально, всё замечательно, супруги получили своих детей. Мать, которая выносила — нееврейка, а семя, генетический материал — чисто еврейский. Возник вопрос: являются ли дети евреями? Столпы еврейской учёности были этим озабочены и сделали вывод, что всё-таки дети — не евреи, им для того, чтобы стать евреями, нужно пройти гиюр. Но это не проблема, потому что родители религиозны, дети живут в этой среде, они, естественно, воспитываются в духе соблюдения заповедей, едят всё кошерное и, таким образом, приобщаются к еврейскому народу.
Fr. N. O.: То есть там предполагается, что должен быть рождён еврейкой?
В. Шапиро: Да! Здесь всегда проявляется определённый консерватизм. Где, какие были пробирки, это раввину не нужно. Сам факт: мать, из утробы которой вышел ребёнок, она — не еврейка.
Fr. N. O.: А наоборот, стало быть, если нееврейский ребёнок, но из утробы еврейки…
В. Шапиро: Я думаю, что да: если еврейская женщина выступит в роли суррогатной матери, дети будут считаться евреями, раз уж было такое решение. Когда был установлен этот критерий? Обычно рассказывают (я не знаю, насколько это всё точно, но это логично), что это было во времена крестовых походов, когда пришли крестоносцы на Святую землю. Они насиловали еврейских женщин, и было много таких ситуаций, что непонятно, кто отец. Как быть в этой ситуации? Постановили считать евреем ребёнка, рождённого от еврейской матери. Хотя до того было иначе: брали себе иноземных жён, из других племён, но они при этом переходили в еврейство, становились членами общины, и, соответственно, дети наследовали отцу. Но сейчас действует такое правило.
С разводами, в основном, всё понятно. Если мужчина даёт женщине разводное письмо, она его получает — значит всё, она приняла. Бывает ситуация, что женщина может не знать, что он от неё хочет, он кидает какую-то бумажку, она взяла — и всё: письмо взяла при свидетелях, значит, разведены, он свободен. Но бывают ситуации другие: что муж пропадает без вести, и жена оказывается в очень неприятном положении, она не может выйти замуж, потому что он ушёл в море и не пришёл. В тех небоскрёбах много евреев тогда погибло, в Близнецах — и не нашли, нету. Там целая история с жёнами этих погибших людей: когда не нашли их останки, как быть?
Бывает, что из вредности муж не даёт развод, это более современная ситуация. У нас была такая история: одна моя знакомая уехала в Израиль и вышла там замуж. Она пожила с мужем, родила ребёнка, потом он ей надоел, и она вернулась сюда, к родителям. Евреи нормальные такие, традиционные. А он очень был вредный, не давал ей развод. Не давал — и всё. И она в таком положении: она хочет замуж выйти, у неё какие-то свои интересы, и прочее… И там была целая детективная история, к нам тогда как раз стали приезжать какие-то раввины, очень известные и авторитетные люди, и мы с их помощью смогли этого добиться. Есть такое правило: помочь женщине освободиться из такой ситуации — это очень большая мицва, очень богоугодное дело. И все старались; есть в Израиле очень высокий чиновник, который занимается этими ситуациями, и он нашёл этого мужа и путём угроз заставил его, сказал, мол, я тебе сделаю так, что ты никогда не выедешь за границу, что ты потеряешь работу и т. д. Тот дал это разводное письмо, и сюда специально приезжал представитель раввината, и они оформляли всё это здесь. Всё это очень серьёзно.
Гельмут: А если наоборот, женщина не хочет письмо получать?
В. Шапиро: Она может пытаться от этого уклониться, но если ей всё-таки при свидетелях это письмо всучат, то всё.
Гельмут: Как в фильмах про судебных приставов…
В. Шапиро: Да, да. Женщина в этом смысле в менее выгодном положении, это факт.
