Fr. Nyarlathotep Otis: Мы продолжаем тему истории Древнего мира, древних цивилизаций. Первые четыре лекции были объединены общим блоком «Зарождение цивилизаций». Мы последовательно разобрали всё от Африки до Южной Америки — конечно, очень бегло. Начало некоторых цивилизаций мы затрагивали тоже. Сейчас мы начинаем цикл из трёх лекций по региону Междуречья, в дальнейших планах — перейти на Индию, а потом встретиться в Персии, потому что в истории всё взаимосвязано (и это главная концепция всех наших лекций).
Когда мы берём школьный учебник по истории Древнего мира, что мы видим? Раз! — появился Египет. Откуда появился? Какие-то племена там бродили, а потом — бах! — уже цивилизация. Появились шумеры, появился Китай. Получается такая картинка из кусочков, лоскутное одеяло, мозаика, разбросанные детальки, и между ними огромные промежутки, белые пятна — как временные, так и пространственные:
Как будто все древние цивилизации никак друг с другом не контактировали — во всяком случае, почти что до исторического времени. Хотя мы уже обсуждали на прошлых занятиях насчёт контактов Шумера с Хараппской цивилизацией и про возможные контакты китайско-японского Дзёмон с Центральной Америкой, говорили и о многих других подобных контактах, достоверных и вероятных. Я стараюсь, по мере возможности (я не историк, и мне самому приходится копать всю информацию по сайтам), как можно больше этих пробелов заполнить хотя бы для самого себя. Это первый момент. Второй момент — я пытаюсь показать, что влияние одних цивилизаций на другие очень нелинейно. Нет такого, что из одной культуры исключительно и полностью произошла другая, один народ чётко разделился на два, этот переселился целиком в полном составе, без примесей переместился туда или сюда. Все эти движение весьма нелинейны и многосторонни. Если какой-то народ захватывает другую территорию, то он не замещает собой полностью местную культуру, но происходит взаимное влияние, независимо от того, какая культура более развита — захватившая это место или аборигенная.
Перед тем, как приступить к блоку о Междуречье, мы с Ольгой Вайнгарт, ведущей параллельно с нашими лекции по истории художественной культуры, обсуждали вопрос — делать ли отдельную лекцию по развитию культуры Анатолии. На первой лекции мы рассматривали подробно храмовую культуру Гёбекли-Тепе и многочисленные древние города, возникшие на границе плейстоцена и голоцена — мы рассматривали территорию Анатолии (фактически — Турции). Там очень многих таких городов, причём датировка становится всё более поздней по мере продвижения от Междуречья к Босфору. Так вот, я задал вопрос, давать ли более подробно эту культуру или сразу перейти к Междуречью. Мы договорились, что я сразу буду давать Междуречье. Но пока я готовился к Междуречью, я понял, что без Анатолии никакого Междуречья нет. Следуя концепции заполнения белых пятен, нельзя говорить о культуре Междуречья, не затрагивая культуру Анатолии.
Междуречье находится между реками Евфрат и Тигр и по противоположным их берегам:
Это преимущественно территория Ирака, где-то Турция, где-то Сирия. Практически на границе Ирака, Турции и Сирии — т. е. на границе Междуречья и Анатолии — находится храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, который был первым или одним из первых центров перераспределения материальных и духовных благ. Мы говорили о том, что, скорее всего, через него происходило распространение различных сельскохозяйственных культур. Непосредственно около него они не разводились, но туда приходили паломники с разных сторон. Всё свозилось туда и, может быть, происходила какая-то меновая торговля, может, просто какие-то «кулуарные беседы», может, ещё что-то — сейчас не восстановить. Я достаточно подробно рассматривал эту культуру, сейчас не буду повторяться, отмечу только один момент. Достаточно почитаемым в этой культуре существом был гриф:
Считается, что грифам скармливали людей — вероятно, мёртвых (насчёт живых неизвестно, но мёртвых, скорее всего, скармливали). И сразу, как я об этом узнал, у меня возникла ассоциация с подобной зороастрийской традицией. Копая дальше информацию о культурах Анатолии, мы попадаем в Чатал-Хююк — достаточно поздний город этой цивилизации (мы рассматривали социальную революцию в Чайоню, и Чатал-Хююк возник уже после неё):
К храмовой культуре Гёбекли-Тепе он непосредственного отношения вроде как не имеет, но, тем не менее, там мы тоже видим этих грифов:
У человека на башне слева лицо вполне себе живое, и, мне кажется, ему происходящее не очень нравится. Я не исключаю, что это может быть «карикатура» на прошлые культы — поскольку в самом Чатал-Хююк был культ быка и культ матери (которые, как мы отмечали, суть один и тот же культ, унаследованный впоследствии цивилизацией Крита). Культа грифов и, тем более, человеческих жертвоприношений там не производилось, но исторически у культуры Чатал-Хююк и соседних городов была чёткая преемственность от храмовой культуре Гёбекли-Тепе. Так вот, возможно, это карикатура или исторический документ, но, во всяком случае, мы видим грифов, видим человечка, на которого нацелились эти грифы, и видим башню. А вот современные зороастрийские башни дахме, на которых происходит то же самое:
