Fr. Nyarlathotep Otis: Сегодня мы заканчиваем подцикл по цивилизациям Междуречья. Лекция называется «Ассирия и Вавилония. Взлёт и падение». На самом деле, как это часто бывает, там было несколько взлётов и падений у той и другой культуры и некоторых соседних. Начинаем мы примерно с конца 2 тысячелетия до н. э и рассмотрим до середины 1 тысячелетия н. э.
Вот регион, который мы рассматриваем, с современными границами: Ирак, Иран, Сирия, Турция, Иордания, Кувейт:
Все эти страны были в то время населены и достаточно цивилизованны. Иран — это Элам и Мидия, потом ахеменидская Персия. Конечно, государственность там была зачаточная — города-государства, племенные союзы, союзы городов. Левант — современный Ливан, Израиль, Иордания. На юге — Урарту (в южной части Кавказа). Ассирия — на севере, Вавилон — на юге (верхнее Междуречье — Ассирия, нижнее Междуречье — Вавилония). Они очень часто друг друга захватывали, подчиняли, объединялись и т. д. Я люблю на эту тему говорить, что это «злейшие друзья», потому что отношения были очень сложные.
Цивилизация Ассирии и Вавилонии является наследником Шумеро-Аккадской цивилизации:
Уже тогда, когда Ассирия и Вавилония представляли собой самостоятельные государственные образования на территории Междуречья, Шумеро-Аккад также формально являлся государственным образованием и имел репутацию своеобразного культурного центра всего региона. На право носить «корону всея Шумера» претендовали на тот момент два города — Ларса и Исин. Со временем эти исконно шумерские земли, расположенные в низовьях Тигра и Евфрата, были включены в состав набирающей силу Ассирийской державы и её могущественной преемницы — Вавилонии.
Диалект вавилонян и ассирийцев имел общие истоки и принадлежал к семитской языковой семье.
Предки вавилонян являлись амореями, в древности занимавшими территорию Сирии и Леванта. Прародину ассирийцев же следует искать на Аравийском полуострове:
В настоящее время принято полагать, что внешний вид ассирийцев и вавилонян был наиболее близок к арменоидному расовому типу:
Врата города Ашшур:
Изображение бога Ашшура, покровителя одноимённого города:
Инсталляция храма Иштар в Ашшуре, 2400 г. до н. э.:
Объединение Ассирии и Аккада в целом носило мирный характер. Постепенно пришлое с Аравийского полуострова население смешалось с шумерским и, ассимилировав его, приняло местную культуру и язык. На картинке ниже — аккадо-ассирийская письменность:
Крупнейшими городами новой Ассирийской державы стали Ашшур и Ниневия:
История Ассирии и Вавилона делится на три периода:
- Старовавилонский (и, соответственно, староассирийский): примерно 2000-1500 лет до н.э.
- Средневавилонский (среднеассирийский): 1500-1000 лет до н.э.
- Нововавилонский (новоассирийский): 1000-500 лет до н.э.
Во многом их датировка связана или с их отношениями друг с другом, или с нашествием на всю территорию каких-то сторонних народов. Начало старовавилонского периода в истории Ассирии и Вавилона неразрывно связано с Шамши-Ададом I, происходившим из аморейского племени ханейцев (карта ниже — это границы его империи):
Амореи — их название со стороны местных народов Ассирии, сами себя они называли «суту», «сутии»:
Это связано с именем библейского Сифа — третьего сына Адама и Евы:
«Сиф» и «суту» — это однокоренные, родственные слова. Как уже отмечалось ранее, союз аморейских племён происходил из Сирии.
Это руины города Угарит — одного из древнейших аморейских городов:
Шамши-Адад был из амореев. И из амореев были жители тогдашней Вавилонии. На севере ассирийцы построили Ашшур и Ниневию, а Вавилон — это, в основном, амореи. Сначала произошло сближение Ассирии с Вавилонией после появления там аморейских правителей. Потом постепенно Ассирия попала под власть Вавилонии.
Вот образ, который больше всего ассоциируется с Вавилоном:
Естественно, к исторической реконструкции это не имеет никакого отношения — это Вавилонская башня в мифологических представлениях. А вот реконструкция тогдашнего Вавилона, основанная на фантазии художника, но с опорой на что-то документальное:
Немного о символизме, о том, чем стал Вавилон в современной культуре. Кроме Висячих садов, кроме Вавилонской башни, это ещё образ «Вавилонской блудницы»:
Это связано с Вавилоном, потому что евреи, авторы Библии, долгое время находились под властью вавилонян. Естественно, образ вселенского зла был воплощён в Вавилоне и в Вавилонской блуднице в частности. Позднее было много расхождений в значении этого образа: от прямо демонизируемого он был приведён к более сакральному. Вот изображение того же самого образа, но под именем «Бабалон» — как имя собственное, перенесённое на эту самую блудницу — на карте «Сила» (или «Вожделение») из Таро Тота:
Трактовать эту карту можно очень долго, но это не является нашей темой, сейчас мы говорим об этом образе: из абсолютного зла он преобразовывается в современной культуре (во всяком случае, в некоторых её частях) в образ, связанный не с абстрактным «злом», а с такими понятиями как страсть, вожделение, воля.
