Роль закрытых организаций в жизни общества

С. Трайзе: Итак, начинаем нашу четвёртую лекцию из цикла «История закрытых организаций и тайных обществ», и посвящена она будет социальной, политической и экономической роли закрытых обществ в истории человечества и в жизни отдельно взятого человеческого индивидуума. Прежде всего, хочу сказать, что будет использовано несколько вольное обращение с некоторыми понятиями, прежде всего, с понятием «тайное общество», потому, что само понятие «тайное общество» предполагает, что о его существовании не известно широкому кругу лиц (даже о самом факте его существования). Если о нём знают, то оно вступает в противоречие с самим определением «тайное общество» (какое же оно тайно, если о нём знают?). Поэтому в теме оно будет использоваться в более просторечном его варианте, т. е. под «тайным обществом» подразумевается общество разной степени закрытости: полузакрытое и то, которое существует в практически открытом варианте, сохраняя в тайне только некоторые элементы своего бытия.Довольно сложно сказать, сколько всего существует (даже на настоящий момент) такого рода сообществ, поскольку число, на самом деле, измеряется сотнями, и большинство из них вряд ли когда-то было озвучено для сколько-нибудь широкого круга лиц. Знаете, если попросить человека: «Назовите самую выдающуюся часть человеческого лица, самого известного русского поэта и любое тайное общество», что он назовёт? Он назовёт нос, Пушкина и масонов. То есть имеются своего рода сложившиеся стереотипы, но, тем не менее, сообществ разного рода существует великое множество, и их можно классифицировать. Существуют политические сообщества (с ярко выраженными политическими целями), общества с социальными целями (т. е. сугубо филантропические, благотворительные), общества эзотерического, мистического характера (также оккультные ордена), общества научного характера (хотя они немного и отходят в прошлое, но в своё время они имели некоторую актуальность). Я затрону эту тему, когда буду говорить о средневековье.Говоря о влиянии на политическую и экономическую жизнь, прежде всего, следует затронуть общество… Угадайте, какое? Попытка общения с аудиторией — все молчат. Это то, что оказывало влияние на политику, на экономику (оказывало давно, оказывает и сейчас), чьё влияние практически неприкрытое. Название знают почти все, но некоторые делают вид, что не знают. Общество, о существовании которого, собственно, знают все, это — мафия. Да, мафия тоже, фактически, относится к ныне существующим тайным обществам, и она, на самом деле, имеет достаточно интересную историю. Она начала зарождаться в XIX веке на Сицилии (Коза Ностра), и примерно в то же самое время — в Неаполе (Каморра). Я рассмотрю, в первую очередь, сицилийскую, как наиболее интересную. Ситуация тогда сложилась такая, что итальянское правительство было достаточно слабым и не могло оказать серьёзного влияния на ситуацию на Сицилии, т. е. фактически сложилась ситуация «защити себя сам».

На Сицилии в различных городках, деревнях стали возникать разбойничьи шайки, которые по своему характеру немножко напоминали историю про Робина Гуда (действительно, они грабили богатых и отдавали бедным).

Comahon: То есть, сейчас мафия связана с нарушение правопорядка, а начинала она с борьбы за поддержание этого правопорядка?

С. Трайзе: Ну… Не совсем. Всё же это были разбойничьи банды, т. е. формально эти шайки существовали вне закона, но их существование не вызывало протеста у местного населения потому, что они грабили богатых чужестранцев (которых не очень-то любили — там своя международная особенность, любить их особо не за что было) и делились с местными жителями тем, что награбили. В общем, их было за что любить. И процесс этот в итоге привёл к тому, что эти банды с местным населением, по сути, слились. Т.е было полное взаимопонимание, и банды действовали при полной поддержке. В итоге — постепенно банды помимо прямого грабежа стали заниматься вещами и экономического характера, т. е., прежде всего, одна из основных статей доходов…

Comahon: Крышевание?

С. Трайзе: Нет, не крышевание 🙂 Одна из основных статей доходов банд в то время — цитрусовые. Хотя, конечно, не без того, что ты сказала. Но крышевание скорее относилось к их деятельности в Штатах. Это был несколько более поздний период, когда правительству (на Сицилии) вся эта ситуация всё-таки надоела, и оно начало устраивать рейды и потихоньку мафию прижимать. И боссы приняли, в общем-то, логичное решение — эмигрировать в США. Вместе с эмигрантами приехала и горячо любимая мафия. Они стали создавать там структуры по уже знакомым технологиям: та же самая схема, иерархия. Ну, и к бизнесу цитрусовых, оливок и прочего добавилась и деятельность откровенно криминальная. Попытки полиции бороться были достаточно серьёзными (тоже устраивались и рейды, и прочее), но мафия, как говорится, бессмертна. На смену одним приходили другие. Очень хорошо это показано в уже, наверное, легендарном фильме «Крёстный отец». Там, конечно, обозначены вымышленные фамилии семей и прочее, но вот сама схема, сама их жизнь показана очень точно. С некоторыми приукрасами, может быть, но фактологическое содержание там очень хорошее. Ну и сам фильм хороший по качеству.

