Эту лекцию я приберёг напоследок, потому что считаю её наиболее важной. В ней не будет каких-то уникальных откровений, наоборот, я подчёркиваю, что буду говорить о совершенно банальных вещах. Настолько очевидных, что именно в силу их очевидности мало кто придаёт им значение. Но, между тем, именно подобные приёмы лежат в основе любой практики, способны принести заметные результаты за достаточно короткое время (естественно, при регулярных упражнениях — что и делает их такими трудными для большинства новичков) и при этом совместимы практически с любой традицией, в какой бы вы ни работали. На каком бы уровне вы сейчас ни находились, но если вы возьмёте себе на вооружение некоторые из этих приёмов, вы сможете обогатить свою практику и неплохо продвинуться вперёд на своём Пути, каким бы он ни был.
Для этих практик я использую термин «триксы» (то есть «трюки», «приёмчики»), но немного в ином контексте, чем Хакеры Сновидений. Они не составляют какую-то целостную систему, я просто вспомнил некоторые моменты из собственной практики и записал их, но для сегодняшней лекции я достаточно условно разделил их на несколько блоков. Первый блок — это, скажем так, мировоззренческий, это определённые подходы к действиям; второй — непосредственно сами действия; третий — сложно сказать, без названия: это тоже определённые принципы, но такие, из которых проистекает непосредственная практика. Это деление очень условно, но важнее не то, чтобы отнести тот или иной приём к той или иной группе, а чтобы практиковать регулярно. Наверняка вы о большинстве этих приёмов слышали или даже когда-нибудь практиковали что-то из этого, но мало кто делает это постоянно. Так что основной момент здесь в том, что результат достигается быстро, но только в том случае, если это практиковать не от случая к случаю, а настойчиво и целеустремлённо: провёл серию регулярных упражнений в течение некоторого времени — получил результат.
Начнём с «мировоззренческого» блока. Первый момент, на который я всегда обращаю внимание — это Ритуал Воли. В Телеме предполагается, что этот ритуал делается перед едой и по определённой «каноничной» схеме (не буду приводить её здесь, каждый, кто его не знает, в состоянии найти информацию о нём в Интернете), но я всегда подчёркиваю и буду подчёркивать, что, во-первых, делать его надо перед каждым действием, во-вторых, что произнесение формулы вслух и вообще какая-то строго определённая схема действий не требуется. О телемитском Ритуале Воли я узнал значительно позже, чем вывел эту практику для себя. Читая об этом ритуале, многие воспринимают его как аналог христианской молитвы перед едой. Но тот же самый мыслительный процесс нужно запускать при любом действии. Например, вы выключаете свет. И мысленно у вас выстраивается цепочка: что я хочу сделать, для чего — и так все эти «для чего», «для чего», «для чего», пока они не сведутся к тому, что в Телеме называется Великим Деланием, но можно обозначить и как-то по-другому, включая светские варианты вроде «цели жизни» (я, разумеется, тоже не сразу стал обозначать именно словами «Великое Делание»). Чтобы практиковать этот ежесекундный вариант Ритуала Воли — перед каждым действии, которые вы делаете достаточно регулярно (заботитесь о своих детях, идёте в магазин, в школу, в университет или ещё куда-то, ходите на работу, ходите поесть, ходите в туалет, пишете стихотворение и т.д.), прежде чем продолжать или не продолжать этим заниматься, остановитесь и задумайтесь: «Так, я этого хочу или нет — то есть, вот именно этого самого действия — я хочу?» Например: я хочу идти на работу? У кого из вас будет ответ «да»? Лично у меня будет ответ «нет», но из этого ответа выстраивается цепочка: раз я иду, хотя и не хочу идти на работу, значит, я желаю идти на работу. Для чего я желаю? «Для того чтобы», «для того чтобы», «для того чтобы». И здесь уже крайне важна честность перед собой: если вы совершаете какое-то действие, в котором цепочка «для того чтобы» не выведет вас логически к ответу «чтобы свершить Великое Делание», то вырезайте это действие из своей жизни или, как минимум, подключайте его к этой цепочке, направляйте его на Великое Делание. У большинства людей есть какие-то действия, которые они совершают автоматически или по привычке, потому что родители так воспитали, потому что в школе этому научили, потому что так принято и пр. Во всём этом, самом по себе, ничего плохого нет, но всегда отвечайте на вопрос «для чего» и ловите себя на ответах «потому что». Если вы на вопрос «для чего?» начинаете отвечать «потому что» — это тоже очень важный практический момент. Как только у вас появляется ответ «потому что» (не будем даже связывать это с тем, что написано о слове «почему» в Книге Закона, — у меня это, опять же, появилось задолго до знакомства с трудами Кроули), — это должно служить для вас звоночком, что именно с этим конкретным местом, с этим конкретным ответом что-то не то. Скажем, если я захотел печеньку, — я съел печеньку. Я чётко знаю, что я хочу именно съесть печеньку; я сразу её беру и съедаю. Но если я пошёл на работу, я не хочу именно этого — идти на работу. Поэтому съесть печеньку — это моё непосредственное первичное желание. А сходить на работу — это уже вторичное желание: я иду на работу, чтобы заработать деньги, чтобы потом съесть печеньку, чтобы…, чтобы свершить Великое Делание. Но если мы натыкаемся в цепочке вопросов и ответов на «потому что» — это практически наверняка вообще не является нашим желанием, а является псевдожеланием, навязанным кем-то (скорее всего, в детском и подростковом возрасте), и вам уже от этого «потому что» надо начинать копать, откуда именно оно у вас взялось.