Несколько параллелей, которые, вроде, взялись из разных источников, но их начало и конец сходятся. Мы уже говорили о боге Ашшуре:
Здесь мы видим Солнце: Ашшур — это солнечный бог. Я говорил уже, что культуры Вавилона и Ассирии была тесно взаимосвязаны: солярный культ Шамаша в шумеро-аккадский период (он же Уту), солярные культы (и вообще планетарные) были достаточно сильно развиты здесь. С образом Вавилонской блудницы и Антихриста связано число 666, которое сейчас в массовом сознании очень демонизировано:
Но фактически число 666 — это одно из солярных чисел. Это магический квадрат Солнца, и 666 — сумма всех чисел от 1 до 36:
36 — это квадрат числа 6, которое является солнечным числом. Образ Вавилонской блудницы, восходящий к Вавилону, потом демонизированный, а позже восстановленный в своих мистических правах, и образ «числа Зверя» — они прошли фактически тот же самый путь.
Теперь перейдём к истории Вавилона. Мы уже говорили, что Ассирия в этот период, в середине староассирийского и, соответственно, старовавилонского периода, становилась всё более зависимой от Вавилона. Окончательное объединение племён Ассирии и Вавилона произошло при Хаммурапи. Вот его изображение:
Хаммурапи покончил с автономией остававшихся формально независимыми городов-государств Аккада и Шумера, укрепил авторитет царской власти и проявил себя в качестве законодателя. Хаммурапи подчинил себе все эти территории вплоть до устья:
Больше всего Хаммурапи известен своими законами. Вот стела с этим законом:
Вот предположительно более древний текст пролога к этим законами на глиняной табличке:
До недавнего времени возникновение юриспруденции связывали с греками, позднее — с законами Хаммурапи:
Но мы уже на прошлом занятии обсуждали текст под названием «Наставления Шуруппака», который был не только философским трактатом, но и законодательным:
Так что и Хаммурапи явился всего лишь преемником.
Когда я говорил, с чем связана периодизация Ассирии и Вавилонии, я упоминал нашествия сторонних племён. Естественно, взаимодействие и Ассирии и Вавилонии с соседями было очень разными и очень сложным. Завершение первого периода (древневавилонского и древнеассирийского) связано с нашествием различных сторонних племён. Внешние угрозы со стороны организованных племенных союзов, таких как хетты и хурриты, сыграли немаловажную роль в объединении земель Междуречья. Необходимость защиты от набегов вынудила разрозненную племенную знать искать спасение в сильной централизованной власти царя-самодержца, чей статус со временем приобретал сакральные черты.
Это хетты и хурриты:
На следующей карте зелёным обозначена область хурритских племён:
Они были менее цивилизованными, являясь кочевниками. Как было и с захватчиками Египта, династия кочевников могла править этими территориями, но собственная культура у них была достаточно низкая, поэтому они в основном заимствовали автохтонную.
Далее — касситы:
На границе старо- и средневавилонского периода произошло возвышение царства Митанни, или Ханигальбат (середина 2 тыс. до н.э.):
Культура Ханигальбата имела индоевропейские корни и была чуждой семитскому населению Вавилонии, ставшему в итоге для Ханигальбата главным геополитическим соперником и конкурентом.
Это хеттские иероглифы, они обнаружены в Трое:
Их датировка — микенский период, 1700 г. до н. э. Микенцы — индоевропейцы, поэтому можно примерно представить, откуда пришли предки хеттов и митаннийцев:
В средневавилонский период ассирийцам и вавилонянам было не до того, чтобы враждовать между собой. Главным их геополитическим противником в начале этого периода был Ханигальбат, Митанни. Ассирия некоторое время находилась в зависимости от Митанни. Вавилоняне использовали это в своих целях, и вообще эта эпоха сплошных заговоров, мятежей, внешних и внутренних войн. Но главным противником тогда была всё же Митанни. Соперничество царств Митанни и Вавилона, а также непрекращающаяся череда внутренних междоусобиц, сотрясающих Вавилон на протяжении многих столетий, стали характерными внешнеполитическими признаками всего средневавилонского периода.