Использование мафии было не только в экономическом плане, но и в плане политическом. Пример тому — послевоенная Италия. После 1945 года в Италии прошли выборы, и победу стал одерживать левый блок (коммунисты и социалисты). Мафия традиционно имела плохие отношения с левыми (ну не любили они коммунистов) и, соответственно, нашла соглашение с их противниками — правым блоком (христианские демократы, националисты). Нашли взаимопонимание, и христианские демократы инициировали использование мафии в целях политических: запугивание избирателей, влияние не органы власти и прочие, как говорится, незаконные, но вполне логичные вещи. И в итоге это привело к тому, что христианские демократы одержали вверх и стали занимать властные посты во многих важных органах на протяжении многих лет послевоенного периода. Также можно вспомнить эпизод, мелькнувший, кстати, в фильме «Крёстный отец», убийство так называемого «банкира Господа Бога» (Роберто Кальви), который очень плотно работал с банком Ватикана, за что и получил своё прозвище. Там была точно сложенная схема, связанная с хищением или, скажем, с таинственным исчезновением миллиардов, т. е. очень огромной суммы. Деньги то ли отмывались, то ли просто были украдены, сейчас уже это, как говорится, вопрос немного другого плана. Но, скажем так, в итоге сложилась ситуация, при которой на Кальви очень многие наточили зуб. Прежде всего, это были ребята из уже упоминавшейся мною Коза Ностры. Привела эта ситуация к тому, что Роберто Кальви был найден повешенным под мостом Блэкфрайерс (Blackfriars Bridge) в Лондоне, и в карманах его лежало два кирпича, что впоследствии дало повод людям с очень богатой фантазией изобрести историю об убийстве Кальви масонами. Я не знаю, при чём здесь кирпич, если у масонов в символике всегда использовались камни, но, как говорится, дураку повода не надо. История на самом деле тёмная, потому что изначально было вынесено заключение коронёром о том, что это было самоубийство, но впоследствии экспертиза была вновь проведена, и пришли к заключению, что это убийство. Вокруг этой истории проходит куча легенд и домыслов, но наиболее вероятным вариантом будет то, что первой в списке желающих его смерти была всё-таки мафия. Да и для решения этого конфликта простым методом больше всего возможностей было у неё.

Завершая говорить о мафии, можно напомнить и о роли в политической жизни разных стран таких сообществ как карбонарии (итальянское политическое движение — угольщики, добивавшиеся свободы в Италии от французского влияния). Также можно вспомнить общество декабристов, которое структурировалось иной раз по образцу масонских лож, поскольку многие декабристы в этих ложах в своё время состояли. Список можно продолжать очень долго.

Я же всё-таки хотел бы больше рассмотреть вопрос не столько политики и экономики, сколько вопрос социальный. Вопрос роли таких обществ в жизни и человека, и человечества вообще. И поэтому, завершая экономические и политические темы, перехожу к такому вопросу — для чего человек вообще вступал в данное сообщество? Я пытался сделать такую градацию возможных причин по важности, но попытка эта привела к внутреннему конфликту, поскольку сложно сказать, какие причины для человека были первоочередными. Тем более, все люди разные, поэтому я написал, что называется, подряд по списку. Прежде всего, конечно, большинство сообществ, особенно сообществ мистического/эзотерического характера, предлагали какой-то определённый духовный поиск. Может быть, ответы на какие-то вопросы или помощь в поиске этих вопросов, — т. е. в них, как правило, шли люди, которые не были довольны тем своим информационным состоянием, которое имелось на тот момент. Те, которые чего-то искали и кому было мало того, что называется традиционным набором информации в этой сфере, — то есть участие в каких-то делах традиционных религий, в каких-то общеизвестных движениях (мистических и полумистических). Вроде, что-то искали. И одним из направлений их поисков естественным образом стали какие-то мистические, эзотерические сообщества (в некоторых случаях и оккультные ордена). Оккультные ордена я немножко подробнее затрону, когда буду говорить о средневековье.

Сейчас же перехожу ко второй причине. Не менее важная роль — социальная. Точнее говоря, социализация — роль поддержки. Один из факторов, свойственных тайным обществам (и вообще большинству сообществ) — взаимная поддержка. Люди в них шли, чтобы обрести некую опору, особенно это было заметно, когда происходили какие-то переломные исторические события. Например, когда происходило заселение Америки (тогда ещё не США, а английских колоний), люди приезжали на новое место — знакомств нет, связи не налажены, т. е. существует некий страх. Чтобы обрести какую-то поддержку, они обращались к братским сообществам — сообществам, предполагавшим определённое братское отношение друг к другу и, как следствие, помощь. Роль братских сообществ в Америке мы можем подробно затронуть, когда будем рассуждать, раскладывать по временам, чуть позднее.

Ну и, наконец, третья, но, наверное, не по важности причина — сугубо прагматичная.

Comahon: Я заметку поставила, что, наверное, немного спустя, в других рассказах про братства в американских вузах, например, вот это будет, да?

С. Трайзе: Ну конечно, да. По крайней мере, дальше идём по временам: по древности, средневековью, современности.

Так вот. И третья причина — причина сугубо меркантильная. Конечно, она существует неофициально, но, я думаю, человек, имеющий разум и какие-то крохи совести, не будет закрывать на неё глаза.

Люди искали в обществах поддержки людей более богатых, более влиятельных, зная, что они в этих обществах состоят, или же просто искали: например, люди каких-то профессий (адвокаты, стоматологи и т. д.) могли искать себе клиентов. В общем, создавали себе определённый круг людей, которые играли некую роль в их профессиональной деятельности, способствуя некоторому её увеличению и усилению собственной успешности.

Сложно сказать, какая из причин сыграла наибольшую роль в становлении сообществ, но, опять же, люди все разные, и у каждого мотивация своя. Даже названным списком причин вступления это не исчерпывается. У всех свои причины, более или менее важные. Но вот эти три, которые я назвал, пожалуй, основные. Ну конечно, каждую можно разделить на ряд подпричин, но этим можно заниматься бесконечно долго — не час, не два и не сутки.

