Этика и символизм Телемы

О. Т.: У нас заявлена тема «Мировоззрение Телемы», но эта тема очень широка. Я, например, написал одну книгу, посвящённую мировоззрению Телемы (другая книга была посвящена символизму арканов Таро), и я понимаю, что тему эту я далеко не исчерпал. Начну с нескольких продолжительных лирических отступлений, чтобы плавно перейти от темы, которую мы обсуждали вчера[1], к теме сегодняшней. С одной стороны, казалось бы, есть юнгианство, строгая психологическая наука (Юнг внёс в психологию, даже общепринятую, много новых терминов, и т. д., и т. п.), и есть Телема как одно из оккультных направлений. Интересный парадокс: в «Красной книге» Юнга, которая была недавно опубликована, говорится о принятии иррационального, о тайне, о мистерии, которая непостижима рациональному уму, тогда как у Кроули, наоборот, говорится о том, что вся магика, весь мистицизм должен быть полностью рационален и понятен, систематизирован, проанализирован (Кроули даже вводит такой термин — магика, как соединение магии и науки). И вот здесь возникает очень интересный вопрос: где происходит смыкание, где происходит переход от науки, от школы аналитической психологии, к непосредственному оккультному направлению. Поэтому, как я и сказал, небольшое лирическое отступление в начале — небольшой обзор того, как этот переход происходил у меня.

Юнгианством я серьёзно занимаюсь где-то с 2000 года, и за 4 года я изучил всё, что тогда выходило, и до какого-то момента достаточно дистанцировался от оккультизма, потому что не имел полной картины. И вот я совершенно случайно читаю Кроули, читаю Книгу Закона, книгу, о которой я ничего на тот момент не знал, и получаю от прочтения книги серию мистических переживаний: повторение тех, которые были у меня ещё в 1999 году, но в данном случае — именно после прочтения книги. Идёт поток осмысленных синхроний (в прошлой лекции, к сожалению, не успели поговорить о том, что это такое). Я не понимаю, что происходит, и начинаю изучать эту традицию. И по мере того, как изучаю её, я узнаю, что это святая книга, что эта книга была получена как откровение. И чем больше я узнаю, тем больше с удивлением обнаруживаю, что, фактически, мировоззрение, которое стоит за юнгианством, и мировоззрение, которое стоит за Телемой, идентичны. То есть их глубинная, сакральная основа — она одна.

Итак, сначала я принимаю Телему религиозно-интуитивно, идёт поток синхроний, причём очень ярковыраженных, которые подтверждают мне, что этот текст необычный, — и потом я узнаю, что он необычный. Что меня поразило как человека жёстко научного склада — это то, что в данном случае исключено самовнушение, исключён момент криптамнезии, потому что я не знал, что за текст я читаю, я просто прочитал Роберта Антона Уилсона и думаю: а дай-ка почитаю Кроули, — и открываю первый попавшийся текст в Интернете. То есть для себя я, прежде всего, получил это интуитивное, экзистенциальное подтверждение, и я привык, как Юнг говорил, «следовать за бессознательным»: если идёт поток, если идёт сигнал, если идёт знак, следуйте, не думайте. И уже потом, когда я стал более подробно углубляться в тексты Телемы, в её символизм, в её эзотерическую составляющую, я обнаружил, во-первых, колоссальное родство Телемы с юнгианой, во-вторых, сходную этику, и, в-третьих, что именно Телема оказалась лишена тех недостатков, которые в той или иной степени свойственны или приписываются большинству оккультных направлений (например, такого недостатка как аскетизм). И далее я с удивлением обнаружил, что параллели поразительны. Этим параллелям посвящена третья глава моей книги (глава эта так и называется: «Между Юнгом и Кроули»), но в данном случае речь не об этом.

