Отрывок из «Исповедей» Алистера Кроули, посвященный реформированному О.Т.О.
«Что такое франкмасонство?», — я сопоставил ритуалы и их тайны также, как я сопоставлял религии мира с их магической и мистической основой. Как и в тот раз, я решил пренебречь тем, что повторялось слишком часто. Было бы абсурдным судить о протестантизме по политическим актам Генриха VIII. Точно также я не мог судить о масонстве только по тому, что оно отменило Конкордат. Я предложил определить франкмасонство как систему смежной правды — религиозной, философской, магической и мистической, и указал соответствующие средства развития человеческой способности с помощью особого языка, алфавит которого представляет собой символику ритуала. Всемирное братство и великие моральные принципы, независимые от личностных, расовых, климатических и других предрассудков, естественным образом сформировали фон, обеспечивающий индивидуальную безопасность и социальную стабильность для каждого и для всех.
Возникает вопрос: «О какой правде следует говорить, и каким образом ее следует провозглашать?». Моей основной задачей являлось выделение из сотни ритуалов, находящихся в моем распоряжении, всех эзотерических элементов. В текстах ритуалов многих степеней содержится изложение (обычно неточное) вопросов, хорошо известных любому современному школьнику, хотя, возможно, такая информация и имела значение в период написания ритуалов. Могу упомянуть одну степень, в которой кандидату с помощью знамения передается, что в мире, помимо христианства, существуют и другие религии и что все они несут некоторую правду. Во многих случаях при толковании догм допускаются грубые ошибки.
Типичной из них является описание Будды как бога. Я не видел никакого смысла в том, чтобы перегружать систему излишней информацией. Другой существенной задачей было сведение огромной массы материала в компактную и слитную систему. Я полагал, что все, что заслуживает быть сохраненным, можно и должно представить не более чем в десятке церемоний, и что это должно быть хорошо преподнесено в пределах возможностей любого офицера, которому следует на досуге, самое большее за месяц, выучить свою роль наизусть.
В XVIII столетии так называемые розенкрейцеры в Австрии уже пытались объединить различные ветви континентального франкмасонства и его сверхструктур; в XIX столетии, главным образом благодаря энергии и способностям состоятельного химика по имени Карл Кельнер, была предпринята попытка реконструкции и консолидации традиционной истины.
Был создан орган под названием О.Т.О. (Ordo Templi Orientis), цель которого состояла в достижении этой правды. Задачей организации являлась передача тайн не только франкмасонства (с его обрядами 3°, 7°, 33°, 90°, 97° и т.д.), но и Гностической католической церкви, мартинистов, Сат Бхаи, розенкрейцеров, Рыцарей святого духа и т.д. в девяти степенях с десятой степенью, носящей почетный характер и присуждаемой «Верховному и святому королю» ордена в каждой стране, в которой такой орден создан. Главой этих королей является О.Н.О. (Внешний глава ордена, или брат-настоятель), обладающий абсолютной властью.
В то время эту должность занимал Теодор Ройсс, Верховный и святой Король Германии, в 1922 году ушедший в отставку в мою пользу. О.Н.О. предоставил тексты ритуалов Ордена в мое распоряжение. Я нашел их чрезвычайно важными с точки зрения основной тайны, но очень слабыми в других отношениях. Они были совершенно бесполезны, проза была неадекватной, ритуалам не хватало философской общности, информация, заключенная в них, была неполной и несистематизированной.
Основная идея, однако, была правильной, и я принял ритуалы в качестве модели. Наставления преследовали две основные цели. Во-первых, они были необходимы, чтобы объяснить, что такое мироздание и каковы взаимоотношения человеческой жизни с ним. Во-вторых, чтобы наставлять каждого человека на путь, ведущий к оптимальной адаптации своей жизни к космосу, и максимальному развитию для этой цели своих способностей.