Теперь перейдём к более подробному рассмотрению социальных ролей тайных обществ в разные времена существования человечества. Я их разделил условно на три группы: тайные общества древнего мира, средневековья, нового/новейшего времени. Тайные общества древнего мира — это, прежде всего, религиозно-мистические сообщества, то бишь мистерии, входившие в состав культа определённых божеств или определённых идей. И основная роль этих сообществ была связана с социализацией и статусом (т. е. влияние религиозных и мистических идей). Такое общество было неразрывно связано с любым продвижением по любой социальной лестнице. Я думаю, все слышали, что главы древних государств (фараон в Древнем Египте, император Древнего Рима) имели статус религиозный, т. е., по сути — это бог при жизни. И, получая этот статус, они, естественно, проходили определённую церемонию. Собственно, церемония осталась и сейчас, та же церемония инаугурации тоже имеет, по сути своей, религиозное происхождение. Другой вопрос, что клятву перед богами заменили клятвой на Конституции, но кое-где она происходит и в виде клятвы на Библии. Причём в случае, например, инаугурации президента США это происходит на масонской Библии. Не очень известный факт, но, тем не менее, факт. Эта Библия предоставляется одной из масонских лож Вашингтона.

Но это связано не только с жизнью глав государств, но и с жизнью многих других сообществ. Например, мы можем брать Древний Рим и брать Мистерии Митры: существовало определённое воинское братство, и если человек в нём хотел продвигаться по лестнице — он неизбежно сталкивался с необходимостью прохождения церемонии посвящения братства митраитов. Он мог, конечно, от этого отказаться и этого не делать, но тут в полный рост мог встать вопрос о его карьере. Т. е., если ты хочешь получить пропуск к высоким должностям, то общество митраитов, в определённой степени, было социальным лифтом. Общество, которое могло дать пропуск к тому, что человек желал: к карьере, к серьёзным должностям и т. п.

Итак, затронув тему древнего мира, плавно переходим к средневековью. Тут надо сказать, что функция, помимо социализации, добавляется ещё и защитная. Т. е. средневековье — это пора рассвета именно сообществ магического характера, оккультного, мистического. Их целью, функцией было объединение единомышленников, подобных себе, в группы, так сказать, по интересам и для каких-то совместных действий по защите от преследований. «От всякой оппозиции спасёт костёр Инквизиции», стишок такой есть. Приходилось как-то защищаться, прикрывать друг друга. Не всегда это срабатывало, но тем не менее.

Одной из легенд, так сказать, того времени был Орден Алголя, возникший предположительно в XVIII веке — организация чернокнижников, оставившая о себе довольно неплохой материальный след в виде магических гримуаров, книг, Таро доктора Фауста и т. п. Орден имел довольно весёлую легенду о себе, в которой называл себя «Межзвёздным орденом Алголя» и, согласно этой легенде, существовал на Земле чуть ли не до Ледникового Периода, и первыми членами называл инопланетян, пришедших уже не помню с какой планеты. Ну, легенда есть легенда, что об этом сказать. Очевидно, эта легенда их устраивала, но, по факту, ранее XVIII века следов деятельности ордена не зафиксировано, а ввиду преследований со стороны церковных властей он не смог создать даже своей толковой иерархической структуры. Над достаточно аморфной массой чернокнижников разных форм и мастей (как жуликов, так, вроде, и настоящих) возвышался Pontifex Maximus, Верховный Первосвященник. Титул, собственно говоря, копирует, немножко пародирует титул Папы Римского.

Comahon: А в какой промежуток времени это было?

С. Трайзе: От XVIII века и дальше в нашу сторону.

Comahon: То есть, официально орден ещё не загнулся?

С. Трайзе: Он существует по настоящее время, но по настоящее время — как… Я не знаю, как у них с аутентичностью, но, тем не менее, у них есть свои тексты, свои гримуары; можно распечатать на принтере клятву, подписать её кровью (при желании). Для любителей экстремальных развлечений — полное раздолье. Также у них существовал свой алфавит, собственное Таро, причём действия предполагалось производить с помощью комбинаций этого самого алфавита. Собственно, сама идея выглядит более-менее глобально, но на самом деле — чистейший плагиат. Всё заимствовано из каббалистики вообще и труда «Сефер Йецира» в частности (это один из основополагающих трудов средневековых каббалистов). Ничего нового по сути, но выглядело впечатляюще.

Помимо структур магических, мистических и оккультных, существовали также закрытые организации в орденах другого характера, в частности, в орденах рыцарских. Небезызвестный Орден тамплиеров, начавшийся, как официально, для помощи паломникам и, выросший в организацию, которая очень хорошо пинала всех, кого желала, включая королей. Известен, в частности, такой момент, можно сказать классический, когда английский король попытался упрекнуть Великого магистра тамплиеров в том, что они несколько нагло себя ведут и не считаются ни с какими авторитетами (пора бы вас, ребята, призвать к порядку). На что Великий магистр вежливо, но твёрдо ответил: «Ты будешь королём, пока ведёшь себя так, как мы тебе говорим. А если ты будешь вести себя не так, как мы говорим, то можешь перестать быть королём». И, собственно говоря, Великий магистр тамплиеров имел для такого заявления все основания, поскольку льготы и возможности Ордена тамплиеров были немыслимыми для любого другого сообщества, в том числе рыцарского. Даже их, так сказать, младшие братья — Тевтонский орден, который добился того, чего не смог добиться Орден тамплиеров — создания собственного орденского государства (на территории которого мы сейчас живём, кстати говоря), — даже они не могли похвастаться подобным. Тамплиеры имели массу экономических льгот, в частности, связанных с перевозкой овечьей шерсти (в то время — золотое дно), перевоз и охрана паломников (за это тоже получали свою долю, и немалую). Также некоторые высокие чины ордена имели полномочия проводить, при необходимости, службу в церквях; для того времени это — что-то, выходящее за рамки любого разумного. Подменять собой священника — это, скажем так, для любого другого достаточно быстро закончилось бы Инквизицией и отправкой на костёр. Но у тамплиеров, тем не менее, имелись такие официальные права. По сути, это были миряне, которые по своим правам очень сильно приближались к клирикам, а это, по тем временам, было очень серьёзно. Ну и внутри структуры внешней существовал также и внутренний круг со своими ритуалами, и, собственно, на настоящий момент сложно точно описать структуры этих ритуалов, потому что существует очень большое количество разных мнений по этому поводу и расхождений. Существовала версия Инквизиции, которую они усиленно выбивали из арестованных тамплиеров. Ну, насколько можно верить показаниям, данным под пытками — вопрос открытый. Так или иначе, в результате ряда сложных политических и экономических интриг Орден тамплиеров пал, и, начиная от XIV века, реальные следы его деятельности нигде не зафиксированы. Существует, конечно, легендарная история. В настоящий момент существует не один десяток (может, и не одна сотня) неотамплиерских сообществ, которые претендуют на аутентичность, на преемство, но какого-то такого адекватного, однозначного преемника на данный момент не существует. То есть, официально история ордена в XIII-XIV веках заканчивается[1].