Обратите внимание, насколько это похоже — с учётом прошедшего с тех пор времени. Даже пара башен и тут, и там. Не знаю, случайно это или нет, или они так и были парами. Во всяком случае, там лакомились эти же самые птички:
Когда я сопоставил все эти моменты, у меня сразу возникла рабочая гипотеза. Сейчас надо будет немного вернуться в то, что я говорил раньше: культура, возникшая после революции в Чайоню, была очень миролюбива и очень неклерикальна. Касты жречества там не было, религиозные культы справлялись непосредственно в доме, в каждой конкретной семье. А до этого была развитая теократия, центром которой был комплекс Гёбекли-Тепе, и жрецы которой управляли достаточно обширной территорией вокруг. Не знаю, насколько управляли ею экономически, но, во всяком случае, им удавалось собирать людей, чтобы они поддерживали в порядке этот храмовый комплекс, кормили служителей культа (к тому времени уже сформировалось профессиональное жреческое сословие) и т. д. Какая-то зависимость окружающих городов от Гёбекли-Тепе определённо была.
Революция случилась в 8 тысячелетии до н. э. Первые упоминания зороастризма относятся, скорее всего, к началу первого тысячелетия до н. э. (хотя с датировками всё сложно, по времени жизни Заратустры есть много разных версий). Персидская культура в значительной степени является преемником не только индоевропейцев, но и многочисленных культур Междуречья (прежде всего Элама). О цивилизации Междуречья говорят примерно с начала 4 тысячелетия до н. э. В любом случае, между восьмым и четвёртым целых 4 тысячи лет непонятно чего. Тем не менее, эта культура, связанная с погребальным обрядом и грифами, как-то сохранялась всё это время — несмотря на то, что Анатолия была заполнена другой религиозной и социальной культурой.
Владимир: С моей точки зрения, цивилизация Анатолии больше похоже на родовое поместье, т. е. род жил одним большим городом. А род — это и есть коммунизм. Раньше люди и жили родовыми поместьями. Большими, по многу тысяч человек.
Fr. Nyarlathotep Otis: Тем не менее, старые слои Чайоню говорят о существовании домов знати, храмовых комплексов и т. д., где накапливались богатства, но не совершалась работа, и о наличии трущоб, где всё было прямо противоположно. А после разрушения господских домов Чайоню был фактически перенесён по соседству: все дома были выстроены хорошо, не как трущобы, но при этом все были примерно одинаковые. Те города, которые возникаю потом, строятся по тому же типу, как после революции.
Владимир: Я не думаю, что это было революция. Я думаю, что это была смена одной расы на другую. Может, не расы, а этнической группы, культурной группы. Скажем, одна культурная группа жила так: богатые и бедные. Пришла другая культурная группа, сменила их на родовое устройство.
Fr. Nyarlathotep Otis: Тем не менее, новые жители продолжили рисовать грифов, да и много других черт культуры сохранилось. Не было полного культурного замещения, и генетически там те же самые люди. Более того, уничтожены были сначала господские дома, а трущобы были уничтожены после. Господские дома были сожжены так быстро, что оттуда ничего не успели вынести, а в трущобах люди доживали, пока строили остальной город.
В связи со всем этим (прежде всего с грифами и с погребальным обрядом в Гёбекли-Тепе и в зороастризме) у меня возникла логичная рабочая гипотеза, что невозможно было всех жрецов и их последователей (тем более достаточно миролюбивыми методами) «выкосить» со всей территории Анатолии. Стало быть, каким-то образом вся эта культура существовала где-то параллельно. Она могла сместиться куда-то и дождаться своего часа для возвращения. По мере подготовки к этой лекции я убедился, что так и было. Я не смог заполнить весь это пробел, но, во всяком случае, пару тысяч лет срезалось, и вполне вероятно, что срежется и больше.
Вот территория, которую принято обозначать как Междуречье:
Мы видим, что она простирается от Персидского залива до границ Турции: обе реки проходят через Сирию (Тигр задевает границу нынешней Сирии, а Евфрат проходит насквозь) и уходят в Турцию. Соответственно, это не только собственно «междуречье», но и противоположные берега. Эта территория представляет собой достаточно целостный географический и культурный регион. Можно заметить, что здесь выделена территория Ирана. Западная часть Ирана — это горный массив под названием Загрос, который чётко отграничивает эту культуру от Персии, которая через верх имеет выход к Уралу, где находится возможная прародина индоевропейцев.
