Страсти

…тогда родила она Бледное Желание, ставшее отцом Любопытства —
Девы вечно юной,
А вслед за ним Медлительную Праздность, от которой пошло Невежество,
родившее Удивление.
Эти Боги произошли от Боязни, 5
ибо такие Боги, как эти, — ни мужского, ни женского пола,
но Однополые и Самородящие, однако, если пожелают
совокупиться, то рождают могучие силы.
Она ещё не знала их, — они ещё не воевали со Стыдом
ещё не усиливали её слабое войско. 10
[И вот, день наступил, Златое Солнце пустилось в свой долгий путь,
оживляя хладную землю лучами радости] Но проснулась Гордость, не зная, что Радость уже родилась,
и исторгла из нутра своего зерно Яда
и заронила его в чудовище по имени Стыд; 15
так явилось Честолюбие, пресмыкающееся как жаба.
Гордость носит его в своей груди, и Боги
все поклоняются ему. Так велика его Сила,
что Гордость, вдохновлённая его Пророчеством, зрит
все Царства Земные и всю Славу их: 20
зрит допотопное войско Могучих Гигантов,
и Каина Град, возведённый на Убийстве,
За ним, Вавилон, гордо вознесшийся к Небесам,
Вавилон, вещающий тысячью языков, —
Столпотворение ему имя, — Вавилон, отданный Стыду; 25
на него взирает она с Горечью, не ведая того,
что и прочее так же, как и он, было отдано Стыду!
За Вавилоном зрит она Ниневию и Многоценный Тир,
и даже Иерусалим был явлен ей — священный град;
потом Афины — Учёность и Гордость Греции; 30
и дальше от Восходящего Солнца
Рим, восседающий на семи холмах — властелин мира.
Зрит она Символ Гордости, зрит Искусства, и сокровища приносимые ими,
роскошь и изобилие щедрого стола;
но туча окутала Рим, 35
и взор устремился на Восток —
в Великий Град Константина, куда Империя спасается бегством,
чтобы затем истечь кровью и погибнуть;
Жертва принесена дланью Жреца.
Так Солнце однажды покатило назад свою Колесницу 40
чтобы продлить жизнь Доброго Короля.
Туча рассеивается, и Рим вновь сверкает,
увенчанный Митрой и тройной Короной.
И вот, Гордость ликует ещё сильней, она зрит,
как Мир падает ниц пред нею, во всеобщем Поклонении. 45
[не в силах сдержать себя, она восклицает:
«О благословенное время, Царство Гордости, ты наступило!»] Но теперь Солнце, уже скрывшееся за горизонтом,
Вновь встаёт из морей;
Оно взмывает, излучая Сладостное Влияние над Землёй. 50
Гордость боялась за свой Город, но недолго,
Ибо вглядываясь с Упорством, узрела она, что Гордость правит в нём.
Теперь Ужасные Мучения приветствуют её, и из её отяжелевшего чрева
на свет является потомство её — близнецы Зависть и Ненависть.
У Зависти голова громадной страшной Змеи 55
с сотней шипящих языков;
ядовитое дыхание её порождает подлую Сатиру,
Заразу, от которой никому не укрыться;
охваченная Вечной Жаждой,
она заглатывает собственный яд, 60
разъедающий её нижние Члены,
из кроторых вытекает Река —
Самая Чёрная и ужасающая, бегущая по земле
С громким устрашающим Рокотом,
но, наконец, она утихает в озере по имени Забвение; 65
озеро это — источник Рек, наполняющий Чаши всех смертных.
Моя чаша наполнена Вонючей Жижей Зависти
[и Смерть в моём Котле];
и только чудо может принести мне Исцеление!
Желание томится хотя бы по ещё одной Освежающей капле, но ему Отказано, 70
и пока другие спят в Пуховых Гнёздах Довольства,
Шип Проклятья впивается мне в грудь, заставляя меня петь;
но сладостна Песнь моя, — это Зависть вдохновляет её;
терзаемый славой других, о, как я скорблю;
и жалобы мои Сладостней чем их Ликование; 75
но хотя мои длани трепещут от Зависти,
Песнь моя взмывает навстречу Вновь Рождённому Дню.
Ненависть, злобная Мегера, подстрекает Зависть,
будучи не в силах сама исполнить свой Долг,
и приняв обличие Бескровного Демона. 80
Все Боги служат её прихоти,
Так велика её Власть! подобно сказочной Гекате
связывает она их своим законом.
Далеко в Страшной Пещере живёт она
незримо и скрыто от Взора Дня, 85
судьбой прикована к твёрдой Скале;
и там вершит своё колдовство;