Постепенно государствам Междуречья удалось сбросить власть Митанни и тогда уже всерьёз заняться разборками между собой. Я говорил об амореях, о том, что они составили основную часть населения Вавилонии. Основными в гиксосском союзе племён, подчинившем в своё время Египет, были как раз амореи и некоторые соседние народы:
Судя по колесницам, были и какие-то индоевропейцы, а по некоторым изображениям возможно, что там были и монголоиды. Но основу составили амореи. Фактически, набеги на Египет совершались с территории Вавилонии, и даже был период (короткий, в 15 лет), когда Египет принадлежал Вавилонии. После этих нашествий и египтяне заимствовали у гиксосов колесницу, да и вообще в этот период столкновения цивилизаций Вавилона и Египта происходит взаимопроникновение инженерных, религиозных и околонаучных достижений этих двух держав:
Вот фрагмент стелы, на который записан мирный договор между Рамзесом II и хеттским царём Хаттусили III:
Когда Рамзес дошёл до самой Вавилонии, он на их территории подписал договор — в том числе о том, что эта территория не переходит в подчинение Египта, а сохраняет свою независимость.
На следующей карте видны амореи, митаннийцы и хетты:
Вот Мидия, Парфия, Персия, Вавилония, а эта территория — Элам, который в средне- и нововавилонский периоды стал одним из важнейших внешних противников стран Междуречья:
С эламитами вавилоняне тоже очень часто враждовали, подробнее об этом поговорим, если будем говорить о Персии.
Завершение средневавилонского периода в истории Ассирии и Вавилонии принято связывать с нашествием новых семитских племён с территории Аравийского полуострова — арамеев (примерно 1100 год до н.э.). Вот пример арамейской письменности, она очень похожа на еврейскую и родственна ему (и арамейский язык — тоже один из ближайших к ивриту):
Вслед за этими событиями (стык 2 и 1 тысячелетия до н. э.) последовала так называемая «катастрофа бронзового века» — вторжение «народов моря». Считается, что эта геополитическая катастрофа по своим масштабам превосходила распад Римской империи.
Карта мира в этот момент:
Вот Дильмун и Маган, которые мы рассматривали на лекциях по Шумеру. Элам, Митанни, опять же индоевропейские хетты, здесь — будущая Греция, распад Микенской культуры, два Египта (Верхний и Нижний), Куш. Уже имеются арабские племена: возможно, они и потеснили амореев.
Вот образцы бронзового меча и железного меча:
Одна из причин катастрофы бронзового века, вероятно, как раз и заключается в том, что научились как следует обрабатывать железо, которое в военном плане превосходило бронзу. Большое значение в армиях получили копья и дротики: во-первых — дальний бой, во-вторых — стена «щит + копьё», совсем другой способ атаки, который действовал и против конных, полностью другая методика войны.
Возможно, катастрофа была связана также с извержением вулкана Гекла:
Мы не выбираем из нескольких причин: скорее всего, они привели к катастрофе все вместе. Это и появление «народов моря» (не прагреческой культуры, а народов Персидского залива: в ассиро-вавилонских текстах они долгое время выступают в качестве одного из значимых противников). Вот «народы моря», или «народы приморья» — тут, конечно, фантазия художника, но расово они, скорее всего, такими и были:
Кочевники-степняки — ещё одна из возможных причин катастрофы:
И Ассирия, и Вавилония постепенно сжались, уменьшили свои притязания, и пребывали некоторое время в упадке. Однако прежде всего это подорвало политическую и экономическую мощь Вавилонии, позволив ассирийцам выйти из тени аморейской знати, возродить своё царство и на какое-то время стать господствующим этносом во всём регионе.
Теперь один из четырёх правителей, которого мы будем называть поимённо. Это ассирийский царь Тиглатпаласар III, который стал первым правителем Ассиро-Вавилонии:
Он был ассирийцем, и на этот раз Ассирия подчинила Вавилон. Можно увидеть, что иконография этого изображения восходит к шумеро-аккадским. Искусствоведы говорят, что по этим изображениям трудно определять антропологические черты, потому что всё изображалось очень канонично, как и в Египте. В Междуречье правителей изображали очень часто и в больших количествах. Чем более жестокий правитель, тем чаще его изображали.
Тиглатпаласар не только подчинил Вавилонию, но и вёл активные войны с соседними государствами, в частности — воевал с Урарту на севере:
Но подчинить Урарту не удалось, территория была достаточно большая.
Вот это — цитадель урартских царей на Ванской скале в Тушпе:
А это остатки крепости, построенной Сардури I, урартским правителем:
Интересно, что на одной из этих глыб использована клинопись.
Тиглатпаласар воевал с Мидией (здесь более поздняя карта этой страны, Ашшур уже входит в её состав):
Позднее, со стороны ближе к Вавилонии, появились племена халдеев, с которыми воевал Вавилон — и которые пережили Вавилон:
К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своём царстве, покончил с междоусобицами и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи. Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии. Другой ассирийский царь — Синаххериб — после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землёй, однако уже его преемник Асархаддон занялся восстановлением города.