Что ещё сказать по средневековью… Ещё можно вспомнить сообщества, которые, как я уже упоминал, направлены на научную и философскую деятельность. Это, прежде всего, история розенкрейцеров, но в ней существует одна особенность. По сути, розенкрейцеры — это очень хороший исторический анекдот, тайное общество, которого не было. По факту выглядело так: в одно прекрасное утро жители Парижа просыпаются и видят на стенках развешанные воззвания: «Мы — Орден Христиана Розенкрейцера, такие и такие». Естественно, описывали себя с крайне положительной стороны. В чём суть: мы живём среди вас, мы существуем, мы следуем определённым принципам, но мы — тайное общество и никому себя не покажем. Т. е. такой манифест-дразнилка — «мы есть, но кто мы, вы никогда не узнаете». И с этого времени начинается эпоха такой розенкрейцеровской лихорадки. Эпоха попыток поиска розенкрейцеров. Очень хорошо это описано в романе писателя Умберто Эко «Маятник Фуко». История очень динамичная, потому что кто-то заявлял, что он искал их и нашёл, кто-то заявлял, что он сам такой. Но ему говорили: «Если ваш устав предполагает, что вы не имеете права себя называть, то как же ты себя называешь?» Таким образом, если ты — розенкрейцер, то ты не можешь сказать, что ты — розенкрейцер. Но, с другой стороны, может, это розенкрейцер, который говорит, что он розенкрейцер, чтобы про него подумали, что он — не розенкрейцер. То есть тоже такая форма зашифрованности. В настоящий момент наиболее вероятной считается версия, что история с розенкрейцеровским манифестом — это розыгрыш или хулиганская выходка лютеранского пастора Иоганна Валентина Андреэ, дедушки достаточно экстравагантного товарища Якова Андреэ, одного из соратников Мартина Лютера (соавтора Аугсбургского Вероисповедания). Но сам Иоганн Валентин Андреэ в эту загадку подлил масла, как в огонь, поскольку на вопрос «ты это или не ты?» отвечал сначала, что «да, это я», потом «нет, это не я, вы ошиблись», потом «да, это я, но я пошутил». В общем, толкового ответа от него добиться так и не смогли. Официально он считается автором манифестов, но как оно было по факту, уже никто не скажет. Но, тем не менее, легенда о розенкрейцерах пережила Иоганна Валентина Андреэ и всех участников событий тех времён и дожила благополучно до наших дней. В результате мы имеем на настоящий день свыше пятидесяти сообществ, которые, так или иначе, возводят себя к розенкрейцерам, неорозенкрейцерам, построзенкрейцерам и тому подобное — огромное множество. Они между собой то ссорятся, то мирятся, то создают федерации, то их разваливают; занимаются склоками, интригами. Ну, в общем, живут нормальной жизнью эзотерических сообществ, если уж на то пошло.

Наталья: Не совсем понятно. Розенкрейцеры — зачем им такая идея была нужна, если их, по сути, не существовало?

С. Трайзе: Вопрос хороший. Возможно, это была именно попытка розыгрыша, но даже если это был всего лишь, скажем так, чей-то розыгрыш, то идея к тому времени уже назрела. Люди, которые называли себя розенкрейцерами — это были, в большинстве своём, учёные, философы, исследователи. Рене Декарт, например. Многие его считали розенкрейцером. Хотя сам он, насколько я помню, о себе подобного не заявлял. Т. е. под розенкрейцерами чаще всего понимали сообщество учёных и философов. На тот момент накопилась определённая сумма научных знаний и философских идей, которая стала вступать в противоречие с правящей Католической церковью. И, собственно, под маркой розенкрейцеров происходило развитие этих идей. На настоящий момент это больше такие эзотерические игрушки-развлекаловки, но на тот момент они свою роль сыграли.

Comahon: Прозвучал такой момент о сотрудничестве мафии с правыми. И возник вопрос о распределении тайных обществ в мире по странам, по правым и левым режимам. Правые определяются, в общем-то, чем? Не столько национализмом, сколько наличием личностной свободы (например, режим Пиночета — несомненно, правый), сбрасыванием с себя всех обязанностей по социалке. Весь вэлфер оказывается в руках у частных лиц: самоорганизация граждан, частные школы, частные больницы и т. д. Собственно, вопрос. При такой тенденции к самоорганизации граждан в правых государствах, не будет ли это идти рука об руку с существованием тайных организаций?

С. Трайзе: Вполне возможно.

Comahon: То есть, как бы нет такого?

С. Трайзе: Смотря какая организация. Вообще или мафия?

Comahon: Ну, с мафией всё, собственно, ясно. Я вообще про тайные организации.