Здесь выход через Афганистан и Пакистан на Индию, с которой у Ирана очень тесные культурные связи, в том числе генетические, языковые и т. д. Древнейшая культура региона Междуречья и соседних регионов — это барадостская культура, которая существовала в период с 36 до 20 тысяч лет назад (это культура, но не цивилизация: в данном случае мы говорим о каменном веке). Кто внимательно слушал прошлые лекции или просто копался в теме, вспоминает, что такое период 36-20 тысяч лет назад. Во-первых, порядка 35 тысяч лет назад — это исчезновение неандертальцев, во-вторых, 25 тысяч лет назад — это последний ледниковый максимум. Сразу связываем и с тем, и с другим.
Сейчас перейдём к тому, почему это так важно. Барадостская культура вытеснила в этом регионе мустьерскую культуру:
Мустьерская культура ещё более древняя — причём на порядки более древняя, изначально неандертальская:
Но, как говориться в известном анекдоте, есть нюансы.
Вот ареал неандертальцев:
Большая часть находок, связанных с неандертальцами — это Европа, преимущественно Франция. В последние десятилетия ареал расширен на восток из-за новых находок. Мустьерская культура большую часть времени существовала как неандертальская культура, а затем та же самая культура была смешанной кроманьонско-неандертальской. Иначе говоря — кроманьонцы переняли у неандертальцев многие черты культуры. Многие люди, которые не следят за новостями в этом вопросе, уверены, что пришедшие в Европу кроманьонцы были более цивилизованными и сверху вниз влияли на неандертальцев. Оказывается, ситуация обоюдосторонняя и даже ближе к противоположной: не кроманьонцы принесли сюда свою культуру, а они сами преимущественно унаследовали элементы неандертальской культуры (включая погребальные обряды, обычно достаточно консервативные). Есть период смешанной культуры, а есть период уже чисто кроманьонский — но, фактически, по культуре, эта та же самая мустьерская культура.
Мустьерская культура на территории Европы была вытеснена ориньякской культурой, которая представляет собой одну из разновидностей более широкого определения «ориньяко-солютрейская культура» (кто был на лекции по Америке, должны помнить это словосочетание). Ориньякская культура была чисто кроманьонской — с 3% неандертальских генов, грубо говоря. Она характеризовалась неолитическими венерами в разных вариантах (вот одна из них, выбрал её, потому что это не статуэтка, как большинство фигур такого рода, а рельеф):
А вот фотография из западной Сибири:
Ориньякская культура интересна тем, что впервые в ней появляются постоянные поселения — правда, на зиму. Не быстровозводимые домики, тащат которые с собой или моментально собирают, а постоянные зимовья. Не очень хорошо представляю, как именно это делается, но вообще были землянки с ограждениями: что-то копалось, чем-то обкладывалось, получались землянки. Впервые это было как раз в ориньякской культуре.
Далее. Не знаю уж, насколько это достоверно, но, во всяком случае, на слайде ниже указано, что изобразительное искусство — это тоже Ориньяк. Есть более древние формы праискусства, но вот такие чёткие — это Ориньяк:
Я упомянул солютрейскую культуру. Ориньяк и Солютрей — это фактически одно и то же, только разные локальные разновидности. И когда мы говорили об Америке, мы упоминали о западной ветви миграции в Америку, которая определена через митохондриальную Х-гаплогруппу ДНК:
Можно посмотреть регион её распространения. Это Анатолия, Междуречье, Балканы, дальше — менее выраженные, в том числе ареал переходит в Западную Европу и выныривает с противоположной стороны земного шара. Может быть, это была ледниковая миграция, может, морская (если позволяли технические средства; могли делаться достаточно простые суда). Во всяком случае, по границе ледника они могли перебираться туда через Гренландию. Сейчас я опять говорю о нелинейности. Принято считать, что люди через Левант шли из Африки на восток, постепенно превращались в монголоидов, а потом перешли в Америку. А оказывается, что идёт и движение навстречу, и этих встречных движений было очень много: ещё один встречный поток — из Центральной Америки, а то и из Южной. Так вот, американская культура Кловис часто связывается с солютрейской.