Теперь о смерти. То, без чего не бывает. Бывает, что люди не женятся, но все родятся и все умирают. Моментом наступления смерти с еврейской точки зрения считается прекращение дыхания. В этом смысле общепринятый критерий смерти мозга иудаизм не принимает. Есть очень много таких ситуаций, которые нужно решать с точки зрения медицинской этики. Допустим, аппарат искусственного дыхания. С еврейской точки зрения считается, что нежелательно им пользоваться, потому что его отключение означает убийство. Даже если человек уже всё, овощ, осциллограмма ничего не показывает, — всё равно, отключить искусственное дыхание означает прервать жизнь. Есть такое решение этой проблемы: на этом аппарате устанавливается таймер. И при необходимости он продлевается. Но если есть решение, что это всё не имеет смысла, то он просто не продлевается. По крайней мере, никто не нажимает на кнопку, которая останавливает подачу кислорода.
Fr. N. O.: А ситуация с клинической смертью, реанимацией?
В. Шапиро: Нет, ну это-то не проблема…
Fr. N. O.: Я имею в виду, что дыхание прекратилось…
В. Шапиро: Прекратилось, да. Но если есть возможность вернуть человека к жизни, то это самое святое дело. А если другое — если дыхание не прекратилось, но по всем критериям это смерть, мозг не работает?..
Fr. N. O.: Нет, какой его статус после реанимации — как живого?
В. Шапиро: Конечно, как живого 🙂
Fr. N. O.: А дальше?
В. Шапиро: А дальше он живёт, ну что…
Fr. N. O.: Никаких процедур «воскрешения»?
В. Шапиро: Нет, ну что вы 🙂 Заново обрезание не делают. А вот с этой смертью мозга, постоянно рассказывают истории. Я был на лекции, есть такой раввин Мордехай Элияху, он был главным раввином Израиля, он замечательный рассказчик, оратор, это надо было слышать. Он рассказывал эти истории, как приходил какой-то парень. В армии тяжёлое ранение, несколько лет лежал в состоянии комы, и раввины запрещали отключать аппарат, и он потом встал и стал ходить. Потом там была очень интересная история о том, как один человек через суд добился решения, чтоб ему не поддерживали жизнь. Ему вставлялась металлическая трубка в лёгкие, и что-то туда вдувалось, впрыскивалось, чтобы он дышал. Он через суд добился, чтобы ему это прекратили делать, и этот раввин вмешался, чтобы решение суда не выполнялось, и вот прошло несколько лет, и к нему пришёл этот человек, в кипе, с пейсами, и сказал, что вот, вы меня удержали от такого греха, я теперь живу и славлю Всевышнего.
Есть ещё один интересный момент. Есть такое правило: с умирающим человеком надо быть рядом. Близкие люди должны быть рядом, они должны поддерживать его в последний момент, смотреть в глаза, принять последнее дыхание, и вообще, вся эта система связана с тем, что есть еврейский круг, еврейская семья. Принимают человека, когда он приходит в мир — еврейские повивальные бабки, акушерки, и проводить его должны евреи, чтобы рядом были родственники. Но, если у больного, у умирающего уже началась агония, то нельзя пытаться ему чем-то помочь. Не надо. Почему не надо — потому что, прикасаясь к нему в это время, можно ускорить его смерть, стать причиной прекращения дыхания. И чтобы случайно на себя какой-то грех не взять, то и не стоит.
Fr. N. O.: Получается, эвтаназия категорически запрещена?
В. Шапиро: Эвтаназия — конечно, да, это с любой точки зрения бред полный. Это отдельный вопрос, я хотел о нём написать, порассуждать… Эвтаназия, самоубийство и прочее — это всё, конечно, с еврейской точки зрения совершенно недопустимо.