С. Трайзе: Ну, это вполне благоприятная среда. Тем более, как показывает практика, общество, скажем так, радикального социалистического характера (например, СССР) не слишком благоприятно для развития тайных обществ. Там тоже были свои кружки, в частности, создавались неорозенкрейцеровские сообщества среди интеллигенции, но заканчивалось это печально. Власть не терпела каких-то ответвлений от, так сказать, генеральной линии. И в итоге деятели этих кружков были выявлены и жестоко наказаны. Большая их часть просто не вернулась из лагерей.

Comahon: То есть, с большой вероятностью, что в левых государствах, скорей всего, тайных обществ будет меньше, так?

С. Трайзе: Их будет меньше или они будут стремиться к легальности. Например, современная Швеция — государство с социалистической экономикой управления, но при этом, например, масонский орден себя там чувствует спокойно и легально. Он по закону обязан сдавать список своих членов в публичные библиотеки, но это не мешает им жить, развиваться и иметь своих людей на всех уровнях, включая королевский дом.

Comahon: Тогда в левых государствах будет тенденция к большему слиянию с государственными структурами. Фактически, в левом государстве вся экономическая структура в той или иной степени управляется государством. Чтобы иметь поле, на котором можно играть, тайное общество, если у него есть какие-то экономические и политические рычаги, будет стремиться сливаться с государством. В принципе, этот тезис ещё будет подтверждаться тем, что наше государство — оно левое по экономике, но как бы в правой обёртке. Все эти тайные общества, типа Туле и всего такого, были в генеральной линии партии. Получается, что, если есть они в левом государстве, то они будут ближе к государственной структуре. А если в правом, то, как говорится, ближе к народу.

С. Трайзе: Но и про государственную структуру они тоже не забудут. Тут вопрос ещё в чём… Социалистическое государство может быть разным. Сравните, опять же, СССР и Швецию. Государство может быть социалистическим, но оно может не быть авторитарным. Т. е., проводя достаточно жёсткую политику в плане охраны правопорядка, охраны своих границ, оно может не проявлять идеологического давления и не подавлять, скажем так, разномыслие среди людей. Это даёт возможность любым сообществам существовать и не скрывать факта своего существования, и даже если они не будут иметь серьёзных подвязок, всё равно будут чувствовать себя спокойно, безопасно, поскольку безопасность гарантирована государством, и сообщество может существовать легально.

В принципе, в безопасном обществе любым сообществам, если они не имеют каких-то явных стремлений к нарушению государственных законов, спокойнее существовать открыто. Так же как, к примеру, с масонским орденом в Швеции, в Норвегии. Да и вообще в большинстве развитых стран Европы. Общества существуют открыто, на зданиях открыто размещается символика, адреса публикуются в телефонных справочниках. Таким образом, любой желающий может найти и как-то вступить в контакт или, допустим, просто приехать — посмотреть красивое здание. Конечно, если речь не идёт о сообществе криминальном, как, например, мафия. Хотя, опять же, тут тоже свои тонкости есть. Например, я вчера смотрел Википедию на тему мафии и нашёл там список фамилий боссов мафии. Все это знают — как говорится, «люди болтают разное, но вы попробуйте доказать». Тут свои тонкости, связанные именно с криминальными сообществами, но сообщества, которые не несут в себе что-то явно криминальное для законов в стране, скорее всего, будут стараться выйти из тени. Конечно, если бы у них хватало возможностей получить какие-то подвязки на высоких уровнях, то они бы это сделали.

Comahon: Ну да, но при этом, если они уже засветились, у них будет меньше, скажем так, путей для какой-то экспансии. Просто они уже закрепились в обществе, т. е. прилепились к социальной структуре каким-то образом, но, скажем так, им занять какое-то место будет менее экспансивно. А налоги они платят?

С. Трайзе: Налоги? Налоги платят коммерческие организации. В большинстве стран эти сообщества существуют как некоммерческие, т. е. они не получают со своих действий никакой прибыли. Единственные финансовые продвижения — это какие-то членские взносы. Но членские взносы — это не финансовые доходы.

И ещё такой момент. Даже если общество вышло из тени, оно приобретает определённую репутацию. Если эта репутация хорошая или более-менее нейтральная, то это обеспечит приток людей. Люди будут о них знать, а это бо́льшая информационная доступность. И если люди узнают, то поймут, что членство в обществе для них не представляет собой опасности. Опасность может быть не только в виде преследования, а в виде какого-то негативного отношения со стороны общества, близких людей, друзей. Поэтому тут существует некая боязнь. И выход из тени может, наоборот, укрепить позиции.

Comahon: Избавиться, скажем так, от стигматизации.

С. Трайзе: Смотря как поставят себя в обществе.

Comahon: Это зависит от целей, конечно.

С. Трайзе: Да. Если оно не будет считаться чем-то очень оригинальным, то будет иметь все факторы для развития, увеличения численности и усиления влияния.

Comahon: Было бы, кстати, интересно посмотреть какую-нибудь статистику. Я её сейчас не требую, я о такой статистике, где именно показано распределение тайных (более-менее) обществ по миру — по режиму, по политической организации…

С. Трайзе: Скорее всего, это перешло в Штаты. Тут своя специфика. В Штатах (вот сейчас как раз переходим к современному миру) большую роль играют именно братские сообщества. Вообще они создаются по любому поводу, на профессиональной основе, Орден башмачников — это нормально.

Comahon: Ну да. Это как раз вот именно правая тенденция. Люди сами по себе, граждане, кучкуются. А со стороны государства правоохранительная роль. В принципе, как бы, в общем и целом тенденцию я правильно ухватила.