18-8 тысяч лет назад на территории Междуречья и соседних земель возникла так называемая зарзийская культура, которая генетически и культурна была связана со всей культурой Анатолии:
Обратите внимание на эту карту, и сейчас переходим к карте Анатолии. Остров, присутствующий на обеих картах — это Кипр. От него идём на восток. Получается, что западная Анатолия — это древнейшие поселения, а зарзийская культура ещё чуть дальше — т. е., собственно в Междуречье:
Как раз возвращаемся к западной Анатолии. Почти справа — знаменитое поселение Чайоню, где произошла революция. Эта революция знаменита тем, что там фактически весь правящий класс полностью уничтожили (каким именно способом — неизвестно, но, во всяком случае, жилища были сожжены), устроили бесклассовое общество — по сути, коммунизм, с равенством полов (практически все выполняли одну и ту же работу). Это не было общество уравниловки: у людей этой культуры различались интерьеры квартир, а сами квартиры могли отличаться по площади в зависимости от количества членов семьи. Кроме того, анатолийцы не были озабочены только производством еды и прочих материальных благ: судя по характерной деформации костей ног, значительной частью их жизни были танцы. Эта революция произошла примерно за 7200 лет до н. э., это подтверждено находками. Ещё восточнее расположен Халлан-Чеми — древнейший из обнаруженных на сей момент городов, доголоценовый город, построенный около 10200 лет до н. э. (вспоминаем Египет, Шумер, которым 3,5 тысячи лет — и эти огромные тысячелетия между ними!).
Сейчас мы поговорим о том поселении, про которое я только начал читать. Это поселение, Кёртик-Тепе — почти ровесник Халлан-Чеми:
«Тепе» значит «холм», это турецкое слово. Понятно, что это не название самого поселения (я уже много раз на эту тему говорил), это место, где сейчас проходят раскопки. Вот элемент архитектуры — гробница:
Похоже на использующийся до сих колодец южноамериканской культуры Наска, которому около полутора тысяч лет:
Теперь заглядываем внутрь гробниц:
Обращаю ваше внимание на позу похороненных (на боку, с подогнутыми ногами)— и вспоминаем неандертальцев, у которых существовала такая же погребальная традиция. И хотя в Кёртик-Тепе похоронены определённо кроманьонцы, т. е. люди современного типа, эта поза захоронения присутствует во многих древних культурах — как одно из свидетельств того, что кроманьонцы многое позаимствовали у неандертальцев, а не наоборот.
Вот образцы костяных изделий, обнаруженных в этом поселении (запомните этого козлика, его мы ещё увидим в других вариантах):
Это тоже что-то костяное:
Рыболовные крючки:
Ловля рыбы как неслучайный промысел, как культура рыболовства возникла как раз там и примерно в рассматриваемое время.
А теперь обратите внимание сюда:
Это уже именно символы (возможно, обозначающие тех же самых грифов): это очень стилизованное изображение, гораздо более абстрактное, чем козлик.
Далее — не просто рисунок, а орнамент, чётко повторяющиеся фигуры. Может быть, это змеи, а может, и абстрактные символы. Точно сказать сложно, но, в любом случае, узор чётко повторяется по всему изделию:
Не уверен в тонкостях перевода, поскольку пытался разобраться в информации с англоязычных сайтов, но, мне кажется, там написано, что это каменные сосуды, а не керамические. Эта культура относится к докерамическому периоду, так что, скорее всего, они действительно каменные, и таких сосудов было много:
Предметы на следующей фотографии могут являться амулетами, а могут быть и печатями:
Не знаю, что это на самом деле, но, определённо, это каменные штучки с достаточно абстрактными символами, а абстрактное мышление — уже достаточно высокая стадия развития человека.
Замечательные украшения, которым около 10 тысяч лет:
Чашечки примерно того же возраста:
И снова сосуды:
Обратите внимание на узоры. В Греции изделия такого уровня появились гораздо позже, примерно 7 тысяч лет спустя.
Соседи Анатолии — натуфийская культура Леванта, с которой, по всей видимости, регулярно происходил культурный обмен и через Гёбекли-Тепе, и иными путями:
Натуфийцы считаются пионерами во многих открытиях неолитической революции — например, в одомашнивании собаки и культивировании злаков, хотя последнее оспаривается: по злакам небольшая разница в датировках, и трудно сказать, кто был первым — Анатолия или Левант. Натуфийская культура хотя и соседствует, но не является родственной анатолийской. Понятно, что определённые связи есть, но она скорее родственна культуре Египта и, соответственно, более дальним племенам Сахары, которые позже вернулись на эту территорию — вероятно, семитам.
Пшеница-однозернянка была впервые одомашнена на территории Сирии:
Сирия — это как раз граница натуфийской и зарзийской культур.
В той же самой Сирии находится неолитическое поселение Мурейбет:
Это план жилищ:
Обратите внимание на то, что жилища круглые. Круглые жилища характерны для натуфийской культуры. Сирия — это граница всех ареалов, и вот это смешение квадрата и круга в архитектуре имело место на Крите. Здесь это тоже регулярно встречается. В целом, круглая — это больше натуфийская, как скотоводческая, кочевая культура, а культуры Анатолии и Междуречья — они больше оседлые, сельскохозяйственные.