Соответственно я разработал серию ритуалов, Минерваль, Человек, Маг, Мастер-маг, Совершенный маг и Совершенный посвященный, которые должны иллюстрировать ход человеческой жизни в ее самом основном философском аспекте. Я начинаю с показа цели чистой души, «Одной, отдельной и вечной», побуждая сформулировать ее осознанно или, я бы сказал, понять ее. Она вступает в связь с солнечной системой. Она инкарнирует.
Я объясняю значение рождения и условий, возникающих в ходе жизненного процесса. Затем я показываю, каким образом душа может наилучшим образом достичь своей цели в причастии. В каждом ее действии проявляется, так сказать, своя собственная божественная природа, но особенно в таинстве брака понимаешь ее добровольный союз с каждой стихией окружающей среды. Затем я перехожу к наивысшей точке ее развития, к смерти, и показываю, как это таинство освящает (или скорее ставит свою печать) на всю предыдущую процедуру и придает ей значение — так проверка счетов дает возможность торговцу поразмыслить над тем, какие сделки следует заключить в перспективе на следующий год.
В следующей церемонии я показываю, каким образом отдельный человек, освобожденный смертью от навязчивой идеи о своей личности, восстанавливает отношения с правдой Вселенной. Реальность обрушивается на него яркой вспышкой восхитительного света; он может оценить ее великолепие, чего не мог сделать раньше, поскольку его инкарнация дала ему возможность установить особую связь со стихиями вечности.
Наконец, цикл завершается тем, что личность вновь погружается в неопределенность. Он заканчивается абсолютной аннигиляцией, которую (…), на самом деле, можно считать точным эквивалентом всех других условий или (путем постулирования категории времени) появлением отправной точки для нового приключения такого же рода.
Из вышесказанного становится ясным, что философское совершенство этой системы инициации не оставляет желать ничего лучшего. Мы можем написать QED (Qued Est Demonstratum) (иными словами, доказанным логически, — прим. перев.). Остается практическая проблема. Мы уже решили инкарнировать и наши свидетельства о рождении находятся у наших банкиров. Нас не должны беспокоить эти проблемы, поскольку мы не можем изменить этого, если даже попытаемся. Смерть и то, что следует за смертью, в равной степени определенны и в равной степени могут побеспокоиться о себе. Наша единственная забота, как воспользоваться нашими жизнями.
В настоящее время О.Т.О. владеет одной высочайшей тайной. Вся система организации того времени, когда я стал посвященным Святилища Гнозиса (IX°), была направлена на передачу своим членам, с помощью простых советов, данного важного наставления. Лично я полагаю, что если бы эта тайна, являющаяся научным секретом, была бы понята в совершенстве, — а этого не удалось сделать даже мне через двенадцать лет почти непрерывных занятий и экспериментов — не осталось бы ничего такого, в пределах человеческого воображения, что невозможно претворить на практике. (…)
Предписания мудрецов от Пифагора, Зороастра и Лао Цзы до еврея-каббалиста, написавшего ритуал Королевской Арки, и сентиментального сноба, сочинившего ритуалы для масонских степеней, или направлены на то, чтобы указать самые благоприятные условия для применения тайны, или являются просто пустой тратой слов. Когда я понял это, мне стало сравнительно просто подготовить к печати материалы по масонской этике и эзотеризму. Я просто должен был привести все к единственному высокому стандарту. Таким образом, я ответил на вопрос «Каким образом молодому человеку следует совершенствовать свой путь?» в серии ритуалов, в которых кандидату даются наставления о ценности благоразумия, терпимости, независимости, правдивости, отваги, самоконтроля, безразличия к обстоятельствам, беспристрастности, скептицизма и других достоинств. В то же время эти ритуалы предоставляют помощь для раскрытия природы тайны, надлежащей цели ее применения и самых лучших средств для достижения успеха в ее использовании.
Первой из таких степеней является V°, в которой тайна раскрывается как зрелище, во время которого посвящаемому дают также наставления об основных элементах в истории мира, которые рассматриваются с учетом его развития, связей с обществом и т.д..