Теперь переходим к правителю, столь нечеловечески жестокому, что даже… вызывает уважение:
Любые гитлеры по сравнению с ним курят в сторонке, тем более что тот же Гитлер стоял, по сути, в сторонке, непосредственно в процессе мало принимал участие. А Ашшур-нацир-апал (или Ашшурнасирпал) II был полководцем, непосредственно участвующим в походах и битвах. Ниже приведу некоторые из его многочисленных изображений (о корреляции жестокости и частоты изображения я уже говорил).
Ритуальная встреча ассирийского царя после удачной охоты:
Ашшур-нацир-апал на троне:
И самая знаменитая, которая чаще всего ассоциируется с Ассирией (как Ворота Иштар — с Вавилонией) — охота на львов:
Львы в то время были не только на территории Междуречья, но и гораздо севернее, вплоть до территории России.
Вот Ассирийская империя во времена Ашшур-нацир-апала II:
Ассирийское государство считается именно первой империей. Самые большие границы были как раз при этом правителе, ему подчинялись и Элам, и Вавилония, и часть Урарту, и Сирия.
Я не буду перечислять все военные походы Ашшур-нацир-апала, и какие именно восстания он подавлял, зачитаю только некоторые фрагменты:
Когда Ашшур-нацир-апал находился в Киррури, ему доставили дань гильзанцы и хубушкийцы в виде лошадей, серебра, золота, свинца и бронзы. Из Киррури ассирийцы направили в страну внутреннюю Хабхи через перевал города Хулун. Поселения Хатту, Хатару, Ништун, Ирбиди, Меткиа, Арцаниа, Тэла, Харуа, были захвачены и сожжены. Население укрылось на горе, расположенной напротив Ништуна. Ассирийцы взяли приступом гору. 260 неприятельских воинов пало в этом сражении. Ашшур-нарир-апал приказал отрубить им головы и сложить их в кучу. Бубу, сын Бубы (начальник поселения Ништун), попал в плен и был отправлен в Арбелу, где с него живьём содрали кожу. […]
В прошедшем сражении ассирийцы убили 600 мятежников и взяли в плен 3000 человек, которых Ашшур-нацир-апал приказал всех сжечь в огне, как он сам говорит в своей надписи, «не оставив ни одного из них как заложника». Также были сожжены и попавшие в руки ассирийцев дети. Хулай, взятый плен [мятежник, против которого был направлен этот поход; Fr. N.O.], был отправлен в Дамдамусу, где с него живьём была содрана кожа [похоже, это тогдашняя традиционная казнь; Fr. N.O.]. Город Кинабу был сожжён, после чего ассирийцы захватили расположенный в его окрестностях город Мариру, причём 50 его защитников пало, а 200 взятых в плен также были сожжены. Таким образом, военный террор применялся не только для подавления завоёванных народов, но распространялся и на самих ассирийцев.
Подавив мятеж Хулая, ассирийцы продолжили поход. Во время сражения в степи было разгромлено войско страны Нирбу (букв. «Перевал», где-то у верховьев Тигра), и 332 неприятельских воина пало в сражении. Жители страны Нирбу укрылись в хорошо укреплённом, обнесенном тремя стенами городе Тэла. Ашшур-нацир-апал осадил этот город. 3000 защитников Тэла пало, ассирийцы захватили многочисленных пленных и одних сожгли в огне, другим отрубили кисти и пальцы, а третьим отрезали носы, уши и ослепили. Напротив города он приказал соорудить одну башню из живых людей, а другую из отрубленных голов, головы также были развешены на колах и вокруг всего города, а дети, захваченные ассирийцами, были сожжены на кострах. Сам город Тэла, а также и все поселения в округе были разрушены и сожжены. […]
При возвращении из стран Наири ассирийцам вновь пришлось подавлять мятеж населения Нирбу. Жители 9 городов укрылись в городе Ишпилибрии (возможно, принадлежал Ицалле). Но Ашшур-нацир-апал их разгромил и по своему обыкновению сложил кучу из отрубленных голов напротив города, а детей приказал сжечь на кострах.
Даже для того времени это считается квинтэссенцией жестокости. Всё это описывается в ассирийских летописях, они этого не стеснялись, всё честно и подробно записывали.
Вот обложка Книги Дагона:
Это гримуар из лавкрафтианской мифологии, где тоже описываются всевозможные жестокости. Хотя ныне известные её варианты написаны, конечно, в XX веке, мифоистория датирует её эпохой Ашшур-нацир-апала, в чём, как мне кажется, нет ничего удивительного.