Опять же круглые домики, похожие на жилища из лекции Ольги Вайнгарт по Древнему Египту:
А вот Чатал-Хююк — домики квадратные:
Почему круглый дом больше связан со скотоводческой культурой, а прямоугольный — с земледельческой? Во-первых, круглые жилища — они типа юрты: поставил, собрал, ушёл. Во-вторых, там больше места, и, соответственно, не требуется строить впритык одно к другому. Кроме этого, распределение тепла более равномерно идёт по круглому. В пустыне, когда температура опускается до очень низкой, это существенно.
Немного об ареалах раннего распространения злаков и бобовых:
Обратите внимание, что в Левант эти ареалы заходят гораздо меньше, чем в более северные районы.
Вот интересные камешки Мурейбета (по-моему, глиняные):
Это счётные камни. Это первые знаки для передачи каких-то абстрактных сообщений! Это первая предписьменная форма передачи информации.
И снова венеры:
Важное отличие от более ранних — есть лица. Причём очень прорисованные лица, глаза, волосы; очень чётко проработанные венеры.
И снова мать, Оранта — образ, восходящий к культу праматери:
Здесь написано, что это «бог-бык», но в фигуре можно увидеть и то, и другое — как и в рассмотренных нами на прошлых занятиях изображениях, которые были распространено в Анатолии.
На рисунке ниже находим спираль из Чатал-Хююк и вспоминаем, что спираль была основным элементом орнамента на Крите. В правом нижнем углу — вероятно, печать:
Это поселение Джерф-эль-Ахмар. Опять же — совмещение круга и квадрата: общий план — круг, но комнаты квадратные:
Поселение Умм-Дагабия находится почти ровно между Тигром и Евфратом:
Это план города, тут уже чёткие квадратики:
Раскопки культуры Фикиртепе на территории нынешнего Стамбула, который находится в Турции:
Город Хаджилар, находящийся недалеко от Стамбула. Тамошняя венера:
Почему я обозначаю эти две культуры, хотя сейчас говорим о Междуречье? С культурой Хаджилара связывается культура поселения Неа Никомедия на территории Греции:
Это первое по хронологии европейское поселение. С другой стороны у нас Стамбул, и с этими же культурами западной Анатолии связывается Винча — не только возникновение культуры Винча, но и то, что позднее туда перешла послереволюционная культура Анатолии:
Город Бейджесултан:
Нашёл чёткое упоминание у археологов, что план этого дворца напоминает план более известного Кносского дворца (о взаимосвязи культуры Анатолии и Крита мы уже много раз говорили):
Теперь переходим непосредственно к культурам самого Междуречья. На территории Междуречья до шумеров боролись за территорию и взаимодействовали две культуры: хассуно-самаррская и халафская:
Халафская культура — это практически культура Анатолии: культ матери, культ быка, миролюбивый характер. По многим признакам они схожи. Поскольку мы идём из Анатолии, начинаем с образцов халафской культуры. Вот венеры. Вторая более проработанная — хотя и безголовая, но более прорисованные детали:
Вот такие там использовались керамические печи (это уже керамический неолит):
А вот какую красоту делали в этих печах:
Тарелочки, графинчик в виде свинки…
Образцы узоров, типичные солярные знаки:
Козлики (обращайте внимание, они появятся ещё раз на более интересном артефакте):
Вот ещё образец керамики:
Постройка:
Обратите снова внимание на сочетание круга и квадрата в архитектуре: опять же, тесное взаимодействие двух культур, натуфийской и зарзийской, и более поздних анатолийских.
Расположение Самарры (не путать с Самарой), хассуно-самаррская культура. Как можно заметить — чуть севернее Багдада:
Точно такие же, как и в других местах, венеры — культура везде одна и та же, но с некоторыми локальными расхождениями:
Собственно, сама Хассуна:
Хассунскую культуру связывают более тесно, чем другие нелевантские культуры, с Левантом и Иерихоном того времени:
Все тамошние культуры, которые мы рассматриваем, являются носителями J2-гаплогруппы по Y-ДНК:
По мужской линии они являются обладателями маркера под кодом J2. На данный момент наиболее выраженными (на 85%) носителями этого генетического маркера являются… эти милые люди, ингуши:
Практически в чистом виде это жители неолитической Анатолии, Леванта и соседних регионов. Не факт, что они были тогда бородатыми: возможно, в связи с культом матери был принят гладковыбритый облик (это если судить по критской культуре, где были быки, спиральки и культ матери: у них мальчики «косили» под девочку — носили длинные локоны, утягивали талии и гладко брились). По большей части Кавказа достаточно высоки проценты этого маркера. У ингушей больше всего, чуть меньше у чеченцев, у других ещё меньше, но тоже достаточно много.
