[Мини-доклад Антона Образцова в перерыве лекции «Лестницы индивидуации в разных традициях» в связи с упоминанием суфийского мистицизма.]
Антон Образцов: В суфизме есть много разных орденов. Я хотел бы немного рассказать о системе ордена, который мне понравился — Накшбанди. Это интересный суфийский орден, который на самом деле очень древний. Он сохранился и вышел ещё из древнеарабских времён и примкнул к исламу, став, в общем-то, исламским орденом, каковым и остаётся до сих пор. Он не является именно мусульманским орденом, он является суфийским орденом, но так как он вращается в той системе ценностей, в которых пребывает сейчас ислам, то понятно, что он должен быть адаптирован к тем условиям — можно сказать, мимикрировал под ислам. Поэтому мы имеем в виду только Коран и к Корану, и к Аллаху постоянно в мыслях возвращаемся.
Слово «аллах» — имя не собственное, а нарицательное, и распадается оно на два слова: «я» и «господь», аль-лах. Рассказываю всё это предварительно, перед тем как прочитать. И молитва или, как она ещё называется, формула отрицания-утверждения (шахада), у них такова: «Нет бога, кроме аллаха», Ла илаха илла-л-Лаху. То, что они произносят — «нет бога, нет бога, нет бога, нет бога, кроме аллаха, кроме аллаха, кроме аллаха, кроме аллаха» четыре раза (ну и т. д., не будем же мы сейчас молиться).
Всё это идёт с целью богопоклонения, т. е. унификация какого-то божества, которое есть у суфиев и которое невозможно определить. Они это могут сделать с помощью зикра. Если в буддизме цельного господа нет (как я понимаю, буддизм является атеистической религией, т. е. там нет единого бога, каждый человек — бог), то здесь цель — именно богопоклонение, почитание Всевышнего. Здесь много пунктов, которые я сейчас перечислю, и вам они будут очень интересны в связи с прочитанной ранее лекцией. Пункты «Суфийского взращивания Зёрна Истины внутри себя», чтобы внутри себя зажечь свечу. Что у крутящихся дервишей, что… в общем, много разных суфиев существует. Вот эта традиция — именно традиция ордена Накшбанди. Он есть и в Азербайджане (часть его осталась как зороастрийская секта). А сейчас пойдёт перечисление:
- Гафилан — беспечный;
- Адат — эффект;
- Хидмат — высокое служение;
- Фатакхируф — усилие;
- Хадис инас — разговор с самим собой;
- Мастаули — охватывать сердце;
- Маскур — объект зикра (зикр — это молитва);
- Махаббат имуфит — чрезмерная любовь;
- Марамуш — забывать своё имя;
- Тасаввуф — путь мистицизма;
- Фана — растворение;
- Нисти — небытие;
- Ниф — не быть;
- Хат — быть;
- Агахи — осознание;
- Каббат — осведомлённость о мире;
- Хуки-и хут — забывать своё я;
- Хакк — истина;
- Джудаи — разделение;
- Рададжа — ступень;
- Сурат-и малакут — ангельский мир;
- Шаук — одержимость страстями и желаниями;
- Ахфау — состояние;
- Мокашафа — озарение;
- Камимба хисаадат — эликсир счастья;
- Масир — судьба;
- Маджра — высокие приоритеты;
- Постоянный зикр — ключ к счастью, чудесам божественного царства;
- Аурвана хиу — исполнение заповедей.
[Возможно, некоторые транскрипции распознаны при наборе текста неверно.]
И последнее — Ихлас. Что такое Ихлас? «Ихлас — такая искренность и чистота, при которых для их доказательства суфий не требует себе в свидетели никого кроме Бога. Разница между правдивостью (сидк) и искренностью (ихлас) состоит в том, что первый термин относится к словесно выраженному отношению говорящего к чему-либо, тогда как второй является производной и функцией первого, вступая в силу с началом действия, о котором шла речь». Ну и: «Всякий, сказавший “Ла илаха илла-л-Лаху” искренне, войдет в рай».