Идём дальше. Когда меня спрашивают, с какой эзотерической дисциплины я начинал, я всегда говорю «биология». Конкретнее могу сказать — «теория эволюции». Почему я настолько высокого мнения о ней, и почему, хотя это теория, я перечисляю её среди практик? Когда вы сталкиваетесь с каким-либо поведением любого человека (так же как и когда вы сталкиваетесь с внешним видом любого живого существа), — первый вопрос, который вы себе должны задать — как это увязывается с теорией эволюции? Почему именно такая интонация возникла у человека, который, например, на вас кричит? Почему он именно так проявляет свою активность? Если вы будете задаваться подобным вопросом, вы поймёте, что вам стало проще понимать людей, находить с ними общий язык. Например, в последние годы этот эволюционистский подход к поведению лично мною используется, разумеется, при общении с моей дочкой. С одной стороны, когда я вижу какое-то поведение с её стороны, я смотрю, чего же, с биологической точки зрения, она хочет от меня добиться, что могут означать её невербальные сигналы. С другой стороны, я анализирую, какие ответные реакции она от меня ожидает, и какие приведут к максимально полезному для меня и для неё результату. Я могу выдать «сердитую» интонацию не потому, что реально зол на неё, а потому, что понимаю, что эта интонация трактуется как «сердитая» как раз потому, что имеет определённое поведенческое влияние на ребёнка. Я стараюсь не обделить её «грумингом» (то есть элементами ритуального «выкусывания», сближающими членов семьи приматов), но вместе с тем и демонстрирую свою доминирующую роль там, где родители, не располагающие знаниями по эволюционной этологии, предпочитают изображать превосходство собственного ребёнка (например, поддаваясь в играх). То же самое при общении с кем угодно ещё. Помимо детей, этот подход следует, в первую очередь, применять к той категории людей, которые у Карлоса Кастанеды называются «мелкими тиранами», — то есть к разным людям, по мелочам портящим вашу жизнь. Когда вы обнаруживаете такое поведение по отношению к вам или в присутствии вас, то, прежде всего, старайтесь разобраться с этим в эволюционном ключе. Понятно, что для этого вам придётся познакомиться с современной Синтетической теорией эволюции (и постарайтесь не называть её «дарвинизмом» — это признак дурновкусия и незнакомства с темой), но это, конечно, совершенно отдельный разговор.
Чтобы действовать эффективно, важна также правильная расстановка приоритетов. Все знают, что если мы будем разбрасываться, то не достигнем каких-то важных целей. Чем расстановка приоритетов является на практике? Какие конкретные действия нужно для этого предпринимать? Это просто, всем рекомендую на ежедневное практическое использование: встали, пошли в туалет или в ванну, и пока у вас есть время, не занятое какими-то важными размышлениями, просто запустили в мозге: «Мои планы на сегодняшний день». Очевидно, что когда-то все делали что-то такое, некоторые делают это почти постоянно. Итак: «Мои планы на сегодняшний день: мне нужно обязательно успеть за сегодня это1, это2 и это3. Это4 можно переложить на завтра — но не позднее, чем на завтра. А это5 вообще не важно», — и т.д. Если вы это делаете, вы действуете эффективнее, чем если вы этого не делаете. Ещё, за редким исключением, при расстановке приоритетов я руководствуюсь следующими принципами. Во-первых, если у меня есть выбор между каким-то событием или действием, новым для меня и не новым для меня, я при прочих равных стараюсь выбрать новое. Во-вторых, если выбор стоит между действием или событием, регулярно повторяющемся — и уникальным, — естественно, я делаю выбор в пользу уникального. Например, если у меня выбор — пойти в гости к какому-то хорошему старому другу, у которого я достаточно часто бываю, или пусть на менее значимое для меня, но на то событие, которое если и повторится, то не скоро (например, концерт группы, которая бывает в городе хорошо если раз в 10 лет), — я, конечно, при прочих равных предпочту сходить на это мероприятие. Разумеется, если, скажем, другу не нужна срочно моя помощь или что-то в этом духе, — то есть, если на чаше весов нет чего-то более значимого, я выбираю новое и редкое. Опять же, очевиден выбор между неотложным (когда невыполнение этого дела повлечёт нехорошие последствия) и тем, что можно отложить. Конечно, тут, опять же, нужно быть предельно честным перед собой, когда в первые же минуты после пробуждения пытаешься отвечать на все эти вопросы. Почему именно в первые минуты после пробуждения? Прежде всего, потому что это сразу активизирует вашу мыследеятельность, направляет её в эффективное деловое русло. Может, это и не заменит физическую зарядку, но, во всяком случае, где-то сопоставимо с нею по своему мобилизационному потенциалу: вместо того, чтобы вяло течь в сонном состоянии из одной комнаты в другую, вы сразу начинаете действовать.
Следующий момент я обозначаю словом «проекты». У вас у всех есть какие-то повседневные дела, которые — просто текучка, чтобы нормально функционировать. А у кого-то из вас есть также «проекты» — то есть дела, которые вы начали достаточно далеко и не планируете завершать в ближайшее время, но стараетесь в них вкладываться и развивать их. Их надо постоянно поддерживать в рабочем режиме: у них нет какого-то финального достижения (например, достроил дом — и всё, строить дом больше не нужно, переходим к чему-то другому), и при наличии неограниченного свободного времени и прочих ресурсов вы будете развивать свой проект всегда. Чем больше у вас таких «проектов», тем, грубо говоря, вы сильнее «пустили свои щупальца в мир», тем больше вы изменяете мир в соответствии со своей Волей. Сейчас у меня дочка пошла во второй класс, и меня очень радует, что в современной школьной программе есть специальная дисциплина «Проекты», где они учатся всему этому, пусть и на очень детском уровне. Во всяком случае, они уже пытаются сделать что-то своё — то, что отличает их от других. Не просто там — все решили одну задачку, а проявлять какое-то собственное творчество для достижения собственных целей. Так что посмотрите, у кого есть такие «проекты». Посмотрите свои «щупальца» — кто насколько далеко их закинул, у кого их насколько много. Если замечаете, что их нет, или мало, или что они не очень длинные, — обращайте на это внимание и старайтесь выставлять в число приоритетов собственные «проекты».
Одну из практик, которые я выработал для себя ещё лет в четырнадцать и, в общем-то, успешно пожинаю плоды по сей день, я называю «объект и фон». Когда вы идёте по улице, для вас из всего окружающего пространства есть предметы, которые реально взаимодействуют или могут с вами взаимодействовать, — а есть объекты, которые для вас особого значения не имеют. Например, еду я на велосипеде. Для меня важен велосипед, для меня важна дорога, для меня важны пешеходы, машины и некоторые ещё детали. Как я объяснял дочке, когда она училась кататься: «Если над твоей головой внезапно пролетят розовые птеродактили, для тебя они не должны играть совершенно никакой роли». Понятно, что это касается не только продвижения по улице, но и любого процесса, в котором вы задействованы. Очень часто у людей бывает, что он моет посуду — отвлёкся поговорить — перестал мыть посуду. Потом кто-то позвал — и забыл выключить воду или что-то ещё. А вот если вы в голове обозначили для себя важные объекты — «вот в этом процессе для меня важно то-то, то-то и то-то», — вы будете меньше отвлекаться на постороннее и более эффективно займётесь своим делом, чем бы вы ни занимались. Я уже говорил, что сейчас буду говорить банальности, и то, что есть объекты, а есть фон, — это банальная, очевидная вещь. Но, опять же, она хоть и очевидная, но у большинства она очевидна как раз в формате «фона», и пока вы не переведёте её в категорию «объект» и не начинаете практиковать при каждой ситуации, она для вас бесполезна, как бы ни была очевидна.