Начнём с самого начала: когда появилась Телема. Телема появилась в 1904 году Алистер Кроули со своей молодой женой отправились на медовый месяц в Каир. На данный момент Кроули имел уже достаточно большие посвящения в Золотой Заре, но какие-то общие неудачи в магической практике и коррупция, которая проникла в этот Орден и охватила там всё до верхов, уже вызвали его разочарование, поэтому на тот момент он уже относился к магии скорее как к игре, не воспринимал всерьёз. И в качестве такой игры он решил показать супруге сильфов, духов воздуха. Он провёл ритуал, и вдруг в этот момент она впала в транс и не своим голосом стала говорить: «Ты оскорбил Гора, ритуал, который вы проводили в Золотой Заре, был богохульным, потому что ты сидел на месте Гора, но боги не гневаются, боги желают с тобой связаться, боги желают тебе что-то передать». Кроули на тот момент уже видел множество таких моментов одержимости, и он начал это дело проверять. Он был крайне критичен, крайне скептичен (он всегда в своей биографии, в своей «Исповеди», подчёркивает: «Я всегда был человеком ratio, человеком науки; не проверив откровения, не протестировав его, я не мог ему довериться»). Так вот, если учитывать, что его супруга не имела никаких познаний в мифологии, в том числе египетской мифологии (я имею в виду углубленных знаний: конечно, она знала, что такое Осирис, что такое Гор), но когда она стала выбирать правильный ответ из десяти возможных, отвечая на его очень сложные вопросы, касающиеся истории мифа, его атрибутов (в частности, это очень подробно описано в книге «Закон для всех»), — он, скажем так, насторожился.

Итак, они решили пойти в Каирский музей, где она прошла мимо нескольких изображений Гора, пока, наконец, не застыла перед стелой № 666 — стелой, которая именуется в Телеме Стелой Откровения и которая в перерисованном виде (или хотя бы распечатанной на цветном принтере) должна быть дома у каждого телемита, — и не сказала: «В определённое время в течение трёх дней ты должен запереться в комнате, и тебе будет надиктован текст». Как пишет Кроули в автобиографии, он на самом деле слышал голос — голос, который ассоциировался у него с голосом строгого царя, голос властный, голос сильный, — который надиктовывал ему текст, вплоть до того (не знаю уж, преувеличивал тут Кроули или нет), что в некоторых местах он был не согласен с тем, что ему диктуют, он пытался спорить, поэтому во второй главе есть конкретные строки: «Я вижу, ты ненавидишь свою руку и перо; но я сильнее. Ибо я в Тебе, том, которого ты не знаешь».

Насколько это принадлежит, скажем так, телемитской мифологии, а насколько это реально, утверждать мы не можем. Лично я получил доказательство сам для себя, что это текст необычный, что этот текст реально обладает магической и духовной силой, даже сам факт его прочтения обладает колоссальной силой, но затем я поставил ряд экспериментов, прося разных людей это читать, — но, в общем-то, сильные изменения, сильное воздействие было от силы в одном из десяти-пятнадцати случаев. Мне было крайне важно поставить эксперимент, вывести какую-то закономерность, и т. д. Закономерность, которую я вывел, очень проста: Книга Закона зовёт тех, чья этика, чья система ценностей, чья система координат с нею резонирует: таких, будем говорить, телемитов, не знающих, что они телемиты.

Теперь поговорим о самом законе Телемы. Основных принципов Телемы три: «Твори свою Волю — таков весь Закон», «Любовь есть Закон — Любовь в соответствии с Волей» и «Каждый Мужчина и каждая Женщина есть Звезда»… Кстати, по поводу второго принципа в телемитских кругах сломано много копий; дословный перевод звучит так: «Любовь есть Закон — Любовь под Волей»; когда переводили это «under», переводчики, причём профессиональные, готовы были буквально вцепиться друг другу в глотки. С первым принципом (там были варианты «делай что желаешь», «делай что изволишь», «делай что хочешь» сомнений нет: желаний много, так что правильный, умный перевод — из-Волишь, этимологически — «из воли», «will» — старинное «воля», то есть акцентуация на воле, и «изволишь» тут более правильное (хотя в русском языке и есть некоторые дополнительные коннотации). Поскольку это ключевые принципы, малейший оттенок, малейший семантический нюанс немножечко меняет картину.