С. Трайзе: И переходя ко второй части сегодняшней лекции, части, касающейся истории тайных обществ в новой и новейшей истории, следует немного обрисовать такую картину. Вот, казалось бы, времена идеологического давления со стороны религиозных, церковных организаций прошли. Ну, казалось бы. Оказалось, что казалось, но это уже другой вопрос. Исчезла в большинстве стран, скажем так, необходимость прятаться. Появилась возможность как-то более открыто проявлять свои умения, знания. Необходимость уходить в подполье, казалось бы, прошла. Но, тем не менее, количество обществ тайных, закрытых, не уменьшилось, а только увеличилось.

Что сейчас влечёт человека в подобные организации? На первый план выходит несколько новых факторов, не очень характерных для средневековья и древнего мира, и, прежде всего, само явление тайны. Есть такой замечательный мультфильм российский, из «Смешариков». Так и называется — «Тайные общества» (кто-то, может быть, смотрел). Суть в чём: два героя фильма, один при содействии другого, прячут секретики, т. е. всякий хлам закапывают в им одним известных местах и разрабатывают серию знаков (свой тайный язык), чтобы могли общаться те, кто знает, где зарыты секретики. На вопрос, собственно, в чём суть, герой отвечает: «Приятное ощущение тайны!»

Человека с детства привлекает само по себе явление тайны как таковой. Его душу греет мысль, что он является приобщённым к чему-то. То есть — ему показали, а соседу нет. Это даёт повод, скажем так, для увеличения уровня личного комфорта, комфорта душевного. По этому поводу человек может сам себя считать неким избранным, причастным к чему-то великому. Иногда это ощущение ложное, иногда не очень. Но уж как есть.

Один из достаточно известных американских исследователей масонства, Джей Робинсон, описывал в своей книге такое явление о самом явлении масонства в частности и тайных обществ вообще. Он говорит об этой ситуации: «У нас в детстве с моим товарищем (возраст около 6 лет) имелось своё тайное общество, целью которого было доводить до слёз мою старшую сестру. У общества было своё рукопожатие, своя система знаков и паролей. Состояло оно из двух человек, было жутко законспирировано».

Сама психология человека устроена так, что его, в большинстве случаев, привлекает то, что считается таинственным. И поэтому явление взрослых и не очень людей, играющих в тайну — это, само по себе, явление нормальное. И гораздо более нормальное, чем кажется на первый взгляд. Сам этот фактор (да ещё ощущение причастности к чему-то таинственному и доступному лишь для избранных) играет большую роль для людей, участвующих в современных тайных обществах. Но этот фактор, при всём его влиянии — не единственный, поскольку остался также фактор социального лифта. Пусть сейчас возле высоких руководящих постов уже не настолько силён уровень влияния каких-то религиозных, жреческих и мистических структур, но, тем не менее, сами эти организации дают возможность человеку для определённого возрастания в социальном плане. То есть осталась та же поддержка, то же самое чувство локтя. Сложно сказать, насколько это хорошо и насколько плохо. Всё это — достаточно субъективно.

Любое сообщество предполагает определённую помощь друг другу. Объединение по любым признакам, и сообщество этому содействует. Например, в США на сегодняшний день существует сам этот принцип чувства локтя, и там он доведён до своей логической вершины, потому что существует огромное количество сообществ, объединяющих людей по разным признакам. Часть из них имеет происхождение профсоюзное, потому что это объединение людей по признаку профессии. Причём объединены они не просто в форму какой-то организации, а именно организации, которая называет себя орденом, имеет свою иерархию, проводит свои определённые церемонии и прочее. Есть Братство сапожников, Братство полицейских, Братство пекарей и т. п. По сути, это — профессиональные гильдии, существовавшие ещё в средневековье и существующие по сей день для взаимной помощи. Они это открыто рекламируют. Здесь не надо говорить о каком-то духовном поиске, чтобы получить материальную помощь. Всё это существует легально, и различных братств в Америке огромное количество, это целая культура, чётко сформированная, сложившаяся и складывающаяся в течение не лет и не десятилетий, а, можно сказать, веков.

И начинается это всё со школы и особенно со студенчества. Официально существуют разного рода студенческие братства. Я думаю, любой, кто смотрел какое-то количество американских фильмов, с этим сталкивался. Братства с названиями, взятыми из греческого алфавита, и прочие. Они имеют свои обряды посвящения, иногда очень экзотические. Членство в них, помимо, скажем так, самого факта приобщения к людям, близким к себе по возрасту и по статусу, имеет свои материальные преимущества. Студенческое братство, если в нём состоит определённое количество человек, получает в своё пользование домик на студенческом кампусе. Для членов общества проживание в нём бесплатно или дешевле, чем жить в общежитии. Ну и плюс ко всему — в общежитии ты живёшь в окружении людей с разных факультетов, а здесь свои. Таким образом, это уже свои люди, которых ты называешь братьями. Соответственно, это — основа для украшения студенческой жизни (пьянки, гулянки и т. д.). Я думаю, тут нет смысла о каких-то вещах умалчивать, и все мы это понимаем.

История у этих братств давняя, и, собственно говоря, началась она даже не в Америке, а в Европе. Потому что в основе этого лежат немецкие студенческие землячества. Причём землячества были и, скажем так, социально не слишком благополучными. Очень часто происходили такие явления, как привлечение их членов к ответственности за нарушение общественного порядка, т. е. за те же пьянки, драки между различными землячествами (выяснение вопроса, кто круче) и т. д.

