Этика Телемы в приложении к принципам Скаутского Движения
По мере того, как растёт моя дочь, приближается долгожданное для меня время возвращения к активной деятельности как скаут-инструктора. Опыт моего пребывания в посвятительской организации, более глубокое осознание Закона Телемы и та воспитательная модель, которая бытует в нашей семье, вынуждают меня снова вернуться к теме, поднятой мною почти три года назад[1] — к созданию скаутских групп, действующих на основе принципов Нового Эона. Никоим образом не желая навязывать предполагающее высочайший уровень осознанности и ответственности мировоззрение детям, я, тем не менее, понимаю и то, что Закон Телемы — не просто установки одного из направлений религиозных исканий, но отражение и отображение действительного положения дел в современном мире, поэтому я уверен, что им можно руководствоваться и вне прямого контекста телемитского мистицизма — как основой современной этики и прогрессивной социальной доктриной. Исходя из такого понимания, предлагаю попытку изложения долга телемита[2] как вариации на фундаментальных принципов скаутинга[3], изложенных в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого скаута, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движения.
Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута — это:
- Долг перед Богом,
- Долг перед другими,
- Долг перед собой.
В переложении на язык Телемы их можно расположить в обратном порядке и видоизменить следующим образом:
- Долг перед собой,
- Долг перед другими (перед отдельными людьми и перед всем человечеством),
- Долг перед Вселенной (перед прочими существами и вещами).
При этом первый долг (последний в традиционном скаутинге) указывает на обязанности личности перед самим собой, второй — на отношение личности к обществу в самом широком смысле слова, третий — на духовное содержание жизни личности.
Долг перед собой
Этот принцип можно определить как «ответственность за собственное развитие». Скаутинг предполагает, что молодые ответственны за совершенствование своих собственных способностей. Скаутское Движение как воспитательное движение сориентировано на оказание помощи юному человеку в раскрытии его потенциала — процесс, который мы называем развитием личности. Согласно этическим представлениям Телемы, понимание этого долга основывается на следующих рекомендациях:
- Осознай, что ты — центр собственной Вселенной.
- Исследуй природу и силы своей Сущности. Это исследование включает в себя всё то, что есть или может быть для тебя. Ты должен принять всё в том виде, как оно есть, и как один из факторов, составляющих твоё Истинное Я. В конечном счёте, это Истинное Я включает всё на свете.
- Развивай все свои способности в должной гармонии и пропорции.
- Размышляй над своей Природой. Обдумай каждый её элемент по отдельности и проследи взаимосвязь между ними, чтобы прийти к верному выводу об истинной цели твоей Сущности как единого целого.
- Найди эту цель или «Истинную Волю» в её простейшем проявлении. Постарайся отчётливо понять, как наилучшим образом управлять силами, которые тебе подвластны, чтобы извлечь наиболее выгодный результат из их взаимоотношений с другими частями Вселенной, неподвластными тебе.
- Расширь до предела границы своего сознания и сферу контроля над чуждыми ему силами. Приложи к этому все свои силы и мастерство, чтобы добиться более чёткого, ясного, полного и точного восприятия, лучшего понимания и более мудрого управления внешней Вселенной.
- Не допускай, чтобы чья-либо чужая мысль или воля стала помехой для твоей мысли или воли. Постоянно будь начеку и наготове, чтобы с непреодолимым пылом и со всем рвением неутолимой страсти дать отпор всякой попытке кого бы то ни было повлиять на тебя, не считая тех случаев, когда этот кто-то помогает тебе научиться чему-то новому.
- Не подавляй и не ограничивай ни единого подлинного инстинкта своей Природы; в совершенстве посвяти их все служению твоей Истинной Воле, но не будь рабом своих сиюминутных прихотей.
- Наслаждайся (получай удовольствие от жизни, обучения, творчества и пр.)!
Долг перед другими
В данном принципе сконцентрированы основные позиции Скаутинга, и прежде всего речь идёт об ответственности личности перед обществом в самых различных аспектах. Долг перед другими определяется как «…верность своей стране, участие в жизни общества с признанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что в конечном счёте гарантирует сохранение целостности всего мира».
Первое положение приводимой цитаты обращено к фундаментальной концепции Скаутинга: верность своей родине (которая может быть понята не только как страна, но и как родной край, и как планета Земля в целом), международной дружбе и взаимопониманию. С момента своего зарождения Скаутинг придаёт особое значение развитию чувства братства и понимания среди молодёжи всех наций.
Второе положение отражает основополагающий принцип служения на благо другим. Служение в более широком смысле, чем вклад в развитие общества. Это развитие не может достигаться любой ценой, оно должно основываться на уважении достоинства человека и целостности природы. Концепция уважения достоинства человека является основополагающим правилом международного сообщества. Можно заключить, что каждое действие, которое предпринимается в рамках Скаутинга, базируется на признании индивидуальности личности. Концепция целостности природного мира отражает идею сохранения природы, которая была всегда важной для скаутов. Это означает, что при достижении любой цели человек использует природные ресурсы таким образом, чтобы не нарушить стабильности и гармонии природного мира (о чём будет говориться и при обсуждении третьего долга скаута в контексте Закона Телемы).