Что мы можем сказать по этим принципам? Лично я как старый юнгианец сразу увидел в первом законе хорошую параллель с одной апокрифической историей, которую очень любил Юнг и которую он цитировал практически везде, где только можно. Согласно этой истории, Иисус, увидев работающего в субботу, сказал ему: «О человек, знай же: если ты ведаешь, что творишь — ты благословен, но проклятый нарушитель закона ты, если не ведаешь, что творишь». Фраза эта удивительна и парадоксальна, и для того, чтобы её понять, нужна немалая утончённость личности. То есть одно и то же действие, одно и то же нарушение, одно и то же событие, будучи неосознанным, ставит совершившего его человека ниже закона: он всего лишь гилик, который не дотягивает до закона. Если же он ведает, если он осознанно следует своему импульсу, своей Воле, своей природе, то, следовательно, он благословен. Это такая гностическая, стихийная, иррациональная парадигма, которая опровергает любой категорический императив этики. Кроули по поводу различных категорических императивов очень хорошо проходился. Например, мне очень нравится его стёб над Кантом: что бы, интересно, сказал Кант, если бы мазохист стал следовать его принципу — поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. То есть любой тезис, любой закон, любое утверждение — они относительны. Реальна только Воля.

Согласно космологии Телемы, Воля есть то, что соответствует в юнгианстве слову Самость, — то есть Истинное Я, источник, божество внутри, искра, контакт с которой следует обрести. На прошлой лекции мы говорили о процессе Индивидуации, о её стадиях, я надеюсь, все помнят: Персона, Тень, Анима/Анимус, Мана-личность, Самость, — то есть о реальном открытии Воли. Проецируя эти две системы друг на друга, мы можем говорить в тех случаях, когда индивид уже имеет связь с Самостью, со своей внутренней Звездой. Карл Густав Юнг и Алистер Кроули говорили об одном и том же. Здесь мы уже касаемся третьего принципа: «Каждый Мужчина и каждая Женщина есть Звезда». Звезда есть самость, Звезда есть истинная, эйдетическая идентичность, и, фактически, слова «Каждый Мужчина и каждая Женщина — Звезда» есть слова «Каждый Мужчина и каждая Женщина есть Бог».

А сейчас я предлагаю вам сравнить две цитаты. «На самом деле подлинная тайна возрождения может быть найдена лишь во “внутренней бесконечности”. Лишь заглянув вовнутрь, они увидят, что на отдаленном внутреннем горизонте “единственная звезда стоит в зените”. Эта внутренняя звезда является “предводительствующим богом” и “целью человека”. Юнг рассказывает, что после смерти душа отправляется вовсе не в христианскую “землю обетованную”, а к находящемуся внутри богу Солнцу (или звезде)». Следующая цитата: «И в опьянении, влюбленные в свой сон, иные души принимают собственные тени за самих себя и отчаиваются оттого, что они должны умереть. Души-звезды, отражения их мерцают в тихом озере жизни; и звезда сумеет разбудить их и вернуть к самим себе. То, что началось, не закончится уже никогда. Все выживает, ибо существует. Делай, что ты желаешь, ибо каждый человек — звезда. Пан не умер, он жив! О Пан! Сломай барьер! Я пришел к человеку… я Лев Света; я — Зверь, чей закон — Любовь. Любовь во власти желания — его Королевское Право. Смотри же внутрь, а не вверх — звезда видна!» Обратите внимание: вот эта фраза Юнга в его ключевом откровении «7 наставлений мёртвым», которое как раз пришло в середине жизни и о котором я забыл сказать в прошлый раз. И тот же самый символ Звезды, тот же самый символ внутренней бесконечности использует Алистер Кроули. Фактически, утверждается идентичная цель: задача установления своей собственной религии, своей собственной Самости, раскрытие собственной неповторимой природы, которая соответствует своему неповторимому Закону.

Я всегда стараюсь объяснять Телему через юнгианство, поскольку всё-таки для современного человека понять чисто научную аргументацию гораздо легче. Мы живём в XXI веке, веке науки, веке мысли… Всё-таки Кроули, к сожалению, не удалось осуществить свою мечту и добиться того, чтобы его научная концепция магики стала научно признанной, но, тем не менее, Юнгу здесь удалось гораздо больше, поэтому, объясняя Кроули через Юнга, я имею некоторые преимущества. Книга лучшего последователя Юнга Эриха Ноймана «Глубинная психология и новая этика» раскрывает как раз тот же самый закон: «Делай что изволишь», — но не в смысле бессознательного потворства любым желаниям. Хотя на первой фазе должно быть и это: в самом начале пути, когда человек восстаёт против Супер-Эго, против родительских установок, против того, что ему нанесли извне, — первое, что должно произойти — он должен восстать, он должен разрушить эти ложные ограничения. Но, естественно, к этому закон не сводится, иначе это был бы просто материалистический гедонизм, и не более. Когда ворота сломлены, когда город взят, «делай что изволишь» означает именно «выстраивать своё пространство»: делай то, о чём идёт сигнал изнутри, сигнал Самости.

