Алистер Кроули. Liber A’ash vel Capricorni Pneumatici

Liber A’ASH, или Книга Духовного Козерога под номером 370

С комментариями Брата Ахада и дополнительными примечаниями Алистера Кроули

[Обычным шрифтом даны комментарии Брата Ахада. Полужирным — текст «Liber A’Ash». Курсивом — комментарии Алистера Кроули. В квадратных скобках [] с подчеркиванием — дополнения и примечания переводчика.]

Утверждается [в «Курсе официальных наставлений A.’.A.’.»], что в «Liber A’Ash» заключена подлинная тайна всей практической Магии. Я высказал Брату O.M. (А.К.) предположение, что эту книгу можно истолковать в фаллическом ключе, и он велел мне написать комментарий к ней, проработав данный аспект интерпретации во всех подробностях. Если в Микрокосме фаллос — это Творец, то почему бы не использовать его — в соответствии с волей — для сотворения любой необходимой вещи или состояния?

Давайте проверим, находит ли эта идея подтверждение в «Liber A’Ash».

[A’ash — это английская транслитерация еврейских букв Айин и Шин, обозначающих Око и Зуб (см. стих 17) и соответствующих Козерогу и Огню/Духу. Их числовые эквиваленты — 70 и 300 — дают в сумме номер данной книги — число 370. ]

0. О, Божий Дуб, упрямый и узловатый! Гнездится молния в твоих ветвях! Парит над тобою Безглазый Сокол.

0.         О, Божий Дуб, упрямый и узловатый!

Возможно, это Солнце, Творец в Макрокосме.

(А.К. Нет, это сам фаллос с его венами, вместилище семени и т.д.)

Гнездится молния (тайная Магическая сила) в твоих ветвях!

Парит над тобою Безглазый Сокол.

(А.К. Головка пениса. Я пока что не понял, как истолковать эти слова, хотя мне кажется, что подойти к их интерпретации можно тем же путем, что и к толкованию главы «Слепая свинья» из «Liber 333». Впрочем, можно предположить, что здесь подразумевается Йони. В таком случае подразумевается поза, при которой женщина находится сверху, а мужчина — снизу, и эта идея в той или иной степени согласуется с методикой, описанной в «Экстатическом воодушевлении», где Жрица помещает Жреца в эту позу, а затем занимает предназначенное ей место. Могу добавить, что поза, в которой мужчина лежит на спине, а женщина восседает на нем, опираясь на колени, образует очертания буквы Тав.)

1.         Сокрушен ты и черен!

По-моему, это состояние обессиленности.

(А.К. Полагаю, это всего лишь поэтический образ, но утверждать наверняка не берусь. Безусловно, здесь скрыт и некий другой смысл: например, слово «сокрушен» может соотноситься с [Ату XVI, Сокрушенной] Башней, [и] Марсом, управителем Козерога [точнее, планетой, экзальтирующей в знаке Козерога!, а Черный цвет — с Сатурном, планетой, экзальтирующей в Козероге [точнее — управителем Козерога]. Сам по себе Козерог, разумеется, напрямую связан с названием этой книги.)

Одинок бесконечно средь вересковой равнины.

Вересковая равнина может означать волосы.

(А.К. Да. Деревья традиционно символизируют волосы, растущие в тех или иных местах)

2.                     Воспрянь!

Т.е. поднимись и распрямись.

Рдяные тучи парят над тобою!

Женский образ. (А.К. Да. Женские лобковые волосы.)

Близится буря.

3.                     Небо зияет пылающей раной.

Йони. (А.К. Да.)

4.                     Воспрянь. [англ.: Up!]

Пояснения излишни. Впрочем, V = 6, а P = 80, [в сумме! = 86 = Чаша [др.-евр. «чаша» — DIP; в «Сефер Сефирот» это число и слово соотносятся также с женскими половыми органами.!. (А.К. Да.)

5.         Буря играла тобою, сжимая в объятьях, эон и эон за эоном. Но ты не отдал сока жизни своей; ты не упал.

Фаллос долгое время пребывал «в объятиях бури», но так и не изверг семя. Он остается твердым и напряженным.

(А.К. Да.)

6.         Только в самом конце ты отдашь сок жизни своей, когда великий Бог F.I.A.T. взойдет на престол в день Пребудь-С-Нами.

Семяизвержение произойдет лишь в надлежащий миг, когда воля провозгласит FIAT — [лат.! «Да будет… (то, что должно свершиться по замыслу мага в результате данной практики)». Кроме того, F.I.A.T. соответствует четырем стихиям — Воздуху, Огню, Воде и Земле [лат. «воздух» — flatus, «огонь» — ignis, «вода» — aqua, «земля» — terra], а, следовательно, Тетраграмматону и Аминь [Amen].