Ещё один очень важный момент для повышения эффективности в любой ситуации — построение алгоритмов. В качестве примера того, что я имею в виду: у меня дома достаточно долго загружается компьютер, поэтому, приходя домой, я первым делом иду и включаю компьютер. Пока он загружается, я успеваю сходить в туалет, что-то взять из холодильника и т.д. Если бы я, наоборот, сначала шёл в туалет и на кухню, а потом уже включал комп — мне потом бы пришлось ещё отдельно ждать, когда он загрузится, а так, если я выстроил правильную последовательность, у меня экономится время и силы. Те промежутки, когда я ждал бы, когда случится какое-то событие (загрузится компьютер, сварится еда), я стараюсь заполнять чем-то ещё. От каждого такого действия освобождается совсем немного времени, но в общей сложности набегает достаточно, и потом, если мне это нужно, я освободившееся время могу потратить на отдых, досуг или что-то ещё. То же самое касается и опозданий. Как правило, если опоздал на пару минут, от этого ничего серьёзно не изменится. Но если мы приучаем себя к тому, что «а, подумаешь, опоздал!», — в какой-то момент мы можем опоздать, когда опаздывать ну никак нельзя. Самый очевидный момент — самолёт. Понятно, что если мы на пять минут опоздали на самолёт, — мы потеряли огромную кучу времени, денег и много чего ещё (возможно, репутацию). Если в остальных местах позволять себе непунктуальность — мол, «а вот когда будет важно, туда я не опоздаю», — это примерно как всю жизнь отказывать себе в том, чтобы поднимать гантели, а потом — «вот, у меня олимпийское соревнование, подниму-ка я там штангу». Понятно, что ничего, кроме проблем, от этого не будет. То же самое с пунктуальностью: пунктуальность — это дисциплина. Дисциплина не в том смысле, что я кому-то обязан что-то сделать, а в том, что disciplina — это обучение. Дисциплинированный — это не тот, кто делает то, что полагается. Дисциплинированный — это тот, кто умеет эффективно осуществить какое-то действие. Поэтому построение алгоритмов — что делать в первую очередь, а что во вторую, — это очень важный дисциплинирующий момент. Вот один достаточно показательных примеров: допустим, у меня задача купить что-то в магазине и доехать на маршрутке до какого-то места. В каком порядке это сделать? Теоретически — можно сначала что-то купить, потом пойти на остановку, сесть и доехать. А можно наоборот: сесть, доехать, там купить — и дальше по своим делам. Какой порядок более эффективен? Второй, так как в первом более возможно опоздание. Если я сначала пошёл в магазин, то есть вероятность того, что именно в этот момент приедет нужный мне автобус. Соответственно, я пропущу его, жду ещё пятнадцать минут и опаздываю. Если вы постоянно будете каждую последовательность действий отслеживать именно в таком ключе, то, опять же, это очень быстро приведёт к увеличению вашей эффективности в любых делах.
Ещё одна очень полезная техника — я называю её «деконструкция». Вы столкнулись с какой-то неприятной для вас ситуацией. Обычно в качестве примера я привожу банальное «жена изменила», хотя тут может быть и «лицо кавказской национальности нахамило в автобусе», и «дочь получила двойку по поведению», и что угодно ещё. Обычно как: жена изменила — и тут сразу крики и всё такое. А когда мы запускаем деконструкцию, мы делаем вот что. Предположим, 1) жена 2) этой конкретной ночью 3) пошла к любовнику, 4) сказав, что идёт в гости к подруге. И теперь мы берём эту ситуацию и начинаем последовательно заменять одну составляющую на другую. 1) Жена 2) этой ночью 3) пошла смотреть кино, 4) сказав, что идёт в гости к подруге. Мы будем к этому плохо относиться или хорошо? Дальше: 1) жена 2) этой ночью 3) пошла к любовнику, 4) заранее честно об этом предупредив. Ну и так далее, разбираем эту ситуацию на составляющие — и тогда понимаем, что же именно нас в ней «цепляет». То, что она нам соврала? То, что она не потратила на нас время? То, что она относится к нам не так хорошо, как к другому? Когда мы на любую неприятную для нас ситуацию не реагируем в целом, как на некий шаблон, а мысленно заменяем один момент другим, мы натыкаемся на тот момент, который именно нам неприятен, и реагируем не по устоявшемуся шаблону, а конкретно, индивидуально и осознанно. И может оказаться, что и пусть она идёт, если честно об этом сказала. Например, я вполне нормально к этому отнесусь, особенно если и мне есть чем заняться этой ночью, или если я в отъезде, или ещё по каким-то причинам не могу или не хочу провести с нею время. А вот если она сказала, что пойдёт к любовнику, а сама втайне от меня пошла смотреть кино, — вот к этому я отнесусь хуже, потому что это значит, что она мне не доверяет. Деконструкция позволяет понять, что именно не так в ситуации, — и это «не так» — в ситуации или же с тобой самим.
Следующее, на что хочу обратить внимание — это очень известная вещь под названием Квадрат Декарта. Если мы собираемся что-то сделать, надо задать себе четыре вопроса:
Что случится, если я это сделаю? | Что случится, если я это НЕ сделаю? |
Что НЕ случится, если я это сделаю? | Что НЕ случится, если я это НЕ сделаю? |
Когда мы прогоняем любое своё решение через этот квадрат, мы тоже можем принять решение более осознанно, чем если реагируем «по привычке».
Следующий момент называется «метамодель». Очень показательна для объяснения этого понятия вот такая притча:
— Так как, духи существуют?
— В шаманской модели — да.
— А в энергетической?
— Там есть формы тонких энергий.
— А как с психологической моделью?
— Здесь мы имеем дело с проекциями бессознательного.
— Но что происходит в информационной модели?
— Там есть информационные кластеры.
— Всё так, но духи-то существуют или нет?!
— В шаманской модели — да.