А теперь цитата насчёт Ашшур-нацир-апала из книги Айзека Азимова «Ближний Восток»:
Он практически завершил уничтожение арамейских княжеств на всём пути до Средиземноморья, закончив труды двух своих предшественников. Он восстановил процветание Ассирии и выстроил вновь заброшенный город Калах, сделав его ещё раз столицей царства. В Калахе он воздвиг для себя дворец — одно из первых ассирийских сооружений, раскрытых современными археологами. (Дворец был раскопан в 1845-1851 гг. н. э.)
От него осталось достаточно сооружений и ценностей, чтобы оценить его великолепие. Он занимает площадь почти в 2,5 га и украшен барельефами в необычайно реалистическом стиле. Многие показывают охоту Ашшурбанипала на львов. Царь изображен мужчиной с сильными, но довольно грубыми чертами. Охота всегда считалась королевским спортом, но мало было королей, так увлечённых ею, как ассирийские монархи. Эта увлечённость вошла в пословицы. Библия описывает Нимруда расхожим определением: «Могучий зверолов перед Господом» (Быт. 10:9).
Барельефы, изображающие копей и колесницы, управляемые сильной рукой Ашшурнасирпала, поражающего львов стрелами, восхитительны, даже прекрасны. Животные — сплошные мускулы, ярость и эмоции. Вряд ли можно найти в мировом искусстве более реалистическое изображение страданий животных, чем ассирийские резные рельефные изображения раненых львов.
Но они выражают каким-то образом наслаждение страданиями животных, напоминающее нам, что Ашшурнасирпал II знаменит или, скорее, позорно знаменит кое-чем, очень далеким от искусства. Ему, более чем любому другому ассирийцу, обязана эта нация своей репутацией в истории. Он наполнил четверть столетия своего правления жестокостями, которые оставались непревзойденными до появления Гитлера.
Жестокости эти особенно тесно связаны с новым способом осадной войны. Ашшурнасирпал II весьма эффективно использовал осадные устройства и ценил их достаточно высоко, чтобы оставить изображения на своих надписях. Он взял естественную склонность штурмующих армий к жестокостям и поднял её до преднамеренной политики террора, почти невероятного для любого века, кроме XX, который был свидетелем деяний нацистской Германии.
Когда армия Ашшурнасирпала II захватывала город, смерть от пыток становилась рядовым явлением. Головы отрубались во множестве, из них складывали пирамиды. С людей сдирали кожу, их сажали на колья, распинали, закапывали заживо.
Всё это могло входить в обдуманный план повышения ассирийской мощи. Можно представить себе, что монарх утверждал, что путем такой политики террора города можно убедить сдаться без осады или, ещё лучше, вообще не устраивать восстаний. В конечном счете, мог бы сказать Ашшурнасирпал II, общее кровопролитие и страдания уменьшатся, так что жестокости войны станут, в сущности, благом. (Ястребы войны твердят об этом и в наше время.)
Тем не менее, тот факт, что Ашшурнасирпал II с торжеством подробно описал свои деяния в надписях, иллюстрированных барельефами, тот факт, что он явно наслаждался зрелищем пыток, несомненно, разоблачает его как садиста. Он совершал свои злые деяния, потому что получал от них удовольствие.
В краткосрочной перспективе политика Ашшурнасирпала II была успешной. Он расширил империю и поставил её на прочное основание. Скончался он в мире и, возможно, с утешительным чувством, что хорошо поработал.
В долгосрочной перспективе, однако, он потерпел неудачу. Он сделал имя ассирийцев ненавистным и отвратительным. Такого успеха не добивался ни один завоеватель до Адольфа Гитлера. Позднейшие ассирийские монархи никоим образом не были столь порочными, как Ашшурнасирпал II, некоторые из них были даже просвещенными и порядочными человеческими существами. Но благодаря Ашшурнасирпалу II клеймо садизма прилипло к ним всем, и ни один из них не знал мира. В остальное время, оставленное Ассирии, её история состояла из подавления восстаний, ибо ни один народ не мог долго оставаться её мирным подданным.
И когда, после двух с половиной столетий непрестанных войн, Ассирия была в конце концов побеждена, поражение было окончательным. Другие нации могли склониться, пережить поражение и возродиться. До Ашшурнасирпала II Ассирии самой это не раз удавалось. Но когда она вновь пала, после Ашшурнасирпала II, она была раздавлена полностью и стерта с лица земли.
Ашшурбанипал был последним великим царём Ассирии. Отличался жестоким нравом, но обладал всеми качествами просвещённого монарха: владел грамотой и имел обширную библиотеку, составленную из тысяч глиняных табличек. Как и все ассирийские цари, увлекался охотой на львов. Столица державы Ашшурбанипала — Ниневия — поражала умы очевидцев. Современники отмечали, что дворцы Ниневии превосходили всё существовавшее до того времени; там была собрана вся роскошь Востока, а «башни и стены города покрывала кожа, содранная с побеждённых врагов, у восточных ворот города в клетках на собачьей цепи сидели пленные цари и толкли в ступах вырытые из могил кости своих предков».