(А. К. Да, хотя мне это в голову не приходило. )

7.                     Ибо два дела сделаны, третье же началось.

«Третье же началось» — возможно, это означает, что силы, которые приведут к желаемому результату, уже пришли в движение.

Исида с Осирисом предались кровосмешенью и блуду. Рвется на волю из материнского лона Хор триждывооруженный. Близнец его, Гарпократ, сокрыт в нем. СЕТ — священный завет его, который он явит в великий день M.A.A.T., кою надлежит понимать как Мастера Храма A.’.A.’., имя которому — Истина.

СЕТ — символ Воздвигнутого Фаллоса, который будет явлен в День Истины

(А.К. Мне это все непонятно.)

[M.A.A.T. — анаграмма аббревиатуры M.T.A.A., от англ. «Master of the Temple of A.’.A.’.» («Мастер Храма A.’.A.’.»). ]

8.                     Ныне сила магии должна быть постигнута в нем.

В этом завете постигается магическая Сила. (А.К. ?)

9.         Он — словно дуб, что укрепляет себя и не дрогнет пред бурей.

Фаллос подобен Дубу. В «Книге 777» дуб — 21-я строка = Владыка Сил Жизни [т.е. Ату X, «Фортуна», аркан Таро, соответствующий Юпитеру ].

(А.К. Да.)

Он закален непогодой, изранен в боях и уверен в себе, как морской капитан.

«Он закален непогодой … и т.д., как морской капитан» — т.е., как тот, кто сведущ в «кораблях» и умеет управлять ими при любых обстоятельствах.

(А.К. Да.)

10.        И напряжен, как гончая на поводке.

11.        Гордость в нем и великая тонкость искусства. Да! и ликованье!

Гордость высоко возносит главу свою и не склоняется ни перед кем.

(А.К. Да.)

12.        Пусть в заклинанье своем Маг действует так.

Маг [Magus] = 2 [2-я сефира, Хокма ] = лингам; см. «777».

(А.К. Да.)

13.         Пусть сядет и заклинает; пусть соберется весь в едином мощном порыве; пусть восстанет затем, налившись силой, напрягшись; пусть сорвет с головы клобук и вперит свой взор василиска в демонский сигил. А затем пусть начнет раскачивать силу свою туда и обратно, как сатир, в молчанье, пока не исторгнется Слово из горла его.

Он собирается с силами, «срывает с головы свой клобук» и устремляется внутрь йони, продвигаясь вперед до самого входа в матку. «Слово» = Хокма = Йод в составе Тетраграмматона. Йод = сперматозоид. Таким образом, Слово означает семя, извергнутое Творческой Силой Воли.

(А.К. Да.)

14.         После того — да не падет, обессилев, хоть он и человек десятитысячекрат; но переполняет его бесконечная милость Отце-Материнства Вселенной, ибо он — Сосуд для нее.

Отдав сок своей жизни, он должен оставаться в Йони; чтобы правильно выполнить эту практику, он должен приготовиться к дальнейшим действиям. На этом этапе он ощутит, что в нем действует Магическая сила.

(А.К. Я не понимаю, как согласовать это с некоторыми другими имеющимися у меня сведениями.) [Согласно примечанию редактора английского издания, подразумевается часть coagula в составе формулы IX степени, о которой Брат Ахад не знал, когда писал этот комментарий.]

15.         Не пытайся себя обмануть. Легко отличить живую силу от мертвого вещества. Не трудней, чем живую змею — от мертвой.

Проверка на правильность исполнения практики.

(А.К. Не понимаю, что вы имеете в виду. По-моему, это значит, что маг со всей определенностью чувствует, действительно ли он творит магию или нет.)

16.         Что до обетов, то будь упрям и не будь упрям. Пойми, что податливость Йони равна удлиненью Лингама. Ты — и то, и другое; и обет твой — лишь шелест ветра на склонах горы Меру.

Не понимаю, о чем это; разве что — о необходимости отринуть ограничения, навязанные обществом? Лингам и Йони — 26-я строка в «Книге 777» [Ату XV, Козерог, Айин]; тем самым продолжается аналогия с Айин.

(А.К. Может быть, это связано с Обетом Целомудрия?)

17.         Поклоняйся же мне — тому, кто есть Око и Зуб, Духовный Козерог, Владыка Творенья. Я — Око в Треугольнике, Серебряная Звезда, которой вы поклоняетесь.