Если мы практикуем какую-то магическую систему, нам не столь важно, насколько к объективным силам мы обращаемся. Нам важно то, что мы совершаем определённые действие и получаем необходимый результат. Соответственно, если у нас есть несколько вариантов (например: 1) после смерти ничего нет; 2) после смерти мы, в зависимости от наших поступков, попадаем в Ад или в Рай; 3) после смерти мы перерождаемся; 4) каждому по вере или 5) ещё что-то), и мы не можем выбрать между некоторыми из них на основании объективных данных, — то нам надо действовать таким образом, который будет эффективен в нескольких наиболее вероятных моделях одновременно. Например, абстрактный пример с посмертным существованием рассмотреть более конкретно, как лично моё отношение к посмертному существованию, то я считаю, что, скорее всего, после смерти нет ничего, поэтому стараюсь максимально получать удовольствие и опыт в текущей жизни. При этом я допускаю возможность, что от того, насколько я (см. выше) «пущу свои щупальца в мир», зависит, что «останется» от меня после смерти. И теперь у меня два варианта: я могу либо на полную катушку получать удовольствие от жизни, либо оставлять после себя след в надежде на то, что «весь я не умру». Но на самом деле вариантов, понятно, не два. На самом деле есть, как минимум, вариант «максимально получать удовольствия от жизни таким образом, чтобы оставить после себя максимальный след», и «оставлять после себя максимальный след таким образом, чтобы получать от этого максимальное удовольствие». Я добавляю в эту формулу ещё «…максимальный след, который приятно было бы увидеть, если бы я дожил до него», — и это позволяет мне получать все радости гедонизма, не превращаясь в бездумного прожигателя жизни. Конечно, метамодель можно применять не только к посмертному существованию. Хороший анекдот, иллюстрирующий это — про петуха, который бежит за курицей и думает: «Не догоню, так хоть согреюсь». При таком подходе он получит устраивающий его результат вне зависимости от того, догонит или нет (а когда устраивает фактически любой исход, это уже вплотную примыкает к телемитской концепции «чистая Воля без вожделения к результату»). Если мы предпринимаем какое-то действие, оно должно приносить нам пользу уже самим фактом своего существования, но при этом с большей вероятностью должно помочь нам достичь и более конкретных целей.
Облегчить такой подход помогает также другой приём под названием «позитивная рефлексия». Чтобы понять, что это такое, возьмите, скажем, 10 неприятных для вас ситуаций — от дырки в носке до Конца Света. И попытайтесь составить список того, что в этих ситуациях хорошего. Тогда, предпринимая какое-то действие и предполагая, помимо полного удовлетворения своих целей, некоторые «неудачные» исходы, вы, как тот петух, сможете воспринимать их не как крах своих надежд, а как один из возможных благоприятных результатов, пусть и не настолько «хороших», как основной, на достижение которого вы работали.
Теперь перейдём ко второму блоку. У Макса Фрая есть такая штука — «дыхательная гимнастика сэра Шурфа Лонли-Локли». Вот как описывается эта техника «по канону»:
— Постарайся вдохнуть очень медленно, считая до шести. Потом — пауза, опять на счёт шесть. И такой же медленный выдох. И снова пауза. И ещё раз, и ещё — для начала хотя бы четверть часа кряду.
С чувством времени у меня в ту пору было совсем скверно, поэтому не знаю, как долго пришлось мне цедить сквозь зубы холодный ночной воздух. Но уже после нескольких медленных вдохов я почувствовал себя более-менее сносно: мышцы понемногу расслабились, сердце успокоилось, и, что поразило меня больше всего, смертельная усталость, которая уже стала для меня привычным состоянием, почти прошла. То есть я бы и сейчас, пожалуй, с удовольствием заснул, если бы дал себе волю, но желание отдохнуть перестало быть мучительным.
А ещё какое-то время спустя разум мой обрёл вдруг былую ясность. И вот это оказалось по-настоящему страшно. До сих пор я не понимал, сколь плохи мои дела, не осознавал толком, что потерпел сокрушительное поражение, расплескал понапрасну краденую силу и себя самого заодно вместе с нею выплеснул. Опустевшая дырявая посудина, из которой уже нечего выпить, даже если бы нашёлся желающий, — вот что я собой представлял. Это было, мягко говоря, малоприятное открытие, и всё же я понял, что не готов добровольно променять эту беспощадную ясность на былой туман в голове. «Не видеть вещи такими, какие они есть, — унизительно для мыслителя, — сказал я себе. — Какой стыд».
— Ага, — удовлетворённо произнёс всё тот же голос за моей спиной. — Не такой ты безумец, как может показаться. С разумом твоим всё в полном порядке, ещё получше, чем у большинства моих знакомых, просто ему давно не давали воли. Ты же сам и не давал, а это, как видишь, дело поправимое… Удивительно всё-таки, что в ордене Дырявой Чаши вас не научили успокаивать себя дыханием. И вообще ни в одном ордене послушников не учат правильно дышать — о какой магии после этого может идти речь?! Как можно браться за колдовство человеку, который не умеет управиться с собственным телом и разумом? Вот чего я никогда не пойму.
Можно не следовать в точности приведённому здесь техническому описанию, но тот минимум, который человеку нужен — это сделать глубокий вдох, задержать на какое-то время дыхание и медленно выдохнуть. Иногда хватает одного раза, иногда стоит повторить несколько. В большинстве ситуаций, когда хочется психануть, — помогает. У Фрая всё расписано более подробно: идёт несколько дыханий на счёт. Если хватает воли на это — это поможет ещё больше, но тот минимум, который может при желании помочь даже достаточно невыдержанному человеку — это сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Ещё очень хорошо помогает при этом закрыть глаза и попытаться представить себя со стороны. Самый оптимальный и эффективный результат, если человек действительно честно попытается сделать это, — вместо того, чтобы разозлиться, он просто рассмеётся. Когда он представляет себя с лицом, готовым взорваться от гнева, ему просто становится смешно.