«Я насадил вокруг дворца всевозможные травы, фруктовые и другие деревья из числа тех, что растут в Халдее. Я разделил расположенные за городом общественные земли и раздал их жителям Ниневии под фруктовые сады. Для того чтобы эти сады прекрасно росли, я повелел прорыть железными кирками канал от города Кизира до равнины возле Ниневии и направил воду через горы и низины. Я заставил течь вечные воды Хосра в ирригационные каналы, прорытые в этих садах…» — так описывал Сеннахириб строительство Ниневии.
Ашшурбанипал II имел репутацию превосходного полководца и ценил также инженерные изобретения. Благодаря усовершенствованной конструкции осадных машин взятие хорошо укреплённых поселений больше не являлось неразрешимой преградой для его армии. Ассирийцы отличались чрезмерной жестокостью, они были ненавидимы повсеместно, а само их появление внушало кошмар. Вот изображение Ашшурбанипала на охоте:
Во многом они были похожи. Ашшур-нацир-апал и Ашшурбанипал — это два самых типичных правителя Ассирии. Но ассоциируются они совершенно с разным. По этим рельефам, которые мы сейчас смотрим, они были во многом похожи. Но сейчас мы дойдём и до главного различия в наследии. Вот это — сцена взятия ассирийцами города:
Он вёл войны — не только подавление мятежей: он был последним из правителей, кто вёл захватнические войны. Как и с Ашшур-нацир-апалом, мы видим придворную сцену, Ашшурбанипал и его царица за столом:
Сцены войны и разрушения из Суз, территория Ирана:
Он разрушал города, не просто захватывал их.
Сцена охоты на львов, даже тот же самый сюжет, что и с Ашшур-нацир-апалом:
Это он же в роли жреца Мардука (о Мардуке чуть позже):
Он объединял и светскую, и сакральную власть.
И, наконец, дворец в Ниневии, где была найдена библиотека, которая носит имя Ашшурбанипала:
Это была не первая библиотека вообще в истории, и даже не первая публичная библиотека, но это первая сохранившаяся в таком объёме древняя библиотека. Там были обнаружены тысячи текстов самого различного содержания. Это были и мифологические тексты, и летописи, и тексты, связанные с лингвистикой, и учебники, и много чего ещё. Поскольку Ниневия горела, сохранились только тексты на глиняных табличках. Помимо этого, там были тексты на восковых табличках, которые очень быстро поплавились. Восковые таблички интересны тем, что их можно переписывать. На одной и той же пластинке можно писать много раз. Они могли использоваться как тетради — пишем, стираем и т. д. — для образовательных целей. Образование там имело место — не только как воспитание своих детей родителями, но как нечто системное, в то время уже существовали общественные школы.
Считается (с учётом тех глиняных табличек, которые разошлись по другим дворцам и библиотекам, и учитывая восковые и папирусные материалы), что сохранилось 10% от изначальной библиотеки, но это уже огромное количество. Это не было случайным собранием: Ашшурбанипал целенаправленно посылал гонцов и писцов по всей своей стране и за её пределы, собирал старые шумеро-аккадские легенды, переписывал всё, что имелось. У него была задача сделать полное собрание мудрости окружающего мира. Он старался собрать всё, что только мог. Там есть тексты на ассирийском, на аккадском, на шумерском языках, и в очень большей степени расшифровка всех письменностей того региона обязана этой библиотеке. Он не только собирал книги, но переводил, переписывал, делал множественные копии одних и тех же текстов. Благодаря этому собранию расшифрованы самые разнообразные виды клинописи. Как мы знаем, клинописей было несколько: есть аккадская, есть ассирийская, есть шумерская. Позднее всего была расшифрована шумерская: ассирийская и аккадская — они семитские, там есть от чего отталкиваться, а шумерская — там незнакомый язык, её дольше всего расшифровывали. Многие легенды, много информации о Шумере, об Аккаде, о Вавилоне и Ассирии сохранилась именно там. Письменность вавилонян мало чем отличалась от письменности древних шумеров и была представлена клинописью на глиняных табличках. До наших дней дошло немало выдающихся памятников ассиро-вавилонской литературы. В качестве примера посмотрим некоторые тексты, чтобы иметь представление о ширине того, что было сохранено.