Так вот, свою практику они по этим ступеням проходят. Естественно, всё в суфизме идёт через зикр. Его очень хорошо можно сравнить с камланием шаманов. Один в один то же самое в плане мистицизма и в плане откровения других постулатов веры. У суфиев, как и у шаманов, есть переход на небеса (по уровням). Зикр — это самое главное. Он совершается 4 раза в неделю в определённое время, и в эти дни ты начинаешь открываться сердцем. Каким образом оно открывается? У крутящегося дервиша открывается, когда глаза идут в одну точку, а ты долго крутишься и начинаешь что-то видеть в этом состоянии кружения (см., напр.: http://youtube.com/watch?v=iF8zS_N0Evk или http://youtube.com/watch?v=uJMNlPqCnf0). Тебе открывается совершенно другой мир, ты попадаешь совершенно в другую реальность, и когда ты начинаешь кружиться, твоё тело само кружится, и ты начинаешь общаться с ахурами, белыми ангелами.
А что такое зикр у Накшбанди, почему я сравнил его с шаманизмом? Потому что есть повторение каких-то странных определённых мантрических рецитаций — например:
аху лаху,
аху лаху,
аху лаху,
аху лаху…
лаху аху,
лаху аху,
лаху аху,
лаху аху…
Или:
ирлаху ирлахим,
ирлаху ирлахим,
ирлаху ирлахим,
ирлаху ирлахим,
ирлахим, ирлахим,
ирлахим, ирлахим,
ирлахим ирлаху,
ирлахим ирлаху,
ирлахим ирлаху,
ирлахим ирлаху,
ирлаху, ирлаху,
ирлаху, ирлаху…
И вот так они повторяют эти все рецитации, которые вводят в мантрическое состояние. Отсюда, в принципе, и берутся разные привязки именно к исламу. Мы не можем говорить о суфизме с какой-то определённой стороны, потому что он очень разный. Однажды на Омара Хайяма, который был суфием, наехал мулла и говорит: «Ты — еретик! Ты неправильно молишься Аллаху! Неправильно молишься! Что ты там читаешь за «ирлаху ирлаху?! Что это такое?! Это не молитва Аллаху!» А Омар Хайям отвечает мулле: «Каждое утро птицы небесные молятся Аллаху на своём языке». Во какая мудрость персидская! (Он персом был.)
У суфиев есть такая форма зикра, они садятся, и:
ЛА ИЛАХА илла-л-лаху,
ЛА ИЛАХА илла-л-лаху,
ЛА ИЛАХА илла-л-лаху,
ЛА ИЛАХА илла-л-лаху…
НЕТ БОГА, кроме аллаха,
НЕТ БОГА, кроме аллаха…
Идёт это в сердце, вбивается в сердце. «НЕТ БОГА, — вбивается в сердце, — кроме аллаха». Вот как это делается. А у мусульман делается по-другому:
ла илаха ИЛЛА-Л-ЛАХУ,
ла илаха ИЛЛА-Л-ЛАХУ,
ла илаха ИЛЛА-Л-ЛАХУ,
ла илаха ИЛЛА-Л-ЛАХУ…
нет бога, КРОМЕ АЛЛАХА,
нет бога, КРОМЕ АЛЛАХА…
Вбивается «КРОМЕ АЛЛАХА». Акцент совсем по-другому поставлен. Или вообще просто: «ла илаха илла-л-лаху, ла илаха илла-л-лаху, ла илаха илла-л-лаху…», идут и бормочут… Вот что это такое?
Вот так взял меня один суфий под ручку в Москве и говорит: «Пошли до метро». — «Ну пойдём». Шли до метро, и он: «Читай со мной молитву!» И начал: «ирлаху ирлахим, ирлаху ирлахим, ирлаху ирлахим, ирлаху ирлахим…» И вот так мы с ним до метро шли зимой 40 минут…