Динамическая медитация хорошо раскручена Ошо, но при этом совсем не обязательно читать Ошо, чтобы практиковать её. По сути, что такое динамическая медитация? Это когда ты делаешь какой-то процесс, и всё твоё внимание сосредоточено именно на этом процессе. Что может быть этим процессом? Всё, что угодно: мытьё посуды, тренировка по рукопашке, катание на велосипеде и т.д. Главное в динамической медитации — чтобы практически всё, кроме самого процесса, у нас переводилось в разряд «фона». Когда мы моем посуду, мы моем посуду, и нам не важно, что и где происходит. В идеале — нам не важно, если ломают нам дверь или ещё что-то в этом духе, но, конечно, можно обойтись без крайностей и в экстремальных ситуациях всё-таки выходить из медитации 🙂
Одна из первых групп практик, которая необходима каждому магу в самом широком смысле слова (то есть — любому человеку, стремящемуся к осознанности и самореализации), если он вообще хочет делать что-то своё — это достаточное количество свободной энергии. Понятно, что каким бы я ни был умным, осознанным, талантливым и пр., но если мне тупо не хватает сил, чтобы что-то сделать, толку со всех моих талантов не будет, — поэтому особое внимание нужно уделять поиску энергии, то есть жизненной силы. Есть множество методов для этого, от притока энергии благодаря любимому занятию до энерговампиризма, эгрегориальных подпиток и контакта со Стихиями (подробнее см. мою лекцию «Магическое зрение и энергоподпитка» в 87 номере журнала и на http://thelema.su/magicheskoe-zrenie-i-energopodpitka/), но аспект, на который я бы хотел обратить ваше внимание — то, что я называю «эффектом розовой кофточки». Суть в том, что от чего именно подпитываться, — не имеет принципиального значения: если подпитываться от чайника или от человека — при желании мы получим один и тот же уровень энергии. Но важный момент: чтобы получить от данного объекта милу, лично для нас он должен стать чем-то исключительным. Почему «эффект розовой кофточки»? Потому что когда я объяснял это однажды своей ученице, я увидел проходившую мимо девушку в розовой кофточке и сказал: «Ты можешь одинаково подпитываться от кого угодно, но обозначь для себя, что, например, от девушек в розовой кофточке ты подпитываешься эффективнее». Конечно, не обязательно это цвет кофточки. Можно решить для себя, что лучше всего ты подпитываешься энергией 17 числа любого месяца. Или от полной луны. Или от одуванчиков. Но каждый из таких источников должен внутренне восприниматься как исключительный — даже если таких исключительных источников у вас много. Если сделать его исключительным, то даже не придётся проводить каких-то особых практик энергоподпитки, поток польётся в тебя сразу, на автомате, часто даже тогда, когда ты не осознаёшь ещё присутствия рядом этого исключительного объекта.
«Эффект розовой кофточки» — один из примеров того, что можно шире обозначить как «дрейф по картинам мира», то есть умение быть то религиозным человеком, то строгим материалистом, то язычником, то монотеистом, то человеком, пребывающим в картине мира, полной порч и экстрасенсов, то простым обывателем, «починяющим примус», в зависимости от поставленных задач. Причём совершенно искренне. Другой важный пример такого дрейфа (особенно для тех, кто связан с эзотерикой и часто пренебрегает «мирскими» делами и настроениями «по жизни») — заземление. Если регулярно не заземляться, тебя унесёт: ты становишься глюколовом, постоянно «побеждающим демонов в астральных битвах», но совершенно неадекватным в повседневной реальности. Симптомы бывают разными (часто, например, такая «оторванность от земли» проявляется в том, что пациент ищет во всех своих неприятностях коварную руку чёрных магов, в каждом сне ищет глубокий смысл, а перед походом в магазин обязательно делает расклад на Таро, чтобы узнать, удачно ли он сходит), но суть в том, что практика начинает препятствовать обычной жизни (настоящая же магическая практика, наоборот, делает человека эффективнее во всех делах, за которые он берётся, в том числе в повседневных). Как может выглядеть заземление? Один из самых простых и эффективных методов — провёл по себе руками от лица до нижней части туловища или до ног, кому как удобно, и резко «стряхнул» всё в землю резким хлопком об неё всеми четырьмя конечностями [демонстрирует]. Какими бы до этого визуализациями ни занимался, это очень хорошо снимает их постэффекты и спускает с небес на землю. Если требуется что-то более длительное (часто это бывает нужно в том случае, если вам кажется, что на вас ведётся астральная или магическая атака, наложена порча или проклятие и пр.), в таких случаях следует более плотно сместить «точку сборки» в ту картину мира, где всей этой «шизотерики» просто не существует. Для этого нужно сделать перерыв в чтении оккультной литературы и большей части практик (кроме некоторых простых медитаций, не связанных с визуализациями и принятием каких-то религиозных моделей, или техник вроде дыхательной гимнастики сэра Шурфа) и поехать на огород, в лес, чаще заниматься сексом (без всякой «тантры» и сексуальной магии), вкусно есть, заниматься бытом, рукоделиями, физическими тренировками (в общем — совершенно земными делами). Дион Форчун в «Психической защите» упоминает в одной из глав подобную технику — к сожалению, нигде не могу найти этого фрагмента в электронном виде. В принципе, как именно заземляться, у всех есть свои методы. Мне очень хорошо помогает трубка хорошего табаку. Очень хорошо помогает сидение у костра. У всех есть какие-то свои методы, но суть в том, что заземляться — надо. Надо делать перерывы. Если не удаётся совмещать практику и мирскую жизнь по суфийскому принципу «в мире, но не от мира», если не удаётся практиковать дзенское «я хочу есть — и ем, я хочу спать — и сплю», — надо хотя бы делать перерывы в практике.
Все свои наработки по чакрам я подробно расписывал в лекции «Магическая анатомия: Система чакр» (см. 87 номер «Апокрифа» и страницу http://thelema.su/magicheskaya-anatomiya-sistema-chakr/), здесь остановлюсь подробнее только на двух моментах — мантре МЫЭАОУМ и две простые асаны для её проработки. Мантра звучит примерно так: начинается со смычного «ммм» (это не звонкий согласный «М», а «ммм» — практически гласный звук, но похожий на мычание, «м»), а потом идёт дальше снизу по часовой стрелке центрального шестиугольника этой схемы, замыкаясь снова на смычном «М»:
У гласных «О» и «А» мягких форм фактически нет, мы не можем произнести «О» мягко («Ё» всё равно переходит в «О», то же касается и «Я-А»), а вот «Ы» может произноситься также как «И», и тогда «Э» произносится мягко, «‘Э» (как «Е» после согласной). Когда мы произносим это «МИЭАОУ», желательно сперва вибрировать снизу от «М» до «А»: это «МИЭА» («МЯ!») — такая торжествующая жизненность, поэтому идёт она снизу. Через него энергия всех нижних чакр идёт вверх, мы трансцендируем весь низ. Мы делаем так, чтобы то, что воспринимается как физиологическое, одухотворялось. А вот обратный элемент — «АОУМ»: через него мы, наоборот, спускаем «космические вибрации» на наши физиологические центры. Необходимо проговаривание, желательно вибрирование этих звуков, кому как удобнее. Это мантра, гармонизирующая «верх» и «низ», а то многие застрявшие в йогических практиках слишком отрываются от низа.