Но помимо, скажем так, организаций, существующих для развлечения студентов, возникли и такие, которые очень прочно вошли в историю (и в историю культуры Америки, в частности) и стали объектом множества легенд/историй. Прежде всего, это — братство маленького, но древнего Йельского университета, имеющее название, которое слышало, наверное, большинство живущих на Земле людей, «Череп и Кости». Мрачноватое здание галереи, находящееся на территории университета, носит название «Галерея искусств». Но спросите любого человека на территории: «Что это?» — и он вам скажет, конечно, что это — не Галерея искусств, это — «Череп и Кости». Одно из старейших в мире сообществ, имеющее достаточно мрачную репутацию, и, помимо этого, интересен ещё такой факт. Многие аспекты жизни большинства существующих тайных обществ, так или иначе, стали известны более-менее широкому кругу людей. То есть, например, сегодня вы можете найти многие масонские труды, опубликованные в печатном виде. Многие факты об истории сообществ можно найти. Но за всю историю общества «Череп и Кости» не нашлось ни одного из его бывших выпускников, который пожелал бы опубликовать ритуалы. Это уже о чём-то говорит. Казалось бы, простой студенческий клуб и достаточно безобидный, но тем не менее.

Члены этого клуба — это не просто студенты Йельского университета, а, как правило, отпрыски влиятельных фамилий. Очень многие из современных сынов американской элиты в своё время прошли через «Череп и Кости». Конечно, большая часть мифов, существующих вокруг них, изрядно преувеличена. Как писал в своё время Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Студенческий клуб, как правило, сохраняет связи в то время, пока его члены являются студентами. Страна большая, клуб маленький, и после выхода из организации большинство связей теряется.

Comahon: Это же чисто студенческая организация, и преподаватели в ней не состоят?

С. Трайзе: Про членство преподавателей мне ни разу не доводилось слышать. Ну, может, в руководстве кто-то и есть, но он об этом громко не кричит.

О внутренней структуре общества известно мало, известен только ряд некоторых фактов. В основном, тоже связанных с легендами. Например, существует легенда о наборах костей разного рода, которые хранятся внутри здания общества. Тут приписывают разное: начиная от скелета мадам Помпадур и заканчивая скелетами индейских вождей. Существует легенда, что некий студент (будущий американский сенатор) при посвящении получил задание украсть какие-нибудь важные кости, т. е. кости, принадлежавшие какому-либо известному человеку. Парень пробрался на индейское кладбище, выкопал череп индейского вождя и приволок. Сложно сказать, правда это или нет, может быть, просто экзотический миф, но, тем не менее, он существует.

Comahon: Миф не миф, а фильм по этому поводу сняли, дурацкий фильм, про черепа, там как раз связано с воровством какой-то фигни.

С. Трайзе: Это очень популярная история. Есть ещё любопытный факт. Существует так называемое внутреннее время для членов клуба, т. е. часы в здании клуба всегда идут на 5 минут вперёд. Если сбор назначен на 8 часов, то в 7:55 двери клуба закрываются, и внутрь ты уже не попадёшь. Это символ того, что время для членов клуба всегда немного впереди.

Comahon: По-моему, это — хороший метод борьбы с опозданиями.

С. Трайзе: Да 🙂

Также в символике клуба присутствует число 322. Насчёт того, что оно означает, существует много мнений. Есть каббалическая трактовка, связывающая это число с годом смерти некоего хасидкого ребе. Правда, ребе умер 1332 году, а не в 322-м году, но, в конце концов, увлекающимся нумерологией такие мелочи не важны. Точно сказать, что оно означает, на сегодняшний день, наверное, не может никто, кроме самих членов клуба, но оно определённо имеет для них какое-то важное символическое значение. Например, бывшие члены клуба иногда делают пожертвования в пользу клуба, и одно из таких пожертвований составляло 322 тысячи долларов. То есть какое-то значение число имеет, но какое именно — в настоящий момент неизвестно, и когда будет кому-то известно — сказать сложно.

Продолжая тему. Соединённые Штаты, на сегодняшний день, самая, так сказать, масонская страна, если брать количество. В каждом штате существует собственная Великая ложа, в отличие от большинства других стран, где одна Великая ложа на страну (принцип территориальной исключительности). Исторических исключений из него очень мало: США, Германия, Австралия, Канада (если не ошибаюсь). В Штатах на настоящий момент проживает свыше половины масонов всего мира, т. е. по численности они бьют все рекорды, даже рекорды старейшей в мире Великой ложи Англии.

Помимо каких-то мистических вещей или какого-то внутреннего поиска, современное американское масонство имеет очень прочную благотворительную основу. Масонские благотворительные масштабы в Штатах, наверное, не имеют никаких аналогов. На средства лож содержатся детские дома, госпитали, дома престарелых; финансируются медицинские программы, оказывается финансовая помощь успешным студентам. Это достаточно большой масштаб, сумма которого исчисляется миллионами и миллиардами долларов.

Также примечательны сами здания лож. Очень красивое здание, например, в Филадельфии, в Нью-Йорке. Тут, конечно, стоит показать фотографии:

Здание масонской ложи в Филадельфии
Здание масонской ложи в Филадельфии
нью-йорк
Интерьер одной из масонских лож Нью-Йорка

То есть это — настоящие средневековые, готические здания. Храм в Филадельфии вообще имеет множество разных отделений: греческий зал, египетский зал, скандинавский зал. Ребята не жалеют денег на обстановку (да и вообще на впечатление). Фактически, основная роль масонского сообщества в современной Америке — роль филантропическая.

Если же говорить обо всём остальном мире, то роль в нём социальных обществ, в принципе, не слишком изменилась по сравнению с тем, о чём я уже говорил. По сей день существуют сообщества политические (ставящие перед собой политические цели). В частности, это всегда было характерно для обществ Латинской Америки, где вообще традиционное правило масонских лож о дистанцировании от политики, скажем так, всегда действовало слабо. Там все подобные организации частенько оказывались связанными с какими-то контрправительственными структурами. В общем, это сообщества с молодыми, радикально настроенными людьми.