Долг перед другими для телемита — это долг перед отдельными людьми (мужчинами, женщинами, детьми) и перед всем человечеством в целом. Говоря о долге перед другими людьми, этика Телемы предполагает следующие рекомендации (местами изложенные более понятным для детей или несколько смягчённым в выражениях языком):
- Страстно стремись к единству со всяким другим разумным существом, разрушая тем самым чувство отделённости от Целого и создавая тем самым новый критерий оценки Вселенной.
- Определение различия между двумя точками зрения полезно для оценки места каждой из них в целом. Состязание, битва пробуждает мужскую, творческую силу и, подобно любви, доводит ум до экстаза, позволяющего преодолеть его рациональную слабость.
- Воздержись от вмешательства в чужую волю. Любовь и битва, о которых шла речь в предыдущем совете, — это скорее спорт, где каждый уважает противника и учится у него, но никогда не становится для него помехой за пределами игры. Стремиться к власти над другим человеком — значит пытаться исказить или уничтожить его, а ведь его личность — необходимая часть твоей Вселенной и, значит, тебя самого.
- Старайся просветить другого человека, когда в этом возникнет нужда. Это можно сделать, строго сохраняя при этом уважение к другому человеку, если он оказался в беде из-за неспособности правильно понять самого себя, и, особенно, если он сам попросил о помощи.
- Боготвори всё! Каждая сущность, так же как и ты, — это Звезда, уникальный центр своей Вселенной, не похожей на твою собственную и даже не сопоставимой с ней. Вселенная другого человека для тебя неизвестна и в принципе непознаваема; однако она порождает в тебе потоки энергии, определяя твой выбор фактов для принятия решения и предопределяя твои реакции. Поэтому используй людей, только сохраняя абсолютное уважение к нерушимым стандартам системы соизмерения. Проверяй свои наблюдения, сравнивая их с подобными суждениями других людей. Изучая принципы, определяющие успехи и неудачи других людей, приобретай мастерство и опыт, необходимые для решения твоих собственных проблем. Человека в несчастье можно ободрить — но только какой-нибудь позитивной и благородной идеей, показывающей совершенство Вселенной. Жалость и другие подобные эмоции — это оскорбление для Божественной Сути человека, вызывающего их, а следовательно, и для твоей Божественной Сути.
Долг перед человечеством предполагает, прежде всего, утверждение этики, близкой этике Скаутинга и Телемы, как наиболее разумной основы поведения. Это связано с тем, что общее благосостояние народа во многих отношениях необходимо для твоего собственного благосостояния. Какова бы ни была в конечном счёте природа твоей Истинной Воли, очевидное условие исполнения её — это свобода от внешних посягательств. Суть преступления — в том, что оно ограничивает свободу человека. Долг каждого — бороться с преступностью посредством изоляции преступников от общества и угрозы наказания; кроме того, следует пояснять преступнику, что его действия действительности противоречат его собственной Истинной Воле. Это — очень простой закон. Тот, кто попрал какое-либо право, символически заявил тем самым о его несуществовании; следовательно, это право перестаёт существовать для него. Долг каждого человека — двигаться к переустройству всех общественных институтов на основе изложенных выше этических принципов.
Долг перед Вселенной
Этот принцип соответствует скаутскому «долгу перед Богом», который определяется в Скаутском Движении как «приверженность духовным ценностям, верности религии, принятие вытекающих из этого обязанностей» и относится к любой религии. Духовному воспитанию в Скаутинге придаётся громадное значение. Это самая большая ответственность из тех, что лежит на лидере скаутской группы. При этом следует иметь в виду, что Скаутинг по своей сути не является религиозной организацией в обычном смысле этого слова. Все скаутские группы открыты как для верующих, так и для тех, кто не исповедуют никакой религии. Однако традиционная формулировка предполагает, что атеист, отрицающий существование Бога, не может искренне, честно дать скаутское Обещание, которое в обязательном порядке включает Долг перед Богом. Тем не менее, ввиду многозначности слова «бог» можно найти самые разнообразные и при этом вполне светские трактовки этого слова. «Богом» может быть всё то, что дорого для человека, или всё лучшее, что в нём есть; возможно понимание слова «бог» исходя из выражения «Нет Бога кроме Человека», возвращающее нас ко второму долгу скаутинга и к принципы «Каждый мужчина и каждая женщина — Звезда»; наконец, «бог» может пониматься в символически-пантеистическом, спинозовско-эйнштейновском смысле — как персонификация Вселенной, её законов и её красоты. В этом смысле Долг перед Богом легко заменяется на Долг перед Вселенной и может пониматься как телемитский Долг перед прочими (помимо человека) существами и вещами. Вот что говорится об этом долге:
«Применяй Закон Телемы ко всем проблемам пригодности, пользы и развития. Закон Телемы запрещает оскорблять естественные свойства живых существ и неодушевлённых предметов, применяя их не по правильному назначению, определённому их историей и строением. Так, обучать детей умственной или физической работе, для которой они не приспособлены, — это преступление против природы. Аналогичным преступлением могут быть названы: строительство домов из негодного материала, уничтожение лесов и т.д., и т.п.