Затем следует степень Рыцарь — герметический философ, в которой интеллектуальная и моральное положение посвящаемого становится более ясным.
В степени VI°, его положение уже точно определено, его наставляют, как сконцентрироваться на особой Великой Работе, ради выполнения которой он пришел на землю.
В степени VII°, состоящей из трех частей, его обучают принципу уравновешенности, распространяющемуся, во-первых, на все возможные моральные идеи, и во-вторых, на все возможные интеллектуальные идеи и, наконец, ему показывают, как, основывая все свои действия на этой нерушимой скале справедливости, он может так направить свою жизнь, чтобы выполнить Великую Работу с полной ответственностью и с абсолютной свободой от всех возможных вмешательств.
В VIII степени тайна еще раз раскрывается ему, в более явном, чем прежде, виде и его наставляют, каким образом подвести себя к использованию ее с помощью определенной предварительной практики, включающей знакомство с некоторыми тончайшими энергиями, большей частью ускользавшими до настоящего момента от наблюдения и контроля со стороны мирского общества.
В степени IХ°, которая не даруется тому, кто не смог уже по предыдущим знакам предугадать природу тайны, она разъясняется полностью. Он имеет в своем распоряжении выводы, сделанные из предыдущих экспериментов.
Идея состоит в том, что каждый новый инициируемый должен продолжить работу своего предшественника так, чтобы, в конце концов, молодые люди, которые идут путем посвящения, могли пользоваться неистощимыми источниками тайны. В настоящее время мы вынуждены признать, что суеверное благоговение, окружавшее тайну в последние века, и сложные условия, видоизменяющие ее использование, ставят нас в положение, сравнимое с положением электриков прошлого поколения в отношении их науки.
Мы уверены в необъятности силы, которой мы располагаем, мы осознаем степень власти, которую она нам предоставляет, но мы полностью не понимаем даже наших успехов и пребываем в неопределенности относительно того, что следует предпринять, чтобы производить энергию более эффективно или применять ее более рационально для наших целей. Степень Х° по старой системе просто почетная степень, но недавние исследования тайн IX° степени убедили меня добавить XI° степень, чтобы проиллюстрировать идею, появившуюся в результате недавних экспериментов.
В реформированном О.Т.О. существуют, таким образом, шесть степеней, в которых передается полная концепция космоса и наших отношений с ним. Кроме того, существует такое же число степеней, в которых идет речь о наших обязанностях перед нами самими и нашими товарищами, о развитии наших собственных способностей, а также об общем развитии и преимуществе человеческого рода. Когда франкмасонство и родственные ему системы выдвигают новые идеи, эта информация включается таким образом, чтобы не нарушить привилегии, какими бы несерьезными они не казались, связанные до настоящего времени с инициацией. Если эти идеи тривиальны, несут в себе суеверия и предрассудки, ими пренебрегают.
Моя система удовлетворяет всем возможным требованиям истинного франкмасонства. Она предлагает рациональную основу всеобщего братства и всеобщей религии. В ней выдвигается научная формулировка, представляющая собой краткое изложение, с помощью простых, но величественных, художественно обработанных символов, всего, что в настоящее время известно о вселенной. Каждому человеку предоставляется возможность открыть для себя свою судьбу, определить моральные и интеллектуальные качества, необходимые для того, чтобы выполнить это свободно. И, наконец, каждый получает в руки невероятно мощное орудие, которое может быть использовано для развития в себе способностей, необходимых для работы. (…)
Я полагаю, что в свете вышеприведенного мои предложения по реформированию франкмасонства имеют переломное значение. Цивилизация рушится на наших глазах, и я полагаю, что лучшая возможность спасти то малое, что достойно спасения, и перестроить Храм Святого Духа по планам, из материала и с мастерством, свободным от ошибок создателя, — это О.Т.О.