Тем не менее. Как говорится, «умерла, так умерла», умер, так умер. Если умер человек, и нет уже никаких сомнений, что он умер, — правило такое, что умершего нужно как можно скорее похоронить. Похоронить надо постараться до заката солнца в тот же день, как человек умер. Чем быстрей, тем лучше. Тело умершего должно быть в покое. Поэтому всегда очень осуждаются и вызывают насмешки разные традиции других народов, связанные с прощаниями, когда выставляют напоказ, ходят… У католиков, протестантов есть такое, что две недели должно пройти, пока похоронят, тело подолгу лежит. Есть отпевание, есть чтение псалмов, есть исполнение каких-то молитв соответствующих. Хоронят в саване, называется он тахрихим, из специальной ткани покрывало, в которое заворачивают тело. Я помню, тот дедушка, о котором я рассказывал, что он приехал — и тут как раз похороны. Это был детский лагерь, всем весело, развлечения, и он говорит: «Слушайте, может быть, вам нужно, у меня там в Таллине есть очень хороший тахрихим, одежда для мёртвых людей, вам, наверно, нужно, купите!» 🙂
Дело в том, что этими погребальными процедурами везде в общинах занимаются специальные люди, так называемое хевра кадиша, святое общество. Это группа людей, которые на этом специализируются. Они делают очень богоугодное дело, обычно им всем это очень нравится, они большие специалисты в этих делах. Они придут к умирающему, когда надо присутствовать, чтобы скрасить ему последние минуты, потом знают, как обмыть, и вообще, умеют всё сделать быстро и аккуратно. Я видел один раз все эти похороны по еврейским обычаям, полностью. У меня тётя умерла в Израиле, ей было уже немало лет, лет 90. И всё так очень скромно, очень просто. Есть специальный кантор, его выделяют для того, чтобы он проводил в последний путь. Роют могилу, гроба нет, но делают что-то типа склепа. Яму выкладывают каменными плитами, и сверху ещё покрывают. Получается некое пространство. Считается, что все потом воскреснут. Глядя на развитие компьютерной техники, скоро, говорят, уже будут записывать содержание на жёсткий диск, а потом недалеко и до полного восстановления. Поэтому я уже говорил: запрещена кремация, крайне нежелательно вскрытие, нужно всячески стараться его избежать и сохранить максимально тело для будущего.
Fr. N. O.: Обсуждался ли с еврейской точки зрения вопрос трансгуманизма и иммортализма, то есть бесконечно долгого потенциального продления существования физического тела за счёт киборгизации, генной технологии и пр.?
В. Шапиро: Это интересный вопрос. Я не знаю, надо будет кого-то спросить. Вообще, считается, что срок человеческой жизни — 120 лет. С одной стороны, раз Богом дан такой срок, то надо ли стремиться его нарушать — и нарушать волю Всевышнего? С другой стороны, сохранение жизни — это тоже большая мицва. Я не знаю, что самому человеку захочется, когда ему будет 120 лет.
Fr. N. O.: Но это же не значит, что он не сможет прекратить такое продление жизни.
В. Шапиро: Да, это интересный вопрос, я не знаю, боюсь сказать. Но главное, что погребальный обряд связан именно с сохранением тела ввиду его неизбежного воскрешения. Участвовать в похоронах, как я уже говорил, считается очень большой мицвой. Логика тут такая: мёртвый человек — это тот, от которого нам уже ничего не нужно. Когда мы что-то для него делаем, мы делаем это уже настолько бескорыстно и искренне, что это очень красиво, очень богоугодно. Поэтому это большое дело — участие в похоронах.
Гельмут: Но ведь если что-то делаешь, если это богоугодно, и люди об этом знают…
В. Шапиро: Нет, отношения с Богом — там уже свои дела. Мы сделаем хорошо, а Бог нам за это тоже сделает неплохо. Отношения между людьми, когда корысть мелкая или ещё что-то, это хуже. А вот отношения с Богом — это дела духовные.
Fr. N. O.: А в том плане, что вот я участвую в похоронах, всё такое… Я ведь и в глазах окружающих поднимаю свой авторитет…
В. Шапиро: Это уже психология, кто громче рыдать будет, кто красивее споёт 🙂 Конечно, всё это есть, но это уже чисто человеческие страсти. А вот правило — такое.
Теперь, после смерти человека его близкие должны нести траур. Есть обряд «шива», когда в течение семи дней они должны дома сидеть на полу либо на низких сидениях, это знак траура. Траур продолжается год, он состоит из глубокого траура в течение семи дней, потом есть более мягкие формы траура в течение тридцати дней. Как у христиан девять и сорок, у евреев — семь и тридцать. И год.
Вот, собственно говоря, и всё. Вот такой происходит жизненный круговорот. Есть такое высказывание раввина Штейнзальца, что еврей тот, у кого внуки евреи. То есть если человек всё это правильно делал, воспитал детей, которые создали еврейские семьи, и у них родились еврейские дети. Тот, кто добился, что у него внуки евреи — он молодец.