Говоря об этике Телемы, нельзя не упомянуть важнейший документ, Liber OZ, который так и называется — «Декларация прав человека» (кстати говоря, на последнее собрание Касталии в Москве приходила Soror I. C., глава Российского O.T.O., и как раз по этому документу были очень ожесточённые прения со всех сторон, потому что он понимается совершенно по-разному). Можно сказать, что во времена Кроули этот документ был гораздо более скандален и шокирующ, чем сейчас, но и сейчас некоторые пункты этого документа могут вызвать глобальный шок у человека неподготовленного. Но я буду говорить прямо как есть, тут уж, как говорится, прошу простить, если где-то чьи-то чувства будут затронуты. Я отмечу только те пункты, которые наиболее важны, наиболее актуальны. «Человек имеет право рисовать, что он желает, ваять, что он желает», — для нас это, в общем-то, неактуально, поскольку самоочевидно. Для эпохи Кроули это было несколько более значимо, поэтому сейчас я бы хотел акцентировать именно те пункты, которые являются для современного человека наиболее спорными.

Во-первых, этот документ подразумевает требование легализации эвтаназии: один из его пунктов гласит, что человек имеет право умирать так, как он желает, человек имеет право определять сам границы своей жизни. Что касается второго момента, буду корректен и отмечу сразу: я обозначаю исключительно свою позицию, по поводу этого идеологического вопроса опять-таки было сломано много копий с Орденом, и это одна из причин, почему я ушел, в общем-то, в своей проект, почему я очень во многом идеологически не согласен. Речь идёт о пункте, который гласит, что человек имеет право любить, кого он желает, как он желает, когда он желает. Я утверждаю, что Кроули был великим предтечей сексуальной революции. Более того, на основании каких-то своих наблюдений, интуитивных прозрений, я могу утверждать, что он даже в какой-то степени её подготовил. Не  спешите надо мной смеяться, я приведу некоторые данные. Тимоти Лири, человек, который был одним из идеологов хиппи-революции 60-х, считал себя инкарнацией Алистера Кроули: когда он проплывал на пароходе мимо Каира, он имел видение Кроули. В альбоме «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» «Битлз», наряду со всеми портретами, изображён портрет Кроули. Дэвид Боуи был членом одного из телемитских Орденов. И так далее, и тому подобное. Вот такие маленькие, тонкие влияния позволяют мне делать столь радикальное, может быть, шокирующее утверждение, которое, могу сказать, в Ордене очень активно оспаривается: это один из тех вопросов, в которых я, скажем так, в контрах с официальной линией, поэтому я хотел бы это сразу развести, в этом смысле я представляю позицию Касталии.

На этом с Liber OZ можно уже закончить и перейти к пантеону. Книга Закона состоит из трёх глав, каждая из которых соответствует определённому божеству. Первое из этих божеств — Нюит. Это изменённое Нут, египетская богиня ночного неба. Кроули дал этому божеству ряд дополнительных коннотаций, так что в теологии Телемы это не просто божество неба, но божество пространства, богиня бесконечного расширения, бесконечного бытия, бесконечности вширь. Всё явленное во всех мирах, будь то миры физические или миры астральные, есть тело богини Нюит. Она есть высочайшая октава женственности, и первая глава Книги Закона, самая прекрасная глава, с которой у меня были связаны наиболее сильные переживания, продиктована от имени Нюит.