На территории Азербайджана находится интересная Лейла-тепинская культура:
Эта культура является одной из так называемых «культур кувшинных погребений» (вспоминаем, что тот же тип погребений встречается на Крите):
Кстати, на Крите тоже очень высокий процент этого генетического маркера:
Не так, как на Кавказе, потому что там много греческих, индоевропейских генов: на наше время J2-маркером обладает 30% населения Крита, но для архаичных маркеров это достаточно высокий показатель.
Это ещё более поздняя культура Греции, тесно связанная с Критом: сосуд VII века до н. э., тоже использующийся как погребальный:
Интересен ещё островок с высоким содержанием того же генетического маркера. Это лопари, или саамы:
Казалось бы, это что-то финно-угорское. У них имеется генетический маркер жителей Старой Европы (носителей культуры Винча) и ещё порядка 15% этого J2-маркера по Y-хромосоме. Фактически, это далеко загнанные через Европу потомки анатолийцев и староевропейцев. Другие потомки староевропейцев — это берберы, наоборот, ушедшие на юг. Также достаточно большой процент имеется у одной из каст Индии, но к Индии мы ещё вернёмся — поговорим, откуда этот маркер мог там взяться:
Я говорил на тему того, что зарзийская и анатолийская культура постепенно вытеснялись разными другими культурами. Разные островки мы рассмотрели, и один из таких вероятных островков — это поселение под названием Шахри-Сухте, находится оно уже на востоке, в Иране:
Жители Шахри-Сухте впервые делали глазные протезы. Они тоже были миролюбивой культурой с культом матери и всем списком, который мы знаем об анатолийской культуре. Помимо этого, они впервые изобрели… мультики, анимацию:
Это чаша, развёрнутая на плоскости. Если подставить окошечко и крутить чашу, то козлик будет скакать:
Обратите внимание, 3000 лет до н. э. — и первый мультик. Вполне может быть, что не единственный образец, до наших дней доходит далеко не всё.
Вот примерная локализация:
Я не нашёл локализацию непосредственно Шахри-Сухте, но я нашёл локализацию Джирофт, а Шахри-Сухте относится к джирофтской культуре. Подробнее о джирофтской культуре поговорим, если дойдём до Персии. Сейчас для нас интересно, что, по одной из гипотез, именно джифортская культура является Араттой — страной, упоминающейся в шумерских источниках:
Есть много версий, что такое Аратта. Иногда считается, что Аратта — это Урарту, иногда она локализуется куда-нибудь ближе к Армении, есть и более маргинальные гипотезы. Одна из достаточно обсуждаемых гипотез в научных кругах в том, что Аратта — это джирофтская культура. Опять же, перекидываем мостики в разные стороны: к Шумеру, к Персии и далее.
Теперь мы подходим к убейдской культуре (мы сейчас говорим примерно о периоде в 5 тысяч лет до н. э.). В правом нижнем углу карты локализована убейдская культура, это нижнее течение Тигра и Евфрата:
Соответственно, её движение — с юго-востока на северо запад. Генетически это примерно то же самое, что и другие культуры региона, но идёт постепенное вытеснение ею халафской и хассуно-самаррской культур и, соответственно, смешение с ними. Есть важное отличие между этими ранними культурами Междуречья и убейдской культурой. И тут мы возвращаемся к той рабочей гипотезе, которую я озвучивал в самом начале. Если во всех тех культурах отсутствовала теократическая прослойка, и города строились примерно по тому же образцу, что и Чатал-Хююк (во всяком случае, достаточно равномерно), то здесь все поселения группировались вокруг центрального храма, архитектурно очень сильно отличающегося от всего остального (на рисунке ниже — реконструкция храма в Тепе-Гавра):
Получается, что, даже не зная об этом на тот момент, я из тех фактов, которые уже были в моём распоряжении, смог вывезти такую гипотезу, которая вполне себя оправдала. Да, как я и предполагал, где-то по соседству с «коммунистической» Анатолией такая храмовая, теократическая культура действительно была! И она действительно в значительной степени повлияла на возникновение шумерского государства. Хотя шумеры — это другой народ, но восприняли они во многом именно убейдскую культуру.