и Вздохи её содрогают Земную Твердь;
и теперь с Упоением правит она Завистью,
и Меланхолия выходит из мрачного чрева её. 90
Здесь Меланхолия; о, как прекрасна она,
чьи Небеса есть Небесный Разум;
ибо с Небес сходит она;
и когда она уходит, Небеса безмолвно следуют за ней!
Она приносит истинную Радость, когда-то упорхнувшую, 95
и Созерцание — её Дочь. Сладостное Созерцание,
[оно учит познанию] оно приносит человеку Смирение.
Бери его, — молвит Созерцание, — и носи в своём сердце;
хозяин самого себя, ты станешь тогда хозяином всего. 100
[Смирение Дочь Созерцания] Это Созерцание учит Познанию,
и возвращаёт ему престол, когда-то утраченный;
как это случилось, я расскажу; но уймись цветистая песнь!
Я покажу, Как Совесть сходит с Небес. 105
О, взирай тот, кто прислушивается к её гласу?
Это Совесть сломила Меланхолию,
Совесть, посланная охранять Разум,
тот Разум, что когда-то был прекрасней, чем сияющий свет,
пока он не вымазался в грязи мрачной Тюрьмы Познания, 110
ибо Познание прогнало сладостную Невинность прочь,
и Разум должен был последовать за ней, но судьба не допустила этого;
тогда явилась Совесть со своей прекрасной свитой
Пылкая Песнь зазвенела, говоря о том,
как Гордость восстала против своего отца, воюя и побеждая. 115
Его Борода серебряным потоком заструилась вниз,
и, услышав его Тяжкие Вздохи, Дети его
все в доспехах ворвались, чтобы свергнуть его с трона.
Тёмное было это деяние, — самое Тёмное.
Стыд, одевшись в Туман, осадил его встревоженное чело, 120
и наполнил его Смущением.
Боязнь, словно поток с диким Рёвом кружилась у его трона,
сотрясая могучие колонны.
И вот, все Боги выстроились в чёрные Шеренги;
подобно грозовой Туче, Гордость повела их в атаку; 125
вот они окружили Бога и крепко связали его
Гордость, его полонившая, теперь царила над всеми Богами.
Она оседлала вздымавшийся Ветер,
и рассеяла всех, кто дерзал ей перечить;
но Стыд противился неистово, 130
и слал угрозы сквозь бушующую Пучину.
Гордость породила Ярость.
Тем временем явился Спор, Могучий Принц,
Зависть в ужасных Муках родила его.
Затем Зависть родила Заботу. 135
Забота восседает на морщинистом утёсе.
Бесформенный Спор восседает над тронами королей подобно тлеющему огню
или навещает Жужжащие Города.
Забота родила Домогательство, слепое существо простёртое на земле;
и Спор породил Месть. 140
Ненависть, отсиживаясь в своей мрачной пещере, зачала
и разродилась Презрением и Клеветой. Презрение служит Гордости;
но Клевета летает вокруг всего Света
и, став Эльфом Ненависти, выполняет её черную работу.
Но Хитрость, как и Клевета, трудится для Ненависти, 145
И часто извлекает из этого пользу. Хитрость порождение Стыда.
Воистину, Ненависть управляет всеми Богами, навязывая им свою волю.
Хитрость породила Обман и Мошенничество, —
эти Боги, последние из названных, вдыхают Дым Городов,
и выдыхают Суету и Разрушение парящие на черных крыльях. 150
Увы, есть ли в Городах хотя бы один человек,
чьё лицо не скрывает того, что у него на сердце?
Гордость создала прекрасную Богиню или, скорее, изваяние,
пока Познание не вдохнуло в неё жизнь; звали её Себялюбие.
Боги души в ней не чаяли и засыпали её Дарами, 155
как некогда Пандору. Её послали к людям,
и самые мерзкие пороки стали прислуживать ей.
Это была Могущественная Богиня, и родила она Самодовольство;
а Стыд породил Почтение и заключил союз с Гордостью,
и Хитрость поселилась с нею 160
и имела от нее Недоверие и Подозрение;
[Стыд с Гордостью родили Почтение, который породил Месть] И тогда Стыд родил Дочь, по имени Соперничество,
которая соединилась браком с Почтением;
эти двое следуют за своим родителем по всему Свету. 165
О взгляни, как дружно эти друзья Города держатся за руки!
О взгляни, как с рождения они связаны плотью и кровью.
О взгляни, более прочных уз, чем супружеская любовь,
ты едва ли отыщешь, но Себялюбие стоит меж ними.