Вторая глава — это Хад, или Хадит, супруг Нюит. Если Нюит — это бесконечно огромное, бесконечное расширение, то Хадит — это бесконечно малое, это точка, это атом, это Атман, то есть истинное ядро индивидуальности. Так, во второй главе сказано: «Я — пламя, горящее в каждом сердце человеческом и в ядре каждой звезды». То есть речь идёт именно об этом сокровенном семени, истинной сущности, истинном Я, — можно сказать, это даже нечто выше Самости, потому что Самость всё-таки как-то познаётся в контакте, а это та сущность Самости, которая до конца непостижима. Так, Хадит говорит: «“Придите ко мне” звучит глупо, ибо это я — идущий»; «познать его» тоже звучит глупо, потому что «она будет познана, а я — никогда», — то есть даётся парадоксальнейшая идея, что бесконечность вширь можно познать, а вот эту сокровенную точку познать до конца нельзя, потому что она есть абсолютная сущность Самости, она есть её ядро, её сокровенная сердцевина.

Третья глава — это Ра-Гор-Хуит, это бог-воин, бог Равноденствия Богов, бог изменения, который является коронованным и побеждающим Ребёнком. Согласно теологии Телемы, человечество проходит три этапа эволюции. На первом этапе, который называется Эон Исиды, доминировали матриархальные культы, культ Матери-Земли. Начиная где-то 2 500 лет назад, Эон Исиды сменяется Эоном Осириса, от матриархата происходит переход к патриархату, Бог как нечто внешнее, автономное не только от человека, но и от мира, абсолютное трансцендентное. С 1904 года начинается третий Эон, Эон Дитя, который должен объединить лучшие качества обоих Эонов, который есть Эон особого рода игры, парадокса, его красоты. Ведь что такое Дитя? Дитя — это игра. И мы видим, что Кроули не так был неправ в своих пророчествах: то, что казалось безумием в Викторианскую эпоху, уже не кажется таковым в наш век постмодернизма, когда абсолютная патриархальная истина уже отрицается, когда есть дискурсы, есть игра, а философия есть игра дискурсов, игра смыслов. Иными словами, происходит отход от этой ложной патриархальности, авторитарности, — то есть опять мы видим, что Кроули оказался провидцем, Кроули говорил то, что не мог знать. Кроули говорил о сексуальной революции в пике пуританского викторианства, Кроули говорил о боге игры и культуре игры, когда о постмодерне речи ещё даже не шло, и т. д., и т. п. Мы видим поразительные вещи: Кроули чётко прогнозировал то, что произойдёт.

Ещё одно отступление. Очень печальная для всех телемитов история — Хаббард: это тот случай, когда на великой идее появился мошенник. Он просто обокрал ученика Кроули Парсонса, он обокрал его на деньги, и он обокрал его на определённые материалы. В итоге, используя эти материалы, он создаёт свою дианетику. Джон Парсонс — тоже очень интересный персонаж (кстати, тоже по поводу духовного влияния Кроули на человечество). Это человек, который был физиком, который разработал сухое топливо для ракет, — то есть человек, благодаря которому стали возможны дальние полёты, и который ловил эти идеи в магических ритуалах, которым научил его Кроули. Опять-таки, какие силы для цивилизации! Разработки шли в 40-х, а введены они были где-то в 60-70-х. Так вот, Хаббард обокрал Парсонса, он долгое время у него чему-то учился, Парсонс, как человек чистой науки, мой тождик, Дон Кихот по социотипу, естественно, в личностях не особо разбирался, на этом он и прокололся. Да, действительно, в дианетике есть очень много идей, заимствованных у Кроули, — в частности, техника воспоминания прошлых жизней, «возвращение назад», до отматывания к точке «клир»[2], у Кроули есть Liber Thisharb, «Путь Памяти». То есть, Хаббард приворовал очень хорошо и сделал на этом очень большую карьеру.

Comahon: Упоминая Парсонса, можно было бы сказать пару слов и о личности Марджори Камерон, и, в частности, о Работах Бабалон.