А вот как выглядели обычные тростниковые дома (современная реконструкция):
Образец убейдской керамики:
Это «глиняная статуэтка богини-матери с головой ящера-варана и с ребёнком на руках». Рептилоид, да 🙂
Некоторые образцы керамики, инструментов и т. д.:
Эта убейдская культура — сначала с приходом шумеров, а потом с приходом хурритов — постепенно смешивалась с хурритами. Шумеры вытесняли представителей убейдской культуры. Вот более поздний ареал хурритов ассирийско-митаннийских времён:
Историю Шумера можно отсчитывать по так называемому «Царскому списку»:
«Царский список» — это камень, на котором написано, к какому городу переходил престол, в результате каких обстоятельств — когда война, когда потоп, — и, соответственно, сам список царей:
Срок правления нижеследующих царей измеряется в шумерских числительных единицах известных как «шар» (3600 лет), «нер» (600 лет), и «сосос» (60 лет).
Правитель | Эпитет | Продолжительность правления |
Приблиз. даты | Комментарий |
---|---|---|---|---|
|
||||
Алулим | 8 шаров (28 800 лет) | XXX век до н. э. или ранее | ||
Аллалгар | 10 шаров (36 000 лет) | |||
|
||||
Эн-Менлуана | 12 шаров (43 200 лет) | |||
Эн-Менгалана | 8 шаров (28 800 лет) | |||
Думузи | «пастух» | 10 шаров (36 000 лет) | ||
|
||||
Эн-Сипадзидана | 8 шаров (28 800 лет) | |||
|
||||
Эн-Мендурана | 5 шаров и 5 неров (21 000 лет) | |||
|
||||
Убар-Туту | 5 шаров и 1 нер (18 600 лет) | |||
Шукурлам или Шуруппак | 8 шаров (28 800 лет) | |||
Зиусудра | 10 шаров (36 000 лет) | |||
|
||||
Лал-ур-алим-ма | ||||
Таби-Утул-Бел или Шубши-мешри-Нергал | ||||
|
Обратите внимание на возраст этих царей. Естественно, все они жили по много тысяч лет, но никаких достоверных свидетельство того, что кто-то столько жил 🙂 Поначалу все, согласно легендам, жили очень долго, а потом срок жизни стал постепенно сокращаться: библейский мотив на эту тему заимствован как раз из Шумеро-Вавилонии. Здесь мы можем увидеть, думаю, многим знакомое имя — Думузи (он же Таммуз), один из древних царей-первопредков, который позднее был обожествлён. Далее (уже в послепотопные времена) в списке присутствуют и другие известные товарищи, вроде Гильгамеша.
Начало шумерской цивилизации — это, прежде всего, три города. Во-первых, это Эриду (или Эреду), вот его раскопки:
Покровителем этого города был знаменитый бог Энки, который до Мардука был верховным богом:
Склонность к монотеизму в этом регионе, в отличие от Америки, в Междуречье проявляется достаточно часто.
Следующий город — Ур (это всё порядка 3,5-4 тысяч лет до н. э.):
А это город Урук:
Как я говорил на прошлой лекции, вертолёт к этой культуре не относится 🙂
Мы можем посмотреть, где находятся эти города. И Эреду, и Ур, и Урук — это нижнее Междуречье:
Шуруппак — выше по течению, это уже более поздняя династия. Примерно здесь же Лагаш, тоже достаточно южные места. А такие города как Киш и Ларак, находящиеся севернее, появляются, может, в то же время, но занимают главенствующее положение уже после потопа. Обратите внимание на локализацию этих городов. Где они находятся? Что это за синее пятно внизу? Это Персидский залив. Это фактически устье Евфрата. Одно из важных отличий шумеров от соседних культур — это наличие флота:
Наверное, это первое достоверное свидетельство о каких-либо средствах водного передвижения. Наверняка много кто делал лодочки, но тут это было достаточно развито, причём сразу. Мы не видим здесь эволюции водного транспорта, он как будто появился тут сразу. Я говорил, что шумеры появились в этом регионе достаточно внезапно.
Вот островок, который сейчас называется Бахрейном:
Он считается вероятной родиной шумеров — во всяком случае, центром, столицей тех земель, которые они занимали раньше. Предположительно это тот самый остров, который в шумерских источниках называется Дильмун. Вот Бахрейн, вот Персидский залив, где-то там вверху этого залива — устья Тигра и Евфрата. Скорее всего, именно на ладьях вроде той, что вы видели на рисунке выше, предки шумеров достигли того берега, и поэтому заселение идёт от устья и выше по течению. Этот Дильмун упоминается как один из торговых посредников между Шумером и Маратхой, которая часто отождествляется с хараппско-индской цивилизацией:
Про неё мы говорили на второй лекции, это дравидская Индия (вспоминаем, кстати, о J2-маркерах, обнаруженных у одной из индийских каст). А раз дравидская Индия — то и культура Дзёмон, гаплогруппа B, которая позднее попала в Центральную и Южную Америку, в Полинезию и т. д. Оказывается, мир был гораздо более глобален, чем не так давно было принято считать! Одни цивилизации вовсю контактировали с другими, не было никаких огромных непреодолимых территориальных разрывов между ними: тот же Крит торговал с Египтом, Шумер — с Индией. Было, как минимум, около пяти линий миграций в Америку. Взаимодействие шло вовсю.
