Зверь (Мастер Терион: биографическая заметка)

Мастер Терион: биографическая заметка

«Но есть сокрытые под масками слуги мои».
«Liber AL», II:58

Около шести месяцев спустя после смерти Элифаса Леви Захеда, в год (1875-й e.v.) основания Теософского общества, появился на свет ребенок мужского пола. При рождении его на восходе был знак Льва, а потому здесь мы будем называть его этим именем.
Лев родился в семье людей известных и процветающих; он получил самое лучшее образование, какое только было доступно в его родной стране.
Когда пошел третий год (1897-й e.v.) его учебы в университете, он испытал так называемый Транс Скорби, то есть почувствовал тщетность всех земных устремлений.
Это чувство овладело им настолько сильно, что он без долгих раздумий отказался от дальнейшей карьеры, несмотря на все блестящие перспективы, которые та сулила открыть перед ним, и твердо решил посвятить всю свою жизнь Великой Работе. Под этим он подразумевал поиски такой области, усилия в которой могут обеспечить успех, неподвластный натиску Времени и прочих обстоятельств человеческого существования. Ибо в то время он был еще молод и невежествен.
Первые же из прочитанных им книг по алхимии и тому подобным предметам, к которым он обратился, приняв это решение, убедили его в существовании Тайного Ордена Посвященных, способного помочь ему в упомянутых поисках.
Воззвав о помощи к Мастерам, обитающим в некоем подобном Святилище, он, сам того не сознавая, направил в мир мощный поток Воли.
И зов его был тотчас же услышан. Уже в тот самый миг, когда он прозвучал (на Пасху 1898 года e.v.), Льва связывала с одним из этих Мастеров теснейшая дружба, хотя человек этот столь искусно скрывал свою истинную сущность, что правду о нем Лев узнал лишь тремя годами позднее, когда нужда заставила его призвать на помощь именно этого Мастера.
Летом 1898 года e.v., путешествуя в горах Европы, Лев познакомился с человеком, который оказался ревностным исследователем алхимии. Поддержав знакомство, Лев добился от этого человека обещания  представить его адепту более высокой ступени. Последний же ввел его в ряды организации, даровавшей ему первое в жизни посвящение; случилось это 18 ноября 1898 года e.v.
Лев быстро поднялся по степеням этого Общества и уже в начале 1899 года e.v. достиг высшей из всех степеней, какие был вправе присваивать его Глава. Всего через месяц или два после этого события упомянутый Глава, который был всего лишь явленным миру наместником Тайных Вождей, совершил столь грубую ошибку, увенчавшую долгий ряд других неверных шагов, что полностью утратил Их доверие. Внешний орден, полагавшийся на его руководство, тотчас же распался.
Не будучи знаком с Внутренней работой этого Ордена и сознавая свою неспособность судить о вещах, выходящих за пределы его познаний, Лев, не таясь, встал на сторону падшего Главы и сохранил ему верность; но, интуитивно почувствовав, что не сможет почерпнуть из этого источника больше никаких новых знаний, он отправился в долгое путешествие. Три года он странствовал по самым отдаленным уголкам земли, неустанно стремясь к дальнейшему просвещению.
Мастера, наблюдавшие за ним, время от времени направляли к нему своих посланцев, дабы те наставляли его во многих тайных путях постижения. Во всем этом он добился величайших успехов, так что по возвращении на родину в 1903 году e.v. он оказался искуснейшим в мире адептом (однако еще не Мастером). И все же он был столь далек от удовлетворенности своими достижениями, что торжественно и окончательно отрекся от Великой Работы, сочтя, что все его труды напрасны.
Но и это согласовалось с Замыслом Мастеров.
Он отступил от своей Истинной Воли — вплоть до того, что обзавелся женой (в августе 1903 года e.v.), остепенился и стал жить как обычный человек. Но, воздвигнув вокруг себя крепость обиды и недовольства, призванную защитить его любых атак духовного мира, он тем самым превратил себя именно в такое орудие, в каком нуждались Мастера для исполнения своих непостижимых планов.