Эту мантру рекомендую практиковать двумя чередующимися (не обязательно в строгом порядке одна после другой) способами, которые я называю «Крест» и «Круг». Максимально открытый делается в позе «Крест», или τ («Тау»): встать прямо, ноги вместе, руки широко расставить в стороны. Максимально замкнутый можно делать в лотосе, полулотосе, бабочке, по-турецки — в общем, в любой закрытой асане, где руки и ноги максимально сближаются между собой и друг с другом. В таком варианте все энергетические потоки, идущие через чакры, максимально зацикливаются, а Крест, наоборот, позволяет пропускать поток сверху вниз и справа налево — внутрь извне и изнутри наружу: от Сахасрары до «корешка» (это не «корневая чакра» Муладхара, а нижний аналог Сахасрары, находящийся на несколько сантиметров ниже подошв) и от кончика правой руки до кончика левой и обратно. Через всю эту систему (большие и малые чакры, читайте о ней в моей лекции, о которой я сказал) мы прогоняем энергию, в том числе принимаем её извне и отдаём вовне через руки. Некоторые утверждают, что одна рука обязательно дающая, другая — берущая, но это не обязательно. Это не связано с тем, левша ты или правша, нужно стараться, чтобы и та, и другая могла быть и отдающей, и принимающей. Из практик, которые позволяют добиться этого, могу назвать «день левой руки» — чтобы в течение одного дня всё делать одной рукой, противоположной своей «ведущей». Поесть, написать что-то, одеться, почистить зубы, пофехтовать, поиграть в настольный теннис, — всё это вы должны уметь делать другой рукой, пусть и хуже, чем основной, чтобы она у вас не была мёртвым грузом, если вдруг вы по какой-то причине не можете работать ведущей рукой. Итак, в позе «Крест» мы соединяем себя с миром через горизонтальную и вертикальную линии, а в «Круге», наоборот, максимально «варимся в собственном соку» — т. е. учимся лучше чувствовать самих себя.
Кроме мантры МЫЭАОУМ, вы можете и другими способами работать со звуковыми вибрациями и другими способами. Например, пытайтесь произносить те же звуки этой мантры, но в разных других порядках, сравнивайте свои ощущения при этом. Произносите всякие другие звуки (в том числе такие, которые не обозначаются буквами вашего родного алфавита) и их комбинации, тоже следите за своими ощущениями и ассоциациями, — учитесь «чувствовать звук на вкус» (кстати говоря, это очень хорошо и полезно, если вы пишете стихи). Проводите и разные другие эксперименты со словами и звуками. Один из них, как и «эффект розовой кофточки», со времён моих «джедайских» учеников носит название «троллейбус». Берёте любое слово, которое вы прекрасно знаете, хорошо и часто используете — и начинаете его повторять. Когда я в первый раз это объяснял ученикам, мне подвернулось слово «троллейбус», я использовал его, с тех пор так и повелось. Начинаете повторять это слово — «троллейбустроллейбустроллейбустроллей…». И повторяете его до тех пор, пока оно не теряет свой смысл. Пока оно не превращается просто в мантру, сочетание звуков. Кроме того, что это помогает лучше почувствовать звуки как таковые, это ещё и своеобразное «неделание» (о некоторых других неделаниях мы поговорим чуть позже): оно стирает смысл привычного, вербального способа восприятия мира и помогает развивать более непосредственное его восприятие.
От «слов» переходим к «делу» — то есть, от мантр к физическим тренировкам. Не у всех и не всегда есть возможность ходить в спортзал и заниматься профессионально каким-либо видом спорта, но у всех есть возможность в повседневной жизни находить моменты, чтобы хоть немножко прокачать себя по этой части. Допустим, несёте вёдра на даче разными способами — не только как удобнее, но и время от времени стараясь широко расставить руки и нести их таким образом. Или, например, на одном из прошлых моих мест работы мне нужны были ленты с этикетками, и у них были картонные втулки. Понятно, что эти втулки надо было выбрасывать, но прежде, чем выбрасывать, я их снимал руками, получался своего рода эспандер. Иногда я перепрыгиваю невысокие заборчики там, где можно обойти или перешагнуть (сейчас, правда, реже, из-за старой травмы колена). В общем, чем бы вы ни занимались, у вас наверняка найдутся какие-то моменты, которые позволят вам тренировать своё тело, не отрываясь от повседневных дел.
Очень важно для дисциплины ведение магического дневника — или хотя бы обычного, но ежедневно (я сейчас, честно признаюсь, делаю это тогда, когда у меня более или менее продолжительные практики, ежедневно не веду, но вёл достаточно продолжительное количество лет практически без перерывов и знаю, чем я этому обязан). Дневник, хотя бы обычный бытовой, очень хорошо дисциплинирует. Подробнее об этом я рассказываю в лекции «Основы ведения магического дневника» (см. 66 номер «Апокрифа» и http://thelema.su/osnovy-vedenija-magicheskogo-dnevnika/), отмечу только основные причины, по которым его стоит вести: контроль собственной памяти на предмет «ложных воспоминаний»; проверка предсказательных, предвидческих и прочих подобных свойств своих снов, ощущений, мантических прогнозов; учёт ошибок прошлого для будущих практик; и, наконец, то, с чего я начинал — выработка дисциплины. Очень важно также отмечать в дневнике всё Новое в вашей жизни. Например, я каждый год пишу отчёт, что нового было у меня в этом году. То же самое можно делать с пометкой «сегодня», «на этой неделе», «в этом месяце» и т.д. Общих правил тут, конечно, нет, но для себя я выработал, что каждый день должно быть хоть что-то новое, каждую неделю — какое-то важное для вас новое, раз в месяц — то, что запомнится надолго, и раз в год — то, что много лет после ты сможешь пересказывать в качестве походных саг и дорожных баек. Это, конечно, немного юмор, но как раз такой, где «в каждой шутке есть только доля шутки». Кроме того, дневник очень хорошо помогает, когда вы раздвигаете границы своих возможностей и пытаетесь поставить какие-то свои личные рекорды: сколько можете обходиться без еды, без воды, без сна, без воздуха, сколько можете раз отжаться, подтянуться, какой вес поднять и пр.