На первой лекции мы уже рассматривали город Урук, храмовый комплекс Джемдет-Наср:
Это ещё до 3 тысяч лет, где-то 3,5 тысячи лет до н. э.
Такая интересная вещь как печать:
Я по наивности говорил на прошлых занятиях, что это одна из первых печатей, но сейчас обнаружил ещё и анатолийские печати со спиральками, и ещё что-то похожее на печати — тоже анатолийское, но более древнее. В любом случае, считается, что это одна из древнейших печатей.
Это женская голова:
Внешность шумеров невозможно установить по их изобразительному искусству. Скорее всего, оно в очень значительной степени было сакрализованно и иконизированно. Восстанавливают внешность, в основном, по генетическим и археологическим данным. Эту штучку в своё время разобрал печально известный Чудинов. Нашёл там чисто русские слова. Я упомянул перед лекцией, что один из наиболее подробных источников по информации на тему взаимодействия Анатолии и Междуречья, который я обнаружил — это, как ни странно, источник про «древних русов», где огульно всех древних называют «русами»: «русы Анатолии», «русы Междуречья» и т. д. Но чисто по фактологии, по картиночкам там много всего интересного, надо только фильтровать «древних русов» и стараться ориентироваться на современные археологические, генетические, лингвистические и прочие данные в комплексе.
Статуэтка жреца:
Обратите внимание, что у шумеров было очень теократическое государство.
Интересно, что в Уре процветали настольные игры:
Как они процветали примерно в то же время в Египте, как они, вероятно, процветали чуть позже на Крите:
Есть гипотеза, что фестский диск — это игровое поле, он похож на одну из двух наиболее древних из известных египетских настолок, Мехен:
Причём египетские игры были очень элитарными, в них поначалу играли только при фараонских дворах, а в Уре была очень хорошо сделанная, с резными фигурками игра у знати — и точно такая же могла быть на грубых глиняных табличках у простого народа.
Несколько более молодой город, чем вышеназванные — Киш:
Именно в этом городе обнаружены первые образцы предклинописи:
Можно проследить некоторую эволюцию знаков:
А знаки из Киша — ещё более ранние, чем в этой таблице. Обратите внимание: сначала всё ещё достаточно реалистично прорисовывается, примерно так же, как и в древних формах египетской письменности:
Согласно «Царскому списку», династия из Киша стал первой послепотопной династией. Вот город Джемдет-Наср, «Сидящий бык»:
Это изображение показываю не из-за быка (то есть не пытаюсь искать здесь параллели с Анатолией), а потому, что, согласно данным раскопок, слой, где обнаружен этот бык, находится чуть ниже слоя большого наводнения. Иначе говоря, Джемдет-Наср — допотопный город, но уже шумерский. Наводнение, похоронившее этот город, случилось около 3 тысяч лет до н. э. А вот, собственно, библейская версия потопа:
В шумерской мифологии и в более поздних мифологиях, возникших от неё, потоп и образ «Ноя» фигурируют многократно. Их них самый известный — это Гильгамеш, но есть и другие, в том числе и более древние:
Что интересно, Гильгамеш — это уже не 3000 лет до н. э., а уже 2600 до н. э. Скорее всего, потопов было несколько: Междуречье (особенно его низовья) — это такое место, где наводнения были достаточно распространённым явлением. Каждые несколько сотен лет заливало весьма прилично. И каждый из них был «всемирным». С учётом мировоззрения древних людей, вполне на то похоже.
На этом мы заканчиваем. Дальше, после потопа, пошла династия города Киш — те цари, которых с некоторой долей вероятности можно считать историческими, хотя они тоже якобы жили не одну тысячу лет:
Кстати, если брать чисто по этим периодам, если трактовать продолжительность жизни древних царей буквально, то потоп тоже произошёл в очень интересный момент, но который исторически не должен совпадать с затоплением Джемсет-Насра и временами Гильгамеша. Строго по датировкам «Царского списка», потоп произошёл примерно 12 тысяч лет до н. э. Вспоминаем, что тогда произошло. Метеорит, упавший в районе Мексики, начало голоцена (т. е. отступление ледника), возникновение первых храмовых культур Анатолии и много чего ещё. В том числе и гибель Атлантиды, согласно Платону.
[1] Транскрипт составил Нёманскі Вір, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.