Совершив спортивную экспедицию в Азию, Лев приехал в Каир со своей молодой женой — женщиной, лишенной всякого чутья и заинтересованности в чем бы то ни было, кроме самых легкомысленных мирских развлечений.
Но Мастера — Тайные Вождей того Ордена, которому Лев обязан своим первым посвящением, — твердо держали в руках духовные судьбы планеты. Именно эту женщину (из всех возможных!) они избрали проводником Своей Воли, дабы она донесла ее до Соискателя, отрекшегося от своих Исканий.
Лев воспринял эту весть с мягкой насмешкой; он согласился исполнить указания, переданные ему женой, но исключительно в духе иронии, твердо вознамерившись продемонстрировать ей всю нелепость заявлений о том, что к ней якобы обратился некий сверхчеловеческий Разум.
Согласно главному из этих указаний, он должен был на протяжении трех дней (8—10 апреля 1904 года e.v.) ежедневно на один час затворяться в одной из комнат своего дома, чтобы записывать то, что будет ему поведано.
Каково же было его удивление, когда точно в назначенный час до него донеслись звуки человеческого голоса, говорившего по-английски (то есть на языке, понятном ему вполне достаточно для исполнения поставленной задачи) и не умолкшего до тех пор, пока не минуло шестьдесят минут, секунда в секунду!
То же самое повторилось и в последующие два дня, и в результате появилась Рукопись, известная под названием «Liber AL vel Legis», или «Книга Закона».
В тот же период Тайные Вожди посылали и некоторые другие сообщения. Они предоставили Льву, убежденному скептику, приученному к математическим и научным методам критического анализа, неопровержимое доказательство своего существования и того, что их силы и знания далеко превосходят все мыслимые способности человека.
Это доказательство (или, по крайней мере, основная его часть, вполне достаточная для подкрепления вышеприведенного тезиса) сохранилось; оно скрыто в самой рукописи «Liber AL», и любой Соискатель Тайной Мудрости, доказавший свою пригодность, может получить его в любой момент.
В этой же книге Тайные Вожди даровали Льву титул TO MEGA THERION 1, соответствующий числу DCLXVI; поэтому далее мы будем называть его Мастером Терионом. (Хотя прошел еще не один год, прежде чем он стал достоин принять на себя эту миссию в полной мере; произошло это лишь в октябре 1915 года e.v.)
Они со всей определенностью предписали ему взять на себя руководство и управление Орденом, ибо предыдущий Вождь его пал и место его опустело; и велели ему обнародовать для всеобщего пользования все тайные знания, которыми он владел, причем в такой форме, в которой они смогли бы пережить катастрофу, которая, как Им было известно, вскоре должна была поразить всю цивилизацию. (Войну 1914—1918 годов надлежит рассматривать лишь как предвестие этого глобального мирового конфликта.)
В результате этого вмешательства свыше в характере Териона выявилось два противоречащих друг другу элемента.
С одной стороны, он был абсолютно убежден в Истинности заявлений Тайных Вождей, в Их сверхчеловеческих возможностях и в том, что Они имеют полное право распоряжаться событиями на этой планете. И, более того, он был обязан повиноваться Им в силу изначальной клятвы, принесенной при первом посвящении.
С другой стороны, ему была совершенно чужда бoльшая часть философских и этических положений, выдвинутых в «Liber AL». Одним словом, Терионом овладели два несовместимых между собою чувства: энтузиазм и недовольство.
В конечном счете, предприняв поистине смехотворную попытку выполнить предписания Мастеров чисто формально и действуя именно так, чтобы все его мнимые усилия не привели ни к каким результатам (и как бы говоря: «Пускай же Они сами доводят свою работу до конца, если хотят и если это Им под силу!»), он взбунтовался открыто. Пережитый опыт заставил его отказаться от прежних попыток погрузиться в мирскую суету; однако он изо всех сил старался идти своем собственным Путем, а не тем, на который толкали его Они.
