1
Теоремы
I. Мир развивается благодаря тому, что в него приходят Христы (гении).
II. Христы (гении) — это люди, наделенные сверхсознанием высочайшего порядка.
III. Сверхсознание высочайшего порядка обретается известными методами.
Следовательно, используя квинтэссенцию этих известных методов, мы можем способствовать развитию мира.
Основы метода
I. Теология не имеет значения: и Будда, и святой Игнатий были Христами.
II. Мораль не имеет значения: и Сократ, и Мухаммед были Христами.
III. Сверхсознание — это природный феномен; следовательно, признаки его следует искать не столько в словах, сколько в действиях тех, кто его обрел.
Важнейшие из этих действий — затворничество и сосредоточение, каковым нас учат йога и церемониальная магия.
Ошибки мистиков
I. Поскольку истина превосходит разум, выразить ее на языке разума невозможно.
II. Поэтому все мистики писали бессмыслицы, а все, что имело смысл в их писаниях, не было истинным.
III. Но поскольку в озере солнце все-таки отражается точнее, нежели в бурном потоке, то лучшими из мистиков становятся те, у кого ум наиболее уравновешен.
Метод уравновешивания
I. Страстей и т.д.
I. Поскольку конечная телеологическая истина неизвестна, все своды нравственных законов произвольны.
II. Следовательно, ученику не должно быть никакого дела до этики как таковой.
III. Поэтому он волен «исполнять свой долг в тех обстоятельствах жизни, к коим Господу было угодно его призвать» 2.
II. Разума
I. Поскольку истина превосходит разум, любое рациональное утверждение ложно.
II. Пусть же ученик противоречит всякому утверждению, какое ему только встретится.
III. Когда ум очистится таким образом от рациональных идей, в нем появится место для восприятия духовной истины.
Следует отметить, что все это не отменяет ценности рациональных суждений в пределах их собственного плана.
III. Духовных органов чувств
I. Будучи по природе своей конечным, человек неспособен воспринять бесконечное. Никакое общение с бесконечной сущностью (ни истинное, ни ложное) не меняет этого факта.
II. Пусть же ученик противоречит каждому видению и отказывается наслаждаться им: во-первых, потому, что наверняка возможно другое видение, в точности противоположное данному, а во-вторых, потому, что он — не только Бог, но и человек, обитающий на крошечной и незначительной планете.
Уравновесившись тем самым по горизонтали и по вертикали, он получает шанс достичь наивысшего транса — либо через утверждение, либо через отрицание всего этого одновременно.
IV. Результат
I. Транс определяется как экстаз (ek-stasis 3) одного из участков мозга, вызванный медитацией на соответствующую ему идею.
II. Пусть же ученик будет осторожен и не допустит ни следа несовершенства в эту идею. Идея должна быть чистой, уравновешенной, спокойной, совершенной и пригодной во всех отношениях к тому, чтобы всецело овладеть умом по воле последнего. Так царь выбирает, чем увенчать главу.
III. Дабы указы царя были праведны и мудры, как сам он был праведен и мудр, прежде чем стать царем.
В жизни и трудах мистика будет отражаться (хотя и смутно) верховная сила, ведущая этого мистика, — наивысший из трансов, которых он достиг.
Йога и магия
I. Йога — это искусство единения ума с одной-единственной идеей. В ней — четыре метода:
джняна-йога — Единение посредством Познания;
раджа-йога — Единение посредством Воли;
бхакти-йога — Единение посредством Любви;
хатха-йога — Единение посредством Отваги;
и дополнительные:
мантра-йога — Единение посредством Речи;
карма-йога — Единение посредством Работы.
Все их объединяет наивысший метод — Безмолвие.
II. Церемониальная магия — это искусство единения ума с одной-единственной идеей. В ней — четыре метода:
святая каббала — Единение посредством Познания;
священная магия — Единение посредством Воли;
акты поклонения — Единение посредством Любви;
испытания — Единение посредством Отваги;
и дополнительные:
инвокации — Единение посредством Речи;
акты служения — Единение посредством Работы.
Все их объединяет наивысший метод — Безмолвие.
III. Если ученик изберет для единения любую идею, кроме Наивысшей и Совершенной, и утратит над нею контроль, это повлечет за собой такие результаты, как безумие, одержимость, фанатизм или паралич и смерть (и дополнительные — привычка к клевете и неизлечимая леность), в зависимости от характера ошибки.
Пусть же Ученик постигнет все, о чем здесь сказано, и сочетает все это в Искусстве своем и свяжет воедино наивысшим методом — Безмолвием.
Перевод © Анна Блейз, 2011
1.Впервые опубликовано в «Эквиноксе», I, 2.
2. Цитата из англиканской «Книги общественного богослужения». — Примеч. перев.
3. Др.-греч. букв. «выход из (обычного) состояния». — Примеч. перев.