О личности я не так уж и много знаю, но магические работы Бабалон, конечно, были шикарные. Парсонс мало того что после этого ритуала получил мощнейшее откровение, которое считал четвёртой главой Книги Закона (ортодоксальные телемиты не считают её четвёртой главой, я так, конечно, тоже не считаю, но то, что это текст колоссальной поэтической силы — это факт), но после этих работ у него был ряд мощнейших инсайтов в научном плане, он очень здорово продвинулся, но при этом боги, как всегда, очень тонко пошутили: ему было обещано, что «плоть его станет огнём», погиб он в результате неудачного эксперимента в химической лаборатории, а именно от взрыва. У богов очень тонкое чувство юмора на этот счёт 🙂

Вернёмся к Кроули. На самом деле, Кроули разработал ряд ритуалов, которые правильный телемит практикует ежедневно. Это Ритуал Воли перед едой — ритуал, который призван напомнить человеку о том, что он должен следовать своей Воле, о поиске Воли, и, когда я начал практиковать этот ритуал, он действительно дал мне очень хорошую концентрацию сознания. Это ритуал четырёхкратного поклонения Солнцу (каюсь: его я практикую, но не как положено — полночь, полдень, утро, вечер, — а один, два раза в день; четыре, насколько я знаю, делает только Ксения из Израиля, это единственная дисциплинированная телемитка, на работу ей в 8, она ставит будильник на 6, встаёт, делает утренний Реш, ложится, досыпает два часа, потом опять встаёт; но это просто уникум, это человек, которого в любое пространство закрути-заверти, она по энергетике узнает полюса, восток-запад-юг-север, реально, я это видел, честно, понимаю, что в это невозможно поверить, но есть такие практики). Далее, есть Малый Ритуал Пентаграммы (я лично считаю — и школа Касталии тоже, — что от Малого Ритуала Пентаграммы можно отказаться и перейти сразу к Рубину), и есть Ритуал Звёздного Рубина. Если вы готовы, я мог бы показать этот ритуал, причём даже не просто показать, а сделать его на ваших глазах. Я практик давний, но это в том случае, если, так сказать, пугливых нет. Я прошу вас понаблюдать за энергетикой, понаблюдать, что я делаю, как я делаю, почему я делаю.

Этот ритуал является одной из ключевых квинтэссенций ритуалов Телемы. Во время ритуала попрошу соблюдать молчание. Пока не начал, объясняю: ритуал делается на телемитскую Кыблу, на Болескин, для России это запад, чуть севернее. Большая часть ритуалов нетелемитских делается на восток, именно на реальный, как на восход Солнца. Итак, я начинаю.

[Выполняет Ритуалы Звёздного Рубина и Звёздного Сапфира]

Вот, собственно, связочка телемитских ритуалов, я сделал не только Рубин, но и Сапфир, когда начинаю практиковать, как-то сразу идёт желание сделать оба.

Собственно, что такое телемитские ритуалы? Это практика, которая позволяет удерживать связь с некой внутренней жизненной силой, внутренним источником, внутренними богами, внутренней бесконечностью. Это те психотехники, построенные на определённых жестах, определённых вибрациях, определённых визуализациях, которые не требуют никаких психоделиков, никаких внешних средств. У вас есть всё, что вам нужно, для такого изменения сознания, для углубления, для установления связей с теми или иными архетипами, с теми или иными силами, которые находятся в нашей внутренней бесконечности. Кроули разработал серию таких ритуалов, я показал два, пожалуй, ключевых телемитских ритуала.

Кстати, у кого-нибудь было ощущение энергии по ритуалу? Кто-нибудь словил что-то, интересно?

Comahon: Энергию — не энергию, но воздух стал плотнее. Кстати, мокрыми руками это ощущается лучше. Обычно в таких случаях для проверки я смачиваю руки. Не знаю, насколько это верно, но по моим ощущениям воздух плотнее стал. В принципе, после этого можно было бы ещё что-то пройти — я думаю, он мог бы и зарезонировать.

Если будет желание, можно будет поговорить непосредственно о знаках, но тут нужен целый курс «Магия Телемы», даже не одна лекция. Итак, обзорную лекцию я провёл, если идти дальше, нужно уже углублять ту или иную тему, тот или иной концепт, поэтому предлагаю уже перейти к какой-то дискуссии, каким-то вопросам, каким-то идеям. Может быть, мы откроем какие-то другие грани телемитской традиции, может быть, мы развернём ещё какие-то идеи…



[1] См.«Архетипы Индивидуации».

[2] В свою очередь, эта техника унаследована Кроули от его учителя, Алана Беннета. См. «Апокриф», вып. 5. «Тренировка разума». Прим. ред.

Транскрипт составил Fr. Nyarlathotep Otis.