Следующие несколько лет он провел в отчаянной борьбе с Ними. И постепенно Они сломили его ложную волю. Немало страданий он претерпел от Них, сопротивляясь всем Их усилиям вернуть его под Свое крыло; и немало знаков Они посылали ему, являя через них Свою бдительность и Свою силу.
Он с безрассудным упорством сражался за каждую пядь земли; и вовсе не внезапная капитуляция, но неотвратимый натиск Их могущества в конце концов вернул его на Истинный Путь.
Тайные Вожди избрали его Своим представителем на земле, орудием, носителем Слова. Но даже когда он согласился исполнять Их веления, до поры до времени Они были вынуждены ему препятствовать, чтобы он не открылся миру слишком рано; ибо он еще не прошел полного посвящения и не был готов воплотить Их замысел в жизнь. Это было нелегко; даже решившись отречься от мирской карьеры, он, тем не менее, добился известности в двух никоим образом не связанных между собой областях, так что любое его начинание непременно привлекло бы к себе внимание широкой публики.
Поэтому Тайные Вожди решили ввергнуть его в полное ничтожество. Они отняли у него все, что он имел, причем таким образом, чтобы наилучшим образом преподать ему положенный урок.
Он был осторожен, но в той же мере отважен; он был столь же искусен и тонок, сколь и полон жизненных сил; он не подавал Им ни тени причин для упрека; и все же Они отняли у него любовь, надежду и душевный покой. Они отвратили от от него всех друзей и сторонников; даже те, что когда-то казались вернее всех и готовы были пойти за него на тысячу смертей, предавали его вновь и вновь.
Так Они напялили на него маску — столь гротескную, отвратительную и непристойную, что никакому человеку не под силу стало проникнуть в тайну его истинной личности.
Но все это время Они вели его различными путями через испытания все более и более возвышенные и, наконец, утвердили его на самой вершине Ордена, в той степени просветленности, которой (как говорят) человек во плоти может достигнуть не чаще, чем раз в две тысячи лет.
До этой высшей точки Их работа над ним дошла в 1924 году, в период, очерченный несколькими неделями до и после весеннего равноденствия. В то время Терион был болен и лежал при смерти. Он был совершенно один; Они не допустили присутствия даже тех немногих людей, которых Сами же и назначили ему в помощь для этого окончательного посвящения. И в этом последнем испытании его земная часть растворилась в воде, а вода испарилась и рассеялась в воздухе; когда же воздух достиг крайней степени разреженности, соискатель, наконец, обрел свободу для последнего усилия и смог вступить в те великие пещеры Преддверия, что преграждают путь в Царство Огня. Ничто человеческое не смогло бы пройти через эти необъятные пустоты. И сей Огонь пожрал его целиком, и он пустился в обратный путь чистым Духом. Мало-помалу, месяц за месяцем, он возвращался назад, дабы вновь обрести плоть и разум, погибшие в том великом испытании, о котором ему нечего сказать, кроме лишь одного: «Я умер».
Но по прошествии шести месяцев явилась некая Дева по велению Тайных Вождей, и коснулась его, вернув ему связь с его человеческой жизнью.
Он тотчас же отправился с нею в пустыню Сахара, дабы там, в безмолвном общении с ее Душой, осознать сокровенную суть своей Работы на Мастеров; ибо та Дева была истинным символом Девственной Невесты, в спасении коей сокрыта тайна Бессмертия Божества.
Они взошли на корабль и поплыли по Средиземному морю; и в середине пути его снова настигло веление Тайных Вождей: записать как можно более кратко то, что он может сказать о собственной природе и предназначении.
И во исполнение этого приказа он написал манифест:

К ЧЕЛОВЕКУ

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.
Мой Срок Служения на Земле начался в год основания Теософского общества. Я, в свой черед, принял на себя грех всего Мира, дабы Пророчества исполнились и Человечество смогло совершить Следующий Шаг — переход от Магической Формулы Осириса к Формуле Хора.
Ныне пробил мой Час, и я возглашаю Закон мой:
Слово Закона — Thelema.

Написано в плавании по Средиземному морю
в An XX Sol in 3° Libra die Jovis
мною, TO MEGA THERION DCLXVI.
LOGOS AIONOS Thelema
Имеющий понимание да ищет.

Что касается этих слов — «я, в свой черед, принял на себя грех всего Мира, дабы Пророчества исполнились», то их надлежит понимать не только применительно к определенному духовному опыту, пережитому Терионом, но и ко всей его жизни в целом — к его радостям и горестям, к его путешествиям по многим странам, к его достижениям на многих путях, к его общению с самыми разными типами людей, принадлежащих к самым разнообразным народам и классам, — одним словом, к опыту универсальному, который дал ему возможность исполнить до конца великую Клятву, принесенную при посвящении в степень Мастера Храма, а именно:

I. Я, O.M. 2 и т. д., член Тела Господня, ныне связываю себя этой клятвой перед лицом Всей Вселенной, так же как физически мы привязаны к кресту страдания.
II. Клянусь, что я буду жить чистой жизнью как преданный слуга этого Ордена.
III. Что я буду понимать все сущее.
IV. Что я буду любить все сущее.
V. Что я исполню всё и претерплю всё.
VI. Что я буду продолжать Познание и Собеседование с моим Священным Ангелом-Хранителем.
VII. Что я буду трудиться без привязанности.
VIII. Что я буду трудиться в духе истины.
IX. Что я буду полагаться только на самого себя.
X. Что я буду толковать каждое явление как особое обращение Бога к моей Душе.
Если же я нарушу эту клятву, да будет осквернена моя пирамида и да закроется Око для меня.

Теперь же, провозгласив это Слово здесь, он исполнил тем самым другую Клятву — ту, что принес при посвящении в степень Мага (подобно тому, как Гаутама Будда изрек Слово «АНАТТА», Лао-цзы — Слово «ДАО», Диноис — Слово «ИАО», Мухаммед — Слово «АЛЛАХ» и остальные — каждый свое, каждый на месте своем и в надлежащий срок). Ибо задача Мага — провозгласить новый Закон, выразив его в единственном Слове, заключающем в себе некую Формулу Мудрости.
И вот книга, именуемая Книгой Мага и возвещающая тем, кто поймет ее, условия его служения.


Примечания переводчика

1. «Великий Зверь» (др.-греч.); магический девиз, окончательно принятый Кроули по достижении степени Мага A..A... (9°=2°). — Примеч. перев.

2. O.M. — аббревиатура магического девиза OY MH (др.-греч. «Нет! решительно нет» или «Пока еще не…»), которым Кроули пользовался на степени Свободного Адепта (7°=4°). — Примеч. перев.

© Перевод Анна Блейз, 2009

Примечание: Данный документ, строго говоря, скорее автобиография, нежели биография, т.к. приписывается Алистеру Кроули. Джеральд Йорк полагал, что этот документ можно идентифицировать с Книгой 666 «Зверь», которая иначе не существует. Одна страница первоначального  английского машинописного текста была утеряна, однако текст был восстановлен повторным переводом на английский немецкой публикации от 1925 г. вульгарной эры. Эта публикация включает полный текст «Клятвы Бездны», где читатели предостерегаются, что традиционно эта  клятва считается абсолютно действенной и, следовательно, не должна восприниматься небрежно или легкомысленно.

Об авторе Алистер Кроули

(англ. Aleister Crowley; урождённый Э́двард Алекса́ндр Кроули (англ. Edward Alexander Crowley); 12 октября 1875 — 1 декабря 1947) — один из наиболее известных оккультистов XIX—XX века, мистик, пророк, поэт, альпинист и ярчайшая личность своего времени. Основатель учения Телемы, автор множества оккультных произведений, в том числе «Книги закона», главного священного текста Телемы. колоды «Таро Тота» и многих других. При жизни Кроули был участником нескольких оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари», «Серебряную Звезду» и «Орден Храма Востока».