Примечания

Начальная часть семистраничной черновой рукописи до 1929 года принадлежавшей семейству Россетти, а затем перешедшей на хранение в Нью-Йоркскую публичную библиотеку “then She bore Pale desire…” была впервые опубликована Уильямом Россетти в 1903 году под заголовком «Страсти» (Rossetti, William M., ed. «The Passions: An Unpublished Poem by William Blake.» In The Monthly Review 12, August 1903). В этой публикации текст, в оригинале представленный как проза, был разделён на строки и оформлен как стихотворение. Этот образец ранней «метрической» или «поэтической прозы», был написан, вероятно, одновременно с текстами, вошедшими в книгу «Поэтические наброски», о чём свидетельствуют текстологические совпадения с текстом «Созерцания» и условно датируется как написанный до 1777 года. Это, вероятно, первая попытка Блейка создания своей собственной теогонии, некой системы иерархии Богов, где исследуется их происхождение и родословная, их взаимоотношения и борьба друг с другом так, как Блейк это делал потом в своих более поздних «пророческих книгах». Здесь Блейк называет Богов именами человеческих страстей и пороков, начиная родословную от Боязни (Fear), рождающей Бледное Желание и Лень, и завершает бракосочетанием их потомков Соперничества и Почтения. Он также говорит об их общем предке Познании (Knowledge), отца Боязни, Гордости и Стыда, когда-то свергнутого с престола собственными детьми. Говорит он и о положительных свойствах и эмоциях: Радости, Довольстве, Созерцании, Разуме, Совести, Невинности и Смирении —не играющих серьёзной роли в основной божественной иерархии. Параллельно, используя аллегории человеческих страстей, Блейк излагает краткую историю человечества от «допотопных» гигантов и Града Каина «возведённого на Убийстве» до современных городов, полных дыма и копоти, где царят Обман, Мошенничество, «выдыхая из себя Суету и Разрушение парящих на черных крыльях», и живут люди, у которых лица, словно маски, «скрывают то, что у них на сердце».

Здесь авторская пунктуация воспроизведена по изданию Д. Эрдмана (NY 1988). Строки зачеркнутые автором заключены в квадратные скобки.

28. Ниневия — с VIII—VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян в 612 до н. э.

28. Многоценный Тир (Costly Tyre) — намёк на дорогие одежды усыпанные драгоценностями (См. Иезекииль 28:12—19)

156. Пандора — в др. греческих мифах первая женщина изваянная из глины Гефестом по приказу Зевса, оживлённая Афиной, и получившая от каждого из богов по подарку.

Пер. Д. Смирнова-Садовского