Око = Айин. Зуб = Шин. Название этой книги. Айин = Козерог. Шин = Дух. A’ash = Творение. Айин = Око. Шин — треугольник [ввиду своей формы]. = Око в Треугольнике. Серебряная Звезда [символ треугольника высших сефирот].

(А.К. Да.)

18.        Я — Бафомет, Восьмеричное Слово, что равновесно Трем.

8=3 [номер степени Мастера Храма] M.A.A.T. [см. комментарий к стиху 7] и Истина. Маат = 22-я строка [в «Книге 777»] = Ламед, Труд уравновешивания и т.д.

(А.К. Мне нравится это «и т.д.»! Я три года бился, чтобы понять, как правильно пишется «Бафомет», и до сих пор так и не понял.)

[В конце концов Кроули пришел к выводу, что это имя должно записываться как BAFOMIThR, что означает «Отец Митры».

Бафомет — символ Пана Пангенетора (Всепорождающего), изображенного на карте «Дьявол» (Ату XV, Козерог).

«…равновесно Трем»: как образ полностью развившегося гермафродита, или Андрогина, символизирующего мистическое совершенство, Бафомет олицетворяет третий элемент триады, рождающийся от союза двух противоположностей.]

19.        Нет такого деянья и страсти такой, что бы не были гимном во славу мою.

Все деяния, все страсти должны быть творческими.

(А.К. Что бы ты ни делал, делай это во славу Божью)

20.         Все святыни и символы станут моим причастьем.

Эта практика сама по себе должна служить внешним и зримым символом внутренней духовной благодати.

(А.К. Нет, это значит: «(Тайно) интерпретируй всё как относящееся тем или иным образом к Фаллосу».)

21.         Вот живые созданья, посвященные мне: козел, и утка, и осел, и газель, мужчина, женщина и дитя.

Козел = Козерог = Айин, а также OZ, Высочайшая Семерица в своем магическом проявлении посредством материи.

(А.К. Да.)

Утка — не знаю, почему; разве что в связи с символикой утиных яиц. [В финском мифе творения утка сносит яйцо, из которого возникает мир.]

(А.К. И я не знаю.)

Газель — возможно, из-за раздвоенных копыт; см. упоминание в «Колофоне» («Эквинокс», X). [В стихотворении Кроули «Колофон» с подзаголовком «Лайле 28» упоминается «раздвоенное копыто веселой газели» — как один из образов возлюбленной. ]

(А.К. Да)

Мужчина, женщина и ребенок — здесь найти соответствия не так сложно.

(А.К. Священная триада)

22.         Посвящены мне все трупы; их не должно касаться иначе, как для причащения мне. Все уединенные места посвящены мне: где один человек соберется во имя мое, там я пряну в его средину.

Труп упоминается в 26-й строке «Книги 777», но мне это непонятно. (А.К. И мне) Заключительная часть стиха — очевидно, обещание того, что результат непременно будет достигнут.

(А.К. Мне это неясно.)

[«…где один человек соберется во имя мое…» — ср. Мф. 18:20: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». ]

23.         Я — чудовищный бог, и кто надо мною властен, тот безобразней меня.

Чудовищный бог — Бафомет, Козел Шабаша. Айин = Дьявол.

(А.К. Я не понимаю.)

24.         Но я даю больше, чем Бахус и Аполлон; мои дары — превосходней коня и оливы.

[Конь и олива — аллюзия на древнегреческий миф о соперничестве между Посейдоном (чье священное животное — конь) и Афиной (чье священное дерево — олива) за власть над городом Афины. Посейдон подарил городу источнику воды, а Афина — оливковое дерево, и ее дар был признан более ценным.]

25.         Кто поклоняется мне, должен мне поклоняться во многих обрядах.

При правильном понимании теории и верном применении ее на практике он дает всё.

(А.К. Правильно)

26.         Я — тайное тайных; когда Пресвятого Древнего гонят нагим через площадь, я по-прежнему скрыт и стою в стороне.

Возможно, существует и более возвышенная интерпретация, но на том плане, которого мы придерживаемся в данной статье, очевидно, что фаллос могут долго гонять по площадям, прежде чем будет разработана как следует связанная с ним теория магии.

(А.К. Нет, я полагаю, что здесь просто подчеркивается его святость.)

27.         Кого я люблю, того я бичую множеством розг.

Разве он бичует не одной розгой?

(А.К. Одной бичую я.)

28.         Всё мне посвящено; нет без меня ничего святого.

Если всё живое священно, а Он — Творец, то это вполне понятно.

(А.К. Именно так.)

[«Всё живое священно» — афоризм из поэмы Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада».]

29.         Ибо где нет меня, там святости нет.

Мастер должен трижды и четырежды отдать семя своей женщине. Продолжай во что бы то ни стало!