Закон Телемы следует неукоснительно прикладывать к разрешению любого практического вопроса. Единственным критерием должна служить врождённая пригодность или непригодность любого объекта для той или иной цели.
Очевидно, что здесь часто будут возникать конфликты между заинтересованными сторонами. В таких случаях решение следует выносить на основании ценности каждой из противоборствующих сторон на весах Природы. Так, дерево имеет своё право на жизнь; однако человек важнее, чем дерево, поэтому при необходимости он может срубить его ради топлива или постройки дома. Но при этом человек должен помнить, что Закон не прощает нарушителей. Так происходит, когда бессмысленное уничтожение лесов приводит к изменениям климата или почвы, или когда массовый импорт кроликов в качестве дешёвой пищи вызывает эпидемию чумы.
Обратите внимание, что нарушения Закона Телемы приводят к увеличению бедствий. Приток населения в большие города из сельских местностей, вызванный, в первую очередь, тем, что людей убеждают отказаться от естественных идеалов, не только превратил деревни в менее комфортное место жительства, но и создал массу неудобств в самих городах. Проблемы растут в геометрической прогрессии и будут расти до тех пор, пока под угрозой не окажется вся структура общества.
Мудрое применение Закона Телемы, основанное на наблюдениях и опыте, состоит в том, что сознательно работать в гармонии с Эволюцией. Вполне законны и даже необходимы эксперименты в творчестве, в том числе и создающие нечто отличающееся от уже существующего. Ценность этих вариантов должна измеряться их плодотворностью в том смысле, насколько они гармонируют с общим движением Природы к совершенству».
С телемитской точки зрения может быть осознан и Скаутский Закон, и скаутская символика, и скаутский девиз «Будь готов!». Остальные, непосредственно практические стороны скаутского метода могут быть приняты в телемитском скаутинге практически дословно, хотя осознание их с точки зрения Закона Телемы придаст их пониманию бо́льшую глубину. Также в программу телемитского скаутинга, помимо общепринятых скаутских дисциплин, могут быть добавлены дисциплины, помогающие ребёнку войти в мир Магики: изучение мифологий, астрологической символики и пр., — а ступеньки роста скаута могут быть соотнесены с Древом Жизни или другими оккультными моделями индивидуации и личностного роста.
Следует помнить также, что Скаутское Движение восходит к тем же масонским корням, от которых произрастают и «взрослые» посвятительские организации, хотя доподлинно сказать, имеет здесь место прямая преемственность или подражание, сложно. Нетрудно заметить, что многие детали в скаутинге схожи с масонскими, а возможно, некоторые из них прямо оттуда заимствованы. Лорд Баден-Пауэлл, основатель Скаутского Движения, свою принадлежность к масонам отрицал, отрицала эту принадлежность и Объединённая Великая Ложа Англии, да и ни одна другая масонская организация, несмотря на значимость фигуры Баден-Пауэлла и на отсутствие тайны принадлежности после смерти, так и не предъявила миру доказательств его принадлежности к масонским кругам. Однако достоверно известно, что лорд Баден-Пауэлл был близко знаком с Редьярдом Киплингом, писателем и масоном, от которого мог узнать некоторые подробности масонской системы. Поэтому, используя в работе скаутского отряда некоторые детали инициатических организаций, мы не привносим в скаутский метод ничего принципиально нового, а всего лишь акцентируем внимание на тех сторонах, которые присутствовали там изначально, и адаптируем его для родителей-телемитов точно так же, как христианские, мусульманские, мормонские и пр. скаутские отряды существуют наряду со светскими.
[1] См. также: Fr. Nyarlathotep Otis. Телемитский скаутинг. — Журнал «Апокриф», № 24 (11-20 апреля 2010) // http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_aj04s36_29
[2] См.: Алистер Кроули. Долг телемита: О правилах поведения, которые следует соблюдать тому, кто признаёт Закон Телемы // Электронная версия: http://www.reocities.com/Athens/oracle/3262/duty.html
[3] См.: Бондарь Л. А. Что есть скаутинг: Книга для скаутского лидера. — Женева: Всемирная Организация Скаутского Движения, 1992 // Электронная версия: http://dedovkgu.narod.ru/bib/scouting.htm.