Знаменитое эпическое сказание о Гильгамеше:
Астрологические таблицы — важнейший памятник древней науки:
Словарь синонимов (сам очень удивился, когда узнал, что такие словари были ещё в те времена):
Таблички Маклу — первый сохранившийся магический гримуар:
Эта книга сейчас известна по ассирийским спискам, но, судя по упоминающимся богам и практикам, скорее всего, это какой-то более древний текст, просто переведённый при Ашшурбанипале. Достаточно недавно мы в нашем журнале опубликовали русский перевод (на обложке, правда, совсем другой текст):
Вот это — попытка художника реконструировать, как выглядела библиотека внутри:
Ашшурбанипал был не последним правителем как таковым. Но после него и время правления было у остальных очень коротком, и они ничего такого выдающегося не делали — ни в плане расширения территории, ни в культурном плане.
Ашшурбанипал — это VII век до н. э. Его современником в Вавилоне был не менее известный правитель Навуходоносор II (605-562 до н. э.):
Известен он благодаря Библии, при нём произошёл исход евреев из вавилонского плена:
Навуходоносор с помощью мидийцев захватил Ассирию. На карте ниже — нововавилонская территория, это уже последний период существования Вавилонии, уже после захвата Ассирии:
Именно при Навуходоносоре были сделаны ворота Иштар и висячие сады, которые носят название Семирамиды:
Именно в период Нововавилонского царства (626-538 до н. э.) Вавилон достиг наибольшего расцвета. Для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, Навуходоносор заключил военный союз с Киаксаром, царём Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтверждён женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II приказал возвести висячие сады. Однако в исторической науке название садов ошибочно закрепилось за ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее. Вот средневековое изображение Семирамиды (она же Семирамис, она же Шамирам, и более историчное имя — Шамурамат):
А это — территория Мидийского царства после завоевания Ассирии:
Но и Вавилония после этого просуществовала недолго. Это Кир II, он же Кир Великий — персидский царь, правитель династии Ахеменидов, который в 539 году до н. э. не только захватил Вавилонию, включая уже перешедшую под их власть Ассирию, не только подчинил себе Мидию, но и прекратил существование Междуречья как самостоятельной политической силы:
Дальше, когда мы говорим о Междуречье, это всё время просто часть какого-то другого государства: Персии, Рима, халифатов, султанатов и т. д. Междуречья как какого-то государственного образования с тех пор уже не существовала.
Вот территория империи Ахеменидов:
Это и Персия, и Египет, Кавказ, Турция, даже немножко Индии. Тем не менее, ассирийцы существуют до сих пор, хотя это, конечно, уже совсем другой народ. Вот современный флаг ассирийцев:
Что помогло им сохраниться как народу — это принятие христианства. Причём это было христианство в достаточно нетипичных формах: среди ассирийцев есть две этнорелигиозные группы, миафизиты и несториане. Именно это религиозное отличие — от окружающих христиан другого толка, от иудеев, от зороастристов, потом от мусульман — позволило им сохраниться как этносу. То же самое было, например, с езидами, и, в общем-то, это достаточно частое явление — когда именно религия держит нацию. Рассеянные евреи именно благодаря религии смогли сохранить идентичность. То же самое и с ассирийцами. Сейчас они, повторяюсь, совсем другой народ. Тем не менее, ассирийцами называются, и даже можно увидеть — несмотря на то, что они христиане, — что на флаге присутствует Ашур.
Теперь мы немного поговорим о тех сторонах культуры, которые не отметили выше. Это вавилонская математика, она шестидесятеричная:
В математике Вавилонян отсутствовало понятие нуля, но в целом эта наука пользовалась большим почётом среди мудрейших представителей народа и была очень развитой по меркам древнего мира.
Вот это — вавилонская табличка примерно 1800-1600 г. до н. э. с вычислением √2≈1+24/60+51/602+10/603= 1,41421296…:
Естественно, современные цифры расставлены позднее. В общем, математика была очень развитой. Это если говорить об арифметике или алгебре. Геометрия в основном касалась практического применения в архитектуре:
В Вавилонии была очень развитая система мер и весов, в основном позаимствованная у предшественников. Здесь для примера — единицы объёма.
То же самое было и по времени, по длине, по весу. Мы в значительной степени восприняли культуры Междуречья, а не Египта. В частности, отголоски этой культуры мы видим в шестидесятеричном счёте — в секундах и минутах времени, в градусах (и там же, соответственно, секунды и минуты дуги):
Сакральной архитектуре Ассирии и Вавилонии была свойственна некоторая абстрактность, в общих чертах она была схожа с египетской и сохраняла преемственные мотивы, роднящие её с шумеро-аккадским наследием. Планировка месопотамских городов, как правило, была размеренно чёткой и прямолинейной. Основным культовым сооружением в Вавилоне оставался зиккурат — многоступенчатое строение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур. Когда мы смотрим на поздневавилонскую архитектуру, мы видим чёткую преемственность с более ранними. Это не только сами зиккураты, но и планировка: чётко выраженная социальная стратификация, а не одинаковые кварталы, как в Анатолии:
И эта квадратность (на картинке — дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Мы тоже обсуждали на предыдущих лекциях о культурной борьбе круга и квадрата в архитектуре, которая связана с земледельческими и скотоводческими культурами. Потом, когда всё стало смешиваться, смешивались и архитектурные стили. Здесь очень чётко виден квадрат. Вавилон — это земледельческая культура в большей степени, как и египетская, поскольку они связаны с крупными разливающимися реками.