Вообще, любое действие — неважно, насколько осмысленное, — можно взять себе за ежедневную практику, это в любом случае будет способствовать тренировке дисциплины, а значит, помогать во всех остальных делах. Если вы взяли себе за практику «ежедневно передвигать стул с места на место» — вы должны это делать каждый день. Что именно делать, — в принципе, значения не имеет. У меня в своё время было кольцо в виде головы волка, и у меня одним из таких действий было его надевать, а вечером, соответственно, снимать. В дневнике надо обязательно указывать те случаи, когда вы это не сделали. Это очень похоже на практику из Liber Jugorum, причём совсем не обязательно резать себе руки, как «по канону». Достаточно распространённый современный способ — резиночкой, которую либо переодевают с одной руки на другую, либо больно щёлкают себе по руке, если «зарок» нарушен. Например, вы берёте за правило держать «зарок» 20 дней и надеваете в первый день резинку на руку. В какой-то день — например, в девятнадцатый, — вы нарушили зарок — и тогда переодеваете её на другую руку и начинаете отсчёт двадцати дней заново. Или просто больно щёлкаете себя резинкой — опять же, тут каждому своё, можете делать и строго по Liber Jugorum, с лезвием.
Следующий блок практик, о котором я уже упоминал, можно назвать кастанедовским словом «неделание». В данном случае я подразумеваю какое-то действие, которое в обычной жизни вы делаете вот так, а тут решили намеренно делать его как-то по-другому, чтобы делать не бессознательно, а осознанно. Часто неделание может использоваться для «разрыва шаблона», сдвига «точки сборки». Например, очень хорошие эффекты давало, когда мы с ученицей ходили задом наперёд по людным местам и пели песни. Ещё из достаточно постоянных моих действий такого рода — медитация «сидя на красивом холме»: в каком-то людном месте садиться в медитативную позу на виду у всех и ловить реакцию окружающих. Подобные действия учат не только перестраивать свои поведенческие шаблоны, игнорировать мнение окружающих и пр., но и развивает алертность — то есть постоянную бдительность и готовность к адекватной реакции на любые, в том числе «нештатные», ситуации. Всё это в целом неплохо сдвигает «точку сборки».
Наверное, вы знаете тест на определение полушарий. Во-первых — какая нога оказывается наверху, если класть ногу на ногу. Во-вторых, большой палец какой руки окажется наверху, когда вы складываете руки замком. В-третьих — аплодисменты: какая ладонь будет наверху. В-четвёртых — какая рука окажется наверху, когда вы складываете руки на груди. И в-пятых — какой у вас ведущий глаз: когда вы нацеливаетесь на предмет двумя глазами через кончик пальца, то при закрытии какого глаза происходит смещение картинки. Это тест на определение ведущего полушария, но как этот тест используется в качестве практики? В практике неделания, я думаю, понятно (я называю это «переклиниванием полушарий»). Когда у вас возникло желание положить одну на другую руку, или сложить руки замком, или аплодировать, — вы на секунду задумываетесь и делаете это не так, как обычно, а противоположным образом. Что это даёт? Прежде всего, даёт то, что полушарие, которое у вас менее активно, активизируется, вы гармонизируете их работу (это проверял на своём опыте и я, когда в конце 90-х у меня был большой зашкал в левополушарность, и некоторые из моих учеников, в том числе с противоположной проблемой).
Где-то близко к всевозможным формам неделания оказывается то, что я называю «вытягиванием за хвосты», и, в общем-то, переклинивание полушарий основано на том же принципе. То, какая рука или нога оказывается вверху, то, какой глаз будет ведущим — зависит от ряда не всегда уловимых психологических особенностей, зачастую трудных для непосредственной коррекции. Это можно сравнить с кошкой, к хвосту которой привязали консервные банки: движение банок связано с движением кошки, и мы можем заставить двигаться саму кошку, а можем потянуть банки, за которыми потянется и кошка. Конечно, если тянуть за банки, нам придётся преодолевать ещё и сопротивление кошки, но часто бывает так, что наша «кошка» недоступна для непосредственного воздействия, и нам не остаётся ничего иного, чем тянуть за привязанный к её хвосту шлейф из консервных банок. В том же переклинивании «кошка» (то есть причина) — это в детстве, а то и с генами заложенное преимущество одного полушария перед другим, а «банки» — это телесные реакции, вызванные таким положением дел. Но, меняя телесные реакции, мы отчасти меняем и их причину. Аналогичным образом мы можем действовать и в других ситуациях, когда требуется исправить или изменить те психологические особенности, причин которых мы не знаем (или не можем на эти причины повлиять), зато знаем проявления. Например, копируя жесты, интонации, походку человека, на которого мы хотим быть похожи (не обязательно в глобальном плане — как желание стать похожим на этого человека в целом: речь может идти о прокачке в себе каких-то конкретных его особенностей), мы можем культивировать в себе его образ. Или, обнаружив в себе особенности видимого поведения, свидетельствующие о психологических проблемах (скажем, шаркающая походка, сутулость, тихая речь, боязнь заглянуть в глаза собеседнику), мы можем не только изживать эти особенности в себе, работая над исходной проблемой, но и устранять исходную проблему, изменяя видимое поведение (перестаём шаркать, расправляем плечи — и сами ощущаем, как становимся увереннее в себе). Конечно, эффективнее всё-таки заставить двигаться саму «кошку», но если на это не хватает сил или навыка — проще начинать с «хвоста».
К описанному вплотную примыкает «притворщичество» (советую посмотреть сериал «Притворщик»: конечно, он не об этом, но может дать некоторые намёки), причём спектр его применения очень широк и зависит только от вашей фантазии. Как в описанной выше технике, мы можем подражать жестам и интонациям человека, чтобы лучше прочувствовать, как сложилась та психологическая ситуация, которая привела к возникновению этих жестов и интонаций, — а значит — лучше понять этого человека, в каких бы целях нам это ни требовалось. Если мы хотим стать богаче или счастливее, то мы начинаем вести себя так, как если мы уже богаты и счастливы, и это притягивает к нам те ситуации и то внутреннее состояние, которое реально приводит нас к счастью или богатству. Если мы не можем наблюдать «потоки энергий» или «цвет ауры» напрямую, мы можем просто визуализировать их так, как интуитивно считаем правильными, и сможем получать из этого не меньше полезной информации, чем те, кто «видит» это без участия сознания. Наконец, мы можем «выдумать» собственную мифологию, говорить и действовать так, как будто верим в неё так же, как верят религиозные люди, и получить от «выдуманных» богов не меньше «плюшек», чем от «наработанных эгрегоров», не влипая в зависимость от чужих мировоззрений и этических систем.