(А.К. Да, но см. «Корабль».)

30.         Не страшись, когда повергает меня ярость бури; ибо ветер несет мои желуди вдаль; и воистину вновь я восстану, и дети мои — вкруг меня, и воздвигнем мы в Вечности лес наш.

А именно: «Я — тайная сила, сокрытая в материи и в Проявленном».

(А.К. Не надо развивать эту мысль.)

31.         Вечность — вот буря, что укрывает меня.

32.        Я — Бытие, то Бытие, что существует лишь в силу его Бытия, что превосходит само Бытие Бытий и уходит корнями глубже, чем Древо Ничто в Стране Ничего.

Найти «Слово» можно лишь при условии, что «Ключ» будет использован правильно.

33.         Итак, ныне ты знаешь, когда Я в Тебе, когда мой клобук раскрыт над твоей головою, когда моя сила мощнее, чем Инд, перекрытый плотиной, и неотвратима, как Исполинский Ледник.

Возможно, подразумевается некий конкретный опыт, пережитый во время данной практики.

(А.К. Поднимающаяся кундалини. Ср. «лист лотоса», возвышающийся из-за спины Будды на всех изображениях, где он представлен в полной силе.)

[На изображениях Будды, сидящего в медитации (в позе лотоса), из-за его спины поднимается голова кобры с раскрытым капюшоном.]

34.         Ибо каков ты в Своей наготе пред распутницей на базаре, увлеченный лукавством ее и манящей улыбкой, таким же теперь — и всецело, а не отчасти — предстаешь ты пред символом Возлюбленного, будь то всего лишь Пишача, Янтра или Дэва.

Этого я не понял.

(А.К. Это значит, что даже самому низменному Объекту следует поклоняться, и тем самым он станет равнозначен Нут. По крайней мере, мне так кажется.)

[В индийской мифологии пишача — злой дух, демон, в которого после смерти превращается душа преступника; янтра — символическое изображение энергий того или иного божества; дэва (дева) — бог. ]

35.         И во всем порождаешь Бесконечное Блаженство и следующее звено Бесконечной Цепи.

Имеется в виду, что таким образом можно достичь уровня Высшего Сознания (см. «Экстатическое воодушевление»).

36.         От Вечности до Вечности тянется эта цепь, и каждое звено ее — треугольник (треугольник — не мой ли символ?), и каждое звено ее — круг (не символ ли Возлюбленного — круг?). В этом смысле любое развитие — грубое заблужденье, ибо все круги одинаковы и все треугольники одинаковы.

Непонятно.

(А.К. Треугольник = Фаллос. О = Йони. Продолжают соединяться все далее и далее, см. «LXVI» [«Книгу Рубиновой Звезды»].)

37.         Но развитие есть развитие, и развитие есть восторг непрерывный, слепящие ливни света, волны росы, пламена волос Великой Богини, розы, венком обвившие шею ее. Аминь!

То же самое.

(А.К. А для меня здесь нет ничего непонятного; да будет благословен Он!)

38.         Посему воздвигнись, как я воздвигся. Дабы достигнуть, стойко держись, как я владею собой. Когда же достигнешь цели — будь она далека, как звезды в средоточии Нут, — то убей себя так же, как я в завершенье гибну: в смерти, которая

— жизнь, в мире, который — мать войн, во тьме, которая держит в руке своей свет, как блудница, что достает из ноздрей своих драгоценный камень.

Думаю, это относится к некой практике более высокого уровня.

(А.К. Просто еще один пересказ того же самого на языке поэтических образов)

39. И потому начало — это блаженство, и блаженство — конец, и блаженство — посередине, так же как Инд — это вода ледниковых пещер; и вода, что течет меж великих и малых холмов, через горные кряжи и через равнины; и вода его устья, где он впадает в могучее море, о да! в могучее море.

Указание на то, что на основе одной практики развивается другая и так далее, пока наконец все планы не будут восприняты как Единое, а не как Множество.

(А.К. Может быть)

© Перевод: Анна Блейз, www.oto.ru

Об авторе Алистер Кроули

(англ. Aleister Crowley; урождённый Э́двард Алекса́ндр Кроули (англ. Edward Alexander Crowley); 12 октября 1875 — 1 декабря 1947) — один из наиболее известных оккультистов XIX—XX века, мистик, пророк, поэт, альпинист и ярчайшая личность своего времени. Основатель учения Телемы, автор множества оккультных произведений, в том числе «Книги закона», главного священного текста Телемы. колоды «Таро Тота» и многих других. При жизни Кроули был участником нескольких оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари», «Серебряную Звезду» и «Орден Храма Востока».