Скульптура (знаменитый шеду):
Мы рассматривали шумеро-аккадскую, там были в основном объёмные скульптуры, здесь в основном рельеф:
Иногда он достаточно высокий, но часто бывали и плоские, чуть выступающие. Рельеф — это то, что в плане скульптуры отличает ассиро-вавилонский от шумеро-аккадского периода. Шумеро-аккадский — это, в основном, круглая скульптура.
Вот образец рельефа на глине:
Интересен образ крылатого солнца. А теперь снова обратим внимание на эту карту:
Это народы и государства времён катастрофы бронзового века, и она же называется картой Амарнского периода. Этот термин перенесён из Египта на более широкую территорию. Точно так же, когда мы говорили о Японии, термин «Дзёмон» первоначально применялся именно к японской, айнской культуре, а потом был перенесён на Корею и Китай. И гиксосские контакты, и тогдашние переселения народов, возможно, принесли этот иконографический символ — крылатое солнце.
Несколько картинок по костюмам. Это ассирийцы:
Ассирийские воины:
Цари:
Обратите внимание, что такие большие бороды прямоугольной формы связаны с высшими сословиями. Костюм, причёска и борода правителей подчёркивают, что это не просто пришлые племена, а что они имеют преемственность культуры. То же самое было в Китае. Хотя там часто правителями были представители посторонних народов, но уже постфактум китайцы, освободившись от пришлого нашествия, всячески подчёркивали, что пришлый правитель был легитимен, был законен. Они его привязывали к своей истории, приписывая передачу этому правителю «Небесной печати».
Вавилонские костюмы:
Вавилон очень плотно связан, как и Шумер, с астрономией и астрологией:
Здесь — понятно, на фантазию художника, а вот здесь — фрагмент вавилонской астролябии:
Сейчас много спекуляций на эту тему, что они знали чуть ли не каждую планетку, включая трансурановые. Тут записаны некоторые достоверные названия, а дальше сочиняли, приписывали, как получится:
Тем не менее, принадлежность богов к дням недели — она тоже восходит к шумерской культуре через вавилонскую:
Я говорил насчёт Мардука:
На прошлой лекции я упоминал, что в Междуречье происходила постепенная мардукизация пантеона (или ашшуризация, если говорить об Ассирии), появились тенденции к монотеизму. Мардук сначала был рядовым божеством, покровителем города, ещё в шумеро-аккадский период (я говорил, что Вавилон тогда уже был). Потом, с возвышением Вавилона, он поднялся до главы пантеона. Потом другие боги стали восприниматься как его ипостаси — как Мардук огня, Мардук войны и т. д. Фактически он стал единым божеством. Что интересно, то же самое, что мы говорили насчёт костюма, касается и мифологии. Мифология — это всегда основа древнего законодательства. Чтобы доказать, что наш бог — самый главный бог, естественно, требовались соответствующие легенды, и такие легенды возникли — битва Мардука с Тиамат и, соответственно, передача власти над богами самими предшествующими богами. Предшествующие, шумеро-аккадские боги пообещали Мардуку власть над ними, если ему удастся победить Тиамат, и ему это удалось. Таким образом, вместе с уходом прежних народов были потеснены и их боги. Если мы будем говорить о семитах, мы затронем вершину этой монотеизации, когда будем говорить о зарождении ислама. Это немножко другие народы, но у семитов это было достаточно распространённое явление.
Если кто не в курсе, такая новодельная, но очень хорошая «Легенда о солдатах Вавилона». Не знаю, придумана ли она писателем Лазарчуком, или он на чём-то основывался. Легенда очень хорошая, поэтому хочется закончить именно ею. Когда произошло смешение языков после известного библейского сюжета, жители Вавилона долгое время не могли понять, что происходит, и вести свои обычные дела, потому что не могли найти друг с другом общий язык. Воспользовавшись этим, соседние племена решили начать против них войну и осадили город. Жители Вавилона встали на стены, и им удалось, не общаясь друг с другом на обычном языке (поскольку у их уже не было общего языка), отбить эту атаку, потому что они хорошо знали каждый своё место. Каждый знал, что ему делать в какой ситуации, и он доверял своему соседу, потому что знал, что его сосед тоже знает, что ему делать. Таким образом, они, не общаясь непосредственно, смогли выполнить своё совместное дело.
[1] Транскрипт составил Нёманскі Вір, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.