Я не раз говорил об осознанности действий (например, в контексте Ритуала Воли или «неделания»), и следующий приём я так и называю — «осознаёмся!». Он оформился у меня во время эксперимента с психоактивным препаратом под названием «ред-спайс», но точно так же может применяться и без всяких «веществ». Во время эксперимента мне надо было поддерживать осознанность, несмотря на воздействие психоделика, поэтому я стал выставлять «якоря» (в связи с особенностью воздействия препарата, помимо прочего — притупляющего инстинкт выживания, — я ставил их на понятие «безопасность»): как только возникала ситуация, потенциально для меня опасная (например, переход через дорогу), «якорь» вызывал в голове мысль «осознаёмся!», вслед за чем я осознавал, что нахожусь в изменённом состоянии сознания, и усиливал самоконтроль. На эти «якоря» были, в свою очередь, навешаны вторичные «якоря»: если возникала ситуация, сама по себе не несущая опасности, но вызывающая ассоциацию с потенциально опасной ситуацией (скажем, машина, не едущая по дороге, которую я перехожу, а всего лишь стоящая во дворе), я вспоминал о первичном «якоре» (то есть о безопасности), а через него осознавался. Точно так же был выставлен и «третичный» якорь: вспомнить о машине я мог уже, например, увидев круглый предмет (напоминающий колесо) или что-то в этом роде, что запускало остальную цепочку. И если сначала я «всплывал» в осознанность только периодически, то очень быстро я стал находиться в ней постоянно. Так вот, всё это можно делать каждый день, причём без всяких препаратов. Не секрет, что человек, как правило, осознан далеко не всё своё бодрственное время: часто он действует на автомате или по привычке, а это ничуть не лучше опьяняющих и наркотических веществ. И так же, как в моём эксперименте, можно выставить сеть «якорей», которые будут постоянно направлять к осознанности.
У нас уже почти не остаётся времени на последний блок упражнений, поэтому пройдусь по ним очень кратко. Я постоянно подчёркиваю роль творчества в магических целях, причём речь здесь не только о рифмованных заклинаниях или методе «автоматического рисования» для составления сигил: само творчество — это уже мощная магия и важное средство единения с нуменозным. Это очень обширная тема, ей можно посвятить отдельную лекцию, но поскольку мой основной вид творчества — это поэзия, хочу подчеркнуть сейчас одну важную деталь, о которой мало кто из пытающихся писать вспоминает. Этюды. Те, кто занимается живописью или музыкой, считают этюды само собой разумеющейся частью обучения. Но поэты — обычно «говнопоэты» — вообще об этом не задумываются. Так вот, если вы пишете стихи — время от времени занимайтесь этюдами. Выбирайте технический приём из поэтического арсенала (в апреле 2015 года я читал лекцию о многих поэтических приёмах, они были опубликованы в номерах 91, 95 и 96, а также здесь: http://thelema.su/o-kolledzhe/kolledzh-v-kaliningrade/) — и пишите стихотворение, построенное на этом приёме (виде рифмы, стихотворном размере, особом приёме вроде анаграммы или аллитерации и пр.). Любую чушь, но — на этом приёме. И уже потом, когда вы этот приём отработаете чисто технически, он станет приходить к вам и тогда, когда именно он лучше всего помогает передать то, что вы хотите сказать.
Ещё две темы можно было бы обсудить здесь, но по ним я уже читал достаточно подробные лекции, так что не буду повторяться. Во-первых, это лекция «Управление цепочками событий» («Апокриф», вып. 66, и http://thelema.su/upravlenie-cepochkami-sobytij/), во-вторых, «Основы сновидческой практики» (вып. 88, http://thelema.su/osnovy-snovidcheskoj-praktiki-2/), советую ознакомиться. Также хотел рассказать про практику «созерцания Идама» (не в буддийском смысле, а в том, который выработался у меня ещё лет в 14-18, и который гораздо ближе к телемитскому понятию «Знание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем), но это тоже очень объёмная тема, и чтобы в неё въехать хотя бы в том контексте, о котором я хотел сказать, нужно, как минимум, ознакомиться с моей книгой «Алфавитная магия Астлантэ» (3-й выпуск журнала) и с лекцией «Поиск Имени и идентификация с Идамом» из книги «Академия Ситхов» (15-й выпуск).
Ну и в заключение — пару слов на тему «что, если магия не работает». Представим себе, что всё, что мы делаем в нашей магической практике, — это просто «танцы с бубнами», которые не ведут к тому результату, который мы непосредственно заявили. Почему, тем не менее, важна магическая практика и изучением источников? Первый момент — это дисциплина: если мы приучаем себя к каким-то последовательностям действий, к тому, что нужно соблюдать дисциплину в этом «ненужном» ритуале, — те же самые навыки, которые мы получаем при этой работе, мы точно так же сможем использовать на каком-то более объективном действии с более проверяемым результатом. Второй момент: если мы практикуем, то, значит, копаем какие-то литературные источники, мы изучаем различные магические (и не только магические, но и религиозные, мифологические и, шире, культурные) традиции. Соответственно, мы лучше понимаем действия окружающих, которые тоже, даже если ничего не практикуют, находятся под влиянием определённых традиций. Например, тот же «христианский эгрегор». Можно не использовать этого понятия, но очевидно, что действия большинства людей, окружающих нас, так или иначе исходят из религиозных традиций прошлого, причём даже, возможно, дохристианских, восходящих не только к еврейскому, но и шумеро-аккадскому законодательству. Таким образом, «копая» традиции, мы начинаем лучше разбираться в людях, в их мотивах и поведении. Третий момент: когда мы занимаемся практикой, мы фактически занимаемся творчеством, поскольку магия — это не только последовательность строго регламентированных действий и ингредиентов, но и творческий подход, искусство. А если мы занимаемся творчеством, мы активизируем правое полушарие, мы ищем какие-то новые пути самореализации, какие-то нестандартные решения. Если мы можем красиво и грамотно, подчиняясь внутренней логике традиции, простроить магические ритуалы, то мы с большей вероятностью сможем простроить театральную постановку, стихотворение, да и какие-то более житейские действия. Есть и много других моментов — умение правильно формулировать желания, углубление интереса к истории, языкам, психологии, отход от поведенческих шаблонов и многое другое, — но это выходит за пределы нашей темы. В любом случае, я очень надеюсь, что вы не просто прослушали сегодняшнюю лекцию, но хоть что-то из неё возьмёте на вооружение и начнёте практиковать прямо сегодня. Если отложите на завтра — то, скорее всего, не возьмётесь за это вообще.
Лекция состоялась в Телема-Колледже Санкт-Петербурга. Транскрипт составила Дарья Ехохина, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.