Сну Уилсон. Айвасс на Патриарших прудах

snoo

Самый известный и популярный роман об Алистере Кроули принадлежит перу современного британского писателя Сну Уилсона. Форма повествования — весьма необычна. По сути, «Я, Кроули» — это апокрифический дневник, в котором Великий Зверь рассказывает о своей жизни. Роман еще не издан на русском языке, однако с отрывком из него вы можете познакомиться в «Митином журнале» №59.

Недавно г-н Уилсон был в Москве и любезно согласился дать интервью для сайта московского отделения О.Т.О.


— Давно ли Вас заинтересовала фигура Кроули? И почему героем вашего произведения («I, Crowley: Almost The Last Confession Of The Beast») стал именно он?

— Двадцать пять лет тому назад в Лондоне я написал пьесу о Кроули для Королевской Шекспировской Компании. А прочел я автобиографию Алистера Кроули, должно быть, года за три до этого. Постепенно у меня возникла мысль создать сценарий фильма, и одновременно в ходе работы над этим сценарием родился роман.

— Почему Вы выбрали такую своеобразную форму повествования — от первого лица?

— Повествование от первого лица является отчасти юмористическим, оно даёт рассказчику широкую возможность поиронизировать.

— Нашел ли ваш роман своего читателя? Как обстоят дела с проектом снять по нему фильм? Как складываются ваши отношения с поклонниками Кроули?

— В мои планы не входило вступать в какие-либо отношения с последователями Кроули, между тем роман по-прежнему в продаже. В то же время книга получила благоприятные отзывы критиков. Что касается магии, то меня интересовала исключительно «магия» слова и никакая другая. У меня есть друзья, которым нравится мой роман и которых можно назвать последователями Закона Телемы.

Мне говорили, что «определённые круги» американского О.Т.О. решили, что книга представляет образ Кроули в нежелательном свете. Я всё ещё тщетно надеюсь на то, что американский О.Т.О. сделает мне дополнительную рекламу: при полном параде соорудит в Хьюстоне большие кучи из экземпляров моей книги и подожжёт их, а-ля Рейхстаг 1936 год. (Столь смелый прогноз г-на Уилсона, к его огорчению, так до сих пор и не сбылся — прим. перев.).

Когда у нас в Лондоне на выставке картин Кроули мой издатель вручил экземпляр книги Кеннету Энгеру, Кеннет вернул книгу по почте, надписав: «Дерьмо!» и приложив к ней использованный пластырь. Но, собственно говоря, г-н Энгер имеет репутацию человека, склонного к экзальтации. Книга дожила до второго издания, несмотря на всё это — или, возможно, благодаря этому.

Над созданием фильма по моему сценарию сейчас совместно работают англичане и американцы. Его бюджет составляет 5 миллионов долларов. Сейчас мы ищем эти деньги. Актер Алан Рикман выразил желание сыграть роль Кроули

— Кроули вас интересует как своеобразная личность, или его магические достижения вам также интересны?

— Я не знаю, как прямо ответить на этот ваш вопрос. Я не мог отличить «достижения» Кроули в магии от его устремлений. Если вообще существует ответ на этот вопрос, то он содержится в романе. Честолюбивые устремления Кроули в области магии интересуют меня, поскольку желание контролировать что-либо одной лишь собственной волей, по самой своей природе, связано с самовозвеличиванием. Сейчас Джордж Буш навязывает нам «звёздные войны», так что такой порок как жажда всемогущества присущ не одним лишь чародеям.

— Собираетесь ли вы возвращаться к этой теме?

— Я жажду сделать оперу «Зверь», но я буду глубоко признателен судьбе, если мне удастся завершить хотя бы фильм, который пользовался бы спросом.

— Недавно вы посетили Россию. Первый ли это ваш визит? Связан ли он с вашим творчеством?

— Я был в Москве, чтобы посмотреть мюзикл «Метро», для которого я уже написал английское либретто. В предыдущий раз я был в Москве ещё до того, как я написал пьесу «Зверь», так что вы можете представить себе, как поразили меня произошедшие изменения. Сейчас это много более благополучная столица! Я смог побывать на Патриарших прудах, чтобы почтить память Булгакова: я уверен, что убеждённый приверженец «теории заговора» мог бы отметить сходство между Айвассом и Воландом.