Кто-то меня спрашивал насчёт Ку-клукс-клана. С ним сложилась история очень интересная. Ку-клукс-кланов, собственно говоря, основных было три. Первый возник, если память мне не изменяет, в XIX веке после Гражданской войны. Суть его была в чём. Есть такое понятие, как правило торжествующего хама. То есть, если человек или некое сообщество долго было под прессом, долго было угнетаемо и в одночасье получило свободу, какое-то количество прав и возможность оказывать на кого-то влияние, то оно резко начинает этим пользоваться, в том числе переходя некоторые моральные и законодательные границы. Так было, собственно, в США после победы северян в Гражданской войне и освобождения негритянского населения. Бывшие рабы организовывались, появлялись в местных органах власти и периодически старались принизить своих бывших угнетателей. Ну и те, в конечном итоге, решили не оставаться в долгу, и, по сути, первый ККК — это была организация сопротивления. Сопротивления против угнетения бывших угнетателей, так сказать. И именно с этой организацией было связано имя одного из авторитетнейших в масонстве деятелей — Альберта Пайка. Очень уважаемый человек, автор одного из фундаментальных для масонства трудов «Мораль и догма» Шотландского устава. Существовал миф о его членстве в Клане и даже о том, что он входил в руководство (то ли отделения, то ли всего клана). Но, по факту, выяснился такой момент. В личности Пайка было такое свойство: он был своего рода ритуаломан (очень любил всё, что связано с ритуалами). Очень эрудированный в этой теме человек (да и не только в этой), он изучал ритуалы и очень любил всяческую ритуальную работу. Одним из плодов его работы стал современный Древний Принятый Шотландский устав, существующий в мире до сих пор. Один из масонских авторов вообще высказался так: «Альберт Пайк застал Шотландский устав в хижине, а оставил его во дворце». Т. е. его работы оказали очень серьёзное влияние на ритуалистику Шотландского устава. Но он занимался ритуалистикой не только в масонских структурах. В частности, он был автором ритуалов для Общества садоводов (нашлись у него друзья и в этой сфере). Пайк это дело любил и старался везде, где возможно, свои способности приложить. И это стало результатом связывания его имени с первым Ку-клукс-кланом, поскольку он разработал часть ритуалов для одного из подразделений Клана. Но разработал, так сказать, в порядке дружеской помощи, поскольку состоял в переписке с одним из членов ККК. Хотя доказательств членства самого Пайка в Клане так и не было обнаружено и представлено.

В современном мире, вообще в целом, часть факторов, обеспечивающих надобность тайных обществ, как я уже говорил, отпала. Тем не менее, сообщества эти продолжают существовать, и продолжают возникать новые. В современной России продолжает существовать и развиваться своя Великая масонская ложа, причём не в единственном экземпляре; существует, фактически, две основных конкурирующих промеж собой Великих ложи и ещё некоторое количество структур, меньших по численности, но которые существуют и тоже продолжают своё развитие. Также в России существует отделение Древнего Мистического Ордена Розы и Креста, несколько других розенкрейцеровских сообществ, неисчислимое множество эзотерических, мистических и прочих организаций. Вся эта компания весело проводит время во взаимных склоках или каких-то взаимных проектах, в зависимости от настроенности и адекватности руководителей структуры. В общем, живут нормальной жизнью современных эзотерических сообществ. Каждый развлекается, как может, в конечном итоге.

Comahon: Насколько я помню, где-то в 60-х годах были в Калифорнии (в Беркли) выступления студентов (битники и всё такое). Нет ли в этом руки «тайной лажи»?

С. Трайзе: Тут, скорее всего, дело не в каком-то сообществе, а, скажем так, в количестве принятого на грудь. Это моё личное мнение.

Comahon: Ну, это да. Просто тут как бы именно рука не тайной ложи, а явной лажи, как мне кажется. Тяга к братствам, как я смотрю, она как бы больше в сторону правых. Например, всякие там армейские братства. Как-то они больше кучкуются.

С. Трайзе: Для возникновения бардака совсем не обязательно какое-то организационное влияние закрытой структуры. Бардак возникает сам по себе, и для этого не надо каких-то больших усилий.

Comahon: В целом, некоторым людям удобнее винить во всём могущественные злые силы потому, что, если не могущественные силы, то миром правят хаос и бардак. А это, для некоторых людей, очень страшная мысль.

С. Трайзе: Да. Это идёт вообще вразрез с основными положениями мироустройства, точнее — взгляда на мироустройство. Есть люди, которые считают, что бардак во дворе устраивают ЦРУ, инопланетяне, масоны, евреи и прочие.

Comahon: Ну, это крайний случай.

С. Трайзе: Верно. А то, что человек сам выбросил мусор и забыл убрать, так это несущественно. В конечном итоге, всё идёт по этой самой схеме. Удобнее найти внешнего врага, чем исправить проблему самому.



[1] Не совсем верно. Официальным правопреемником Ордена тамплиеров (на территории Португалии) является духовно-рыцарский Орден Христа. Он учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с неверными. Роспуск Ордена тамплиеров в 1312 г. стал большим ударом для португальской монархии, которая надеялась на помощь рыцарей в деле продолжения реконкисты. Уже в 1318 г. король Диниш организовал оставшихся без дела рыцарей в «ополчение Христово», а год спустя папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра (отсюда второе название ордена — Томарский). В годы испано-португальской унии произошла очередная реформа ордена. Отныне в него мог вступить любой дворянин, отслуживший два года в Африке или три — во флоте. В 1789 г. орден был окончательно секуляризован, в 1834 г. было национализировано его имущество. В 1822-90 гг. отдельно от португальского существовал бразильский орден Христа. После падения португальской монархии (1910) все старинные ордена были упразднены, но в 1917 г. президент Португалии восстановил орден в качестве сугубо гражданской награды. Прим. ред.

Транскрипт составил Дмитрий Маслов, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.